Всё, что нажито непосильным трудом...
материал
Материал для учителей-логопедов. (сказкотерапия; музыкотерапия; развитие памяти, внимания, мышления; использование необычных игр на логопедических занятиях). Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами своим материалом. Мои разделы не зря имеют названия фильмов Л.Гайдая.
Так же, как и главные герои не унываю, нахожу и придумываю, адаптирую и воплощаю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_chto_nazhito_neposilnym_trudom.docx | 688.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВСЁ, ЧТО НАЖИТО НЕПОСИЛЬНЫМ ТРУДОМ…»
18.03.2021г.
ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское
Вершинина Оксана Александровна
Сказкотерапия – является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Сказки оказывают большое влияние на формирование логического мышления и развития фантазии у детей, что в конечном результате приводит к развитию способностей ребенка.
Основные виды сказок для детей с умеренной умственной отсталостью, применяющихся в сказкотерапии:
- Народные сказки;
- Авторские сказки;
- Психотерапевтические сказки- сказки со счастливым концом;
- Дидактические сказки;
- Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребенку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведения;
- Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми;
- Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребенка, а также особенности его характера.
Сказки, которые мы слышали в детстве, учили нас различать добро и зло, поступать правильно в трудных ситуациях, понимать мир, в котором мы живем. Они напитывали нас культурой предков и опытом предыдущих поколений, обогащали знаниями о правилах поведения, помогали быть сильными. А еще сказки давали веру в то, что все истории закончатся хорошо: добро непременно восторжествует, драконы и чудища будут побеждены, каждый герой получит то, к чему стремится. Сказки сообщают: «потом они жили долго и счастливо».
Рекомендации:
- Лучше всего, не читать сказку, а рассказывать ее;
- Рассказывая сказку, представляйте в картинках все, что в ней описывается;
- Предоставьте ребенку возможность выбора сказки;
- Очень важное правило - не объяснять ребенку глубинный смысл сказки;
- Желательно не вносить в народные сказки исправления и добавления, особенно связанные с нашей реальностью.
Работа со сказкой для ребенка с умеренной умственной отсталостью – это ответственный этап формирования позитивного отношения к миру, основы моральных норм и правил, развитие внимания, памяти, мышления.
Задачи сказкотерапии:
- Развить речь детей;
- Выявить и поддержать творческие способности;
- Снизить уровень тревожности и агрессивности
- Развить способности к естественной коммуникации
- Развить умение преодолевать трудности и страхи
- Формировать навыки конструктивного выражения эмоций
При выборе сказок учитываются конкретные психологические проблемы у детей с умеренной умственной отсталостью:
- гиперактивность или гипоактивность;
- агрессивность, неадекватное поведение, нарушения взаимодействия со сверстниками;
- расстройство поведения с различными физическими проявлениями
- различные страхи, тревожность;
Выбор сюжета зависит от интеллектуального развития ребенка:
Детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках дети с умеренной умственной отсталостью замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи "сказителя", помогает ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.
Учитель-логопед
Вершинина Оксана
Александровна
Электронная почта:
effectivecarrion@mail.ru
Музыкотерапия — один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Для достижения оптимальных результатов групповых занятий с элементами музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:
1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4.Проговоривание или пропевание слогов, слов, небольших стихотворений.
5. Игры
6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
7. Прощание.
Сайты полезные для работы.
- Капитан Краб https://www.youtube.com/channel/UC9oslR7IHo4Wal2b4TgqTPQ
- Чударики
https://www.youtube.com/channel/UCNFwhx2ywzKSJIlAhA5GFWw
- Лучик
https://www.youtube.com/channel/UCDPbOSk_WbvXv-Z8A7z498Q
- ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА
https://www.youtube.com/channel/UCL1p_eFStvL1nTLUjRz8Cew
- Развивайки, обучайки. Наше ВСЁ!
https://www.youtube.com/user/fochelru
Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития. Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение учебными предметами.
У младших школьников с умеренной умственной отсталостью наблюдается недоразвитие основных познавательных процессов (память, речь, внимание и др.), и как следствие, значительно нарушено мышление. Основным недостатком мышления у детей с нарушением интеллекта является слабость обобщений. Нарушение способности обобщения усугубляется неполноценностью других мыслительных процессов — анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения.
Расстройства памяти и внимания у детей с отклоняющимся развитием встречаются с большой частотой и носят стойкий характер. Такие расстройства оказывают существенное влияние на развитие системных функций и степень обучаемости ребенка. Через зрительный канал ребенок получает максимум информации. Поэтому через него наиболее удобно воздействовать на развитие функций внимания и памяти. И, учитывая низкую мотивацию детей к обучению, использовать игровую форму работы.
Цель: развитие зрительной памяти и внимания, развитие навыка коммуникации со взрослым.
Задачи:
1.Образовательно-познавательные:
- совершенствовать навыки общения;
- формировать навыки согласованных действий;
- формировать навыки предметно-практической деятельности;
2. Коррекционно-развивающие:
- продолжать совершенствовать память и внимание;
- развивать сенсорно-перцептивные способности;
- развивать координацию движений;
- развивать зрительное восприятие;
- обогащать словарный запас;
- развивать мимику.
3.Воспитательные задачи:
- воспитывать умение играть;
- воспитывать культуру общения;
- формировать адекватное отношение к успехам и неудачам.
Методическая цель: создание условий для развития зрительного внимания и памяти.
Оборудование: набор мелких игрушек, конструктор, кубики.
Содержание игр:
«Запомни, что в руке»
Совместная игра в паре. Выкладывается несколько мелких предметов. Взрослый показывает ребенку любой мелкий предмет, а затем зажимаем его в руке. Ребенок должен вспомнить и назвать, что показывал взрослый. Если ребенок не говорит, можно положить предмет обратно и попросить показать, что было спрятано в руке.
«Угадай, чего ни стало?»
Совместная игра в паре. Выкладывается несколько небольших предметов. Взрослый просит ребенка отвернуться (закрыть глаза) и убирает один из предметов. Затем просит ребенка угадать, чего ни стало. Если ребенок не говорит, то он может найти этот предмет среди других игрушек.
«Запомни и построй также»
Совместная игра в паре. Взрослый из кубиков строит какую-либо фигуру. Затем разбирает ее и просит ребенка построить такую же. Игру можно проводить с использованием любого конструктора.
«Запомни мое любимое движение»
Совместная игра в паре. Взрослый показывает свое движение и говорит, что это движение его любимое. Ребенок должен запомнить его и повторить. Игру можно усложнить, показывая несколько подряд движений (2-3), исходя из возможностей ребенка.
Это то, что я использую на своих занятиях.
Что будем делать с этим богатством из Фикс прайса?
Развивать сенсорику: подбирать к ящикам крышки по цвету. Или по словесной инструкции: белую крышку к зелёному ящику, например. Или по схеме, параллельно развивая зрительное внимание, аналитико-синтетическую деятельность, пространственную ориентировку. Развивать мелкую моторику, зрительно- пространственную координацию. Раскладываем по ящикам мелкие предметы. Отлично подойдут все наши игрушечки из Фикса.
Проделывая все манипуляции с игрушками, параллельно автоматизировать звуки, упражнять в согласовании прилагательных с существительными, существительных с числительными. Отрабатывать предлоги НА, ПОД, МЕЖДУ. Контейнеры отлично ставятся друг на друга. Получившиеся пирамиды из них устойчивы. И другие предлоги тоже неплохо пойдут: В, ИЗ и т.д.
Развивать неречевой слух. Из этих контейнеров получатся отличные шумовые коробочки. Упражнять детей в звуковой анализе. Например определить характеристику звука и опустить фишку в контейнер соответствующего цвета.
Коллега предложила сами коробочки использовать как фишки для звукового анализа. Тоже вариант. Но тогда нужно их покупать еще больше, чем 2 набора.
Формировать мотивацию к продуктивному взаимодействию со взрослым (и это бывает нужно с некоторыми детьми). Яркие и мелкие предметы чаще всего очень привлекательны для детей. Играть захочется. Наводить порядок в кабинете. В этих контейнерах можно хранить мелкие игрушки, фишки и прочие сокровища.
Игровой набор "Веселая лепка", Play the Game, поможет ребенку приготовить обед для своих игрушек! В комплект входят: формочки для фигурного печенья, машинка и насадки для создания необычной лапши. Отличный способ проявить фантазию, почувствовать себя в роли шеф-повара и придумать множество оригинальных угощений!
Развиваем мелкую моторику, автоматизируем звуки, обогащаем словарный запас.
Игрушка "Кукольный домик", Play The Game – это двухэтажный особняк с открытой террасой и множеством комнат для любимых кукол Вашего ребенка! 1300см2 жилой площади для комфортного размещения и увлекательных сюжетно-ролевых игр. Отличный подарок, который исполнит сказочную мечту о кукольном домике! Дизайны в ассортименте. Можно обустроить уютные комнаты и оформить интерьер с помощью набора "Мебель для кукольного домика".
Развиваем фантазию, связную речь, отрабатываем лексические темы «Дом» и «Семья».
Игрушка "Покупательская тележка", «Покупательская корзинка», различные наборы (овощи, фрукты) Play the Game – это уменьшенная копия предметов из супермаркета. Ребенок сможет играть в магазин и делать покупки совсем как взрослый: самостоятельно выбирать товар и складывать его в тележку или корзинку! Всё это подарит простор для фантазии Вашего ребенка и вдохновит на новые сюжетные игры!
Так же можно дифференцировать овощи и фрукты, раскладывая их в тележку и корзинку. Отработать согласование числительных с существительными:
— Я кладу в корзинку одну грушу
— Я кладу в корзинку две груши
— Я кладу в корзинку три груши
— Я кладу в корзинку четыре груши
— Я кладу в корзинку пять груш.
Игровой набор "Гигантские мыльные пузыри" подарит множество радостных эмоций Вашему ребёнку! Весёлая игра начинается уже с упаковки, ведь ручка выполнена в виде красочной фигурки. Благодаря набору можно надувать гигантские мыльные пузыри и устраивать завораживающее представление. Лопать пузыри и наблюдать, как они переливаются на солнце, – любимое детское развлечение! А самое главное это работа над воздушной струёй, это будет весело и продуктивно.
P.S.
Это всё конечно стоит денег, но я думаю с такими игрушками, различными наборами и конечно же хорошим настроением мы достигнем достойных результатов.
Удачи Вам в работе! И буду очень рада, если мой материал Вам пригодиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Труд человека в век технологий: труд души? Труд ума? Труд рук?»
Умственный труд объединяетработы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Труд души– передает чувства, э...
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».
В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.
Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для активизации и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся по техноло...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.
Разработка урока «Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.» Урок включён в раздел программы « Труд»курса экономики 5 класс...
"Труд человека в век технологий: труд души? Труд ума? Труд рук?" 5 класс
Классный час в 5 классе«Труд человека в век технологий: труд души? Труд ума? Труд рук?»Цель: расширить представления о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравст...
«Непосильный труд и непосильное горе Анны Пряслиной» (по отрывкам из романа Ф.Абрамова «Братья и сестры»)
Урок литературы (внеклассное чтение) «Непосильный труд и непосильное горе Анны Пряслиной» (по отрывкам из романа Ф.А.Абрамова «Братья и сестры»)...
- Мне нравится (1)