Рабочая коррекционно-развивающая программа для работы с детьми ОВЗ (ЗПР) в условиях ФГОС НОО
рабочая программа
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа составлена на основе авторской психологической программы развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов «120 уроков психологического развития младших школьников», автор Н.П. Локалова, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и типовых федеральных государственных программ по развитию познавательных сфер младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 78.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ (ЗПР) В УСЛОВИЯХ ФГОС
Составлена на основе авторской программы Н.П. Локаловой для общеобразовательных учреждений: «120 уроков психологического развития младших школьников»
Храмовой Нелли Валерьевной, педагогом-психологом
Оха
2022 г.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ЗПР.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами (далее — дети с ЗПР) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Этому направлению служит концепция инклюзивности, которая обеспечивает осуществление лозунга «Образование для всех», предъявленного новому тысячелетию передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.
Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными потребностями оказывается исключенным из многих социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их сверстникам, они не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого затрудняется их бесконфликтное включение в социум. Принимая во внимание многообразие социального заказа, который исходит из желания родителей и возможности детей, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства, решение проблем обучения всех детей должна взять на себя общеобразовательная школа. Такая школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации.
Поэтому, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, разработана программа коррекционной работы, предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа составлена на основе авторской психологической программы развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов «120 уроков психологического развития младших школьников», автор Н.П. Локалова, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и типовых федеральных государственных программ по развитию познавательных сфер младших школьников.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
- Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №32514-22;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
- Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего образования» Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Программа сформирована для контингента детей с ОВЗ, учащихся в МБОУ СОШ №5. Всё большее число ребят относят к группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ОВЗ и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР;
- определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
- определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.
Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:
- реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика;
- наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;
- учет особенностей развития каждого ребенка;
- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;
- создание условий по охране и укреплению здоровья детей;
- формирование мотивационной готовности к обучению;
- развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь);
- развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;
- совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;
- коррекция детско-родительских отношений.
Кадровое обеспечение программы
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции и развития недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании МБОУ СОШ № 5 имеются ставки педагога-психолога, Учителя-логопеда, социального педагога. Педагогические работники школы имеют четкое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ЗПР относятся:
- введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
- разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, образовательных, коррекционных, реабилитационных);
- расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;
- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- уметь учитывать при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;
- уметь адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;
- определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь самостоятельно обнаружить и исправлять ошибку;
- уметь обосновать свои действия;
- осознать и применять правил контроля;
- уметь решать задачи, соответствующие усвоенному способу контроля;
- уметь вносить коррективы до начала решения;
- самостоятельно определять и формулировать цель деятельности;
- уметь составлять алгоритм действий;
- учиться работать по предложенному плану;
- уметь давать эмоциональную оценку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать;
- формулирование проблемы;
- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять планирование сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, понимать поведение партнера;
- использовать приемы кооперации, совместной деятельности, организации и планирования;
- уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- устанавливать закономерности;
- уметь выделять существенные признаки и несущественные;
- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
- распознавать анаграммы и самим их составлять;
- уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других;
- осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
- осознавать и называть собственные переживания;
- осознавать в себе задатки и способности;
- выражать эмоции через рисование;
- осознавать собственные умственные возможности;
- уметь различать виды поведения.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2 класс) | Третий уровень результатов (3-4 класс) |
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью. | Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. | Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия. |
Основными направлениями работы психологического сопровождения в течение всего периода обучения являются.
- Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
- Аналитическая работа.
- Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
- Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
- Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
- Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ЗПР в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
- Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
- Изучение истории развития ребёнка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).
- Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
- Непосредственное обследование ребёнка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
- Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
- Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
- Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, специалистами и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Учащиеся, занимаются в общих классах по адаптированной образовательной программе для таких детей— форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В школе нет специально отдельно сформированных классов, которые занимаются по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
-разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала, занятия составляются по рекомендациям ТПМПК.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом). Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Во время индивидуальных занятий с учениками работает педагог-психолог. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
- развитие УУД с опорой на «зону ближайшего развития»;
- воздействие через эмоциональную сферу.
Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий использует следующие приёмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля.
Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ЗПР планируемых результатов освоения образовательной программы.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала, занятия составляются по рекомендациям ТПМПК.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Форма работы: индивидуальная (групповая 3-5 учащихся), занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития УУД у детей с ЗПР. Определить результативность проведенной работы поможет мониторинг развития УУД, который будет проведен в конце учебного года. Результаты исследования помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная цель и были ли решены поставленные задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (1 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 30 мин (15 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 10 мин. игровое взаимодействие).
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: исследование уровня развития УУД.
№ | Цель занятия (РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ) | Методические приемы |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления). | Пакет диагностических методик |
2 | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1. «Назови предметы» Задание 2. «Послушай тишину» Задание 3. «Узнай по звуку» Заключительная часть |
3 | Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. | Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» Задание 1. «Выполни команду» Задание 2. «Какого цвета?» Задание 3. «Цветные полоски» Заключительная часть |
4 | Артикуляция. Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» Задание 1. «Произнеси чисто» Задание 2. «Раскрась правильно» Заключительная часть |
5 | Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Задание 1. «Найди ошибку» Задание 2. «Определи фигуру» Задание 3. «Назови одним словом» Задание 4. «Конкретизация понятий» Заключительная часть |
6 | Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» Задание 1.«Учись слушать и выполнять» Задание 2. «Учитель – ученик, ученик - учитель» Задание 3. «Послушай звуки» Задание 4. «Назови и проверь постукиванием» Заключительная часть |
7 | Внимание (объем). Осязательные ощущения. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» Задание 1. «Кто точнее нарисует?» Задание 2. «Шершавые дощечки» Заключительная часть |
8 | Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1.«Магнитофон» Задание 2.«Переверни рисунок» Задание 3. «Что? Где?» Заключительная часть |
9 | Внимание (сосредоточенность). Память (непосредственная вербальная). | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1. «Слушай звуки у плиты» Задание 2. «Поиграем в индейцев» Задание 3. «Угадай, кто говорит» Задание 4. «У кого ряд длиннее?» Заключительная часть |
10 | Память (двигательная). Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1. «Телеграфисты» Задание 2. «Куда указывают стрелки?» Задание 3. «Подбери картинки» Заключительная часть |
11 | Анализ образца. Память (непосредственная зрительная). Внимание (устойчивость). | Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Задание 1. «Найди одинаковые» Задание 2. «Где ошибся Буратино?» Задание 3. « Одинаковы ли бусы?» Задание 4. «Найди образец» Задание 5. «Найди картинку» Задание 6. «Перепутанные линии» Заключительная часть |
12 | Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная). | Упражнение мозговой гимнастики «Активизация руки» Задание 1 «Цветная сказка» Задание 2 «Штриховка» Задание 3 «Запомни точно» Заключительная часть |
13 | Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление. | Упражнение мозговой гимнастики «Сова» Задание 1 «Нарисуй по памяти» Задание 2 «Выполни правильно» Задание 3 «Вордбол» Заключительная часть |
14 | Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1 «Где этот домик?» Задание 2 «Чей узор лучше?» Задание 3 «Найди предметы одного цвета» Задание 4 «Цветовая угадайка» Заключительная часть |
15 | Анализ образца. Слуховые ощущения. | Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» Задание 1 «Раскрась правильно» Задание 2 «Шумящие коробочки» Заключительная часть |
16 | Осязательные ощущения. Внимание (переключение). точность движений (макродвижения). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Шершавые дощечки» Задание 2 «Расставь слова» Задание 3 «Зашифруй слова» Задание 4. «Зашифруй цифры» Задание 5. «Точные движения» Задание 6. «Как звонки тарелки и ложки» Заключительная часть |
17 | Анализ образца. Зрительное восприятие формы. Осязательные ощущения. | Упражнение мозговой гимнастики «Слон» Задание 1 «Срисуй фигуры точно» Задание 2 «Путаница» Задание 3 «Найди одинаковые» Задание 4. «Назови фигуры» Задание 5. «Тяжелые коробочки» Заключительная часть |
18 | Мышление (абстрагирование). Память (непосредственная зрительная). | Упражнение мозговой гимнастики «Сова» Задание 1 «Найди одинаковые» Задание 2 «Запомни и найди» Задание 3 «Запомни и нарисуй» Заключительная часть |
19 | Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление. | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1 «Кто наблюдательнее?» Задание 2 «Магнитофон» Задание 3 «Назвать одним словом» Задание 4. «Конкретизация понятий» Задание 5. «Вордбол» Заключительная часть |
20 | Осязательные ощущения. Внимание (устойчивость). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» Задание 1 «Тяжелые коробочки» Задание 2 «Крестики, точки» Задание 3 «Пишущая машинка» Заключительная часть |
21 | Зрительный анализ. Внимание (переключаемость). Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» Задание 1 «Сгруппируй буквы» Задание 2 «Синхронный счет» Задание 3 «Цветной ксилофон» Задание 4 «Живые цепочки» Заключительная часть |
22 | Мышление (анализ). Анализ образца. Зрительно-двигательные координации. | Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки» Задание 1 «Найди отличия» Задание 2 «Дорисуй недостающие детали» Задание 3 «Нарисуй точно такие же» Задание 4. «Бусинки» Задание 5. «Проведи, не касаясь!» Задание 6. «Спящий дракон» Заключительная часть |
23 | Мышление (гибкость). Внимание (распределение). Мышление (сравнение). | Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Задание 1 «Отыщи числа» Задание 2 «Преврати в квадрат» Задание 3 «Запретное движение» Заключительная часть |
24 | Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы). Внимание (переключаемость, устойчивость). | Упражнение мозговой гимнастики «Шапка размышлений» Задание 1 «Поставь точки» Задание 2 «Отгадай слова» Задание 3 «Называй и считай» Задание 4. «Алфавит» Заключительная часть |
25 | Звуковой синтез. Внимание (объем). Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» Задание 1 «Подбери слова» Задание 2 «Найди слоги» Задание 3 «Говори правильно» Заключительная часть |
26 | Понятийное мышление. Память (двигательная). Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Задание 1 «Вордбол» Задание 2 «Телеграфисты» Задание 3 «Где спрятались игрушки?» Заключительная часть |
27 | Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей). | Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Задание 1 «Составление предложений» Задание 2 «Найди девятый» Задание 3 «Все ли ты увидел?» Заключительная часть |
28 | Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы. | Упражнение мозговой гимнастики «Сова» Задание 1 «Найди одинаковые» Задание 2 «Составь фигуру» Задание 3 «Запомни картинки» Задание 4 «Запомни порядок» Заключительная часть |
29 | Мышление (сравнение). Мышление (синтез). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Найди одинаковые» Задание 2 «Назови предмет» Задание 3 «Молния и Речка» Заключительная часть |
30 | Мышление (сравнение). Саморегуляция. | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1 «Сравни предметы» Задание 2 «Образец и правило» Задание 3 «загадочные контуры» Заключительная часть |
31 | Внимание (в условиях коллективной деятельности). Зрительное восприятие. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Задание 1 «Делаем вместе» Задание 2 «Найди фото» Задание 3 «Нарисуй так же» Задание 4 «Покажи одинаковые» Заключительная часть |
32 | Наблюдательность. Память (непосредственная зрительная). | Упражнение мозговой гимнастики «Шапка размышлений» Задание 1 «Поставь точки» Задание 2 «Отгадай слова» Задание 3 «Называй и считай» Задание 4. «Алфавит» Заключительная часть |
33 | Зрительно-двигательные координации. Зрительное восприятие формы. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» Задание 1 «Подбери слова» Задание 2 «Найди слоги» Задание 3 «Говори правильно» Заключительная часть |
34 | Анализ образца. Мышление абстрагирование. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Задание 1 «Вордбол» Задание 2 «Телеграфисты» Задание 3 «Где спрятались игрушки?» Заключительная часть |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (2 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 30 мин (20 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие)
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: исследование уровня развития УУД.
№ | Цель занятия (РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ) | Методические приемы |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления). | Пакет диагностических методик |
2 | Внимание (распределение). Память слуховая. Мышление наглядно-образное. | Ритуал приветствия Упражнение «Ленивые восьмерки» Задание «Подсчитай правильно» Задание «Повтори цифры» Задание «Найди путь» Подведение итогов занятия |
3 | Пространственные представления. Мышление наглядно-образное. | Ритуал приветствия Упражнение «Точки пространства» Задание «Куда ускакал зайчик?» Задание «Полянки» Подведение итогов занятия |
4 | Произвольность. Пространственные представления. Память зрительная. | Ритуал приветствия Упражнение «Сова» Задание «Запомни и нарисуй» Задание «Выполняй правильно» Задание «Летает – не летает» Подведение итогов занятия |
5 | Мышление (установление закономерностей). Память (вербальная). | Ритуал приветствия Упражнение «Качание головой» Задание «Найди фигуры» Задание «Слова, начинающиеся с одной буквы» Подведение итогов занятия |
6 | Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика. | Ритуал приветствия Упражнение «Точки равновесия» Задание «Выше, слева, правее, снизу» Задание «Соседнее, через окно» Задание «Объедини слова» Задание «Сделай бусы» Задание «Вырежи фигурки» Подведение итогов занятия |
7 | Мышление наглядно-образное. Внимание (устойчивость). Мышление (синтез). | Ритуал приветствия Упражнение «Точки равновесия» Задание «Полянки» Задание «Назови по порядку» Задание «Что здесь изображено?» Подведение итогов занятия |
8 | Мышление (установление закономерностей). Мышление (анализ). Психомоторика. | Ритуал приветствия Упражнение «Заземлитель» Задание «Раздели на части» Задание «Найди фигуры» Задание «Кто точнее?» Подведение итогов занятия |
9 | Восприятие зрительное. Мышление (анализ). Слуховые ощущения. | Ритуал приветствия Упражнение «Слон» Задание «Назови буквы» Задание «Какой? Какая? Какие?» Задание «Шумящие коробочки» Подведение итогов занятия |
10 | Внимание (распределение). Осязательные ощущения. | Ритуал приветствия Упражнение «Точки мозга» Задание «Вычеркивай буквы и слушай» Задание «Сколько знаков?» Задание «Разложи вслепую» Подведение итогов занятия |
11 | Мышление (синтез и анализ). Память зрительная. Внимание. | Ритуал приветствия Упражнение «Качание икр» Задание «Отгадай слова» Задание «Нарисуй по памяти» Задание «Запретная цифра» Подведение итогов занятия |
12 | Произвольность. Мышление (нахождение общих признаков). Психомоторика. | Ритуал приветствия Упражнение «Заземлитель» Задание «Графический диктант» Задание «Поиск общего» Задание «Попади в свой кружок» Подведение итогов занятия |
13 | Пространственные представления. Мышление наглядно-образное. Мышление (гибкость). | Ритуал приветствия Упражнение «Качание головой» Задание «Найди пирамиду» Задание «Найди кресло» Задание «Полянки» Задание «Заселение дома» Подведение итогов занятия |
14 | Мышление (установление закономерностей). Память зрительная. Мышление (анализ). | Ритуал приветствия Упражнение «Ленивые восьмерки» Задание «Заполни рисунки» Задание «Найди фигуры» Задание «Точно такие» Задание «Раскрась фигуры» Подведение итогов занятия |
15 | Пространственные представления. Память слуховая. Память зрительная. | Ритуал приветствия Упражнение «Ленивые восьмерки» Задание «Найди образец» Задание «Шарики в трубочке» Задание «Подбери заплатку» Задание «Повтори и добавь» Подведение итогов занятия |
16 | Мышление (выделение существенного). Мышление (анализ). Ощущения слуховые. | Ритуал приветствия Упражнение «Перекрестные движения» Задание «Выбери главное» Задание «Найди подходящий треугольник» Задание «Шумящие коробочки» Подведение итогов занятия |
17 | Мышление (синтез и анализ). Пространственные представления. Воображение. | Ритуал приветствия Упражнение «Качание икр» Задание «Волшебный лес» Задание «Отгадай слова» Задание «Диктант пространственных действий» Подведение итогов занятия |
18 | Ощущения осязательные. Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные. | Ритуал приветствия Упражнение «Шапка для размышлений» Задание «Шершавые дощечки» Задание «Подбери картинку» Задание «Найди фигуры» Задание «Рукопожатие» Подведение итогов занятия |
19 | Ощущения слуховые. Внимание (устойчивость, переключение). Мышление наглядно-образное. | Ритуал приветствия Упражнение «Точки равновесия» Задание «Шумящие коробочки» Задание «Крестики, точки» Задание «Раздели квадрат» Подведение итогов занятия |
20 | Ощущения осязательные. Память опосредованная. Ощущения зрительные. | Ритуал приветствия Упражнение «Ленивые восьмерки» Задание «Тяжелые коробочки» Задание «Подбери картинку» Задание «Цветовая угадайка» Подведение итогов занятия |
21 | Внимание (распределение). Мышление (сравнение). Мышление (установление закономерностей). | Ритуал приветствия Упражнение «Качание икр» Задание «Делаем вместе» Задание «Найди отличающиеся» Задание «Найди девятый» Подведение итогов занятия |
22 | Память опосредованная. Мышление наглядно-образное. Восприятие слуховое. | Ритуал приветствия Упражнение «Ленивые восьмерки» Задание «Зашифруй предложение» Задание «Ленточки» Задание «Назови и проверь постукиванием» Подведение итогов занятия |
23 | Память вербальная. Пространственные представления. | Ритуал приветствия Упражнение «Сова» Задание «Превращение фигур» Задание «Найди слова» Задание «Что изменилось? Что не изменилось?» Подведение итогов занятия |
24 | Мышление (анализ). Мышление (синтез). Психомоторика. | Ритуал приветствия Упражнение «Ленивые восьмерки» Задание «Ленточки» Задание «Зашифруй предложение» Задание «Назови и проверь постукиванием» Подведение итогов занятия |
25 | Мышление (анализ). Мышление наглядно-образное. Ощущения осязательные. | Ритуал приветствия Упражнение «Точки пространства» Задание «Цирк» Задание «Найди футболистов в одинаковой форме» Задание «Раздели квадрат» Задание «Шершавые дощечки» Подведение итогов занятия |
26 | Память опосредованная. Ощущения зрительные. Произвольность. | Ритуал приветствия Упражнение «Ленивые восьмерки» Задание «Цветовая угадай-ка» Задание «Зашифруй предложение» Задание «Зеваки» Подведение итогов занятия |
27 | Мышление (сравнение). Память зрительная. | Ритуал приветствия Упражнение «Качание головой» Задание «Рукопожатие» Задание «Найди одинаковые» Задание «Одинаковое, разное» Задание «Точно такие» Задание «Найди девятый» Подведение итогов занятия |
28 | Мышление (обобщение). Мышление (установление закономерностей). | Ритуал приветствия Упражнение «Заземлитель» Задание «Четвертый лишний» Задание «Найди фигуры» Задание «Тяжелые коробочки» Подведение итогов занятия |
29 | Внутренний план действий. Память опосредованная. | Ритуал приветствия Упражнение «Ленивые восьмерки» Задание «Совмести фигуры» Задание «Запомни фигуры» Задание «Замри» Подведение итогов занятия |
30 | Внимание (распределение). Мышление (абстрагирование). | Ритуал приветствия Упражнение «Качание икр» Задание «Посмотри вокруг» Задание «Вычеркивай буквы и слушай» Задание «Где находится чайник?» Подведение итогов занятия |
31 | Мышление (сравнение). Мышление (установление закономерностей). | Ритуал приветствия Упражнение «Перекрестные движения» Задание «Загадочные контуры» Задание «Найди отличающиеся» Задание «Найди девятый» Подведение итогов занятия |
32 | Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные. | Ритуал приветствия Упражнение «Заземлитель» Задание «Четвертый лишний» Задание «Тяжелые коробочки» Подведение итогов занятия |
33 | Ощущения осязательные. Произвольность. | Ритуал приветствия Упражнение «Ленивые восьмерки» Задание «Совмести фигуры» Задание «Запомни фигуры» Подведение итогов занятия |
34 | Пространственные представления. Восприятие зрительное. | Ритуал приветствия Задание «Посмотри вокруг» Задание «Вычеркивай буквы и слушай» Задание «Где находится чайник?» Подведение итогов занятия |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (3 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие).
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: исследование уровня развития УУД.
№ | Цель занятия (РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ) | Методические приемы |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления). | Пакет диагностических методик |
2 | Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений. | Упражнение мозговой гимнастики «Сова» Задание 1. «Запомни фигуры» Задание 2. «Логический квадрат» Задание 3. «Обводи точно» Заключительная часть |
3 | Мышление (обобщение). Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей). | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1. «Четвертый лишний» Задание 2. «Письмо инопланетянина» Задание 3. «Найди девятый» Заключительная часть |
4 | Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). Внимание (устойчивость). | Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» Задание 1. «Поверни квадрат» Задание 2. «Найди девятый» Заключительная часть |
5 | Мышление (ассоциативное). Мышление (обобщение). Воображение. | Упражнение мозговой гимнастики «качание икр» Задание 1. «Свяжи слова» Задание 2. «Найди четвертый лишний» Задание 3. «Закончи рисунок» Заключительная часть |
6 | Внутренний план действий. Произвольность движений. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1.«Муха» Задание 2. «Бери осторожно» Заключительная часть |
7 | Память зрительная. Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» Задание 1. «Запомни сочетание фигур» Задание 2. «Раздели на группы» Задание 3. «Фигуры и значки» Заключительная часть |
8 | Мышление (словесно-логическое). Внутренний план действий. Произвольность движений (помехоустойчивость). | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1.«Выбери главное» Задание 2.«Совмести фигуры» Задание 3. «Знай свой темп» Заключительная часть |
9 | Мышление (аналогии). Внутренний план действий. Произвольность движений. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» Задание 1. «Назови четвертое слово» Задание 2. «Муха» Задание 3. «Запретное движение» Заключительная часть |
10 | Мышление (сравнение). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Воображение. | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1. «Одинаковое, разное» Задание 2. «Не путай цвета» Задание 3. «Что это?» Заключительная часть |
11 | Память (опосредованная вербальная). Мышление (установление закономерностей). | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1. «Объедини по смыслу» Задание 2. «Найди фигуры» Заключительная часть |
12 | Пространственные представления. Мышление вербально-смысловое. Память (непосредственная зрительная). | Упражнение мозговой гимнастики «Сова» Задание 1 «Учись уменьшать и увеличивать» Задание 2 «Объедини пословицы» Задание 3 «Запомни и нарисуй» Заключительная часть |
13 | Внутренний план действий. Мышление (сравнение). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Поверни квадрат» Задание 2 «Найди одинаковые» Заключительная часть |
14 | Мышление (логическое). Внимание (устойчивость). Чувство времени. | Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Задание 1 «Логический квадрат» Задание 2 «Назови по порядку» Задание 3 «Дружный хлопок» Заключительная часть |
15 | Мышление (синтез). Внимание (переключаемость). | Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Задание 1 «Составь слова» Задание 2 «Отыщи числа» Заключительная часть |
16 | Воображение. Пространственные представления. Мышление (абстрактно-логическое). | Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Задание 1 «Волшебники» Задание 2 «Где какая полоска?» Задание 3 «Говорим по-марсиански» Заключительная часть |
17 | Мышление (логическое). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1 «Поезд» Задание 2 «Не путай цвета» Заключительная часть |
18 | Мышление (установление закономерностей). Мышление (сравнение). Внутренний план действий. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Найди девятый» Задание 2 «Найди одинаковые» Задание 3 «Архитектор» Заключительная часть |
19 | Внутренний план действий. Чувство времени. Память опосредованная. | Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» Задание 1 «Совмести фигуры» Задание 2 «За одну минуту» Задание 3 «Письмо инопланетянина» Заключительная часть |
20 | Память опосредованная вербальная. Внутренний план действий. | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1 «Объедини по смыслу» Задание 2 «Поверни квадрат» Заключительная часть |
21 | Память (непосредственная слуховая). Пространственные представления. Произвольность движений (преодоление гиперактивности). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Задание 1 «Добавь слово» Задание 2 «Раскрась фигуры» Задание 3 «Флажок» Заключительная часть |
22 | Внутренний план действий. Мышление (синтез). | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» Задание 1 «Муха» Задание 2 «Что здесь изображено?» Заключительная часть |
23 | Внимание (переключаемость). Мышление (наглядно-образное). Произвольность движений. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Задание 1 «Отыщи числа» Задание 2 «Преврати в квадрат» Задание 3 «Запретное движение» Заключительная часть |
24 | Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» Задание 1 «Подбери слова» Задание 2 «Найди недостающий квадрат» Задание 3 «Закончи рисунок» Заключительная часть |
25 | Мышление вербально-понятийное. Мышление вербально-смысловое. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Пятый лишний» Задание 2 «Объясни значение» Задание 3 «Назови и проверь постукиванием» Заключительная часть |
26 | Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1 «Этажи» Задание 2 «Какой цвет?» Задание 3 «Найди девятый» Заключительная часть |
27 | Мышление вербально-понятийное. Внимание (устойчивость). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Расположи слова» Задание 2 «Стенографы» Заключительная часть |
28 | Мышление (вербально-понятийное). Память (опосредованная) | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1 «Расположи слова» Задание 2 «Запомни слова» Задание 3 «Дружный хлопок» Заключительная часть |
29 | Память (логическая). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1 «Найди правило и запомни» Задание 2 «Найди смысл» Заключительная часть |
30 | Мышление (понятийное). Воображение. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» Задание 1 «Вордбол» Задание 2 «Составь изображение» Заключительная часть |
31 | Мышление (установление закономерностей). Мышление (вербально-понятийное). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Задание 1 «Найди фигуры» Задание 2 «Расположи слова» Задание 3 «Замри» Заключительная часть |
32 | Чувство времени. Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» Задание 1 «Муха» Задание 2 «Что здесь изображено?» Заключительная часть |
33 | Память (непосредственная). Слуховое восприятие. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Задание 1 «Отыщи числа» Задание 2 «Преврати в квадрат» Заключительная часть |
34 | Воображение. Произвольность движений. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» Задание 1 «Подбери слова» Задание 2 «Закончи рисунок» Заключительная часть |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ (ГРУППОВЫХ) ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (4 КЛАСС)
Режим работы: 1 раз/неделю
Продолжительность занятия: 40 мин (30 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 5 мин. игровое взаимодействие)
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: исследование уровня развития УУД.
№ | Цель занятия ( РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ) | Методические приемы |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Пакет диагностических методик |
2 | Вербальное мышление (обобщение). Мышление (абстрагирование). | Упражнение мозговой гимнастики «Слон» Задание 1. «Расположи слова» Задание 2. «Форма — цвет» Заключительная часть |
3 | Понятийное мышление. Пространственное представление. Воображение. | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1. «Назови слово» Задание 2. «Разноцветный коробок» Задание 3. «Закончи рисунок» Заключительная часть |
4 | Вербальное мышление (обобщение). Опосредованная память. | Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Задание 1. «Подбери общее понятие» Задание 2. «Запомни фигуры» Заключительная часть |
5 | Вербальное мышление. Пространственные представления. Зрительная память. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки Кука» Задание 1. «Пословицы» Задание 2. «Лишний кубик» Задание 3. «Запомни и нарисуй» Заключительная часть |
6 | Внутренний план действий. Вербальное мышление (обобщение). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1.«Совмести фигуры» Задание 2. «Подбери общее понятие» Задание 3. «Не путай цвета» Заключительная часть |
7 | Вербальное мышление. Умение сравнивать. Наглядно-образное мышление (установление закономерностей). | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» Задание 1. «Найди рядоположное слово» Задание 2. «Одинаковое, разное» Задание 3. «Найди девятый» Заключительная часть |
8 | Вербальное мышление. Пространственные представления. Воображение. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1.«Подбери пословицу» Задание 2.«Найди одинаковые кубики» Задание 3. «Тропинка» Заключительная часть |
9 | Вербальное мышление (отношения рядоположности). Произвольность движений. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1. «Найди рядоположное слово» Задание 2. «Невидящие и не слышащие» Заключительная часть |
10 | Вербальное мышление. Понятийное мышление (отношения целое - часть). Осязательное восприятие. | Упражнение мозговой гимнастики «Слон» Задание 1. «Объясни значение» Задание 2. «Целое — часть» Задание 3. «Палочка - узнавалочка» Заключительная часть |
11 | Зрительная память. Вербально-смысловой анализ. Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1. «Запомни сочетания фигур» Задание 2. «Подбери пословицу» Задание 3. «Раскрась кубик» Заключительная часть |
12 | Понятийное мышление (в отношении «целое - часть»). Зрительно-моторные координации. | Упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки» Задание 1 «Целое - часть» Задание 2 «Найди значения слова» Задание 3 «Вырезай точно» Заключительная часть |
13 | Вербальное мышление (причинно-следственные отношения). Наглядно-образное мышление (устанавливание закономерностей). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Задание 1 «Найди причину и следствие» Задание 2 «Найди фигуры» Заключительная часть |
14 | Вербальное мышление (выявление причинно-следственных отношений). Произвольность (помехоустойчивости интеллектуальных процессов). | Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» Задание 1 «Назови причину» Задание 2 «Найди значение слов» Задание 3 «Найди смысл» Заключительная часть |
15 | Опосредованная память. Понятийное мышление (понятие «отрицание»). | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1 «Письмо инопланетянина» Задание 2 «Отрицание» Заключительная часть |
16 | Вербально-смысловой анализ. Мышление (абстрагирование). Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» Задание 1 «Пословицы» Задание 2 «Форма - цвет» Задание 3 «Раскрась кубик» Заключительная часть |
17 | Внутренний план действий. Логическое мышление. Произвольное внимание. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Совмести фигуры» Задание 2 «Поезд» Задание 3 «Пишущая машинка» Заключительная часть |
18 | Вербальное мышления (выявление отношения противоположности). Наглядно-образное мышление. Произвольность движения (точности). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Подбери слово, противоположное по смыслу» Задание 2 «Найди одинаковые» Задание 3 «Кто точнее?» Заключительная часть |
19 | Вербальное мышление (выявление отношения противоположности). Мышление (абстрагирование). | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» Задание 1 «Подбери слово, противоположное по смыслу» Задание 2 «Только одно свойство» Заключительная часть |
20 | Произвольная память. Понятийное мышление. Понятийное мышление. | Упражнение мозговой гимнастики «Сова» Задание 1 «Какого цвета?» Задание 2 «Вордбол» Задание 3 «Найди одинаковые кубики» Заключительная часть |
21 | Опосредованная память Зрительно-моторные координации. | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1 «Письмо инопланетянина» Задание 2 «Вырезай точно» Заключительная часть |
22 | Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). Произвольность движений. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Муха» Задание 2 «Найди фигуры» Задание 3 «Попади в свой кружок» Заключительная часть |
23 | Мышление (анализ через синтез, абстрагирование). Пространственные представления. | Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» Задание 1 «Разгадай ребусы» Задание 2 «Развертка куба» Заключительная часть |
24 | Произвольное внимание. Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). | Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» Задание 1 «Отыщи числа» Задание 2 «Найди смысл» Заключительная часть |
25 | Логическое мышление. Произвольность внимания. | Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» Задание 1 «Поезд» Задание 2 «Невидящие и не слышащие» Заключительная часть |
26 | Понятийное мышление (понятие отрицание). Наглядно-образное мышление. Произвольность движений (помехоустойчивость). | Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» Задание 1 «Отрицание» Задание 2 «Ленточки» Задание 3 «Найди свой темп» Заключительная часть |
27 | Понятийное мышление (обобщение). Мышление (абстрагирование). | Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» Задание 1 «Подбери общее понятие» Задание 2 «Только одно свойство» Заключительная часть |
28 | Понятийное мышление (обобщение). Мышление (абстрагирование). | Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» Задание 1 «Подбери общее понятие» Задание 2 «Форма – цвет» Заключительная часть |
29 | Наглядно-образное мышление. Непосредственная память. Смысловая вербальная память. | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1 «Найди девятый» Задание 2 «Точно такие» Задание 3 «Объедини по смыслу и запомни» Заключительная часть |
30 | Вербальное мышление (отношения последовательности). Произвольное внимание (устойчивость). Произвольные движения. | Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» Задание 1 «Подбери следующее» Задание 2 «Стенографы» Задание 3 «Зеваки» Заключительная часть |
31 | Наглядно-образное мышление. Осязательное восприятие. | Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» Задание 1 «Найди фигуры» Задание 2 «Письмо инопланетянина» Задание 3 «Палочка узнавалочка» Заключительная часть |
Литература, используемая при составлении программы
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб. 2002.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: «Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004. 7. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для работы с детьми ОВЗ (ЗПР) в условиях ФГОС ООО
Составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного общего, среднего общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), авторской ...
Публикация "Коррекционно – развивающие возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью"Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование. В 3 частях. Ч. 3: сборник статей
Статья на тему: "Коррекционно – развивающиевозможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью....
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...
Коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация» в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Они не испытывают мотивации к общению, не умеют осуществлять речевое взаимодействие. Всё...