РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
РАБОЧАЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ovchinnikov.docx | 106.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 933»
РАБОЧАЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
Программу составили:
Лапшина Татьяна Александровна
учитель-логопед первой квалификационной категории
Москва, 2018
Оглавление
1.2 Особенности речи обучающихся воспитанников с умственной отсталостью в лёгкой степени. ……………………………………………………………………………………… 5
2. Содержательный раздел…………………………………………………………………… 9
2.1 Основные направления коррекционной работы……………………………………… 9
2.2 Условия реализации программы.
3.Основные требования к знаниям и умениям…………………………………………….13
3.1 Основные требования к знаниям и умениям обучающегося 7, 8 класса. ……..13
3.2 Основные требования к знаниям и умениям обучающегося 9 класса…….15
4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы……… 17
4.1Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей
работы в 7 классе………………………………………………………………… 17
4.2 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей
работы в 8 классе ……………………………………………………………… 19
4.3 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей
работы в 9 классе…………………………………………………………………..24
5. Приложение …………………………………………………………………………………29
5.1 Протокол обследования речи. (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА) ………………………29
5.2 Карта логопедического обследования …………………………………………………..331
6. Методическое обеспечение программы…………………………………………..40
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03. 2004 г. № 1089); Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; ПрАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); методических рекомендаций для логопедов Н.Н. Яковлевой, Т.А. Ткаченко, Е.В. Мазановой, И.А. Морозовой, О.В. Елецкой, Е.М. Мастюковой, Л.Н. Ефименковой; учебным планом школы; календарным учебным графиком работы школы; расписанием занятий на учебный год;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталого ребёнка является семантический дефект, и расстройство речи проявляется на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи у школьника с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего у ребёнка нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.
Программа учитывает особенности психофизического развития ребёнка, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Таким образом, учащийся, имеющий системное недоразвитие речи, нуждается в коррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционно-развивающем обучении.
Цель программы: диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
- коррекция дисграфии, дислексии;
- коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
- развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- уточнение слов и обогащение словарного запаса посредством накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения учащимся словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
- формирование грамматической стороны речи;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие диалогической и монологической форм речи;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание мотивации к учению, общению;
С учётом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.
Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы с учащимся, имеющим интеллектуальные нарушения, является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую.
Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.
Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем - на более сложном.
Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определённый, не очень быстрый темп работы.
В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.
В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие речи тесно связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
1.2 Особенности речи обучающихся воспитанников с умственной отсталостью в лёгкой степени.
По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Развитие моторики, в том числе и речевой, у умственно отсталых детей протекает замедленно, не дифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль.
Анализируя особенности речи у умственно отсталых школьников, В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности.
Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка. Умственно отсталые дети с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами (например, сложноподчиненными предложениями с придаточными цели, причины и др.).
В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля над речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.
Лалаева Р.И. к закономерностям, характерным для всех умственно отсталых детей относит:
- системное недоразвитие речи как единства взаимосвязанных компонентов (фонетика – фонематического и лексика – грамматического строя);
- наличие нарушений речевой деятельности на различных уровнях её функционирования;
- преобладание нарушений на семантическом уровне языковых единиц;
- сложный характер симптоматики и патогенеза речевых нарушений;
- вариативность в соотношении нарушений различных уровней функциональной речевой системы;
- нарушения скорости, объёма и качества обработки речевой информации;
- значительное снижение планирующей и когнитивной функции речи.
Основные ошибки на письме у обучающегося с умственной отсталостью:
∙ графические ошибки, отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определѐнными звуками. Буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме, наиболее часто смешиваются следующие буквы: П-Т, П-Н, П-И, У-И, Ш-И, М-Л.
∙ специфические фонетические замены, сюда относится замена и смешение букв, обозначающих шипящие и свистящие звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, замена букв обозначающих гласные звуки.
∙ нарушение слоговой структуры слова, это пропуски отдельных букв и целых слогов, перестановка букв и слогов, раздельное написание частей одного слова. И слитное написание двух слов.
∙ грамматические ошибки, к ним относятся пропуски и неверное применение предлогов служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов.
∙ орфографические ошибки – преимущественно на буквы, обозначающие безударные гласные, непроизносимые согласные, на написание звонких и глухих согласных, на обозначение смягчения согласных.
В работе по коррекции письменной речи у обучающегося с умственной отсталостью обращается внимание на:
∙ всестороннее развитие личности логопата;
∙ возрастные особенности учащихся и уровень развития, и в соответствии с этим правильно подобранный дидактический материал;
∙ индивидуальный подход;
∙ прочность приобретенных знаний и навыков;
∙ наглядность;
∙ учет программ каждого класса по русскому языку;
∙ стремление к тому, чтобы на каждом логопедическом занятии было слушание, говорение, чтение и письмо.
Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера.
Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Работая над исправлением различных речевых нарушений, формируя речевые умения и навыки логопед, тем самым, развивает у обучающихся познавательные процессы и высшие психические функции.
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи, нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционно-развивающем обучении.
2. Содержательный раздел
2.1 Основные направления коррекционной работы:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- развитие фонетического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- развитие связной речи;
- развитие пространственно-временных представлений;
- развитие коммуникативной функции речевого общения;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
- развитие мелкой моторики;
- Коррекция нарушений чтения и письма.
Основные принципы, на которых базируется данная программа:
- принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
- принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Основные методы:
Практические методы:
1. упражнения: подражательно – исполнительские (рядоговорение, голосовые, артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация действий), которые снимают напряжение, создают эмоционально – положительный настрой, устные и письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;
2. игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с показом, пояснением, указаниями, вопросами;
3. метод моделирования – создание моделей и их использование в целях формирования требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного, слогового и звукового состава слова);
Наглядные методы
Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных пособий и технических средств обучения:
1. наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических схем;
2. пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы, при актуализации и закреплении знаний, умений и навыков
3. моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка» слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения действия и т.д.
Словесные методы
Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену впечатлениями.
Формы реализации: индивидуальные коррекционные занятия.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в подборе и применении специальных упражнений, направленных на коррекцию дисграфии и дислексии, по темам указанным в разделе «календарно-тематическое планирование».
Занятия по коррекции дисграфии и дислексии проводятся:
- 7 класс – 2 раза в неделю;
- 8 класс – 2 раза в неделю;
- 9 класс – 2 раза в неделю.
Продолжительность индивидуальных занятий – 7 класс - 40 минут, 8, 9 классы - 45 минут.
На логопедических занятиях обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. Обучающийся, приобретает навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяет лексический запас, учится грамматически правильно оформлять свои высказывания.
2.2 Условия реализации программы:
1. Новый материал преподносится предельно развернуто, задействованы различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении и т.д).
3. На занятиях даются задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).
4. Систематически повторяется пройденный материал для автоматизации навыка.
5. Применяемый словарный материал уточняется, пополняется, расширяется путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира.
6. Предусматривается пошаговость при формировании учебного действия, навыка.
7. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при проведении занятия – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения ребёнком изучаемого материала.
8.Необходимым условием является создание на занятии атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению и развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке школьника к усвоению учебного материала.
В начале учебного года проводится обследование речи обучающихся в течение двух недель. В конце учебного года также проводится обследование речи обучающегося. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития ребёнка.
Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для обучающегося.
В работе используются следующие виды контроля: ежегодное обследование устной и письменной речи обучающегося, проведение диктантов и творческих работ (написание рассказа по теме, по впечатлению, по представлению), а также списывание печатного и рукописного текста.
Эффективность реализации данной программы зависит от четкости организации логопедической работы, от равномерного распределения нагрузки, от преемственности учителя, логопеда и родителей, от учета индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Основные требования к знаниям и умениям
3.1 Основные требования к знаниям и умениям обучающегося 7, 8 класса.
обучающийся должен знать:
- понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение», «рассказ».
- роль гласных и согласных и слове;
- смысловые и грамматические признаки слов-предметов, действий, отношений, признаков; вопросительные слова к словам-предметам, действиям, признакам;
- условно - графические схемы слов и предложений;
- принцип построения простого предложения и возможность его распространения;
- существительные изменяются по числам и падежам;
- глаголы изменяются по числам, родам и временам;
- возможности использования способов словообразования.
обучающийся должен уметь:
- говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно;
- производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер звуков: гласные /ударные, безударные/, согласные /звонкие - глухие, твердые - мягкие/, соотносить количество звуков и букв в словах;
- образовывать нужную в предложении форму слова;
- использовать в предложении слова различных частей речи /существительные, глаголы, прилагательные/, устанавливать связь между ними по вопросам;
- отвечать на вопросы, используя слова вопроса;
- составлять предложения по опорным словам по картинкам и сериям картинок, по графической схеме;
- группировать слова, словосочетания, предложения по заданному признаку;
- пользоваться формами словообразования и словоизменения для точности выражения мысли;
- использовать грамматические, конструкции словосочетаний с существительными /по типу согласования/ и с глаголами /по типу управления и примыкания/.
3.2 Основные требования к знаниям и умениям обучающегося 9 класса.
обучающийся должен знать:
- структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;
- характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в предложениях;
- признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных частей слова;
- одно и то же смысловое содержание может оформляться разными речевыми средствами;
- различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу содержание;
- запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением обогащает речь;
- грамматические средства изменения существительных, прилагательных, глаголов;
- связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения синтаксической роли.
обучающийся должен уметь:
- включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в состав предложений разных структур;
- определять синтаксическую роль слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/;
- различать существительные мужеского, женского и среднего рода по их связям с другими словами в предложении;
- определять значение наиболее употребляемых существительных с мягким знаком;
- изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе предложения;
- составлять простые и сложные предложения и ситуативной речи;
- пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения отношений между словами;
- определять тему рассказа по содержанию.
Предполагаемый результат
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.
Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.
Лексико-грамматический строй речи.
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.
Предложение и связная речь.
Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.
Будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Предметные результаты освоения программы:
- формирование интереса к изучению русского языка;
- овладение основами грамотного письма;
- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
- осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
- участие в обсуждении прочитанных произведений;
- использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
- осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
- расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;
4. Календарно-тематическое планирование.
4.1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в 7 классе
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов | Дата |
Апрель | ||||
Обследование | 3 | |||
1 | Обследование импрессивной речи. Обследование словарного запаса. Обследование связной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.. Обследование словарного запаса. Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания | 1
| |
2 | Обследование слоговой структуры слова. Обследование грамматического строя речи.
| Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | |
3 | Обследование чтения и письма. | Выявить нарушения чтения и письма. | 1 | |
Имя существительное | 12 | |||
4 | Имена существительные (одушевлённые и неодушевлённые) | Упражнять в практическом усвоении слов, обозначающих живые и неживые предметы | 1 | |
5 | Изменение имён существительных по числам | Обучение детей постановке вопросов «что?» «кто?» к словам, работа по распространению простого предложения, развитие слухового внимания, закрепление знаний о живых и неживых предметах. | 1 | |
6 | Род имён существительных | Упражнять обучающихся правильно соотносить род существительных. | 1 | |
7 | Изменение имён существительных по падежам. | Тренировать в изменении падежных форм имени существительного. | 1 | |
8 | Родительный падеж существительных ед. числа | Тренировать в изменении падежных форм имени существительного. | 1 | |
Май | ||||
9 | Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. | Упражнять обучающихся правильно соотносить глагольные окончания с числом существительных. | 1 | |
10 | Составление трёхсловных предложений. | Тренировать в составлении предложений из 3-х слов. | 1 | |
11 | Составление предложений. Распространение предложений. | Тренировать в составлении и распространении предложений. | 2 | |
12 | Родительный падеж существительных с предлогом «ОТ». | Тренировать в изменении падежных форм имени существительного. | 1 | |
13 | Родительный падеж существительных с предлогом «ДО» | Тренировать в изменении падежных форм имени существительного. | 1 | |
14 | Родительный падеж существительных с предлогами «ОТ», «ДО» | Тренировать в изменении падежных форм имени существительного. | 1 |
4.2 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в 8 классе
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов | Дата |
Сентябрь | ||||
Обследование | 4 | |||
1 | Обследование импрессивной речи.Обследование связной речи.Обследование словарного запаса. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Обследование словарного запаса. | 1
| |
2 | Обследование грамматического строя речи. Обследование слоговой структуры слова. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | |
3 | Обследование чтения и письма. | Выявить нарушения чтения и письма. | 2 | |
Предложение | 5 | |||
4 | Простое предложение. | Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово». | 1 | |
8 | Сложные предложения с союзами «И», «А», «Но» и без них. | Уточнять знания обучающихся о постановке знаков препинания в сложном предложении. | 2 | |
9 | Знаки препинания в конце предложения. | Закрепить умения детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. | 1 | |
10 | Дифференциация простого и сложного предложения. | Закрепить знания обучающихся о простом и сложном предложении. | 1 | |
Октябрь | ||||
Состав слова | 12 | |||
11 | Однокоренные слова. | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 2 | |
12 | Образование слов при помощи приставок. | Закрепить знания о словообразующем значении приставки. | 2 | |
13 | Образование слов при помощи суффиксов. | Закрепить знания о словообразующем значении суффикса. | 2 | |
14 | Дифференциация предлогов и приставок. | Закрепление знаний о приставке и предлоге. | 2 | |
15 | Гласные и согласные в приставках. | Закрепить правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | |
16 | Употребление предлогов в предложении. | Закрепить знания обучающихся о предлоге. | 1 | |
Ноябрь | ||||
17 | Сложные предлоги. | Закрепить знания обучающихся о сложных предлогах. | 1 | |
18 | Закрепление пройденного материала по теме «Состав слова» | Закрепить знания по теме «Состав слова» | 1 | |
Имя существительное | 12 | |||
19 | Понятие об имени существительном и его значение в речи. | Закрепить знания по теме «Имя существительное». | 1 | |
20 | Характеристика имен существительных. Роль в предложении. | Закрепить знания обучающихся по теме «Имя существительное» | 1 | |
21 | Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного. | Закрепить знания обучающихся о написании существительных единственного и множественного числа. | 1 | |
22 | Практическое употребление существительных разного рода. | Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу, обогащение словаря. | 1 | |
Декабрь | ||||
23 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. | Обучение детей постановке вопросов «что?» «кто?» к словам, работа по распространению простого предложения, развитие слухового внимания, закрепление знаний о живых и неживых предметах. | 1 | |
24 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и винительного падежей. | Обучение постановке вопросов «Кого? «Что?» в предложениях, развитие логического мышления. | 1 | |
25 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей. | Припоминание вопросов косвенных падежей. Развитие высших психических функций. | 1 | |
26 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа. | Развитие умения строить предложения при помощи существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа с предлогами и без них. | 1 | |
27 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа. | Обучение ответам на вопросы и самостоятельной постановке вопросов «Чем?» «Кем?» к словам, практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога. | 1 | |
28 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа. | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа. Обучение постановке вопросов к словам, употребление простых предлогов с существительными в форме предложного падежа. | 1 | |
29 | Практическое употребление существительных в косвенных падежах. | Закрепление у детей знания косвенных падежей. | 1 | |
30 | Закрепление пройденного материала по теме «Имя существительное». | Закрепление знаний обучающихся по теме «Имя существительное» | 1 | |
Январь | ||||
Имя прилагательное | 6 | |||
31 | Общее понятие об имени прилагательном. | Закрепить знания по теме «Имя прилагательное». | 2 | |
32 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Закрепить знания обучающихся о том, что род, число, падеж прилагательного зависит от имени существительного. | 2 | |
33 | Падежные окончания имен прилагательных. | Закрепить знания по теме «Имя прилагательное». | 2 | |
Февраль | ||||
Глагол | 7 | |||
34 | Глагол. Общее понятие. | Закрепить знания по теме «Глагол». Выделять глагол из группы частей речи. | 1 | |
35 | Изменение глаголов по временам. | Закрепить знания обучающихся различать времена глаголов. Постановка к данным глаголам вопросов. | 2 | |
36 | Настоящее время глагола. | Закреплять знания обучающихся о настоящем времени глагола. | 1 | |
37 | Прошедшее время глагола. | Закреплять знания обучающихся о прошедшем времени глагола. | 1 | |
38 | Будущее время глагола. | Закреплять знания обучающихся о будущем времени глагола. | 1 | |
39 | Закрепление пройденного материала по теме «Глагол». | Закрепить знания по теме «Глагол». | 1 | |
Март | ||||
Предложение | 8 | |||
40 | Дифференциация понятий «Слово», «Словосочетание», «Предложение». | Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения. | 1 | |
41 | Смысловая и интонационная законченность предложения. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | |
42 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | Совершенствовать знания обучающихся о грамматическом оформлении предложения. | 2 | |
43 | Деление сплошного текста на предложения. | Закрепить знания обучающихся об обозначении границ предложения на письме. | 2 | |
44 | Восстановление деформированного текста. | Закрепить умение определять последовательность в тексте. | 2 | |
Апрель | ||||
Текст | 12 | |||
45 | Выделение признаков связного теста | Развитие связной речи. | 1 | |
46 | Тема текста. | Развитие связной речи. | 1 | |
47 | Основная мысль текста. | Развитие связной речи. | 2 | |
48 | Восстановление деформированного текста по серии картин. | Развитие связной речи. | 1 | |
49 | Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста. | Развитие связной речи. | 2 | |
50 | Деление текста на части. Работа над планом. | Развитие связной речи. | 1 | |
Май | ||||
51 | Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана. | Развитие связной речи. | 2 | |
52 | Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов. | Развитие связной речи. | 1 | |
53 | Составление творческого рассказа-фантазии. | Осознание обучающихся коммуникативной функции предложения. Применение знаний о предложении в речевой практике. | 1 | |
54 | Проведение итоговых проверочных работ. | Закрепление знаний обучающихся. | 4 |
4.3 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в 9 классе
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов | Дата |
Сентябрь | ||||
Обследование | 6 | |||
1 | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | |
2 | Обследование связной речи. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. | 1 | |
3 | Обследование словарного запаса. | Обследование словарного запаса | 1 | |
4 | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | |
5 | Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | |
6 | Обследование чтения и письма. | Выявить нарушения чтения и письма. | 1 | |
Предложение | 5 | |||
7 | Уточнение представлений о предложении. | Закрепить знания обучающихся о предложении. | 1 | |
8 | Виды предложений по интонации. | Закрепить знания обучающихся в постановке знаков препинания в конце предложения. | 1 | |
9 | Знаки препинания при однородных членах с союзом «И» и без союза. | Закрепить знания и уметь применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов, с союзами и союзными словами. | 2 | |
Октябрь | ||||
10 | Знаки препинания при обращении. | Уметь распознавать обращения в предложении, выделять их запятыми. | 1 | |
Звуки и буквы | 21 | |||
11 | Гласные звуки. | Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. | 2 | |
12 | Твердые и мягкие согласные звуки. | Закрепить знания обучающихся в твердом и мягком звучании согласных. | 2 | |
13 | Мягкий знак на конце слова. | Учить слышать мягкие согласные на конце слова. | 1 | |
14 | Непарные твердые согласные «Ш», «Ж», «Ц». | Упражнения на предупреждение оптическойдисграфии. | 1 | |
15 | Непарные мягкие согласные «Щ», «Ч», «Й». | Упражнения на предупреждение оптическойдисграфии. | 1 | |
Ноябрь | ||||
16 | Звонкие и глухие согласные. | Закрепить знания детей о звонких и глухих согласных звуках. | 2 | |
17 | Звуки П-Б в слогах, словах, предложениях. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
18 | Звуки Т-Д в слогах, словах, предложениях. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
19 | Звуки К-Т в слогах, словах, предложениях. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
20 | Звуки В-Ф в слогах, словах, предложениях. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
Декабрь | ||||
21 | Звуки и буквы С-З в слогах, словах, предложениях. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
22 | Звуки и буквы Ш-Ж. | Закреплять знания детей о согласных звуках. | 1 | |
23 | Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ. | Закреплять знания детей о согласных звуках. | 1 | |
24 | Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
25 | Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
26 | Дифференциация Ц-Ч в слогах, словах, предложениях. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
27 | Свистящие и шипящие согласные. Звуки и буквы С-Ш. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
28 | Звуки и буквы З-Ж. | Развитие фонематического восприятия. | 1 | |
Январь | ||||
Имя существительное | 7 | |||
29 | Значение имени существительного в речи. | Закрепить знания по теме «Имя существительное». | 1 | |
30 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Распознавать имена собственные, одушевленные и неодушевленные существительные. | 1 | |
31 | Изменение имен существительных по числам. | Практическое употребление существительных единственного и множественного числа. | 1 | |
32 | Сложение имени существительного. | Закрепить знания о склонении имен существительных. | 1 | |
33 | Род имен существительных. | Умение различать род мужской, средний, женский род. | 1 | |
34 | Существительные с шипящей на конце. | Закрепление знаний о правописании существительных, оканчивающихся на шипящий. | 1 | |
Февраль | ||||
35 | Закрепление пройденного материала по теме «Имя существительное». | Закрепить знаний обучающихся о существительном. | 1 | |
Имя прилагательное | 6 | |||
36 | Значение имени прилагательного в речи. | Закрепить знания по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
37 | Согласование прилагательных с существительными в числе. | Развитие умений согласования прилагательных с существительными в числе, работа по словоизменению прилагательных, работа с родственными словами, развитие умений словообразования. | 1 | |
38 | Словоизменение прилагательных. | Работа по согласованию прилагательных с существительными, развитие навыков словообразования. | 2 | |
39 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Развитие умения согласовывать признаки с предметами в роде и числе, уточнение и обогащение словаря. | 1 | |
40 | Закрепить знания по теме «Имя прилагательное». | Закрепить знания о прилагательном. | 1 | |
Март | ||||
Местоимение | 5 | |||
41 | Личное местоимение как часть речи. | Закрепить знания обучающихся о местоимении. | 1 | |
42 | Личные местоимения с предлогами. | Закрепление правила правописания личных местоимений с предлогами. | 2 | |
43 | Правописание личных местоимений 3 лица. | Умение правильно строить предложения осуществлять контроль над письмом. | 1 | |
44 | Итоговое занятие по теме «Местоимения». | Закрепить знания обучающихся о местоимении. | 1 | |
Глагол | 6 | |||
45 | Значение глагола в речи. | Закрепить знания о глаголе, как части речи. | 1 | |
46 | Значение глагола в предложении. | Закрепить знания о глаголе, как части речи. | 1 | |
Апрель | ||||
47 | Правописание частицы «Не» с глаголом. | Закрепить правило написания «Не» с глаголом. | 2 | |
48 | Род и число глаголов прошедшего времени. | Закрепить умение определять число, и род глаголов. | 1 | |
49 | Закрепление пройденного материала по теме «Глагол». | Закрепление знаний обучающихся о глаголе. | 1 | |
Имя числительное | 6 | |||
50 | Имя числительное, как часть речи. | Закрепление знаний обучающихся о числительном. | 1 | |
51 | Согласование количественных числительных с существительными. | Развитие умения у детей согласовывать количественные числительные с существительными мужского и женского рода. | 2 | |
52 | Правописание числительных. | Закрепление у детей знаний о правописании числительных. | 2 | |
53 | Закрепление пройденного материала по теме «Числительное» | Закрепление у детей знаний о имени числительном. | 1 | |
Май | ||||
Повторение | 4 | |||
54 | Простые и сложные предложения. | Закрепить знания обучающихся о простом и сложном предложении. | 1 | |
55 | Виды предложений по интонации. | Закрепить знания об интонационном оформлении предложений. | 1 | |
56 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | Закрепить знания обучающихся о правописании гласных и согласных в корне слова. | 1 | |
57 | Сложные предложения с союзами и союзными словами. | Закрепить знания о сложном предложении. | 1 | |
58 | Проведение итоговых проверочных работ. | 4 |
5. Приложение
5.1 Протокол обследования речи. (ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА)
Ф.И. ______________________________ Дата рождения ____________ |
Дата обследования: 1) |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ: |
Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия: |
(слушай внимательно, повторяй за мной) |
1) ба-па па-ба 2) са-ша ша-са 3) ша-жа-ша жа-ша-жа |
4) ца-са-ца са-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла |
Проба 2. Исследование артикуляторной моторики: |
(посмотри внимательно, выполни задание) |
1) «Улыбочка» 2) «Лопатка» 3) «Иголочка» |
4) «Маятник» 5)Улыбка»-«Трубочка» |
Проба 3. Исследование звукопроизношения: |
1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец |
2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь |
3) рыба-корова-топор река-варенье |
4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль |
5) (Г, К, Х, Й, другие дефекты) |
Проба 4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова: |
(повтори за мной) |
1) танкист 2) космонавт 3) сковорода 4) аквалангист 5) термометр |
Проба 5.ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ: |
1. Повторение предложений: повтори точнее |
1)Птичка свила гнездо. 2) В саду было много красных яблок |
3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. |
4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. |
5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. |
2. Верификация предложений: найди ошибку и назови |
1) Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль. |
3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом. |
5) Над большим деревом была глубокая яма. |
3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови |
1) мальчик, открывать, дверь 2) сидеть, синичка, на, ветка |
3) груша, бабушка, внучка, давать 4) Витя, косить, кролики, трава, для |
5) Петя, купить, шар, красный, мама |
4. Добавление предлогов в предложение: вставь и назови |
1) Лена наливает чай…чашки. 2) Почки распустились…деревьях. |
3) Птенец выпал…гнезда. 4) Пес сидит…конуры. |
5) Щенок спрятался…крыльцом. |
5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п. |
(один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов) |
1)один – стол, а много это -… 6) один стол, а много чего - … |
2) стул 7) стул |
3) окно 8) окно |
4) звезда 9) звезда |
5) ухо 10) ухо |
Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ: |
1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у… |
1) козы 2) собаки 3)волка |
4) утки 5) лисы 6) курицы |
7) свиньи 8) коровы 9) льва 10) овцы |
2. Образование прилагательных от существительных: |
а) Относительных: (из бумаги – бумажный) |
1) шляпка из соломы - 2) кисель из клюквы - |
3) горка изо льда - 4) салат из моркови - |
5) варенье из вишни - 6) суп из грибов - |
7) варенье из яблок - 8) лист дуба - |
9) варенье из сливы - 10) лист осины - |
б) Качественных: (жара – жаркий) |
1) мороз - 2) солнце - 3) снег - |
4) ветер - 5) дождь - |
в) Притяжательных: (у собаки лапа – собачья) |
1) у кошки - 2) у волка - 3) у льва - |
4) у медведя - 5) у лисы - |
Проба 4.ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: |
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок) |
1) Смысловая целостность: |
2) Лексико-грамматическое оформление: |
3) Самостоятельность выполнения задания: |
2. Пересказ прослушанного текста: |
1) Смысловая целостность: |
2) Лексико-грамматическое оформление: |
3) Самостоятельность выполнения: |
УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ: |
1. Фонематическое восприятие: Всего за тест: |
2. Артикуляционная моторика: |
3. Звукопроизношение: |
4. Звуко-слоговая структура: Уровень успешности: |
5. Грамматический строй речи: |
6. Словообразование: |
7. Связная речь: |
Логопедическое заключение:_______________________________________
________________________________________________________________
5.2 Карта логопедического обследования
Фамилия, имя, отчество ___________________________________________
Дата рождения: __________________________________________________
Домашний адрес: _________________________________________________
Дата ГМПМПК:____________________, № протокола:__________________
Сведения о родителях:
Мать: ___________________________________________________________
Отец: ___________________________________________________________
1. Данные о развитии речи:
Состояние звукопроизношения:
Свистящие:
С -
В саду темно, совы спят давно.
С’ –
Непоседа Васенька не сидит на месте.
З –
Ваня был на вокзале. Он ждал приезда поезда мамы и Лизы. Мама ездила лечить Лизу.
З’ –
В зеленом, зеленом лесу, зеленый листок земляники несу. Зеленый кузнечик в зеленой листве, поет он зеленую песенку мне.
Шипящие:
Ш –
Кошка в окошке подушку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Ж –
Шьёт своим ежатам ёжик,
Восемь кожаных сапожек.
Аффрикаты:
Ц –
Выбегает девица на улицу по водицу.
Ч –
Хочет печка вкусно печь,
Хочет речка быстро течь,
Хочет тихо падать снег,
Хочет счастья человек.
Щ –
Дети пошли в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Дети играли со щенком. Щенок бегал. Тут сорока затрещала. Щенок испугался и запищал. Дети смеялись.
Соноры:
Л –
Вот откуда эта мгла:
Луна на облако легла,
Л’ –
Листья клена пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Р –
На уроке физкультуры
Рома был сегодня хмурым.
Р’ –
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
2. Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова: предлагается назвать картинки или повторить слова различной звукослоговой структуры
сыр | снег | кот |
3. Анатомическое строение артикуляторного аппарата:
Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении периферического отдела артикуляторного аппарата:______________________________________________________
4. Особенности ручной и речевой моторики:
• Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцев), пальцевого гнозопраксиса.
4.1. Определение ведущей руки ___________________________________
4.2. Выполнение пробы Хэда:
Покажи правой рукой правое ухо, покажи правой рукой правый глаз покажи правой рукой левое ухо покажи правой рукой левый глаз
то же самое левой рукой.
4.3. Исследование схемы тела: правая рука у себя, правая рука у соседа, левая рука у себя, левая рука у соседа, правая рука напротив
5. Особенности динамической стороны речи:
5.1. Темп и ритм речи: нормальный, замедленный, очень быстрый темп, нормальный ритм, аритмия
5.2. Употребление ударений
словесного, логического
5.3. Употребление пауз в потоке речи
нормальное, излишне частое, излишне редкое
5.4. Особенности голоса в потоке речи:
сила: слишком громкий, очень тихий, затухающий,
высота: высокий, низкий, соответствие возрасту
тембр голоса (в случаях его патологии)
сиплый, резкий, с носовым оттенком
5.5. Употребление основных видов интонации, их оттенков
- выразительность: нормальная, маловыразительная, монотонная речь
6. Исследование слуховой функции и восприятия речи:
- состояние биологического слуха (по данным мед. карты)
- состояние восприятия речи (определяется логопедом в процессе беседы)
7. Исследование фонематического восприятия
(дифференциация фонем):
7.1. Повторение серий слогов:
- из двух слогов
бапа | паба | гака | кага | тада | дата |
заса | саза | саша | шаса | саца | цаса |
жаша | шажа | зажа | жаза | шаща | щаша |
- из трех слогов
бапаба | пабапа | гакага | кагака |
датада | тадата | засаза | сазаса |
цасаца | сацаса | сашаса | шасаша |
жашажа | шажаша | чатяча | тячатя |
7.2. Повторить слова парами.
П – Б пашня – башня | К – Г кора - гора |
Т – Д уточки – удочки | Ф – В софа – сова |
Л – Р рак – лак; рожки – ложки; | гроза – глаза; |
С – З суп – зуб | С – Ц лиса – лица |
Ш – Ж шар – жар | Ч – Щ челка – щёлка; плач – плащ |
Ч – Т’ речка – редька; плечи – плети |
|
С – Ш миска – мишка | С – Ж ус – уж; сук – жук |
С – Щ лес – лещ | С – Ч нос – ночь |
З – Ж роза - рожа |
|
7.3. Придумать предложения со словами - квазиомонимами
8. Исследование языкового анализа и синтеза:
8.1. Анализ предложения на слова:
(определить количество, последовательность и место слов в предложении)
Стоят теплые деньки. ______________________________________________
Осенью часто льют дожди.__________________________________________
Зимой в поле уныло воет ветер. ______________________________________
Желтые листья падают на землю._____________________________________
Из леса вышел старик с большой корзиной.____________________________
8. 2. Слоговой анализ и синтез:
8.2.1. Определить количество слогов в слове.
сто-ят, день-ки, дож-ди, лис-тья, боль-шой, кор-зи-ной, ве-ло-си-пед
8.2.2. Придумать слова, в названии которых три слога (3 -4 слова)
__________________________________________________________________
8.2.3. Назвать слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам:
• Слова:
са-ды, пер-чат-ки,пу-зы-рить-ся, кро-вать, трак-тор, кон-стру-и-ро-вать, кон-сер-ви-ро-вать
• Предложения:
Рос-ла в ле-су ди-ка-я яб-лонь-ка. О-сень-ю у-па-ло с не-ё кис-ло-е яб-ло-ко. Пти-цы скле-ва-ли е-го. Од-но зер-ныш-ко спря-та-лось в зем-ле.
8. 3. Фонематический анализ:
• Выделение звука на фоне слова:
Инструкции:
1. «Слышишь ли ты звук [Н] в словах»:
Слова: нос, сын, слон, окно, малина, занавес, океан, насухо, чемодан, кенгуру.
2. «Есть ли звук [Щ] в словах»:
Слова: пищит, щит, плащи, ящик, щегол, щенята, лещи, помощь, щёлкать.
• Выделение первого звука из слова:
Инструкция: «Какой первый звук в словах ты слышишь»:
Слова: август, кукла, мышь, бедняга, вагон, жуки, внучка, башмачки, дятел.
• Выделение последнего звука в словах:
Инструкция: «Какой последний звук ты слышишь в словах»:
Слова: голова, мука, тулуп, водоём, алфавит, миллион, ананас, мороз, кузнец, детёныш, командир, колюч, помощь.
• Определение места звука в словах (начало, средина, конец):
Инструкция: «Где ты слышишь звук [С] в словах»:
Слова: сон, нос, оса, предостерегать, субботник, поднос.
«Где ты слышишь звук [Л] в словах»:
Слова: пела, булка, висел, лапа, лыжи, чехол.
««Где ты слышишь звук [Р] в словах»:
Слова: телевизор, приветствовать, пудреница, календарь, пожар, термометр.
• Определение количество звуков в словах:
Инструкция: «Сосчитай, сколько звуков в слове ты слышишь»:
Слова: рак, лист, озон, цена, каша, рама, шуба, лобзик, тесьма, тюлень, район, капуста, перчатки, орхидея, телятина, лейтенант.
• Определение места звука по отношению к другим звукам (позиционный анализ):
Инструкции:
1. «Какой по счету звук [З] в слове»:
Слова: зал, изба, Лиза, полезный, поезда, колхозный, обезьяна;
2.«Назови соседей звука [Ц] в слове» (какой звук ты слышишь перед и после звука [Ц]): ________________________________________________________
Слова: пыльца, улица, концы, цыганка, цапля, жильцы, пунцовый.
8.4. Фонематический синтез:
- составь слово из последовательно данных звуков:
«Послушай звуки и скажи, какое слово получилось?»
Три звука: С,О,К – сок, Ш,У,М – _________ Р,А,К – ________
Д,О,М –_________
Четыре звука: К,А,Ш,А – __________ Р,У,К,А – __________
У,Т,К,А –___________И,Г,Л,А –_________К,Р,О,Т- __________
Пять звуков: К,Р,Л,О – _____________ __ Т.Р,А,В,А, - ___________
П,Ч,Е,Л,А – ______________ Б,А,Р,А,Н – ____________
Х,А,Л,А,Т – _____________ Н,О,С,К,И – ____________
8.5. Фонематические представления:
Анализ слов в умственном плане, на основе представлений.
- придумать слова, в которых есть звук Ш: _________________________
- придумать слова, в которых
4 звука: _______________________________________________________
5 звуков:_______________________________________________________
6 звуков: ______________________________________________________
9. Исследование словарного запаса:
Назвать предметы: ____________________________________________
Действия: ____________________________________________________
Цвет: ________________________________________________________
Форму: ______________________________________________________
Характеристика пассивного словаря:
- объём _________________________________________________________
- точность употребления слов ______________________________________
10. Исследование грамматического строя речи:
10.1. Характеристика употребляемых предложений:
- двухсловные ______________________________________________________
- трехсловные ______________________________________________________
- четырёхсловные ___________________________________________________
- пятисловные ______________________________________________________
указать наличие сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
10.2. Состояние словоизменения:
- употребление предложно-падежных конструкций _____________________
- Согласование существительного и прилагательного в роде и числе ________
- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени______________________________________________
- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида ____________________________________________________________
- Согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице и роде____________________________________________________________
10.3. Состояние словообразования:
- Образование названий профессий женского рода _____________________
- Названий детёнышей животных:
у кошки,_______________ у коровы,_____________
у лошади, _______________ у собаки, ______________
у белки, ______________ у зайчихи, __________
у тигрицы ____________
- Образование прилагательных от существительных:
Стол из дерева. Какой стол? ______________________
Шапка из меха. __________________ Стакан из стекла. ________________
Сапоги из резины. _______________ Пакет из бумаги. ________________
Лопата из железа. _______________ Ваза из хрусталя ________________
Торт из шоколада _______________ Одеяло из ваты ________________
Замок из песка __________________ Дом из брёвен _________________
11. Исследование зрительно – пространственных функций:
11.1. Состояние речезрительных функций: (по альбому оптических проб)
- Знание букв печатных ___________________________________
- Знание букв рукописных ________________________________
- Узнавание букв в усложнённых условиях:
- «зашумлённых» букв __________________________________
- изображённых пунктиром ______________________________
- недописанных _______________________________________
- стилизованных ______________________________________
- правильно и неправильно (зеркально) написанных
• Узнавание букв:
-наложенных друг на друга
• Узнавание сходных по начертанию букв.
Изолированно: _____________________________________________
В буквенном ряду: __________________________________________
• Возможность воспроизведения изолированных букв
Рядов букв ________________________________________________
Сходных по начертанию ____________________________________
• Способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов: _____________________________________________
12. Исследование процесса чтения:
12.1. Определить характер чтения:
слогов (простых и со стечением согласных)
ма | сю | ас | ям | сто | клю |
бы | цы | ок | вра | пря | фья |
шо | ён | гво | сте | жды | тье |
рью | ющ | ря | ит | юм | фу |
слов: односложных – том, лес, боль, юг, снег, дождь, грусть, текст. Двухсложных –мыло, герой, весна, ручьи, слёзы, вьюга, гнездо.
Многосложных – ягоды, радуга, дежурный, сенокос, картофель, помощник, чтение, жаворонок, фамилия, электричка, зверосовхоз, макулатура, первоклассница, пограничники, милиционер, сковорода.
предложений:
-простых не распространенных,
- распространённых,
- сложносочинённых,
- сложноподчинённых
Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень – снопами. Весна даёт цветы, а осенью плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.
Тексты:
12.2. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста:
__________________________________________________________________
12.3. Определить скорость чтения:
- побуквенное, послоговое, словесно – фразовое
13. Исследование процесса письма:
Задачи: выяснение степени овладения грамотой с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности).
13.1. Списать слова и предложения с рукописного текста:
(материал учебников)
13.2. Списать слова и предложения с печатного текста:
- Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина.
- Теснясь и выглядывая друг из-за друга, холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали.
- Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
- Но прошло немного времени, роса испарилась, а воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
- Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же: небо, равнину, холмы.
13.3. Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):
• Строчные буквы:
п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д,
у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х.
• Прописные буквы:
Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.
13.4. Диктант слогов:
Ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бано, дожу,
лери, шази, жне, ащу, зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми,
кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос,
крет, вач.
13.5. Диктант слов различной структуры:
лыжи | куст | уснёт | глазок | галерея |
13.6. Записать после однократного прослушивания:
- У ёлки пушистый зайчик.
- Закат солнца был совершенно чист.
- Весь народ выступил против врагов.
- Ветви сирени закрыли весь домик.
13.7.Слуховой диктант:
С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора. В берёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гриб. На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с красными, жёлтыми, белыми шляпками. Большими семьями селятся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья. Надо нагнуться и поискать их в сухой траве.
13.8. Составить рассказ по серии сюжетных картинок______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.8.1. Записать под диктовку:
С – З
Засыпанный снегом лес был сказочно красив.
Ш – Ж
На вершинах гор кружилась жуткая метель.
П – Б
Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков.
Т – Д
Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Всё задёрнуто тусклой дымкой тумана. Вся природа ждёт, когда же придёт матушка – зима.
К - Г - Х
Как нарядна рябина в августе! Огнём горят её гроздья сквозь зелёные кружева гибких веток.
С, З – Ш, Ж
Куст шуршит – серый зайка дрожит. Журка оказался забавным журавлём. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пушистых снежинок.
Г – Л
Журавли изредка перекликались с вожаком. И было что – то гордое и уверенное в этом облачном разговоре.
Ц – Ч – Щ
Закачались на выступах гор жёлтые цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей. Деревья в чаще слились в чернеющую массу. На синем небе робко выступают первые звёздочки.
14. Выявление ошибок на правописание:
14.1. Правописание:
ЖИ, ШИ: _____________________________
ЧА, ЩА: ______________________________
ЧУ, ЩУ: ______________________________
14.2. Прописная буква в начале предложения, в именах и кличках животных:
__________________________________________________________________
14.3. Правописание мягких согласных:
__________________________________________________________________
14.4. Правописание безударной гласной в корне слова:
__________________________________________________________________
14.5. Правописание безударных гласных, которые нельзя проверить ударением: ветчина, собака, винегрет, вагон, сапог
14.6. Правописание глухих и звонких согласных, непроизносимых согласные:
мороз, просьба, вокзал, футбол, свадьба, сердце, местный, праздник, ужасный, словесный, чувство, ресницы, ровесник.
14.7. Правописание пре \\ при:____________________________________________
14.8. Употребление разделительных Ъ и Ь: ________________________________
14.9. Буквы Ы и И после приставок:______________________________________
14.10. Правописание гласных после шипящих:________________________________
14.11. Перенос слов:_____________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Методическое обеспечение программы
Литература, используемая логопедом в работе над программой:
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
6.М.М. Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
7. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
8. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
9. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
10. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
11. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М., Гуманит. изд. центр Владос, 2003.
Учебные пособия для работы с детьми:
- О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
- А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
- Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
- Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
- В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.
- А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...
Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.
В основе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании ИКТ. Информационные технологии принадле...
Информационно-исследовательский проект на тему: "Модель управления развитием профессиональных компетентностей в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС".
Цель проекта: повышение квалификации руководителей, заместителей ркководителей общеобразовательных учреждений в области теории и методики проектирования и развертывания систем управления методической ...
Рекомендации учителя-логопеда учителю по работе с учащимися c интеллектуальной недостаточностью
Опираясь на изученные данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы в кл...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...
Методические рекомендации к уроку истории с обучающимися, имеющими нарушение зрения, в общеобразовательном учреждении
Доступная среда для детей с ограниченными возможностями по зрению, обеспечение доступа к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. ...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...