Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Программа разработана для учащихся 9 класса коррекционной школы 8 вида по учебнику Е. Н. Соломина "Биология 9 класс. Человек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_9_klass.docx | 72.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новошинская специальная (коррекционная) школа»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
для обучающихся 9 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Новошинская специальная (коррекционная) школа» (ГБОУ «Новошинская С(К)Ш») (далее Учреждение), на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Автор программы В.В.Воронкова, Л.В.Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва «ВЛАДОС» 2014 год; учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Рассчитана: на 9 класс - 68 часов.
Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания образования по предмету.
Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса, дается обоснование содержания. В содержании представлены основные блоки и разделы с указанием количества часов.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 9 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Цели и задачи
В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Всё вышеописанное можно назвать основными целями данной рабочей программы по биологии.
Основные задачи изучения биологии:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении организма человека и его здоровье;
― показать практическое применение биологических знаний: вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Место учебного предмета в учебном плане
Обоснование разбивки часов по четвертям
5 класс | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество самостоятельных работ | Наблюдения и практические работы |
I четверть | 18 | 1 | 1 | 5 |
II четверть | 14 | 1 | 1 | 5 |
III четверть | 20 | 1 | 1 | 5 |
IV четверть | 16 | 1 | 1 | 2 |
Всего | 68 | 4 | 4 | 17 |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практические | ||
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Общий обзор строения организма человека | 4 | 3 | 4 |
3 | Опора и движение | 14 | 13 | 5 |
4 | Кровь. Кровообращение | 7 | 7 | 5 |
5 | Дыхательная система | 5 | 4 | 3 |
6 | Пищеварительная система | 12 | 12 | 5 |
7 | Выделительная система | 3 | 2 | 2 |
8 | Кожа | 6 | 6 | 3 |
9 | Нервная система | 7 | 6 | 3 |
10 | Органы чувств | 6 | 6 | 1 |
11 | Охрана здоровья | 2 | 2 | |
12 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |
68 | 68 | 17 |
Личностные и предметные результаты освоения предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП относят:
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам
Биология:
Минимальный уровень:
представления об организме человека;
знание особенностей внешнего вида человека, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Формирование базовых учебных действий
V-IXклассы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание образовательной программы
Введение
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
Общее знакомство с организмом человека
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Опора и движение
Скелет человека
Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
Череп.
Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Практические работы. Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.
Мышцы
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.
Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
Кровообращение
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую систему.
Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.
Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с помощью учителя в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Запись в «Блокноте на память» своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.
Дыхание
Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).
Питание и пищеварение
Особенности питания растений, животных, человека.
Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.
Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом вовремя приема пищи, умения есть красиво.
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
Простейшее чтение с помощью учителя результатов анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).
и человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
Нервная система
Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
Демонстрация модели головного мозга.
Органы чувств
Значение органов чувств у животных и человека.
Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Охрана всех органов чувств.
Демонстрация муляжей глаза и уха.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Общее знакомство с организмом человека | 2 |
3 | Опорно – двигательная система (скелет и мышцы) | 14 |
4 | Кровообращение | 7 |
5 | Дыхание | 5 |
6 | Пищеварение | 12 |
7 | Выделение | 3 |
8 | Кожа | 6 |
9 | Нервная система | 7 |
10 | Органы чувств | 6 |
11 | Охрана здоровья | 3 |
Учебно – методическое обеспечение
- Программа Воронковой В. В. 2014 г Москва Владос Биология. Человек 2 часа в неделю. Всего 68 часов
- Учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Биология. Человек» 9 класс Е. Н. Соломина, Москва Просвещение
- Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 9 класс Е. Н. Соломина Москва Просвещение
Материально – техническое обеспечение:
Средства обучения:
Интерактивная доска
Ноутбук
Документ – камера
Микроскопы – 8 шт.
Расходный материал к микроскопам лабораторный – 6 шт.
Стекло предметное, стекло покровное.
Лупы большие -10 шт, средние – 10шт, маленькие – 10 шт.
Микролаборатория – 2 шт.
Биология человека.
1.Сердце на подставке.
2.Позвонки.
3.Фронтальный разрез головного мозга.
4.Муляж гортани.
5. Книга «Человек».
6. Книга: «Тело человека. Сердце».
7. Слайд – альбом «Человек и его здоровье».
8. Макет внутреннего строения человека.
9. Диск «Наглядная биология. Человек. Строение тела человека».
10. Макет – скелет человека.
11. Микропрепараты «Человек».
- Гиалиновый хрящ
- Гладкие мышцы
- Нервные клетки
- Поперечно – полосатые мышцы
- Костная ткань
Таблицы:
Биология человека.
- Строение тела человека.
- Кровеносная система человека.
- Органы чувств.
- Скелет человека – 4 шт.
- Расположение внутренних органов. – 2 шт.
- Клетка.
- Ткани.
- Строение костей и типы их соединения.
- Ткань –Орган – Система органов.
- Череп человека – 2 шт.
- Скелетные мышцы – 3шт.
- Внутренние органы.
- Схема кровообращения.
- Фазы работы сердца – 2 шт.
- Кровь.
- Сердце.
- Кровеносная система.
- Органы дыхания.
- Гортань и органы полости – 2 шт.
- Изучение работы пищеварительных желёз.
- Органы пищеварения.
- Зубы – 2 шт.
- Органы выделения.
- Кожа.
- Нервная система – 2шт.
- Соматическая нервная система.
- Строение нервной истемы.
- Спинной мозг – 3 шт.
- Головной мозг человека – 3 шт.
- Нервные клетки – 2 шт.
- Камера для изучения условных рефлексов.
- Образование и внешнее торможение условных рефлексов.
- Обонятельный и вкусовой анализатор – 2шт.
- Слуховой анализатор – 3 шт.
- Зрительный анализатор – 2 шт.
Строение тела человека.
- Скелет.
- Мышцы (вид спереди).
- Мышцы (вид сзади).
- Кровеносная система.
- Дыхательная система.
- Пищеварительная система.
- Выделительная система.
- Нервная система.
- Женская половая система.
- Мужская половая система.
Форма аттестации.
-устный контроль (устный опрос и беседа) и самоконтроль;
-письменный контроль (контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, индивидуальная работа по карточкам) и самоконтроль;
-лабораторно-практический контроль и самоконтроль;
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Календарно – тематическое планирование
№ урока, дата | Раздел программы. Тема урока | Методы и формы работы. Количество часов | Оборудование | Домашнее задание | Коррекционные задачи |
Введение (1 час)
1. | Введение. Науки, изучающие человека. Место человека в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных. | Рассказ учителя. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 4-9, вопросы | Развитие кругозора. Знакомство учащихся с признаками сходства и различия человека и млекопитающих. |
Общий обзор строения организма человека (4 часа)
2. | Общий обзор строения организма человека. Клетка, её состав. | Объяснения учителя, Лабораторная работа №1, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Строение клетки», микроскоп, микропрепараты, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 9-10 | Развитие умений работы с учебником, тетрадью, таблицей. |
3. | Общий обзор строения организма человека. Ткани. | Объяснение учителя. Лабораторная работа№2, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Ткани», микроскоп, микропрепараты, диапроектор, слайд — альбом «Человек — ткани», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 11-12, вопросы стр. 13 | Развитие умения работы с лабораторным оборудованием. |
4. | Общий обзор строения организма человека. Органы. Системы органов. | Рассказ с элементами беседы, работа с учебником и таблицами. 1 час | Таблица "Строение тела человека", «Ткань — орган — система органов», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 13-16, вопросы стр. 16 | Развитие познавательных процессов. |
5. | Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Закрепление ранее полученных знаний. |
Опора и движение. (14 часов)
6. | Опора и движение. Значение опорно-двигательной системы. Основные части скелета. | Объяснение учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Скелет человека», наглядный материал «Скелет», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 17-21, вопросы стр. 21 | Развитие умения выделять главное в теме. |
7. | Опора и движение. Строение и состав костей. | Объяснения учителя. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Строение костей и типы их соединения», работа с интерактивной доской. | Стр. 22-24, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
8. | Опора и движение. Соединение костей. | Объяснение учителя, работа с учебником и таблицей. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Строение костей и типы их соединения», работа с интерактивной доской. | Стр. 25-28, вопросы | Усвоение нового материала. |
9. | Опора и движение. Скелет головы. Череп. | Объяснения учителя, работа с учебником и таблицей. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Череп человека», работа с интерактивной доской. | Стр. 29-31, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
10. | Опора и движение. Скелет туловища. | Объяснение учителя, работа с оборудованием. 1 час | Позвонки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 31-35, вопросы | Развитие умений сравнивать, анализировать. |
11. | Опора и движение. Скелет верхних конечностей. | Беседа, работа с учебником. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 36-38, вопросы | Усвоение нового материала. |
12. | Опора и движение. Скелет нижних конечностей. | Рассказ учителя, работа с учебником и оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, диапроектор, слайд-альбом «Человек». | Стр. 39-41, вопросы стр. 41 | Усвоение нового материала. |
13. | Опора и движение. Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | Беседа. 1 час | Работа в мед. Кабинете, презентация. | Стр. 42-45, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
14. | Опора и движение. Значение и строение мышц. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, модель внутреннего строения человека, микроскоп, микропрепараты «Гладкие мышцы», «Поперечно — полосатые мышцы», работа с интерактивной доской. | Стр. 46-50, вопросы стр.50 | Развитие наблюдательности. |
15. | Опора и движение. Основные группы мышц. | Объяснение учителя, работа с учебником. 1 час | Таблица "Основные группы мышц", учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 51-53, вопросы | Развитие мышления. |
16. | Опора и движение. Работа мышц. Утомление. | Беседа, работа с учебником. 1 час | Демонстрация опыта "Действие работы на мышцы", учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 53-56, вопросы | Развитие наблюдательности, памяти. |
17. | Опора и движение. Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | Объяснение учителя, лабораторная работа №3, работа учащихся. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 57-60, вопросы | Физическое развитие. |
18. | Опора и движение. Значение опорно-двигательной системы. | Беседа, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, диапроектор, слайд-альбом «Человек». | С. 62-64, вопросы | Обобщение ранее полученных знаний. |
19. | Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Закрепление знаний. |
Кровь. Кровообращение. (7 часов)
20. | Кровь. Кровообращение. Значение крови. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Кровеносная система человека», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, диапроектор, слайд — альбом «Человек». | Стр. 66-68, вопросы | Развитие внимания и памяти. |
21. | Кровь. Кровообращение. Состав крови. | Рассказ учителя, лабораторная работа №4, самостоятельная работа учащихся. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, микроскоп, стекло предметное, стекло покровное, вода, игла, таблица «Кровь» | Стр. 69-72, вопросы | Формирование умения работы с лабораторным оборудованием. |
22. | Кровь. Кровообращение. Движение крови по сосудам. | Рассказ учителя. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 73-76, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
23. | Кровь. Кровообращение. Строение сердца. | Самостоятельная работа учащихся, лабораторная работа №5. 1 час | Часы, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, сердце на подставке, таблицы «Сердце», «Фазы работы сердца», диапроектор, слайд — альбом «Человек». | Стр. 77-80, вопросы | Развитие умения самостоятельно выполнять лабораторную работу. |
24. | Кровь. Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения. | Беседа, работа с оборудованием. 1 час | Таблица "Схемы кровообращения", учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, книга: Тело человека — Сердце. | Стр. 82-84, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
25. | Кровь. Кровообращение. Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения. | Беседа, работа с учебником. | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 85-88, вопросы | Развитие речи. |
26. | Кровь. Кровообращение. Первая помощь при кровотечении. | Беседа. 1 час | Работа в мед кабинете, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр.89-91, вопросы | Развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях. |
Дыхательная система. (5 часов)
27. | Дыхательная система. Органы дыхательной системы. Значение дыхания. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Органы дыхания», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, муляж гортани, работа с интерактивной доской. | Стр.94-98, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
28. | Дыхательная система. Строение лёгких Газообмен. | Рассказ учителя, демонстрация опыта «Углекислый газ в виде воздуха». 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Органы дыхания», диапроектор, слайд-альбом «Человек». | Стр. 99-101, вопросы | Развитие умений работы с учебником, тетрадью, таблицей. |
29. | Дыхательная система. Гигиена дыхания. | Беседа, работа с учебником. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 102-105, вопросы | Охрана здоровья. |
30. | Дыхательная система. Болезни органов дыхания. | Беседа, работа с учебником. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 106-110, вопросы | Физическое воспитание. |
31. | Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Закрепление знаний. Развитие умений самостоятельной работы. |
Пищеварительная система. (12 часов)
32. | Пищеварительная система. Значение и состав пищи. | Рассказ с элементами беседы. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 113-115, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
33. | Пищеварительная система. Питательные вещества. | Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, диапроектор, слайд — альбом «Человек». | Стр. 115-118, вопросы | Развитие речи. |
34. | Пищеварительная система. Витамины. | Рассказ учителя, работа с учебником. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 119-123, вопросы | Развитие речи. |
35. | Пищеварительная система. Органы пищеварения. | Рассказ с элементами беседы. 1 час | Таблица "Органы пищеварения", учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 124-127, вопросы | Развитие умений анализировать, выделять главное в теме. |
36. | Пищеварительная система. Пищеварение в ротовой полости. Зубы. | Объяснение учителя, демонстрация опыта «Действие слюны на крахмал». 1 час | Таблица "Зубы", учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 128-131, вопросы | Развитие наблюдательности. |
37. | Пищеварительная система. Пищеварение в желудке. | Объяснение учителя, демонстрация опыта «Действие желудочного сока на белок». 1 час | Пробирка, пипетки, термометр, хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, стакан с водой, водяная баня, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 131-133, вопросы | Усвоение нового материала. |
38. | Пищеварительная система. Пищеварение в кишечнике. | Объяснение учителя. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Органы пищеварения». | Стр. 134-137, вопросы | Развитие мышления. |
39. | Пищеварительная система. Гигиена и нормы питания. | Беседа, работа с учебником и доской. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентация. | Стр. 137-140, вопросы | Эстетическое воспитание. |
40. | Пищеварительная система. Уход за зубами и ротовой полостью. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Зубы». | Стр. 141-144, вопросы | Воспитание бережного отношения к своему здоровью. |
41. | Пищеварительная система. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 145-147, вопросы | Профилактика здоровья. |
42. | Пищеварительная система. Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. | Беседа. 1 час | Таблица " Паразитические черви", учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 148-150, вопросы | Охрана здоровья. |
43. | Пищеварительная система. Пищевые отравления. | Беседа, работа с учебником. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 151-155, вопросы | Охрана здоровья. |
Выделительная система. (3 часа)
Нервная система. (7 часов)
53. | Нервная система. Головной и спинной мозг. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Головной мозг», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Спинной мозг», фронтальный разрез головного мозга», работа с интерактивной доской. | Стр. 186- 190, вопросы | Развитие умения работы с учебником, таблицами. |
54. | Нервная система. Нервы. | Объяснения учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Нервные клетки», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, микроскоп, микропрепарат «Нервные клетки». | Стр. 191-192, вопросы | Усвоение нового материала. |
55. | Нервная система. Значение нервной системы. | Объяснения учителя, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, диапроектор, слайд-альбом «Человек». | Стр. 193-194, вопросы | Формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное в теме. |
56. | Нервная система. Режим дня, гигиена труда. | Объяснения учителя. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 195-197, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
57. | Нервная система. Сон и его значение. | Рассказ с элементами беседы. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 198-199, вопросы | Развитие мышления. |
58. | Нервная система. Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 200-202, вопросы | Охрана здоровья. |
59. | Обобщающий урок | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Закрепление знаний. |
Органы чувств. (6 часов)
60. | Органы чувств. Орган зрения. | Объяснение учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Органы чувств», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 205-209, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
61. | Органы чувств. Гигиена зрения. | Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Зрительный анализатор», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 210-212, вопросы | воспитание бережного отношения к своему здоровью. |
62. | Органы чувств. Орган слуха. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Органы чувств», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 213-215, вопросы | Развитие мышления. |
63. | Органы чувств. Гигиена слуха. | Объяснения учителя с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Слуховой анализатор», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 216-218, вопросы | Развитие речи. Развитие познавательных процессов. |
64. | Органы чувств. Орган обоняния. | Беседа, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Органы чувств», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Слуховой и зрительный анализаторы», диапроектор, слайд-альбом «Человек». | Стр. 219-221, вопросы | Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. |
65. | Органы чувств. Орган вкуса. | Беседа, работа с оборудованием. 1 час | Таблицы «Органы чувств», «Зрительный и слуховой анализаторы», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентация. | Стр. 221-224, вопросы | Закрепление знаний. |
Охрана здоровья. (3 часа)
66. | Охрана здоровья человека. | Беседа. 1 час | Стр. 225-227, вопросы | Развитие речи. | |
67. | Охрана здоровья человека. Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. Повторение пройденного материала за год. | Беседа. 1 час | Стр. 229-231, вопросы | Охрана здоровья. | |
68. | Итоговая контрольная работа | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Обобщение знаний за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...