Рабочая коррекционно-развивающая программа для работы с детьми ОВЗ (ЗПР) в условиях ФГОС ООО
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного общего, среднего общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), авторской программой «Я – подросток. Программа уроков психологии», автор Микляева А. В., авторской программой «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» автор Локаловой Н.П., авторской программой «Развитие познавательных способностей учащихся» 5-8 классов для общеобразовательных учреждений автор Криволапова Н.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 86.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ (ЗПР) В УСЛОВИЯХ ФГОС
Составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного общего, среднего общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), авторской программой «Я – подросток. Программа уроков психологии», автор Микляева А. В., авторской программой «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» автор Локаловой Н.П., авторской программой «Развитие познавательных способностей учащихся» 5-8 классов для общеобразовательных учреждений автор Криволапова Н.А.
Храмовой Нелли Валерьевной, педагогом-психологом
Оха
2022 г
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ЗПР.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (далее — дети с ЗПР) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает осуществление лозунга «Образование для всех», предъявленного новому тысячелетию передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными потребностями оказывается исключенным из многих социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их сверстникам, они не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого затрудняется их бесконфликтное включение в социум. Принимая во внимание многообразие социального заказа, который исходит из желания родителей и возможности детей, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства, решение проблем обучения всех детей должна взять на себя общеобразовательная школа. Такая школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации.
Поэтому, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, разработана программа коррекционной работы, предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе авторских психологических программ «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В., авторской программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» автора Локаловой Н.П., авторской программы «Развитие познавательных способностей учащихся» 5-8 классов для общеобразовательных учреждений автора Криволапова Н.А., переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по развитию познавательных сфер школьников.
Нормативно-правовой и документальной основой программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
- Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №32514-22;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
- Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего образования» Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Программа сформирована для контингента детей с ОВЗ, учащихся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева. Всё большее число ребят относят к группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Цель данной программы - оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
- диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
- развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика;
- наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;
- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
- развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь);
- развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;
- совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
- коррекция детско-родительских отношений.
Кадровое обеспечение программы
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования, коррекции и развития недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании МБОУ СОШ № 5 г.Охи им. А.В. Беляева имеются ставки педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога. Педагогические работники школы имеют четкое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ЗПР относятся:
- введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
- разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, образовательных, коррекционных, реабилитационных);
- расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;
- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
∙ положительное отношение к школе;
∙ принятие социальной роли ученика;
∙ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
∙ способность к оценке своей учебной деятельности;
∙ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
∙ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
∙ адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
∙ этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
∙ готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
∙ сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
∙ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
∙ начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
∙ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
∙ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. родителей и других людей.
∙ контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
∙ выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
∙ использовать элементы причинно-следственного анализа;
∙ исследование несложных реальных связей и зависимостей;
∙ определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
∙ поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
∙ перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
∙ оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
∙ определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
∙ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
∙ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
∙ конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Основными направлениями работы психологического сопровождения в течение всего периода обучения являются.
- Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
- Аналитическая работа.
- Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-педагогического консилиума, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
- Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
- Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
- Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ЗПР в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
- Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
- Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).
- Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
- Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
- Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
- Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
- Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, специалистами и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Учащиеся, занимаются в общих классах по адаптированной образовательной программе для таких детей — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В школе нет специально отдельно сформированных классов, которые занимаются по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
-разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала, занятия составляются по рекомендациям ТПМПК.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом). Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Во время индивидуальных занятий с учениками работает педагог-психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
- развитие УУД с опорой на «зону ближайшего развития»;
- воздействие через эмоциональную сферу.
Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий использует следующие приёмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля.
Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ЗПР планируемых результатов освоения образовательной программы.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала, занятия составляются по рекомендациям ТПМПК.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Форма работы: индивидуальная (групповая 3-5 учащихся), занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития УУД у детей с ЗПР. Определить результативность проведенной работы поможет мониторинг развития УУД, который будет проведен в конце учебного года. Результаты исследования помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная цель и были ли решены поставленные задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов
5 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
6 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
7 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
8 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
9 класс: учебный год - 34 часа, в неделю -1 час
Содержание программы
5 класс (34 часа на учебный год)
Знакомство. Рефлексия собственных личностных качеств, игры и упражнения, направленные на снижение внутреннего напряжения. развитие внимания (переключение), мышления (синтез, анализ через синтез).
Какие мы разные. Рефлексия чувств, развитие пространственных представлений. Развитие мышления (гибкость, анализ через синтез). Игры и упражнения.
Я узнаю себя. Рефлексия личностных качеств. Развитие внутреннего плана действий. Развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ). Игры и упражнения.
Я – ромашка. Рефлексия личностных качеств. развитие мышления (установление закономерностей, гибкость). Игры и упражнения.
Что я чувствую. Рефлексия собственных чувств. Развитие мышления (установление закономерностей, установление сходства, противоположности, различия).
Какие слова легче? Виды вербальных реакций. Развитие внимания (устойчивость), мышления (гибкость), вербального мышления.
Делаем вместе. Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности), вербального мышления (определение понятий), умения различать разные формы поведения. Игры и упражнения.
Сравниваем понятия. Развитие внутреннего плана действий, логического мышления (установление отношений между понятиями), эмоциональной сферы. Игры и упражнения.
Творчество. Развитие воображения, логического мышления (деление понятий). Рефлексия собственных личностных качеств. Игры и упражнения, направленные на развитие воображения.
Суждения. Развитие воображения. Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений). Рефлексия личностных качеств. Определение вида суждения. Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Переворот фигур. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие логических форм вербального мышления. развитие перцептивно-эмоциональной сферы.
Учимся рассуждать. Развитие внимания, логических форм вербального мышления. Тренинг поведения в конфликтных ситуациях. Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.
6 класс (34 часа на учебный год)
Классификация, сравнение понятий. Словосочетания Правила классификации. Отношения между понятиями. Существенные и несущественные признаки. Смысловые словосочетания.
Творчество Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задачи и развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений и задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задачи и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
7 класс (34 часа на учебный год)
Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы. Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.
Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.
Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать свое имя? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.
Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.
8 класс (34 часа на учебный год)
Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учащихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы. Формирование учебной и познавательной мотивации, снятие тревожности. Развитие чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности путём обращения к проектным формам и обратной связи. Формирование адекватной самооценки. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку.
Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие внимания в условиях индивидуальной и коллективной деятельности. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии
Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Знакомство с миром профессий, их видами и типами. Составление карты выбора профессии. Знакомство с формулой профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий.
Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.
9 класс (34 часа на учебный год)
Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Определение уровня интеллектуального и личностного развития учащихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.
Раздел 1. Подросток и его психосоциальная компетентность. Формирование навыков построения внутреннего плана действий. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации.
Раздел 2. Развитие познавательной сферы. Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого мышления. Психологическая готовность к экзаменам.
Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения. Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития.
Итоговое занятие. Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития учащихся.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (5 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Содержание | Сроки проведения | ||
План | Факт | ||||
| Рефлексия собственных личностных качеств Развитие внимания (переключение) Развитие мышления (синтез) Развитие мышления (анализ через синтез) | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Основная часть Задание 1. «Говорящая надпись» Задание 2. «Называйте и считайте» Задание 3. «Три слова» Задание 4. «Составьте слова» Заключительная часть | 01.09 – 03.09 | ||
Рефлексия чувств Развитие пространственных представлений Развитие мышления (гибкость) Развитие мышления (анализ через синтез) | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Основная часть Задание 1. «Какие мы разные!» Задание 2. «Представьте куб» Задание 3. «Замените цифры символами» Задание 4. «Отгадайте слова» Заключительная часть | 06.09 – 10.09 | |||
Рефлексия личностных качеств Развитие внутреннего плана действия Развитие мышления (абстрагирование) Развитие мышления (вербальный анализ) | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Я узнаю себя» Задание 2. «Муха» Задание 3. «Говорим по-марсиански» Задание 4. «Объясните греческие слова» Заключительная часть | 13.09 – 17.09 | |||
Рефлексия личностных качеств Развитие пространственных представлений Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие мышления (гибкость) | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Основная часть Задание 1. «Я - ромашка» Задание 2. «Необычные ножницы» Задание 3. «Найдите фигуры» Задание 4. «Забавные омонимы» Заключительная часть | 20.09 – 24.09 | |||
Рефлексия личностных качеств Развитие внимания (в условиях коллективной деятельности) Развитие мышления (гибкость) Развитие мышления (установление сходства, противоположности) | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Что я могу сказать о себе хорошее?» Задание 2. «Делаем вместе» Задание 3. «Способы применения предмета» Задание 4. «Выберите синонимы и антонимы» Заключительная часть | 27.09 – 01.10 | |||
Рефлексия пространственных представлений Развитие вербального мышления Развитие умения дифференцировать чувства | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Основная часть Задание 1. «Слово в зеркале» Задание 2. «Подбери синонимы и антонимы» Задание 3. «Отгадай чувство» Заключительная часть | 04.10 – 08.10 | |||
Рефлексия собственных чувств Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие мышление (установление сходства, противоположности, различия) | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Основная часть Задание 1. «Что я чувствую?» Задание 2. «Найдите фигуры» Задание 3. «Одинаковые? Противоположные? Разные?» Заключительная часть | 11.10 – 15.10 | |||
Рефлексия пространственных представлений Развитие вербального мышления (выделение существенных признаков) Развитие умения различать эмоциональные состояния | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки Куку» Основная часть Задание 1. «Ошибки в изображениях» Задание 2. «Существенные и несущественные признаки» Задание 3. «Такие разные лица» Заключительная часть | 18.10 – 22.10 | |||
Различать виды вербальных реакций Развитие внимания (устойчивость) Развитие мышления (гибкость) Развитие вербального мышления | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Какие слова легче» Задание 2. «Стенографы» Задание 3. «Замените символы цифрами» Задание 4. «Объясните поговорки» Заключительная часть | 25.10 – 29.10 | |||
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие вербального мышления Развитие умения различать виды поведения | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Основная часть Задание 1. «Найдите фигуры» Задание 2. «Понимание пословиц» Задание 3. «Какое бывает поведение» Заключительная часть | 08.11 – 12.11 | |||
Развитие пространственных представлений Развитие вербального мышление Познание своего поведения | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Вид комнаты сверху» Задание 2. «Понимание пословиц» Задание 3. «Я узнаю себя» Заключительная часть | 15.11 – 19.11 | |||
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие вербального мышления (преобразование предложений без изменения смысла) Развитие умения различать виды поведения | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Найди фигуры» Задание 2. «Выразите разными словами» Задание 3. «Кто это?» Заключительная часть | 22.11 – 26.11 | |||
Развитие внимания (устойчивость в условиях коллективной деятельности) Развитие вербального мышления (определение понятий) Развитие умения различать разные формы поведения | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Основная часть Задание 1. «Делаем вместе» Задание 2. «Какое это понятие» Задание 3. «Как попросить и отказать» Заключительная часть | 29.11 – 03.12 | |||
Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (сравнение понятий) Развитие умения различать разные формы поведения | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Основная часть Задание 1. «Найди лишнюю фигуру» Задание 2. «Сравниваем понятия» Задание 3. «Вылепите фигуру» Заключительная часть | 06.12 – 10.12 | |||
Развитие внутреннего плана действий Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие эмоциональной сферы | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для мышлений» Основная часть Задание 1. «Муха» Задание 2. «Сравниваем понятия» Задание 3. «Как преодолеть плохое настроение?» Заключительная часть | 13.12 – 17.12 | |||
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие умения различать виды поведения | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Основная часть Задание 1. «Найдите фигуры» Задание 2. «Сравниваем понятия» (отношения часть – целое и целое – его часть) Задание 3. «Сравниваем понятия» (обобщение конкретизация) Задание 4. «Какое бывает поведение?» Заключительная часть | 20.12 – 24.12 | |||
Развитие внимания (устойчивость) Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (установление отношений между понятиями) Развитие умения различать виды поведения | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Сова» Основная часть Задание 1. «Стенографы» Задание 2. «Дополните до куба» Задание 3. «Сравниваем понятия» (обобщение конкретизация) Задание 4. «Кто это?» Заключительная часть | 27.12 – 29.12 | |||
Развитие воображения Развитие логического мышления (деление понятий) Рефлексия собственных личностных качеств | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Основная часть Задание 1. «Придумайте предметы» Задание 2. «Разделите понятия» Задание 3. «Говорящая надпись» Заключительная часть | 10.01 – 14.01 | |||
Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления (деление понятий) Развитие умения различать разные формы поведения | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Перекресток» Задание 2. «Деление понятий» Задание 3. «Вылепите фигуру» Заключительная часть | 17.01 – 21.01 | |||
Развитие воображения Развитие логических форм вербального мышления (определение видов суждений) Рефлексия собственных личностных качеств | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» Основная часть Задание 1. «Рисуем в уме» Задание 2. «Определите вид суждения» Задание 3. «Что я могу сказать о себе хорошее?» Заключительная часть | 24.01 – 28.01 | |||
Развитие пространственных представлений Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Развитие перцептивно-эмоциональной сферы | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Основная часть Задание 1. «Переворот фигур» Задание 2. «Найдите фигуры» Задание 3. «Измените форму, не меняя содержания» Задание 4. «Угадайте выражение лица» Заключительная часть | 31.01 – 04.02 | |||
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез) Развитие логических форм вербального мышления Развитие перцептивно-эмоциональной сферы | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Основная часть Задание 1. «Замените цифры буквами» Задание 2. «Измените форму, не меняя содержания» Задание 3. «Угадайте выражение лица» Заключительная часть | 07.02 – 11.02 | |||
Развитие перцептивно-эмоциональной сферы Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Основная часть Задание 1. «Учимся различать эмоции» Задание 2. «Переворот фигур» Задание 3. «Измените форму, не меняя содержания» Заключительная часть | 14.02 – 18.02 | |||
Развитие воображения Развитие перцептивно-эмоциональной сферы Развитие логических форм вербального мышления | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Основная часть Задание 1. «Соедините точки» Задание 2. «Учимся различать эмоции» Задание 3. «Измените форму, не меняя содержания» Заключительная часть | 21.02 – 25.02 | |||
Развитие внимания Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Основная часть Задание 1. «Называйте и считайте» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «А что сказал бы ты?» Заключительная часть | 28.02 – 04.03 | |||
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Найдите фигуру» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «А что сказал бы ты?» Заключительная часть | 07.03 – 11.03 | |||
Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления Тренинг поведения в конфликтных ситуациях | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Слон» Основная часть Задание 1. «Поворот фигур» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «А что сказал бы ты?» Заключительная часть | 14.03 – 18.03 | |||
Рефлексия собственных личностных качеств Развитие мышления (гибкость) Развитие логических форм вербального мышления | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» Основная часть Задание 1. «Я - ромашка» Задание 2. «Замените буквы цифрами» Задание 3. «Учимся рассуждать» Заключительная часть | 28.03 – 01.04 | |||
Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие логических форм вербального мышления Рефлексия личностных качеств | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Качания головой» Основная часть Задание 1. «Найдите фигуры» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «Что я могу сказать о себе хорошее?» Заключительная часть | 04.04 – 08.04 | |||
Развитие пространственных представлений Развитие логических форм вербального мышления Рефлексия собственных личностных качеств | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Развертка с буквами» Задание 2. «Учимся рассуждать» Задание 3. «Говорящая надпись» Заключительная часть | 11.04 – 15.04 | |||
Развитие памяти Развитие мышления (синтез и анализ) Развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1. «Пропущенная буква» Задание 2. «Анализ отношений понятий» Задание 3. «Я в своих глазах, я в глазах окружающих» Заключительная часть | 18.04 – 22.04 | |||
Развитие мышления Развитие восприятия развитие умению позитивно мыслить и использовать механизмы самоподдержки. | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Слон» Задание 1. «Выражение мысли другими словами» Задание 2. «Поразмышляй о словах» Задание 3. «Афоризмы» Заключительная часть | 25.04 – 29.04 | |||
Тренировка внимания Развитие мышления Развитие позитивного отношения к школьной жизни | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Задание 1. «Скрытая подсказка» Задание 2. «Словообразование» Задание 3. «Школьные дела» Заключительная часть | 02.05 – 06.05 | |||
Развитие концентрации внимания Развитие вербально-смыслового мышления | Вводная часть Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1. «Перепиши слова» Задание 2. «Что нового?» Задание 3. «Что нового?» Заключительная часть | 10.05 – 13.05 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (6 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Содержание | Сроки проведения | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие | Знакомство. Диагностическое тестирование | 01.09 – 03.09 | |
2 | Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий | Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры | 06.09 – 10.09 | |
3 | Сравнение понятий | Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности. Практические задания, развивающие игры | 13.09 – 17.09 | |
4 | Сравнение понятий | Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности. Практические задания, развивающие игры | 20.09 – 24.09 | |
5 | Выделение существенных признаков | Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры | 27.09 – 01.10 | |
6 | Выделение существенных признаков | Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры | 04.10 – 08.10 | |
7 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры | 11.10 – 15.10 | |
8 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры | 18.10 – 22.10 | |
9 | Смысловые словосочетания | Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры | 25.10 – 29.10 | |
10 | Смысловые словосочетания | Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры | 08.11 – 12.11 | |
11 | Синонимы, антонимы | Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры | 15.11 – 19.11 | |
12 | Синонимы, антонимы | Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры | 22.11 – 26.11 | |
13 | Творчество. Методы решения творческих задач | Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры | 29.11 – 03.12 | |
14 | Творчество. Методы решения творческих задач | Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры | 06.12 – 10.12 | |
15 | Метод контрольных вопросов | Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры | 13.12 – 17.12 | |
16 | Метод контрольных вопросов | Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры | 20.12 – 24.12 | |
17 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры | 27.12 – 29.12 | |
18 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры | 10.01 – 14.01 | |
19 | Воображение | Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры | 17.01 – 21.01 | |
20 | Воображение | Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры | 24.01 – 28.01 | |
21 | Компьютерный практикум | Создание компьютерного рисунка. | 31.01 – 04.02 | |
22 | Конструирование на плоскости | Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры | 07.02 – 11.02 | |
23 | Конструирование на плоскости | Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры | 14.02 – 18.02 | |
24 | Конструирование в пространстве | Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры | 21.02 – 25.02 | |
25 | Конструирование в пространстве | Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры | 28.02 – 04.03 | |
26 | Постановка и разрешение проблем | Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры | 07.03 – 11.03 | |
27 | Постановка и разрешение проблем | Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры | 14.03 – 18.03 | |
28 | Разрешение проблемных ситуаций | Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры | 28.03 – 01.04 | |
29 | Разрешение проблемных ситуаций | Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры | 04.04 – 08.04 | |
30 | Метод разрешения противоречий | Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры | 11.04 – 15.04 | |
31 | Метод разрешения противоречий | Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры | 18.04 – 22.04 | |
32 | Итоговое тестирование | Пакет диагностических методик. | 25.04 – 29.04 | |
33 | Итоговое тестирование | Пакет диагностических методик. | 02.05 – 06.05 | |
34 | Решение творческих задач | Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися). | 10.05 – 13.05 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (7 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Содержание | Сроки проведения | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие | Знакомство, установление правил. | 01.09 – 03.09 | |
2 | Стартовая диагностика | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | 06.09 – 10.09 | |
3 | Стартовая диагностика | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | 13.09 – 17.09 | |
4 | Формирование учебной мотивации | Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. | 20.09 – 24.09 | |
5 | Формирование учебной мотивации | Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. | 27.09 – 01.10 | |
6 | Формирование учебной мотивации | Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. | 04.10 – 08.10 | |
7 | Мои эмоции | Анализировать, формулировать простые выводы. Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий, оценивать значимость социальной информации о психологических типах людей для эффективного социального поведения | 11.10 – 15.10 | |
8 | Мои эмоции | Анализировать, формулировать простые выводы. Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий, оценивать значимость социальной информации о психологических типах людей для эффективного социального поведения | 18.10 – 22.10 | |
9 | Эмоциональный словарь | Использовать социальную информацию, осуществлять мини-исследование, работать с интернет - источниками. Оценивать и контролировать свои учебные действия | 25.10 – 29.10 | |
10 | Чувства «полезные» и «вредные». | Анализировать, формулировать простые выводы. Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение. Приводить примеры культурной обусловленности социальных норм. Самостоятельно решать типичные жизненные задачи; | 08.11 – 12.11 | |
11 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | Решать типичные жизненные задачи; извлекать социальную информацию из художественного текста. Познакомиться и применять методы саморегуляции. | 15.11 – 19.11 | |
12 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | Решать типичные жизненные задачи; извлекать социальную информацию из художественного текста. Познакомиться и применять методы саморегуляции. | 22.11 – 26.11 | |
13 | Что такое страх? | Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения возникших проблем. Рисовать свои страхи и превращать в смешные рисунки. Применять методы саморегуляции. | 29.11 – 03.12 | |
14 | Развитие внимания | Осознать особенности своего внимания и значимость внимания для человека. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. | 06.12 – 10.12 | |
15 | Развитие внимания | Осознать особенности своего внимания и значимость внимания для человека. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. | 13.12 – 17.12 | |
16 | Развитие внимания | Осознать особенности своего внимания и значимость внимания для человека. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. | 20.12 – 24.12 | |
17 | Развитие внимания | Осознать особенности своего внимания и значимость внимания для человека. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. | 27.12 – 29.12 | |
18 | Развитие памяти | Осознать особенности своей памяти. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. | 10.01 – 14.01 | |
19 | Развитие памяти | Осознать особенности своей памяти. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. | 17.01 – 21.01 | |
20 | Развитие памяти | Осознать особенности своей памяти. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. | 24.01 – 28.01 | |
21 | Развитие памяти | Осознать особенности своей памяти. Развить рефлексивные способности. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. | 31.01 – 04.02 | |
22 | Развитие логического мышления | Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. | 07.02 – 11.02 | |
23 | Развитие логического мышления | Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. | 14.02 – 18.02 | |
24 | Установление закономерностей | Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; сравнение и классификация по существенным признакам; | 21.02 – 25.02 | |
25 | Установление закономерностей | Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей; сравнение и классификация по существенным признакам; | 28.02 – 04.03 | |
26 | Развитие словесно- логического мышления. | Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. | 07.03 – 11.03 | |
27 | Развитие словесно- логического мышления. | Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. | 14.03 – 18.03 | |
28 | Развитие словесно- логического мышления. | Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. | 28.03 – 01.04 | |
29 | «Я - образ» | Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, Оценивать себя и своѐ поведение. Давать нравственную оценку явлениям социальной действительности | 04.04 – 08.04 | |
30 | Труд в жизни человека и общества. | Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, извлекать информацию из разных источников, анализировать и объяснять смысл высказывания. | 11.04 – 15.04 | |
31 | Разнообразие профессий | Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его для решения познавательных задач, извлекать информацию из разных источников, анализировать и объяснять смысл высказывания. Ставить цель и строить план еѐ достижения. Описать профессии родителей. | 18.04 – 22.04 | |
32 | Профессиональное самоопределение | Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. Знать понятие профессионально важных качеств личности. | 25.04 – 29.04 | |
33 | Составление словаря профессий | Составить словарь профессий. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. | 02.05 – 06.05 | |
34 | Подведение итогов курса. | Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. | 10.05 – 13.05 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (8 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Содержание | Сроки проведения | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие | Знакомство, установление правил. | 01.09 – 03.09 | |
2 | Стартовая диагностика | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | 06.09 – 10.09 | |
3 | Стартовая диагностика | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | 13.09 – 17.09 | |
4 | Формирование учебной мотивации | Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. | 20.09 – 24.09 | |
5 | Формирование учебной мотивации | Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения познавательных задач. Ставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий. | 27.09 – 01.10 | |
6 | Развитие чувства ответственности за принятое решение | Анализировать, формулировать простые выводы. Осуществлять оценку собственных психических реакций и действий. Соотносить индивидуальные и общественные ценности | 04.10 – 08.10 | |
7 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. | Использовать социальную информацию, осуществлять мини-исследование. Озвучивать и прописывать внутренний план действий. Составлять план проект. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку. | 11.10 – 15.10 | |
8 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. | Использовать социальную информацию, осуществлять мини-исследование. Озвучивать и прописывать внутренний план действий. Составлять план проект. Развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку. | 18.10 – 22.10 | |
9 | Развитие рефлексивной деятельности. | Анализировать, формулировать выводы. Вносить коррективы в план проекта. Давать оценку своей деятельность, воспринимать конструктивную критику. | 25.10 – 29.10 | |
10 | Развитие рефлексивной деятельности. | Анализировать, формулировать выводы. Вносить коррективы в план проекта. Давать оценку своей деятельность, воспринимать конструктивную критику. | 08.11 – 12.11 | |
11 | Формирование адекватной самооценки. | Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение, исследовать правомерность собственного социального поведения, приводить примеры культурной обусловленности социальных норм; | 15.11 – 19.11 | |
12 | Формирование адекватной самооценки. | Различать социально приемлемое и неприемлемое поведение, исследовать правомерность собственного социального поведения, приводить примеры культурной обусловленности социальных норм; | 22.11 – 26.11 | |
13 | Развитие социального поведения | Оценивать личный социальный опыт, применять его для решения возникших проблем. Распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими. | 29.11 – 03.12 | |
14 | Развитие произвольного внимания | Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. | 06.12 – 10.12 | |
15 | Развитие устойчивости и концентрации внимания | Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. Знакомство с приёмами повышения концентрации внимания | 13.12 – 17.12 | |
16 | Развитие устойчивости и концентрации внимания | Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. Знакомство с приёмами повышения концентрации внимания | 20.12 – 24.12 | |
17 | Развитие распределения, переключения внимания. | Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. | 27.12 – 29.12 | |
18 | Развитие распределения, переключения внимания. | Осознание особенностей своего внимания и значимости внимания для человека. Работать со схемами, таблицами. | 10.01 – 14.01 | |
19 | Развитие слуховой, зрительной памяти | Осознание особенностей своей памяти. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. | 17.01 – 21.01 | |
20 | Развитие слуховой, зрительной памяти | Осознание особенностей своей памяти. Работать со схемами, таблицами. Освоить приемы запоминания. | 24.01 – 28.01 | |
21 | Развитие вербальной памяти. | Рационально организовывать и контролировать свою работу. Применять приёмы запоминания. Разбивать материал на информационные куски. | 31.01 – 04.02 | |
22 | Развитие вербальной памяти. | Рационально организовывать и контролировать свою работу. Применять приёмы запоминания. Разбивать материал на информационные куски. | 07.02 – 11.02 | |
23 | Развитие логического мышления. | Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты | 14.02 – 18.02 | |
24 | Развитие логического мышления. | Проводить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты | 21.02 – 25.02 | |
25 | Установление закономерностей | Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. | 28.02 – 04.03 | |
26 | Установление закономерностей | Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. | 07.03 – 11.03 | |
27 | Развитие словесно- логического мышления | Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. | 14.03 – 18.03 | |
28 | Развитие словесно- логического мышления | Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. | 28.03 – 01.04 | |
29 | Развитие словесно- логического мышления | Читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Реконструировать известные и создавать новые объекты. | 04.04 – 08.04 | |
30 | Индивидуальность и неповторимость личности. | Оценивать свой личный и социальный опыт, применять его для решения познавательных задач. Оценивать себя и своѐ поведение. | 11.04 – 15.04 | |
31 | Знакомство с миром профессий, их видами и типами. | Знакомство с классификацией профессий, с различными видами труда, перечнем трудовых действий и качеств личности, как основами выбора профессии. | 18.04 – 22.04 | |
32 | Составление карты выбора профессии. | Исследовать через самодиагностику свойства личности: способности, интересы и склонности, характер, темперамент, тип интеллекта. Соотнесение полученных результатов с профессиональным выбором. | 25.04 – 29.04 | |
33 | Знакомство с формулой профессии. | Знакомство с профессионально важными качествами личности. Соотносить ПВК с конкретными профессиями. Определить «формулу» будущей профессии | 02.05 – 06.05 | |
34 | Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий. | Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. | 10.05 – 13.05 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (9 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю.
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
№ | Тема | Содержание | Сроки проведения | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие | Принятие правил на занятиях. Выполнение устава школы и законов класса. Обобщать личный жизненный опыт и опыт собственной познавательной деятельности. | 01.09 – 03.09 | |
2 | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | Анализировать собственный результат | 06.09 – 10.09 | |
3 | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. | Анализировать собственный результат | 13.09 – 17.09 | |
4 | Общаться – это легко. | знакомство с приемами общения; продолжение работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков. | 20.09 – 24.09 | |
5 | Общаться – это легко. | знакомство с приемами общения; продолжение работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков. | 27.09 – 01.10 | |
6 | Какая бывает информация? | Осуществлять самостоятельный информационный поиск, систематизировать ее по заданным признакам, видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. | 04.10 – 08.10 | |
7 | Как лучше подать информацию? | Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. | 11.10 – 15.10 | |
8 | Барьеры на пути информации. | Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. | 18.10 – 22.10 | |
9 | Барьеры на пути информации. | Аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению. | 25.10 – 29.10 | |
10 | Стили общения | Классифицировать и давать характеристику стилей общения (в форме «вопрос-ответ»); выслушав предложенные диалоги, определять, какой стиль общения в них представлен; выделение особенностей понятия «манера общения»; классифицировать манеры общения; | 08.11 – 12.11 | |
11 | Стили общения | Классифицировать и давать характеристику стилей общения (в форме «вопрос-ответ»); выслушав предложенные диалоги, определять, какой стиль общения в них представлен; выделение особенностей понятия «манера общения»; классифицировать манеры общения; | 15.11 – 19.11 | |
12 | Что такое конфликт? | Отработка навыков "я –высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций, выбор эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов. | 22.11 – 26.11 | |
13 | Что такое конфликт? | Отработка навыков "я –высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций, выбор эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов. | 29.11 – 03.12 | |
14 | Знакомство и отработка методов тренировки внимания. | Выполнение упражнений направленных на тренировку внимания. | 06.12 – 10.12 | |
15 | Знакомство и отработка методов тренировки внимания. | Выполнение упражнений направленных на тренировку внимания. | 13.12 – 17.12 | |
16 | Знакомство и отработка методов тренировки внимания. | Выполнение упражнений направленных на тренировку внимания. | 20.12 – 24.12 | |
17 | Знакомство и отработка с методов тренировки эффективного запоминания. | Выполнение упражнений направленных на тренировку эффективного запоминания | 27.12 – 29.12 | |
18 | Знакомство и отработка с методов тренировки эффективного запоминания | Выполнение упражнений направленных на тренировку эффективного запоминания | 10.01 – 14.01 | |
19 | Знакомство с методами тренировки мышления. | Постановка проблемной ситуации, которую нужно решить. Составление плана решения данной ситуации, обсуждение внесение корректив. | 17.01 – 21.01 | |
20 | Отработка навыков тренировки сложных форм мышления. | Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. | 24.01 – 28.01 | |
21 | Отработка навыков тренировки сложных форм мышления. | Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. | 31.01 – 04.02 | |
22 | Развитие творческого мышления. | Анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. | 07.02 – 11.02 | |
23 | Развитие творческого мышления. | Анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. | 14.02 – 18.02 | |
24 | Развитие логического мышления. | Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане | 21.02 – 25.02 | |
25 | Установление закономерностей. | Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане | 28.02 – 04.03 | |
26 | Установление закономерностей. | Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане | 07.03 – 11.03 | |
27 | Развитие словесно- логического мышления. | Абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. | 14.03 – 18.03 | |
28 | Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. | Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. | 28.03 – 01.04 | |
29 | Учебные заведения региона | Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. | 04.04 – 08.04 | |
30 | Определение типа будущей профессии. | Работа с разными информационными системами. Анализ полученной информации, формулирование выводов. | 11.04 – 15.04 | |
31 | Зависимость жизненных планов от состояния здоровья. | Работа над проектом «Моя будущая профессия», внесение необходимых корректив. | 18.04 – 22.04 | |
32 | Составление индивидуальной траектории профессионального развития. | Защита проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение, самооценка | 25.04 – 29.04 | |
33 | Подведение итогов курса. | Оценивать свой личный социальный опыт, применять его для решения поставленных задач. | 02.05 – 06.05 | |
34 | Подведение итогов курса. | Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. | 10.05 – 13.05 |
Литература, используемая при составлении программы
- Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
- Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
- Бабкина Н. В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1. 5.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
- Вачков И. В. Психология для малышей или сказка о самой душевной науке.- М.:»Педагогика-Пресс» 2000г.
- Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
- Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
- Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, Коммуникабельности. Пособие для родителей и педагогов.
- Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
- Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
- Платонов К. К. Занимательная психология. СпПб.: Питер, 2007. – 284с.
- Романчук О. И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010.
- Сковронская Л. В. Родительский класс, или Практическое руководство для сомневающихся родителей. М.: Генезис, 2014
- Тихомирова Л. Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2003г.
- Улъенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.
- Шевченко С. Г. Коррекционно-развиваюшее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно- развивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для работы с детьми ОВЗ (ЗПР) в условиях ФГОС НОО
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и...
Публикация "Коррекционно – развивающие возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью"Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование. В 3 частях. Ч. 3: сборник статей
Статья на тему: "Коррекционно – развивающиевозможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью....
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...
Коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация» в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Они не испытывают мотивации к общению, не умеют осуществлять речевое взаимодействие. Всё...