Методика исследования фонематических функций
методическая разработка
Методика исследования фонематических функций (восприятие, анализ, синтез, представления).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_issledovaniya_fonematicheskih_funktsiy.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика исследования фонематических функций
Исследование состояния звукопроизношения осуществляется принятой в логопедии методикой.
Методика исследования фонематического восприятия.
1)повторение серий слогов:
Процедура: ребенку предлагается повторять за логопедом серии слогов.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй».
Речевой материал: тестовые слоговые таблицы А.С.Штерн и Г.Б.Покровского.
а) Работа с таблицами, включающими слоги типа СГ (согласный – гласный):
по во ни фе е чо цэ ме ке бе
ми су гы е ро че те бу ча рю
тэ та зы жо ге цы ма фо фе бя
пе вы зу хи хе ки мо ра се пя
ди да жа лю ца хы то хи ню бе
ме ры фу зю хю на тю зе га хе
б) Работа с таблицами, включающими слоги типа ГС (гласный – согласный):
ан ик ут ыц ор уф ин ам ол юс
ал уч оп уп ус эт ац эт ач ин
ит ом ак эл ац ап ок оф эх ис
ыл ат он эк от ал ас ип эт ум
ур ач ун эм ыр ыц оф ош ир оп
ух иш ор ап ык ин эт ом уч ыл
в) Работа с таблицами, включающими слоги типа СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС:
рек ниц зном рыс гек
зырь чтуй быс тет скес
фок щус хул штай изм
дам пюм кац бек чинь
стар бань вюр нах бем
тапь зуф треп меф пась
мофь лям гоф сях рац
цват трюль нуц рель ший
щурь луф фиш сузнь прень
сах десь жус цой лорь
При необходимости из этих таблиц можно создавать новые путем изменения порядка слогов по таблице случайных чисел или порядка чтения столбцов и строк.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – неуверенность при ответах, самостоятельное обнаружение и исправление ошибок, одна не замеченная самостоятельно ошибка;
3 балла – две-три ошибки;
2 балла – более четырех ошибок;
1 балл – невозможность выполнить задание.
2) Повторение серии слогов
Процедура: Ребёнку предлагается послушать и повторить за логопедом серии слогов.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй».
Речевой материал:
1) ба – па, па – ба,
2) са – ша, ша – са,
3) ша– жа – ша, жа – ша – жа,
4) ца – са – ца, са – ца – са,
5) ра – ла – ра, ла – ра – ла.
Оценка результатов:
5 баллов – точное, и правильное воспроизведение слоговой структуры,
4 балла – допущены единичные ошибки при выполнении задания,
3 балла – первый слог воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба – па, ба – па),
2 балла – неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском,
1 балл – отказ, невозможность восприятия
3) Слва-квазиомонимы.
Процедура: Перед ребенком выложены карточки со словами квазиомонимами, логопед произносит слова, задача ребенка – показать картинку.
Инструкция: « давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.»
Материал для исследования: Обследование проводится на материале слов квазиомонимов, которые содержат артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки:
Почка – бочка
Трава – дрова
Корка – горка
Сова – софа
Крыша - крыса
Оценка результатов:
5 баллов - правильный показ картинок,
4 балла - показ картинки после стимулирования или допущены единичные ошибки,
3 балла – трудности в нахождении картинок, но выполнена половина задания,
2 балла - восприятие слов – паратипов как одинаковых,
1 балл - отказ, невозможность восприятия.
4) Слова-квазиомонимы.
Процедура: Перед ребенком выложены карточки со словами квазиомонимами, логопед произносит слова, задача ребенка – показать картинку.
Инструкция: «Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.»
Материал для исследования:
Картинный материал с словами:
Суп – зуб
Челка – щёлка
Сайка – чайка
Галка – галька
Лак – рак
Оценка результатов:
5 баллов - правильный показ картинок,
4 балла - показ картинки после стимулирования или допущены единичные ошибки,
3 балла – трудности в нахождении картинок, но выполнена половина задания,
2 балла - восприятие слов как одинаковых,
1 балл - отказ, невозможность восприятия.
5) Повтор ряда звуков.
Процедура: Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков.
Инструкция: «Я буду называть звуки, а ты повторяй за мной.»
Речевой материал:
АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…
СЧП, КТР, ПТСМ…
Должны быть исключены сочетания гласных и согласных с целью исключения запоминания слогов.
Оценка результатов:
5 баллов - правильно назвал все звуки.
4 балла - допустил негрубые ошибки.
3 балла - выполнил половину задания правильно.
2 балла-более половины задания выполнено неверно.
1 балл-задание выполнено полностью неправильно или отказ от выполнения задания.
Методика исследования фонематического анализа.
1) Исследование простых форм фонематического анализа.
Выделение начального ударного гласного из слова.
Процедура: Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д.». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т.д.).
Материалом исследования служат слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка.
Оценка результатов:
5 баллов - правильно назвал все звуки.
4 балла - допустил негрубые ошибки.
3 балла - выполнил половину задания правильно.
2 балла-более половины задания выполнено неверно.
1 балл-задание выполнено полностью неправильно или отказ от выполнения задания.
2) Исследование сложных форм фонематического анализа.
Процедура: Логопед предлагает ребенку слова и просит назвать первый звук в слове.
Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т.д.
Материалом исследования служат слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и вопросы.
Оценка результатов:
5 баллов - правильно назвал все звуки.
4 балла - допустил негрубые ошибки.
3 балла - выполнил половину задания.
2 балла-более половины задания выполнено неверно.
1 балл-задание выполнено полностью неправильно или отказ от выполнения задания.
3) Определение последнего звука в слове.
Процедура: Экспериментатор предлагает ребенку слова и просит назвать последний звук в слове.
Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т.д.
Материалом исследования служат слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и вопросы.
Оценка результатов:
5 баллов - правильно назвал все звуки.
4 балла - допустил негрубые ошибки.
3 балла - выполнил половину задания.
2 балла-более половины задания выполнено неверно.
1 балл-задание выполнено полностью неправильно или отказ от выполнения задания.
4) Определение места заданного звука в слове.
Процедура: Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове нос в начале или в конце?» и т.д.
Материалом исследования служат слова: нос, суп, стук, укол, камыш, барабан и вопросы.
Оценка результатов:
5 баллов - правильно назвал положение звука во всех словах.
4 балла - допустил негрубые ошибки.
3 балла - выполнил половину задания.
2 балла-более половины задания выполнено неверно.
1 балл-задание выполнено полностью неправильно или отказ от выполнения задания.
5) Определение последовательности звуков в слове.
Процедура: Экспериментатор предлагает ребенку слова и просит определить последовательность звуков в слове.
Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т.д.
Материалом исследования служат слова: суп, кот, лапа, каша, банка, тапки и вопросы. Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно определена последовательность звуков в слове.
4 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-х – 4-х звуков, допускает ошибки в словах из 5-ти звуков.
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет последовательный анализ слов состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х - 5-ти звуков, требуются наводящие вопросы со стороны логопеда.
2 балла – ребенок пытается справиться с заданием, но допускает ошибки в словах состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
1 балл – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
6) Определение количества звуков в слове.
Процедура: Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т.д.
Материалом исследования служат слова: бык, кит, ваза, луна, сумка, батон и вопросы. Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5 звуков.
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполнено испытуемым самостоятельно, точно определено количество звуков в слове.
4 балла – ребенок самостоятельно выполняет количественный анализ слов состоящих из 3-х – 4-х звуков, в словах из 5-ти звуков допускает ошибки.
3 балла – испытуемый самостоятельно выполняет количественный анализ слов состоящих из 3-х звуков, допускает ошибки в словах из 4-х - 5-ти звуков, требуется помощь со стороны экспериментатора.
2 балл – ребенок пытается справиться с заданием, но затрудняется назвать количество звуков в словах состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
1баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Определение количества звуков в слове – количественный анализ.
7) Определение соседних звуков.
Процедура: Экспериментатор называет слова и дает испытуемому инструкцию, ребенок выполняет задания.
Инструкция: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».
Материалом исследования служат слова: сом, дым, стол, мост, спина, бочка и вопросы.
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполнено испытуемым самостоятельно, точно определено место звука в слове.
4 балла – ребенок самостоятельно выполняет позиционный анализ, но допускает 1 – 2 ошибки.
3 балла – испытуемый самостоятельно выполняет задание, но количество ошибок возросло до 3, требуются наводящие вопросы со стороны логопеда.
2 балла – ребенок пытается справиться с заданием, но затрудняется назвать место звука в слове, помощь логопеда не помогает.
1 балл – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
8) Выделение нужного звука.
Процедура: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Инструкция: «Закрой глазки. Сейчас я буду называть тебе разные звуки, а ты когда услышишь звук [С] (любой звук) –хлопни в ладоши. Теперь усложним нашу игру, я буду называть слоги, когда услышишь слог со звуком [С]-хлопни в ладоши. Теперь еще сложнее, когда услышишь слово со звуком [С]-хлопни в ладоши, будь внимателен.»
Материал для исследования:
речевой материал на примере звука [С]:
А, У, С, Л, О,В, С
СА, НО,КУ,УЛ,ОС
МАМА, ДОМ, НОС, МОЛЬ, СОН, СТУЛ, ЛОБ.
Оценка результатов (отдельно по звукам, слогам и словам):
5 баллов - правильно назвал все звуки\слоги\слова.
4 балла - допустил негрубые ошибки.
3 балла - выполнил половину задания правильно.
2 балла-более половины задания выполнено неверно.
1 балл-задание выполнено полностью неправильно или отказ от выполнения задания.
Методика исследования фонематического синтеза.
1) Составление слова из звуков в ненарушенной последовательности.
Процедура: Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и предлагает ребенку составить слово из заданных звуков.
Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак» и т.д.
Материалом исследования служат слова: мак, ком, рука, лужа, книга, почта.
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
4 балла – ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков.
3 балла – испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х - 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).
2 балла – ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
1 балл – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
2) Составление слов из звуков в нарушенной последовательности.
Процедура: Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и предлагает составить слово из услышанных звуков.
Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Например, звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о - дом» и т.д.
Материалом исследования служат слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка.
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.
4 балла – ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков.
3 балла – испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х - 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).
2 балла – ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
1 балл – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Методика исследования фонематических представлений.
Данный этап коррекционно-логопедической работы предполагает формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений.
1) Определение количества звуков в слове.
Процедура: Ребенку предлагается отхлопать в ладоши (прошагать) столько раз ,сколько звуков в предлагаемых словах.
Инструкция: «Я назову слово, а ты хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь звуков в слове».
Материалом исследования служат слова: кот,дом, каша, лимон.
Оценка результатов:
5 баллов- задание выполнено ребенком точно.
4 балла-ребенок делает одну ошибку.
3 балла-половина задания выполнена верно.
2 балла-менее половины выполнено ребенком.
1 балл-ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
2) Подбор картинок к звуковым схемам.
Процедура: Ребенку предлагается подобрать картинку к звуковой схеме.
Инструкция: «Посмотри на картинки и на звуковые схемы, соедини правильные».
Материал исследования:
звуковые схемы:
С Г С С Г С Г С С Г С
Картинный материал: дом, каша, крот.
Оценка результатов:
5 баллов- ребенок верно подобрал картинки к предложенным звуковым схемам.
4 балла-ребенок делает незначительные ошибки.
3 балла-половина задания выполнена верно.
2 балла-ребенок справился менее чем с половиной задания.
1 балл-ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
3) Подбор слова к звуковой схеме.
Процедура: Ребенку предлагается подобрать слово к звуковой схеме.
Инструкция: «Посмотри на звуковые схемы, придумай слово .»
Материал исследования:
Звуковые схемы:
С Г С С Г С Г С С Г С
Оценка результатов:
5 баллов- ребенок верно подобрал слова к предложенным звуковым схемам.
4 балла-ребенок делает незначительные ошибки.
3 балла-половина задания выполнена верно.
2 балла-ребенок справился менее чем с половиной задания.
1 балл-ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
4) Составление графической схемы.
Процедура: Ребенку предлагается построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками.
Инструкция: « построй из фишек графическую схему слова.»
Материал исследования:
Фишки красного, синего, зеленого цветов, которые обозначают согласные и гласные звуки.
Речевой материал : дом, кот, море, каша, кошка.
Оценка результатов:
5 баллов- ребенок верно составил графические схемы предложенных слов.
4 балла-ребенок допускает негрубые ошибки.
3 балла-половина задания выполнена верно.
2 балла-ребенок справился менее чем с половиной задания.
1 балл-ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование фонематического восприятия у школьников.
Бысрый способ обследования фонематического восприятия у школьников....
Игры и игровые упражнения для развития фонематических функций
Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений, на дифференциацию звуков....
система игр для развития фонематических функций у детей
В данной презентации представлена система игр на развитие различных фонематических функций ребенка....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию фонетико-фонематических функций по теме "Звуки [Б]-[Б\']. Буква Б".
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан для детей логопатов старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию фонетико-фонематических функций тема: «Звуки [С], [С’]. Буква С»
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан для детей логопатов старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с...
Нарушения фонематических функций у школьников со стертой формой дизартрией и пути коррекции.
статья...
Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией
Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией....