Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Учимся мыслить творчески»
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСКИ»
(наименование учебного предмета/курса)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе образовательной программы «Развитие познавательных способностей учащихся» 5-8 классы для общеобразовательных учреждений.(Автор: Криволапова Н.А, «Просвещение», 2012 г.)
Храмовой Нелли Валерьевной
Оха
2022 г
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основными задачами курса являются:
- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно - ориентированного тренинга;
-формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
-формирование собственного стиля мышления;
-формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты внеурочной деятельности школьников:
∙знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
∙ ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
∙ осознание ответственности за общее благополучие;
∙ развитие этических чувств;
∙ установка на здоровый образ жизни;
∙ самооценка;
∙ самоопределение.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности школьников «Развитие познавательных способностей учащихся»:
Регулятивные УУД:
∙ целеполагание;
∙ волевая саморегуляция;
∙ прогнозирование уровня усвоения;
∙ оценка;
∙ коррекция.
Коммуникативные УУД:
∙ умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
∙ умение выражать свои мысли полно и точно;
∙ управление действиями партнера (оценка, коррекция);
∙ использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД:
∙ умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
∙ выделение познавательной цели;
∙ выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
∙ умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
∙ устанавливать причинно- следственные связи;
∙ устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Содержание программы
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
• «Развитие интеллектуальных умений» (5 класс) — 34 ч;
• «Учимся мыслить творчески» (6 класс) -34 ч;
• «Методы решения творческих задач» (7 класс) – 34ч.;
• «Учимся работать с информацией» (8 класс) — 34 ч.
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.
Виды учебной деятельности: исследовательская, ролевая игра, общение.
Формы учебной деятельности: поиск информации, дискуссия, спор, диалог, психологический тренинг, ролевые ситуационные игры.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы по математике, комплект чертежных инструментов, комплекты демонстрационных геометрических тел.
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, мультимедийная техника.
Содержание программы
Учимся мыслить творчески
Классификация, сравнение понятий. Словосочетания Правила классификации. Отношения между понятиями. Существенные и несущественные признаки. Смысловые словосочетания
Творчество Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей
секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задачи и развивающие игры
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Танграм. Головоломки на плоскости Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения Формирование умений и задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задачи и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
Формы организации внеурочных занятий
Занятия проводятся в форме тренингов,творческих практикумов, развивающих игр.
Формирование обобщенных умений предметного характера на занятиях осуществляется путем организации специального предметно-ориентированного тренинга .
Занятия , направленные на развитие приемов и способов мыслительной деятельности, рассчитаны на работу со всем классом. Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых предметов.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Формы работы разнообразные: групповые, индивидуальные, фронтальные. Используются методы проблемного обучения, исследования, учебного поиска. В ходе работы учащиеся выявляют сходства и различия, проводят аналогии, ищут закономерности. Проводимые занятия носят безоценочный характер, поэтому важно научить учащихся проводить самоконтроль и самооценку успешности усвоения различных умений и видов деятельности.
Формы подведения итогов
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий
- тестирование.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | Диагностическое тестирование | |
2 | Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий | Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры |
3 | Сравнение понятий | Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности. Практические задания, развивающие игры |
4 | Выделение существенных признаков | Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры |
5 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры |
6 | Смысловые словосочетания | Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры |
7 | Синонимы, антонимы | Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры |
8 | Творчество. Методы решения творческих задач | Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры |
9 | Метод контрольных вопросов | Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры |
10 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры |
11 | Воображение | Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры |
12 | Компьютерный практикум | Создание компьютерного рисунка |
13 | Конструирование на плоскости | Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры |
14 | Конструирование в пространстве | Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры |
15 | Постановка и разрешение проблем | Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры |
16 | Разрешение проблемных ситуаций | Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры |
17 | Метод разрешения противоречий | Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры |
18 | Итоговое тестирование |
Диагностика интеллектуального развития учащихся
Оценку влияния занятий на развитие интеллектуально-познавательной и мотивационной сфер учащихся мы осуществляем по следующим критериям:
• динамика уровня интеллектуального развития ребёнка;
• динамика уровня обученности;
• динамика уровня сформированное учебно-информационных, учебно-исследовательских умений.
Для изучения уровня интеллектуального развития можно использовать тесты интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауера, ГИТ, ШТУР и др.
В 5 и 6 классах в течение года тестирование проводится дважды: в начале учебного года (диагностический тест) и в конце (итоговый тест). Тестирование позволяет проверить наблюдательность, сообразительность, аналитические и методологические умения, навыки поиска закономерностей, абстрактное мышление, логику, осведомлённость.
Все задания теста закрытые, т. е. требующие выбора одного из четырёх ответов, который ученик считает наиболее правильным. При проведении тестирования ученики должны получить подробную инструкцию от учителя. Инструкция включает в себя следующую информацию:
— тест состоит из 15 заданий с выбором ответа;
— только один из четырёх ответов правильный, поэтому нужно выбрать тот ответ, который кажется наиболее точным;
— на выполнение теста даётся 40 мин;
— за выполнение теста оценка ставиться не будет, этот тест позволит учителю выбрать такие формы работы на уроке, которые позволят каждому ученику получить прочные знания; при обучении каждый получит помощь учителя в том объёме, который ему необходим;
— сначала надо внимательно прочитать вопрос, потом мысленно ответить на него и только после этого выбрать правильный среди предложенных ответов;
— простые и более сложные вопросы перемешаны, поэтому, если сразу не можешь выбрать ответ, приступай к другому заданию; после выполнения последнего задания, если осталось время, снова попробуй найти ответ на пропущенные вопросы.
Эту инструкцию можно дать на предыдущем перед тестированием занятии и, выбрав один из вопросов промежуточного теста, показать на примере, как надо действовать.
Для удобства работы тест нужно размножить по количеству детей в классе. По правилам тестирования на странице следует размещать не более двух-трёх вопросов, если они не содержат рисунка. Если в вопросе есть рисунок, то он должен быть на странице только один. Это создаёт условия, при которых усталость будет связана только с выполнением работы, а не с удержанием внимания на строке и боязнью «потерять строку».
При проверке теста оцениваются следующие интеллектуальные умения: осведомлённость, наблюдательность, умение обнаружить закономерности, сообразительность, аналитические умения, методологические умения, логика рассуждения, абстрактное мышление. По ключу определяется коэффициент по каждой позиции. Анализ результатов теста позволяет выяснить общие для всего класса проблемы. Их решение и должно быть приоритетным: выбор форм и методов работы на уроках должен обеспечить развитие именно этих интеллектуальных умений школьников.
Каждый из обучающийся отвечает на вопросы теста. Если задание выполнено верно, то соответственно отмечаются все умения, сформированность которых проверяет это задание. Затем суммируются все плюсы по одному из умений и определяется его доля относительно максимально возможного.
Тесты позволяют судить о динамике в интеллектуальном развитии ребёнка, оценить эффективность системы занятий, осуществить коррекцию умений в тех случаях, когда имеются низкие результаты. Считается, что данное умение не освоено учеником, если результат составляет меньше 1/3 от максимального балла, результат от 1/3 до 2/3 соответствует низкому уровню сформированности умения, а результат, равный 2/3 от максимального балла или выше, соответствует норме.
Тексты диагностических и итоговых тестов для 5 и 6 классов приведены в «Сборнике заданий для развития познавательных способностей учащихся».
Список литературы
1. .Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012
2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012
3. Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию творческого мышления учащихся: 7 кл / Н.А. Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2012
4. Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 классы/ Е.С. Смирнова. М.: УЦ «Перспектива», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи
Данная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс
рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 2 специального (коррекциооного) класса VII вида...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по психологии для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8 классы...
Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с подростком с суицидальным риском"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). В программе описан подход к психологическому сопровождению подростка "группы риска". (2018-2019 учебный год)...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)
Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...