РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

РАБОЧАЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovchinnikov.docx106.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 933»

РАБОЧАЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

Программу составили:

Лапшина Татьяна  Александровна

учитель-логопед первой квалификационной категории

Москва, 2018

Оглавление

1. Целевой раздел        2

1.1. Пояснительная записка        2

   1.2 Особенности речи обучающихся воспитанников с умственной отсталостью в лёгкой степени.  ………………………………………………………………………………………    5

2. Содержательный раздел……………………………………………………………………   9

     2.1 Основные направления коррекционной работы………………………………………  9

     2.2 Условия реализации программы.

3.Основные  требования  к  знаниям  и  умениям…………………………………………….13

       3.1 Основные  требования  к  знаниям  и  умениям обучающегося  7, 8 класса.  ……..13

       3.2 Основные   требования   к   знаниям   и   умениям обучающегося   9  класса…….15

4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы………  17

4.1Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей

    работы в 7 классе…………………………………………………………………     17

4.2 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей

      работы в 8 классе ………………………………………………………………     19

4.3 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей

      работы в 9 классе…………………………………………………………………..24

5. Приложение …………………………………………………………………………………29

5.1 Протокол обследования речи.  (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА) ………………………29

5.2 Карта логопедического обследования …………………………………………………..331

6. Методическое обеспечение программы…………………………………………..40

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая  программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03. 2004 г. № 1089);  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;  ПрАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);  методических рекомендаций для логопедов Н.Н. Яковлевой, Т.А. Ткаченко, Е.В. Мазановой, И.А. Морозовой, О.В. Елецкой, Е.М. Мастюковой, Л.Н. Ефименковой; учебным планом школы;  календарным учебным графиком работы школы; расписанием  занятий на  учебный год;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталого ребёнка  является семантический дефект, и расстройство речи проявляется на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи у школьника с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего у ребёнка нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.

Программа учитывает особенности психофизического развития ребёнка, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Таким образом, учащийся, имеющий системное недоразвитие речи, нуждается в коррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционно-развивающем обучении.

Цель программы: диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

  • коррекция дисграфии, дислексии;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
  • развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; 
  • уточнение слов и обогащение словарного запаса посредством накопления новых слов, относящихся к разным частям речи,  уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения  учащимся словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
  • формирование грамматической стороны речи; 
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие диалогической и монологической форм речи;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • воспитание мотивации к учению, общению;

С учётом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.

   Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.

   Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы  с учащимся,   имеющим интеллектуальные нарушения, является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую.

   Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.

   Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем - на более сложном.

Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определённый, не очень быстрый темп работы.

В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.

   В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие речи тесно связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

1.2 Особенности речи обучающихся воспитанников с умственной отсталостью в лёгкой степени.

По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Развитие моторики, в том числе и речевой, у умственно отсталых детей протекает замедленно, не дифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль.

          Анализируя  особенности речи у умственно отсталых школьников, В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности.

Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка. Умственно отсталые дети с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами (например, сложноподчиненными предложениями с придаточными цели, причины и др.).

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей.    

  Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля над речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.

Лалаева  Р.И.  к  закономерностям,  характерным  для  всех  умственно  отсталых  детей  относит:

- системное  недоразвитие  речи  как  единства  взаимосвязанных  компонентов  (фонетика  – фонематического  и  лексика – грамматического  строя);

- наличие  нарушений  речевой деятельности на различных уровнях её функционирования;

- преобладание нарушений на семантическом уровне языковых единиц;

- сложный характер симптоматики и патогенеза речевых нарушений;

- вариативность в соотношении нарушений различных уровней функциональной речевой системы;

- нарушения скорости, объёма и качества обработки речевой информации;

- значительное снижение планирующей и когнитивной функции речи.

Основные ошибки на письме у обучающегося с умственной отсталостью:

 графические ошибки, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определѐнными звуками. Буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме, наиболее часто смешиваются следующие буквы: П-Т, П-Н, П-И, У-И, Ш-И, М-Л.

 специфические фонетические замены, сюда относится замена и смешение букв, обозначающих шипящие и свистящие звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, замена букв обозначающих гласные звуки.

 нарушение слоговой структуры слова, это пропуски отдельных букв и целых слогов, перестановка букв и слогов, раздельное написание частей одного слова. И слитное написание двух слов.

 грамматические ошибки, к ним относятся пропуски и неверное применение предлогов служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов.

 орфографические ошибки – преимущественно на буквы, обозначающие безударные гласные, непроизносимые согласные, на написание звонких и глухих согласных, на обозначение смягчения согласных.

В работе по коррекции письменной речи у обучающегося с умственной отсталостью обращается внимание на:

 всестороннее развитие личности логопата;

 возрастные особенности учащихся и уровень развития, и в соответствии с этим правильно подобранный дидактический материал;

 индивидуальный подход;

 прочность приобретенных знаний и навыков;

 наглядность;

 учет программ каждого класса по русскому языку;

 стремление к тому, чтобы на каждом логопедическом занятии было слушание, говорение, чтение и письмо.

Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального  характера.

Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Работая над исправлением различных речевых нарушений, формируя речевые умения и навыки логопед, тем самым, развивает у обучающихся познавательные процессы и высшие психические функции.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи, нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционно-развивающем обучении.

2. Содержательный  раздел

2.1 Основные направления коррекционной работы:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • развитие фонетического слуха и восприятия;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • развитие связной речи;
  • развитие пространственно-временных представлений;
  • развитие коммуникативной функции речевого общения;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
  • развитие мелкой моторики;
  • Коррекция нарушений чтения и письма.

Основные принципы, на которых базируется данная программа:

- принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем  протяжении обучения школьника;

- принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

        - принцип дифференцированного подхода (учитывалась различная          структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

- принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Основные методы:

Практические методы:

1. упражнения: подражательно – исполнительские (рядоговорение, голосовые, артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация действий), которые снимают напряжение, создают эмоционально – положительный настрой, устные и письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;

2. игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с показом, пояснением, указаниями, вопросами;

3. метод моделирования – создание моделей и их использование в целях формирования требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного, слогового и звукового состава слова);

Наглядные методы

Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных пособий и технических средств обучения:

1. наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических схем;

2. пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы, при актуализации и закреплении знаний, умений и навыков

3. моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка» слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения действия и т.д.

Словесные методы

Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену впечатлениями.

Формы реализации: индивидуальные коррекционные  занятия.

Основная цель  индивидуальных занятий состоит в подборе и применении специальных упражнений, направленных  на коррекцию дисграфии и дислексии, по темам указанным в разделе «календарно-тематическое планирование».

                  Занятия по коррекции дисграфии и дислексии проводятся:

  • 7 класс – 2 раза в неделю;
  •  8 класс – 2 раза в неделю;
  • 9 класс – 2 раза в неделю.

Продолжительность индивидуальных занятий – 7 класс - 40 минут,    8, 9 классы - 45 минут.

На логопедических занятиях обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. Обучающийся, приобретает навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяет лексический запас, учится грамматически правильно оформлять свои высказывания.

2.2 Условия реализации программы:

1. Новый  материал преподносится  предельно развернуто, задействованы различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении и т.д).

3. На занятиях  даются  задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).

4. Систематически повторяется  пройденный материал для автоматизации навыка.

5. Применяемый словарный материал  уточняется, пополняется, расширяется путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира.

6.  Предусматривается пошаговость при формировании учебного действия, навыка.

7. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при проведении занятия – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения ребёнком изучаемого материала.

8.Необходимым условием  является создание на занятии  атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.

Содержание  логопедических занятий  согласовано с программой по чтению и развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке школьника к усвоению учебного материала.

В начале учебного года проводится обследование речи обучающихся в течение двух недель. В конце учебного года также проводится обследование речи обучающегося.  Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития ребёнка.

Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для обучающегося.

В работе используются следующие виды контроля: ежегодное обследование устной и письменной речи обучающегося, проведение диктантов и творческих работ (написание рассказа по теме, по впечатлению, по представлению), а также списывание печатного и рукописного текста.

 Эффективность реализации данной  программы зависит от четкости организации логопедической работы, от равномерного распределения нагрузки, от преемственности учителя, логопеда и родителей, от учета индивидуальных особенностей обучающихся.

3. Основные  требования  к  знаниям  и  умениям

3.1 Основные  требования  к  знаниям  и  умениям                обучающегося  7, 8 класса.

обучающийся должен знать:

- понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение», «рассказ».

- роль гласных и согласных и слове;

- смысловые и грамматические признаки слов-предметов, действий, отношений, признаков; вопросительные слова к словам-предметам, действиям, признакам;                                          

- условно - графические схемы слов и предложений;                

- принцип построения простого предложения и возможность его распространения;

- существительные изменяются по числам и падежам;

- глаголы изменяются по числам, родам и временам;

- возможности использования способов словообразования.

обучающийся должен уметь:

- говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно;

- производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер звуков: гласные /ударные, безударные/, согласные /звонкие - глухие, твердые - мягкие/, соотносить количество звуков  и  букв  в  словах;

- образовывать нужную в предложении форму слова;

- использовать в предложении слова различных частей речи /существительные, глаголы, прилагательные/, устанавливать связь между ними по вопросам;                                        

- отвечать на вопросы, используя слова вопроса;

- составлять предложения по опорным словам по картинкам и сериям картинок, по графической схеме;

- группировать слова, словосочетания, предложения по заданному признаку;

- пользоваться формами словообразования и словоизменения для точности выражения мысли;

- использовать грамматические, конструкции словосочетаний с существительными /по типу согласования/ и с глаголами /по типу управления и примыкания/.

3.2 Основные   требования   к   знаниям   и   умениям обучающегося   9  класса.

обучающийся должен знать:

- структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;

- характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях;

- признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных частей слова;          

- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;                          

- различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;

- запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;

- грамматические средства изменения существительных, прилагательных, глаголов;

- связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли.        

обучающийся должен уметь:                  

- включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений разных структур;

- определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/;

- различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении;  

- определять значение наиболее употребляемых существительных с мягким знаком;

- изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе предложения;

- составлять простые и сложные предложения и ситуативной речи;

- пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений между словами;

- определять тему рассказа по содержанию.

Предполагаемый результат

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной  звуко-слоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне  слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.

Лексико-грамматический строй речи.

Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.

Предложение и связная речь.

Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.

Будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Предметные результаты освоения программы:

- формирование интереса к изучению русского языка;

- овладение основами грамотного письма;

- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

- осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

- участие в обсуждении прочитанных произведений;

- использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

- осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

- расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;

 4. Календарно-тематическое планирование.

4.1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в 7 классе

п/п

Тема занятия

Задачи

Кол-во часов

Дата

Апрель

Обследование

3

1

Обследование импрессивной речи.                    Обследование словарного запаса. Обследование связной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.. Обследование словарного запаса. Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания

1

 

2

Обследование слоговой структуры слова. Обследование грамматического строя речи.

 

Выявить степень владения слоговой структурой.                                       Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1

3

Обследование чтения и письма.

Выявить нарушения чтения и письма.

1

Имя  существительное

12

4

Имена существительные (одушевлённые и неодушевлённые)

Упражнять в практическом усвоении слов, обозначающих живые и неживые предметы

1

5

Изменение имён существительных  по числам

Обучение детей постановке вопросов «что?» «кто?» к словам, работа по распространению простого предложения, развитие слухового внимания, закрепление знаний о живых и неживых предметах.

1

6

Род имён существительных

Упражнять обучающихся правильно соотносить род существительных.

1

7

Изменение имён существительных по падежам.

Тренировать в изменении падежных форм имени существительного.

1

8

Родительный падеж существительных ед. числа

Тренировать в изменении падежных форм имени существительного.

1

Май

9

Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.

Упражнять обучающихся правильно соотносить глагольные окончания с числом существительных.

1

10

Составление  трёхсловных предложений.

Тренировать в составлении предложений  из  3-х слов.

1

11

Составление   предложений. Распространение предложений.

Тренировать в составлении и распространении предложений.

2

12

Родительный падеж существительных  с предлогом «ОТ».

Тренировать в изменении падежных форм имени существительного.

1

13

Родительный падеж существительных  с предлогом «ДО»

Тренировать в изменении падежных форм имени существительного.

1

14

Родительный падеж существительных  с предлогами «ОТ», «ДО»

Тренировать в изменении падежных форм имени существительного.

1

4.2 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в 8 классе

п/п

Тема занятия

Задачи

Кол-во часов

Дата

Сентябрь

Обследование

4

1

Обследование импрессивной речи.Обследование связной речи.Обследование словарного запаса.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.  Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Обследование словарного запаса.

1

 

2

Обследование грамматического строя речи. Обследование слоговой структуры слова.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. Выявить степень владения слоговой структурой.

1

3

Обследование чтения и письма.

Выявить нарушения чтения и письма.

2

Предложение

5

4

Простое предложение.

Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово».

1

8

Сложные предложения с союзами «И», «А», «Но» и без них.

Уточнять знания обучающихся о постановке знаков препинания в сложном предложении.

2

9

Знаки препинания в конце предложения.

Закрепить умения детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

1

10

Дифференциация простого и сложного предложения.

Закрепить знания обучающихся о простом и сложном предложении.

1

Октябрь

Состав слова

12

11

Однокоренные слова.

Упражнять в подборе однокоренных слов.

2

12

Образование слов при помощи приставок.

Закрепить знания о словообразующем значении приставки.

2

13

Образование слов при помощи суффиксов.

Закрепить знания о словообразующем значении суффикса.

2

14

Дифференциация предлогов и приставок.

Закрепление знаний о приставке и предлоге.

2

15

Гласные и согласные в приставках.

Закрепить правописание гласных и согласных в приставках.

1

16

Употребление предлогов в предложении.

Закрепить знания обучающихся о предлоге.

1

Ноябрь

17

Сложные предлоги.

Закрепить знания обучающихся о сложных предлогах.

1

18

Закрепление пройденного материала по теме «Состав слова»

Закрепить знания по теме «Состав слова»

1

Имя существительное

12

19

Понятие об имени существительном и его значение в речи.

Закрепить знания по теме «Имя существительное».

1

20

Характеристика имен существительных. Роль в предложении.

Закрепить знания обучающихся по теме «Имя существительное»

1

21

Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного.

Закрепить знания обучающихся о написании существительных единственного и множественного числа.

1

22

Практическое употребление существительных разного рода.

Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу, обогащение словаря.

1

Декабрь

23

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.

Обучение детей постановке вопросов «что?» «кто?» к словам, работа по распространению простого предложения, развитие слухового внимания, закрепление знаний о живых и неживых предметах.

1

24

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и  винительного падежей.

Обучение постановке вопросов «Кого? «Что?» в предложениях, развитие логического мышления.

1

25

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей.

Припоминание вопросов  косвенных падежей. Развитие высших психических функций.

1

26

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа.

Развитие умения строить предложения при помощи существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа с предлогами и без них.

1

27

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного  падежа.

Обучение ответам на вопросы и самостоятельной постановке вопросов «Чем?» «Кем?» к словам, практическое употребление существительных в форме единственного и множественного  числа творительного падежа без предлога.

1

28

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа. Обучение постановке вопросов к словам, употребление простых предлогов с существительными в форме предложного падежа.

1

29

Практическое употребление существительных в косвенных падежах.

Закрепление у детей знания косвенных падежей.

1

30

Закрепление пройденного материала по теме «Имя существительное».

Закрепление знаний обучающихся по теме «Имя существительное»

1

Январь

Имя прилагательное

6

31

Общее понятие об имени прилагательном.

Закрепить знания  по теме «Имя прилагательное».

2

32

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Закрепить знания обучающихся о том, что род, число, падеж прилагательного зависит от имени существительного.

2

33

Падежные окончания имен  прилагательных.

Закрепить знания  по теме «Имя прилагательное».

2

Февраль

Глагол

7

34

Глагол. Общее понятие.

Закрепить знания по теме «Глагол». Выделять глагол из группы частей речи.

1

35

Изменение  глаголов по временам.

Закрепить знания обучающихся различать времена глаголов. Постановка к данным глаголам вопросов.

2

36

Настоящее время глагола.

Закреплять знания обучающихся о настоящем времени глагола.

1

37

Прошедшее время глагола.

Закреплять знания обучающихся о прошедшем  времени глагола.

1

38

Будущее время глагола.

Закреплять знания обучающихся о будущем времени глагола.

1

39

Закрепление пройденного материала по теме «Глагол».

Закрепить знания по теме «Глагол».

1

Март

Предложение

8

40

Дифференциация понятий «Слово», «Словосочетание», «Предложение».

Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения.

1

41

Смысловая и интонационная законченность предложения.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

1

42

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Совершенствовать знания обучающихся о грамматическом оформлении предложения.

2

43

Деление сплошного текста на предложения.

Закрепить знания обучающихся об обозначении границ предложения на письме.

2

44

Восстановление деформированного текста.

Закрепить умение определять последовательность в тексте.

2

Апрель

Текст

12

45

Выделение признаков связного теста

Развитие связной речи.

1

46

Тема текста.

Развитие связной речи.

1

47

Основная мысль текста.

Развитие связной речи.

2

48

Восстановление деформированного текста по серии картин.

Развитие связной речи.

1

49

Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

Развитие связной речи.

2

50

Деление текста  на части. Работа над планом.

Развитие связной речи.

1

Май

51

Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана.

Развитие связной речи.

2

52

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

Развитие связной речи.

1

53

Составление творческого рассказа-фантазии.

Осознание обучающихся коммуникативной функции предложения. Применение знаний о предложении в речевой практике.

1

54

Проведение итоговых проверочных работ.

Закрепление знаний обучающихся.

4

        

4.3 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в 9 классе

п/п

Тема занятия

Задачи

Кол-во часов

Дата

Сентябрь

Обследование

6

1

Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1

2  

Обследование связной речи.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания.

1

3

Обследование словарного запаса.

Обследование словарного запаса

1

4

Обследование грамматического строя речи.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1

5

Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень владения слоговой структурой.

1

6

Обследование чтения и письма.

Выявить нарушения чтения и письма.

1

Предложение

5

7

Уточнение представлений о предложении.

Закрепить знания обучающихся о предложении.

1

8

Виды предложений по интонации.

Закрепить знания обучающихся в постановке знаков препинания в конце предложения.

1

9

Знаки препинания при однородных членах с союзом «И» и без союза.

Закрепить знания и уметь применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами.

2

Октябрь

10

Знаки препинания при обращении.

Уметь распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми.

1

Звуки и буквы

21

11

Гласные звуки.

Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме.

2

12

Твердые и мягкие согласные звуки.

Закрепить знания обучающихся в твердом и мягком звучании согласных.

2

13

Мягкий знак на конце слова.

Учить слышать мягкие согласные на конце слова.

1

14

Непарные твердые согласные «Ш», «Ж», «Ц».

Упражнения на предупреждение оптическойдисграфии.

1

15

Непарные мягкие  согласные «Щ», «Ч», «Й».

Упражнения на предупреждение оптическойдисграфии.

1

Ноябрь

16

Звонкие и глухие согласные.

Закрепить знания детей о звонких и глухих согласных звуках.

2

17

Звуки П-Б в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематического восприятия.

1

18

Звуки Т-Д в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематического восприятия.

1

19

Звуки К-Т в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематического восприятия.

1

20

Звуки В-Ф в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематического восприятия.

1

Декабрь

21

Звуки и буквы  С-З в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематического восприятия.

1

22

Звуки и буквы Ш-Ж.

Закреплять знания детей о согласных звуках.

1

23

Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ.

Закреплять знания детей о согласных звуках.

1

24

Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.

Развитие фонематического восприятия.

1

25

Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематического восприятия.

1

26

Дифференциация Ц-Ч в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематического восприятия.

1

27

Свистящие и шипящие согласные. Звуки и буквы С-Ш.

Развитие фонематического восприятия.

1

28

Звуки и буквы З-Ж.

Развитие фонематического восприятия.

1

Январь

Имя существительное

7

29

Значение имени существительного в речи.

Закрепить знания по теме «Имя существительное».

1

30

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Распознавать имена собственные, одушевленные и неодушевленные существительные.

1

31

Изменение имен существительных по числам.

Практическое употребление существительных единственного и множественного числа.

1

32

Сложение имени существительного.

Закрепить знания о склонении имен существительных.

1

33

Род имен существительных.

Умение различать род мужской, средний, женский род.

1

34

Существительные с шипящей на конце.

Закрепление знаний о правописании существительных, оканчивающихся на шипящий.

1

Февраль

35

Закрепление пройденного материала по теме «Имя существительное».

Закрепить знаний обучающихся о существительном.

1

Имя прилагательное

6

36

Значение имени прилагательного в речи.

Закрепить знания по теме «Имя прилагательное»

1

37

Согласование  прилагательных с существительными в числе.

Развитие умений согласования прилагательных с существительными в числе, работа по словоизменению прилагательных, работа с родственными словами, развитие умений словообразования.

1

38

Словоизменение прилагательных.

Работа по согласованию прилагательных с существительными, развитие навыков словообразования.

2

39

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Развитие умения согласовывать признаки с предметами в роде и числе, уточнение и обогащение словаря.

1

40

Закрепить знания по теме «Имя прилагательное».

Закрепить знания о прилагательном.

1

Март

Местоимение

5

41

Личное местоимение как часть речи.

Закрепить знания обучающихся о местоимении.

1

42

Личные местоимения с предлогами.

Закрепление правила правописания личных местоимений с предлогами.

2

43

Правописание личных местоимений 3 лица.

Умение правильно строить предложения осуществлять контроль над письмом.

1

44

Итоговое занятие по теме «Местоимения».

Закрепить знания обучающихся о местоимении.

1

Глагол

6

45

Значение глагола в речи.

Закрепить знания о глаголе, как части речи.

1

46

Значение глагола в предложении.

Закрепить знания о глаголе, как части речи.

1

Апрель

47

Правописание частицы «Не» с глаголом.

Закрепить правило написания «Не» с глаголом.

2

48

Род и число глаголов прошедшего времени.

Закрепить умение определять число, и род глаголов.

1

49

Закрепление пройденного материала по теме «Глагол».

Закрепление знаний обучающихся о глаголе.

1

Имя числительное

6

50

Имя числительное, как часть речи.

Закрепление знаний обучающихся о числительном.

1

51

Согласование количественных числительных с существительными.

Развитие умения у детей согласовывать количественные числительные с существительными мужского и женского рода.

2

52

Правописание числительных.

Закрепление у детей знаний о правописании числительных.

2

53

Закрепление пройденного материала по теме «Числительное»

Закрепление у детей знаний о имени числительном.

1

Май

Повторение

4

54

Простые и сложные предложения.

Закрепить знания обучающихся о простом и сложном предложении.

1

55

Виды предложений по интонации.

Закрепить знания об интонационном оформлении предложений.

1

56

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Закрепить знания обучающихся о правописании гласных и согласных в корне слова.

1

57

Сложные предложения с союзами и союзными словами.

Закрепить знания о сложном предложении.

1

58

Проведение итоговых проверочных работ.

4

5. Приложение

5.1 Протокол обследования речи.  (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА)

Ф.И.  ______________________________     Дата рождения ____________

Дата обследования:

1)                                                

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ:

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба             2) са-ша   ша-са                  3) ша-жа-ша    жа-ша-жа

4) ца-са-ца        са-ца-са            5) ра-ла-ра  ла-ра-ла

Проба 2. Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

1) «Улыбочка»                       2) «Лопатка»                     3) «Иголочка»

4) «Маятник»                         5)Улыбка»-«Трубочка»

Проба 3. Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос        сено-василек-высь       замок-коза     зима-магазин  

     цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш       жук-ножи      щука-вещи-лещ      чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор    река-варенье

4) лампа-молоко-пол    лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й, другие дефекты)

Проба 4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) танкист      2) космонавт   3)  сковорода   4) аквалангист     5) термометр

Проба 5.ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

1. Повторение предложений: повтори точнее

1)Птичка свила гнездо.                          2) В саду было много красных яблок

3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

2. Верификация предложений: найди ошибку и назови

1) Собака вышла в будку.                       2) По морю плывут корабль.

3) Дом нарисован мальчик.                    4) Хорошо спится медведь под снегом.

5) Над большим деревом была глубокая яма.

3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови

1) мальчик, открывать, дверь                     2) сидеть, синичка, на, ветка

3) груша, бабушка, внучка, давать             4) Витя, косить, кролики, трава, для

5) Петя, купить, шар, красный, мама

4. Добавление предлогов в предложение: вставь и назови

1) Лена наливает чай…чашки.                2) Почки распустились…деревьях.

3) Птенец выпал…гнезда.                        4) Пес сидит…конуры.

5) Щенок спрятался…крыльцом.

5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.

(один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов)

1)один – стол, а много это -…                     6) один стол, а много чего - …

2) стул                                                            7) стул

3) окно                                                            8) окно

4) звезда                                                         9) звезда

5) ухо                                                            10) ухо

Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:

1. Детеныши животных:  у кошки – котята, а у…

1) козы                                           2) собаки                                     3)волка                  

4) утки                                           5) лисы                                      6) курицы                    

7) свиньи                        8) коровы               9) льва                        10) овцы    

2. Образование прилагательных от существительных:

а) Относительных: (из бумаги – бумажный)

1) шляпка из соломы -                                            2) кисель из клюквы -

3) горка изо льда -                                                   4) салат из моркови -

5) варенье из вишни -                                              6) суп из грибов -

7) варенье из яблок -                                               8) лист дуба -

9) варенье из сливы -                                             10) лист осины -

б) Качественных: (жара – жаркий)

1) мороз -                                   2) солнце -                             3) снег -        

4) ветер -                                           5) дождь -

в) Притяжательных: (у собаки лапа – собачья)

1) у кошки -                                   2) у волка -                                 3) у льва -

4) у медведя -                                           5) у лисы -

Проба 4.ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения задания:

2. Пересказ прослушанного текста:

1) Смысловая целостность:

2) Лексико-грамматическое оформление:

3) Самостоятельность выполнения:

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ:

1. Фонематическое восприятие:                                                       Всего за тест:

2. Артикуляционная моторика:

3. Звукопроизношение:

4. Звуко-слоговая структура:                                                      Уровень успешности:

5. Грамматический строй речи:

6. Словообразование:                                        

7. Связная речь:

Логопедическое заключение:_______________________________________

________________________________________________________________

5.2 Карта логопедического обследования

Фамилия, имя, отчество ___________________________________________

Дата рождения: __________________________________________________

Домашний адрес: _________________________________________________

Дата ГМПМПК:____________________, № протокола:__________________

Сведения о родителях:

Мать: ___________________________________________________________

Отец: ___________________________________________________________

1. Данные о развитии речи:

Состояние звукопроизношения:

Свистящие:

С -
В саду темно, совы спят давно.
С’ –
Непоседа Васенька не сидит на месте.
З –
Ваня был на вокзале. Он ждал приезда поезда мамы и Лизы. Мама ездила лечить Лизу.

З’ –
В зеленом, зеленом лесу, зеленый листок земляники несу. Зеленый кузнечик в зеленой листве, поет он зеленую песенку мне.

Шипящие:

Ш –
Кошка в окошке подушку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.

Ж –
Шьёт своим ежатам ёжик,
Восемь кожаных сапожек.
Аффрикаты:

Ц –
Выбегает девица на улицу по водицу.
Ч –
Хочет печка вкусно печь,
Хочет речка быстро течь,
Хочет тихо падать снег,
Хочет счастья человек.

Щ –
Дети пошли в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Дети играли со щенком. Щенок бегал. Тут сорока затрещала. Щенок испугался и запищал. Дети смеялись.

Соноры:

Л –
Вот откуда эта мгла:
Луна на облако легла,
Л’ –
Листья клена пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Р –
На уроке физкультуры
Рома был сегодня хмурым.
Р’ –
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
2. Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова: предлагается назвать картинки или повторить слова различной звукослоговой структуры

сыр
текст
весна
сенокос
звездочки
отечество
разведчики
милиционер
космонавт
чистильщик

снег
рога
гнездо
картофель
государство
электричка
экскаваторщик
сковородка
велосипедист
конструировать

кот
лист
груша
пиджак
барометр
кроссворд
пузыриться
прожужжать
воздействовать
декламированный

3. Анатомическое строение артикуляторного аппарата:

Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении периферического отдела артикуляторного аппарата:______________________________________________________

4. Особенности ручной и речевой моторики:

• Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцев), пальцевого гнозопраксиса.

4.1. Определение ведущей руки ___________________________________

4.2. Выполнение пробы Хэда:

Покажи правой рукой правое ухо,             покажи правой рукой правый глаз  покажи правой рукой левое ухо                  покажи правой рукой  левый глаз

то же самое левой рукой.

4.3. Исследование схемы тела: правая рука у себя, правая рука у соседа, левая рука у себя, левая рука у соседа, правая рука напротив

5. Особенности динамической стороны речи:

5.1. Темп и ритм речи: нормальный, замедленный, очень быстрый темп, нормальный ритм, аритмия

5.2. Употребление ударений 
       словесного, логического

5.3. Употребление пауз в потоке речи
   нормальное, излишне частое, излишне редкое

5.4. Особенности голоса в потоке речи:
сила: слишком громкий, очень тихий, затухающий,
высота: высокий, низкий, соответствие возрасту
тембр голоса (в случаях его патологии)
сиплый, резкий, с носовым оттенком

5.5. Употребление основных видов интонации, их оттенков

- выразительность: нормальная, маловыразительная, монотонная речь

6. Исследование слуховой функции и восприятия речи:

- состояние биологического слуха (по данным мед. карты)
- состояние восприятия речи (определяется логопедом в процессе беседы)

7. Исследование фонематического восприятия
(дифференциация фонем):

7.1. Повторение серий слогов:

- из двух слогов

бапа

паба

гака

кага

тада

дата

заса

саза

саша

шаса

саца

цаса

жаша

шажа

зажа

жаза

шаща

щаша

- из трех слогов

бапаба

пабапа

гакага

кагака

датада

тадата

засаза

сазаса

цасаца

сацаса

сашаса

шасаша

жашажа

шажаша

чатяча

тячатя

 7.2. Повторить слова парами.  

П – Б           пашня – башня            

К – Г   кора - гора

Т – Д      уточки – удочки

Ф – В   софа – сова

Л – Р      рак – лак; рожки – ложки;

гроза – глаза;

С – З       суп – зуб

С – Ц   лиса – лица

Ш – Ж    шар – жар

Ч – Щ   челка – щёлка; плач – плащ

Ч – Т’      речка – редька; плечи – плети

 

С – Ш     миска – мишка

С – Ж   ус – уж; сук – жук

С – Щ     лес – лещ

С – Ч   нос – ночь

З – Ж      роза - рожа

 

7.3. Придумать предложения со словами - квазиомонимами

8. Исследование языкового анализа и синтеза:

8.1. Анализ предложения на слова:

(определить количество, последовательность и место слов в предложении)
Стоят теплые деньки. ______________________________________________

Осенью часто льют дожди.__________________________________________

Зимой в поле уныло воет ветер. ______________________________________

Желтые листья падают на землю._____________________________________

Из леса вышел старик с большой корзиной.____________________________

8. 2. Слоговой анализ и синтез:

8.2.1. Определить количество слогов в слове.

сто-ят, день-ки, дож-ди, лис-тья, боль-шой, кор-зи-ной, ве-ло-си-пед

8.2.2. Придумать слова, в названии которых три слога  (3 -4 слова)

__________________________________________________________________

8.2.3. Назвать слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам:

• Слова:

са-ды, пер-чат-ки,пу-зы-рить-ся, кро-вать, трак-тор, кон-стру-и-ро-вать, кон-сер-ви-ро-вать

• Предложения:

Рос-ла  в  ле-су  ди-ка-я  яб-лонь-ка.    О-сень-ю  у-па-ло  с не-ё  кис-ло-е   яб-ло-ко. Пти-цы  скле-ва-ли  е-го.      Од-но  зер-ныш-ко  спря-та-лось  в  зем-ле.
8. 3. Фонематический анализ:

• Выделение звука на фоне слова:

Инструкции:
1. «Слышишь ли ты звук [Н] в словах»:
Слова: 
нос, сын, слон, окно, малина, занавес, океан, насухо, чемодан, кенгуру.

2. «Есть ли звук [Щ] в словах»:
Слова: 
пищит, щит, плащи, ящик, щегол, щенята, лещи, помощь, щёлкать.

• Выделение первого звука из слова:

Инструкция: «Какой первый звук в словах ты слышишь»:
Слова: 
август, кукла, мышь, бедняга, вагон, жуки, внучка, башмачки, дятел.

• Выделение последнего звука в словах:

Инструкция: «Какой последний звук ты слышишь в словах»:
Слова: 
голова, мука, тулуп, водоём, алфавит, миллион, ананас, мороз, кузнец, детёныш, командир, колюч, помощь.

• Определение места звука в словах (начало, средина, конец):

Инструкция: «Где ты слышишь звук [С] в словах»:
Слова: 
сон, нос, оса, предостерегать, субботник, поднос.

«Где ты слышишь звук [Л] в словах»:
Слова: 
пела, булка, висел, лапа, лыжи, чехол.

««Где ты слышишь звук [Р] в словах»:
Слова: 
телевизор, приветствовать, пудреница, календарь, пожар, термометр.

• Определение количество звуков в словах:

Инструкция: «Сосчитай, сколько звуков в слове ты слышишь»:
Слова: 
рак, лист, озон, цена, каша, рама, шуба,  лобзик, тесьма, тюлень, район, капуста, перчатки, орхидея, телятина, лейтенант.

• Определение места звука по отношению к другим звукам (позиционный анализ):

Инструкции:
1. «Какой по счету звук [З] в слове»:
Слова: 
зал, изба, Лиза, полезный, поезда, колхозный, обезьяна;

2.«Назови соседей звука [Ц] в слове» (какой звук ты слышишь перед и после звука [Ц]): ________________________________________________________
Слова: 
пыльца, улица, концы, цыганка, цапля, жильцы, пунцовый.

8.4. Фонематический синтез:

- составь слово из последовательно данных звуков:

«Послушай звуки и скажи, какое слово получилось?»

Три звука:       С,О,К –   сок,            Ш,У,М – _________    Р,А,К – ________

                         Д,О,М –_________
Четыре звука: К,А,Ш,А – __________     Р,У,К,А – __________

                     У,Т,К,А –___________И,Г,Л,А –_________К,Р,О,Т- __________
Пять звуков:   К,Р,Л,О – _____________ __   Т.Р,А,В,А, - ___________

                          П,Ч,Е,Л,А – ______________ Б,А,Р,А,Н – ____________

                          Х,А,Л,А,Т – _____________   Н,О,С,К,И – ____________

8.5. Фонематические представления:

Анализ слов в умственном плане, на основе представлений.
- придумать слова, в которых есть звук Ш: _________________________
- придумать слова, в которых
4 звука: _______________________________________________________
5 звуков:_______________________________________________________
6 звуков: ______________________________________________________

9. Исследование словарного запаса:

Назвать предметы: ____________________________________________
Действия: ____________________________________________________
Цвет: ________________________________________________________
Форму: ______________________________________________________
Характеристика пассивного словаря:
- объём _________________________________________________________
- точность употребления слов ______________________________________

10. Исследование грамматического строя речи:

10.1. Характеристика употребляемых предложений:

- двухсловные ______________________________________________________
- трехсловные ______________________________________________________
- четырёхсловные ___________________________________________________
- пятисловные ______________________________________________________

   указать наличие сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

10.2. Состояние словоизменения:

- употребление предложно-падежных конструкций _____________________
- Согласование существительного и прилагательного в роде и числе ________
- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени______________________________________________
- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида ____________________________________________________________
- Согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице и роде____________________________________________________________

10.3. Состояние словообразования:

- Образование названий профессий женского рода _____________________
- Названий детёнышей животных:
у кошки,_______________     у коровы,_____________

у лошади, _______________ у собаки, ______________    

 у белки, ______________      у зайчихи, __________          

 у тигрицы ____________
- Образование прилагательных от существительных:
Стол из дерева. Какой стол? ______________________
Шапка из меха. __________________   Стакан из стекла. ________________

Сапоги из резины. _______________     Пакет из бумаги. ________________

Лопата из железа. _______________      Ваза из хрусталя ________________

Торт из шоколада _______________      Одеяло из  ваты ________________

Замок из песка __________________     Дом  из  брёвен _________________

11. Исследование зрительно – пространственных функций:

11.1. Состояние речезрительных функций:   (по альбому оптических проб)

  • Знание букв печатных ___________________________________
  • Знание букв рукописных ________________________________
  • Узнавание  букв в усложнённых условиях:

- «зашумлённых» букв __________________________________
- изображённых пунктиром ______________________________
- недописанных _______________________________________
- стилизованных ______________________________________
- правильно и неправильно (зеркально) написанных

• Узнавание букв:

-наложенных друг на друга

• Узнавание сходных по начертанию букв.
Изолированно: _____________________________________________
В буквенном ряду: __________________________________________

• Возможность воспроизведения изолированных букв
Рядов букв ________________________________________________
Сходных по начертанию ____________________________________

• Способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов: _____________________________________________

12. Исследование процесса чтения:

12.1. Определить характер чтения:
слогов (простых и со стечением согласных)

ма

сю

ас

ям

сто

клю

бы

цы

ок

вра

пря

фья

шо

ён

гво

сте

жды

тье

рью

ющ

ря

ит

юм

фу

слов: односложных – том, лес, боль, юг, снег, дождь, грусть, текст. Двухсложных –мыло, герой, весна, ручьи, слёзы, вьюга, гнездо.

Многосложных – ягоды, радуга, дежурный, сенокос, картофель, помощник, чтение, жаворонок, фамилия, электричка, зверосовхоз, макулатура, первоклассница, пограничники, милиционер, сковорода.

предложений:

-простых не распространенных,
- распространённых,
- сложносочинённых,
- сложноподчинённых

Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень – снопами. Весна даёт цветы, а осенью плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.
Тексты:

12.2. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста:

__________________________________________________________________

12.3. Определить скорость чтения:
- побуквенное, послоговое, словесно – фразовое

13. Исследование процесса письма:

Задачи: выяснение степени овладения грамотой с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности).

13.1. Списать слова и предложения с рукописного текста:

 (материал учебников)

13.2. Списать слова и предложения с печатного текста:

  1. Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина.
  2. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали.
  3. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
  4. Но прошло немного времени, роса испарилась, а воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
  5. Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же: небо, равнину, холмы.

13.3. Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):

• Строчные буквы:

п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д,
у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х.

• Прописные буквы:

Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.

13.4. Диктант слогов:

Ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бано, дожу,
лери, шази, жне, ащу, зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми,
кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос,
крет, вач.

13.5. Диктант слов различной структуры:

лыжи
ключ
круги
жили
старушка
заснуть

куст
щука
улица
бант
аист
насмешка

уснёт
грач
утки
чищу
шарф
крыльцо

глазок
природа
сильный
пружина
убрал
чтение

галерея
ровесник
сверстник
математика
директор
учитель

13.6. Записать после однократного прослушивания:

  • У ёлки пушистый зайчик.
  • Закат солнца был совершенно чист.
  • Весь народ выступил против врагов.
  • Ветви сирени закрыли весь домик.

13.7.Слуховой диктант:

С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора. В берёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гриб. На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с красными, жёлтыми, белыми шляпками. Большими семьями селятся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья. Надо нагнуться и поискать их в сухой траве.

13.8. Составить  рассказ по серии сюжетных картинок______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.8.1. Записать под диктовку:

С – З
Засыпанный снегом лес был сказочно красив.

Ш – Ж
На вершинах гор кружилась жуткая метель.

П – Б
Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков.

Т – Д
Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Всё задёрнуто тусклой дымкой тумана. Вся природа ждёт, когда же придёт матушка – зима.

К - Г - Х
Как нарядна рябина в августе! Огнём горят её гроздья сквозь зелёные кружева гибких веток.

С, З – Ш, Ж
Куст шуршит – серый зайка дрожит. Журка оказался забавным журавлём. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пушистых снежинок.

Г – Л
Журавли изредка перекликались с вожаком. И было что – то гордое и уверенное в этом облачном разговоре.

Ц – Ч – Щ
Закачались на выступах гор жёлтые цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей. Деревья в чаще слились в чернеющую массу. На синем небе робко выступают первые звёздочки.

14. Выявление ошибок на правописание:

14.1. Правописание:

ЖИ, ШИ: _____________________________
ЧА, ЩА: ______________________________
ЧУ, ЩУ: ______________________________

14.2. Прописная буква в начале предложения, в именах и кличках животных:

__________________________________________________________________

14.3. Правописание мягких согласных:
__________________________________________________________________

14.4. Правописание безударной гласной в корне слова:

__________________________________________________________________

14.5. Правописание безударных гласных, которые нельзя проверить ударением:  ветчина, собака, винегрет, вагон, сапог

14.6. Правописание глухих и звонких согласных, непроизносимых согласные:

мороз, просьба, вокзал, футбол, свадьба, сердце, местный, праздник, ужасный, словесный, чувство, ресницы, ровесник.

14.7. Правописание пре \\ при:____________________________________________

14.8. Употребление разделительных  Ъ и Ь: ________________________________

14.9. Буквы Ы и И  после приставок:______________________________________

14.10. Правописание гласных после шипящих:________________________________

14.11. Перенос слов:_____________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Методическое обеспечение программы

Литература, используемая логопедом в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

6.М.М. Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.

7. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

8. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

9. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

10. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

11. Л.Н. Ефименкова. Коррекция  устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М., Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

                       Учебные пособия для работы с детьми:

  1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
  2. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
  3. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
  4. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
  5. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
  6. Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
  7. В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.
  8. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.

В основе реализации  ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление,  которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадле...

Информационно-исследовательский проект на тему: "Модель управления развитием профессиональных компетентностей в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС".

Цель проекта: повышение квалификации руководителей, заместителей ркководителей общеобразовательных учреждений в области теории и методики проектирования и развертывания систем управления методической ...

Рекомендации учителя-логопеда учителю по работе с учащимися c интеллектуальной недостаточностью

Опираясь на изученные данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы в кл...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...

Методические рекомендации к уроку истории с обучающимися, имеющими нарушение зрения, в общеобразовательном учреждении

Доступная среда для детей с ограниченными возможностями по зрению, обеспечение доступа к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. ...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми  ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...