Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Ванина Екатерина Владимировна

Программа разработана для учащихся 8 класса корреционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_8_klass.docx74.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новошинская специальная (коррекционная) школа»

Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

для обучающихся 8 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии   для учащихся 8  класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена в соответствии   Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; «Примерной  адаптированной  основной  общеобразовательной  программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Новошинская специальная (коррекционная) школа»  (ГБОУ «Новошинская С(К)Ш»)  (далее Учреждение), на основе    программы   специальных  (коррекционных)  общеобразовательных учреждений VIII вида  под  редакцией  В.В.Воронковой. Автор   программы по биологии В.В.Воронкова, Л.В.Кмытюк, Т.В.Шевырева.  Москва «ВЛАДОС» 2014 год; учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Рабочая программа по биологии, как неотъемлемая часть учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении, разработана в целях воспитания и обучения с учетом меж предметных связей и личностных результатов обучающихся, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.  

          Биология как учебный предмет в 8 классе изучает раздел «Животные», 2 часа в неделю, всего - 68 часов в год.

Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса, дается обоснование содержания. В содержании представлены основные блоки и разделы   с указанием количества часов.

      Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

Цели и задачи

Изучение биологического материала в VII классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Поэтому, основной целью изучения биологии в 8 классе является то, что учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию и др.).

Основные задачи изучения биологии в 8 классе являются:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни животных;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми домашними животными, использовать полученные знания для решения бытовых и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому воспитанию подростоков;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Биология как учебный предмет в коррекционной школеVIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс), «Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

В разделе «Животные» (8класс) учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии.

Место учебного предмета в учебном плане

Обоснование разбивки часов по четвертям

8 класс

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

Экскурсии

I четверть

18

1

1

1

II четверть

14

1

2

1

III четверть

20

1

1

IV четверть

16

2

2

1

Всего

68

5

5

4

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических

Практические

Экскурсий

1

Введение

2

2

-

-

2

Беспозвоночные животные. Черви

3

3

2

-

3

Беспозвоночные животные. Насекомые

6

5

4

1

4

Контрольная работа

1

-

1

-

5

Позвоночные животные. Рыбы

9

8

6

-

6

Земноводные

6

5

3

-

7

Пресмыкающиеся

6

5

3

1

8

Птицы

11

10

7

1

9

Млекопитающие

12

12

9

-

10

Сельскохозяйственные Млекопитающие

10

8

8

2

11

Контрольная работа

1

-

1

-

12

Итоговая контрольная работа

1

-

1

68

58

45

5

Личностные и предметные результаты освоения предмета

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

К предметным результатам освоения АООП относят:

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам

Биология:

Минимальный уровень:

представления об объектах и явлениях неживой и живой природы,;

знание особенностей внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знание общих признаков изученных групп животных, правил поведения в природе, техники безопасности в объеме программы;

выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;

применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за животными в доме).

Достаточный уровень:

представления об объектах неживой и живой природы;

осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком;

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знание признаков сходства и различия между группами животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;

узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах).

Формирование базовых учебных действий

V-IXклассы

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание образовательной программы

Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).

Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.

Дождевой червь.

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого объекта или влажного препарата.

Насекомые.

Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания,  питанию.

Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.

Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.

Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).

Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.

Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).

Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.

Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.

Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

  Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.

Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы

Общие признаки рыб. Среда обитания.

Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.

Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.

Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.

Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.

Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.

Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).

Земноводные

Общие признаки земноводных.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).

Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе.

Черты сходства и различия земноводных и рыб.

Польза земноводных и их охрана.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).

Пресмыкающиеся

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).

Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.

Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.

Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).

Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.

Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.

Птицы

Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).

Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.

Хищные птицы: сова, орел.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.

Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.

Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.

Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц. Показ видеофильмов.

Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).

Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.

Млекопитающие животные

Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).

Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.

Дикие млекопитающие животные

Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.

Псовые (собачьи): волк, лисица.

Медвежьи: медведи (бурый, белый).

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.

Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.

Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.

Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.

Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).

Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.

Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.

Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).

Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое

лото и др.).

Сельскохозяйственные животные

Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.

Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.

Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.

Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.

Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.

Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.

Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.

Демонстрация видеофильмов (для городских школ).

Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).

Домашние питомцы

Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.

Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи.

Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.

п/п

Раздел и тема

Всего:

68 часов

1

Введение

Многообразие животного мира Значение животных и их охрана

2

2

Беспозвоночные животные

2

3

Насекомые

7 (6+1 экскурсия)

4

Рыбы

7 (6+1 экскурсия)

5

Земноводные

3

6

Пресмыкающиеся

3

7

Птицы

12 (11+1 экскурсия)

8

Млекопитающие или звери

4

9

Грызуны

2

10

Зайцеобразные

2

11

Хищные звери

4

12

Ластоногие морские животные

1

13

Китообразные

1

14

Растительноядные животные

3

15

Экскурсия в зоопарк

Внеклассное мероприятие

16

Сельскохозяйственные млекопитающие

Корова

3

17

Овца

2

18

Верблюды

1

19

Северные олени

1

20

Домашние свиньи

3

21

Домашние лошади

2

22

Экскурсия на звероферму

1

23

Обобщающее занятие

1

Итого: 23 раздела, 68 часов

68

Учебно – методическое обеспечение:

Программа Воронковой В. В. 2014 г Москва Владос Биология. Животные (2 часа) в неделю, всего 68 часов

Учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы А. И. Никишов, А. В. Теремов «Биология. Животные» 8 класс, Москва Просвещение

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Животные». 8 класс А. И. Никишов Москва Просвещение.

Материально – техническое обеспечение:

Оборудование:

Интерактивная доска

Ноутбук

Документ - камера

Микроскопы – 8 шт.

Расходный материал к микроскопам лабораторный – 6 шт.

Стекло предметное, стекло покровное.

Лупы большие -10 шт, средние – 10шт, маленькие – 10 шт.

Микро лаборатория – 2 шт.

Биология животных.

  • Альбом «Породы сельскохозяйственных животных».
  • Сердце млекопитающего на подставке – 2 шт.
  • Скелет рака.
  • Скелет  кошки.
  • Коллекция представителей типа «Членистоногие».
  • Набор коллекций вредителей полей.
  • Влажные препараты: Внутреннее строение рыбы, лягушки, черепахи болотной.
  • Слайд – альбомы: Птицы.  Рыбы.  Земноводные.  Пресмыкающиеся.
  • Комплект диапозитивов: Животноводство.
  • Микропрепараты: Зоология. Животные.
  • Дождевой червь – поперечный срез+10шт
  • Ротовой аппарат насекомого
  • Ротовой аппарат комара
  • Дрозофила
  • Сперматозоиды млекопитающего
  • Эвглена+10шт
  • Инфузория – туфелька+15шт
  • Гидра – поперечный срез
  • Комар
  • Поперечный срез аскариды – 9шт
  • Дафния – 15 шт
  • Циклоп – 15шт
  • Конечность пчелы – 10шт
  • Крыло пчелы – 10шт
  • Вольвокс – 5шт
  • Диск: Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные.

Таблицы

Биология животных.

  • Класс Насекомые. Внутреннее строение.
  • Печёночный сосальщик.
  • Многообразие рыб.
  • Внутреннее строение костной рыбы.
  • Человеческая аскарида.
  • Бычий цепень
  • Многообразие насекомых.
  • Пресноводная Гидра.
  • Многообразие Паукообразных – 2 табл.
  • Многообразие Ракообразных.
  • Кольчатые черви.
  • Подтип Бесчерепные.
  • Многообразие Моллюсков.
  • Внутреннее строение моллюсков.
  • Малярийный плазмодий.
  • Тип Хордовые: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.
  •  Внутреннее строение пресмыкающегося.
  • Многообразие Земноводных – 2 табл.
  • Внутреннее строение Земноводных.
  • Многообразие птиц.
  • Внутреннее строение птиц.
  • Многообразие Млекопитающих.
  • Внутреннее строение Млекопитающих.
  • Дикие и домашние животные.
  • Разнообразие животных.

Форма аттестации.

  • -устный контроль (устный опрос и беседа) и самоконтроль;
  • -письменный контроль (контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, индивидуальная работа по карточкам) и самоконтроль;
  • -лабораторно-практический контроль и самоконтроль;

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

               В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить     результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Календарно –

тематическое планирование

№ урока, дата

Раздел программы.

Тема урока

Методы и формы работы. Количество часов.

Оборудование

Домашнее задание

Коррекционные задачи

Введение (2 часа)

1.

Введение Многообразие животного мира. Места обитания и приспособленность к условиям жизни.

Беседа, работа с учебником, иллюстрациями.

1 час

Таблица «Разнообразие животных», "Дикие и домашние животные", учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, работа с интерактивной доской, конспект урока.

Стр. 3-6, вопросы стр.6

Экологическое воспитание.

2.

Введение

Значение животных и их охрана.

Беседа, работа с учебником. 1 час

Таблица «Разнообразие животных», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, работа с интерактивной доской.

Стр. 6-8, вопросы стр.8

Воспитание бережного отношения к животному миру природы.

Беспозвоночные животные (10 часов)

3.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей.

Рассказ учителя, работа с учебником. 1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация.

Стр. 11-12

Развитие умения работы с таблицей.

4.

Беспозвоночные животные Дождевые черви. Внешний вид. Образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Значение.

Рассказ учителя, работа с микроскопом. 1 час

Таблица «Кольчатые черви», микроскоп, микропрепарат «Дождевой червь», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, видеофильм, презентация.

Стр. 13-15, вопросы стр. 15

Развитие умений работы с учебником, тетрадью, таблицей.

5.

Беспозвоночные животные Круглые черви. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов.

Рассказ с элементами беседы, работа с микроскопом. 1 час

Таблица «Внешнее строение круглых червей», микроскоп, микропрепарат «Поперечный срез аскариды», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, тестовая работа, презентация, видеофильм, конспект урока.

Стр. 15-16.

Формирование умений анализировать, сравнивать.

6.

Беспозвоночные животные

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни.

Рассказ с элементами беседы, работа с микроскопом. 1 час

Таблица «Многообразие насекомых», коллекция насекомых, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, микроскоп, микропрепарат «Ротовой аппарат насекомого», работа с интерактивной доской, презентация, конспекты урока.

Стр. 20-23, вопросы стр. 23

Развитие наблюдательности.

7.

Беспозвоночные животные Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка.

Рассказ с элементами беседы, работа с коллекцией. 1 час

Коллекция насекомых, таблица «Многообразие насекомых», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентация.

Стр. 23-27, вопросы

Развитие умения работы с коллекцией.

8.

Беспозвоночные животные Майский жук. Комнатная муха.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

Коллекция насекомых, таблица, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока.

Стр. 27-31, вопросы

Продолжение развития умения работы с коллекцией.

9.

Беспозвоночные животные Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд.

Беседа, работа с микроскопом и микропрепаратами. 1 час  

Коллекция насекомых, таблица, микроскоп, микропрепараты «Конечность пчелы», «Крыло пчелы», модель- аппликация «Устройство улья», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентация.

Стр. 31-37, вопросы

Развитие речи. Развитие умения самостоятельно работать с таблицами и оборудованием.

10.

Беспозвоночные животные Насекомые, приносящие вред. Меры борьбы с ними.

Беседа. 1 час

Коллекция насекомых, Таблица «Многообразие насекомых», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, тестовая работа, презентация.

Записи в тетради

Формирование правильного понимания природных явлений.

11.

Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни животных».

1 час

Дневник наблюдений

Отчёт по   экскурсии

Сформировать представление о мире, который окружает человека.

12.

Обобщающий урок.

Контрольная работа. 1 час

Контроль знаний.

Позвоночные животные. Класс Рыбы (9 часов)

13.

Класс Рыбы. Общая характеристика.

Рассказ с элементами беседы, работа с таблицей, диапроектором и диапозитивами.
1 час

Таблица «Многообразие рыб», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, слайд – альбом «Рыбы», диапроектор, работа с интерактивной доской, презентация, конспект урока.

Стр. 45-47, рисунок в тетради

Развитие познавательных процессов.

14.

Позвоночные животные. Класс Рыбы

Внешнее строение рыб.

Рассказ с элементами беседы, работа с учебником и таблицей. 1 час

Таблица «Многообразие рыб», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация.

Стр. 47-49, вопросы стр. 49

Формирование умения ориентироваться и самостоятельно построить рассказ по таблице.

15.

Позвоночные животные. Класс Рыбы

Внутреннее строение рыб.

Рассказ учителя, работа с таблицами и препаратом. 1 час

Таблица «Внутреннее строение рыб», влажный препарат «Внутреннее строение рыбы», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентации.

Стр. 50-52, вопросы

Умение самостоятельно работать с таблицами и лабораторным оборудованием.

16.

Позвоночные животные. Класс Рыбы Размножение рыб.

Объяснение учителя, работа с учебником. 1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентации, конспекты урока.

Стр. 52-54, вопросы

Усвоение нового материала.

17.

Позвоночные животные. Класс Рыбы

Речные рыбы.

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

1 час

Таблица «Многообразие рыб», иллюстрации, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, тестовая работа.

Стр. 54-56, вопросы стр. 56

Формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать.

18.

Позвоночные животные. Класс Рыбы Морские рыбы.

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

1 час

Таблица «Многообразие рыб», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, конспекты урока.

Стр. 56-58, вопросы стр. 58

Продолжение формирования умений сравнивать, анализировать, обобщать.

19.

Позвоночные животные. Класс Рыбы Рыболовство и рыбоводство.

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

1 час

Таблица «Многообразие рыб», иллюстрации, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока.

Стр. 59-61, вопросы стр. 61

Экологическое воспитание.

20.

Позвоночные животные. Класс Рыбы Использование и охрана рыб.

Беседа. 1 час

Таблица «Многообразие рыб», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, работа по карточкам.

Стр. 61-62, вопросы стр. 62

Охрана животного мира природы.

21.

Обобщающий урок.

Самостоятельная работа. 1 час

Тестовые задания.

Закрепление знаний.

Класс Земноводные (6 часов)

22.

Класс Земноводные Общие признаки. Внешнее строение.

Рассказ с элементами беседы, работа с таблицами и диапроектором.

1 час

Таблицы «Многообразие земноводных», «Внешнее строение», игрушка – лягушка, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, диапроектор, слайд – альбом «Земноводные», работа с интерактивной доской, конспект урока.

Стр. 72-74, вопросы стр. 74, рисунок в тетради

Усвоение нового материала.

23.

Класс Земноводные Внутреннее строение земноводных.

Рассказ учителя, работа с таблицами и препаратом. 1 час

Таблица «Внутреннее строение лягушки», влажный препарат «Внутреннее строение лягушки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентации.

Стр. 75-77, вопросы

Развитие умений работы с таблицами.

24.

Класс Земноводные Размножение и развитие лягушки.

Объяснение учителя. 1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Внешнее строение лягушки».

Стр. 77-79, вопросы стр. 79

Воспитание бережного отношения к животному миру природы.

25.

Сходство и различия с рыбами по внешнему и внутреннему строению.

Объяснение учителя. 1 час

Таблицы: «Многообразие рыб», «Многообразие земноводных», скелет рыбы, игрушка - лягушка

Таблицы в тетради

Развитие мышления.

26.

Класс Земноводные Многообразие земноводных. Их значение и охрана.

Беседа. 1 час

Таблица «Многообразие земноводных», иллюстрации, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Стр. 79-81.

Экологическое воспитание.

27.

Обобщающий урок.

 Самостоятельная работа. 1 час

Тестовые задания.

Закрепление знаний.

Класс Пресмыкающиеся (6 часов)

28.

Класс Пресмыкающиеся Общие признаки. Внешнее строение.

Рассказ учителя, работа с таблицей и диапроектором. 1 час

Таблицы «Многообразие пресмыкающихся», игрушки – змея, крокодил, черепаха, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, диапроектор, слайд – альбом «Пресмыкающиеся», работа с интерактивной доской, конспекты урока.

Стр. 82-84, вопросы стр.84, рисунок в тетради

Умение учащихся самостоятельно построить рассказ по таблице.

29.

Класс Пресмыкающиеся Внутреннее строение.

Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Внутреннее строение пресмыкающихся», влажный препарат «Черепаха болотная», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока.

Стр. 85-87, вопросы стр. 87

Развитие познавательных процессов.

30.

Класс Пресмыкающиеся Размножение и развитие.

Объяснение учителя. 1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Внешнее строение пресмыкающегося», презентации.

Стр. 87-88, вопросы стр. 88

Развитие наблюдательности.

31.

Класс Пресмыкающиеся Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Сходство с земноводными по строению и образу жизни.

Беседа, работа с таблицей и учебником. 1 час

Таблица «Многообразие пресмыкающихся», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Многообразие земноводных», карточки с заданиями, видеофильм.

Стр. 89-93

Развитие речи.

32.

Экскурсия в природу «Зимние явления в жизни животных».

Дневник наблюдений

Отчёт по экскурсии

Воспитание бережного отношения к природе.

33.

Обобщающий урок.

Самостоятельная работа. 1 час

Тестовые задания.

Контроль знаний.

Класс Птицы (11 часов)

34.

Класс Птицы

Общие признаки птиц. Внешнее строение.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

Таблицы «Многообразие птиц», «Внешнее строение», игрушки птицы, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, диапроектор, слайд – альбом «Птицы», работа с интерактивной доской, конспект урока, презентации.

Стр. 94-97, вопросы

Усвоение нового материала.

35.

Класс Птицы

Внутреннее строение птиц.

Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Внутреннее строение», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентация.

Стр. 97-101, вопросы стр. 101

Продолжение развития умений работы с таблицами и лабораторным оборудованием.

36.

Класс Птицы

Размножение и развитие птиц.

Объяснения учителя, работа с оборудованием. 1 час

Макет – яйцо, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Внешнее строение птиц», работа с интерактивной доской, конспекты урока.

Стр. 101-104, вопросы стр. 104

Развитие мышления.

37.

Класс Птицы

Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие птиц», открытки, фотографии, аудиозапись, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, конспекты урока, презентации.

Стр. 105-109, вопросы стр. 106, 109

Развитие речи.

38.

Класс Птицы

Хищные птицы. Птицы, живущие вблизи человека.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие птиц», открытки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентации.

Стр. 110-112, 117-119, вопросы

Развитие наблюдательности.

39.

Класс Птицы

Птицы болот.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие птиц», открытки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентации.

Стр. 113-116, вопросы стр. 116

Воспитание бережного отношения к окружающему миру природы.

40.

Класс Птицы

Многообразие птиц.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие птиц», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока.

Стр. 119-126, 135 -читать

Экологическое воспитание.

41.

Класс Птицы

Домашние птицы.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие птиц», открытки, рисунки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентации.

Стр. 127-131, вопросы

Развитие умений работать с представленным материалом.

42.

Класс Птицы

Птицеводство.

Беседа. 1 час

Открытки, рисунки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентация.

Стр. 131-134, вопросы

Развитие кругозора.

43.

Доклады учащихся

Самостоятельная работа учащихся. 1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, фильмы о птицах.

Развитие самостоятельной работы учащихся. Развитие речи.

44.  

Обобщающий урок

Самостоятельная работа. 1 час

Тестовые задания.

Закрепление знаний.

Класс Млекопитающие (12 часов)

45.

Класс Млекопитающие Общие признаки. Внешнее строение.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

Таблицы «Многообразие млекопитающих», «Внешнее строение», игрушки животных, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентация.

Стр. 136-139, вопросы стр. 140

Развитие познавательных процессов.

46.

Класс Млекопитающие Внутреннее строение млекопитающих.

Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Внутреннее строение млекопитающего», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация.

Стр. 140-145, вопросы стр. 145

Усвоение нового материала.

47.

Класс Млекопитающие Грызуны и их значение. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение.

 Беседа, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие млекопитающих», открытки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентация.

Стр. 146-150, вопросы

Воспитание бережного отношения к животному миру природы.

48.

Класс Млекопитающие Зайцеобразные. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение, значение. Сравнение зайца и кролика.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие млекопитающих, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентации.

Стр. 151-153, вопросы

Развитие наблюдательности.

49.

Класс Млекопитающие Разведение домашних кроликов.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие млекопитающих, «Дикие и домашние животные», открытки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация.

Стр. 153-155, вопросы стр. 156

Развитие кругозора.

50.

Класс Млекопитающие Хищные звери. Общие признаки, внешнее строение, образ жизни, размножение, значение.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие млекопитающих, открытки, рисунки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока.

Стр. 159-164, вопросы стр. 165

Развитие мышления.

51.

Класс Млекопитающие Дикие хищники. Разведение норки на зверофермах.

Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Дикие и домашние животные», "Дикие кошки", учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, рисунки, презентация.

Стр. 165-170, вопросы

Сформировать представление о мире, который окружает человека.

52.

Класс Млекопитающие Домашние хищники.

Беседа, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие млекопитающих», «Дикие и домашние животные», рисунки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация.

Стр. 172-176, вопросы стр. 176

Развитие речи.

53.

Класс Млекопитающие Ластоногие. Китообразные.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие млекопитающих, открытки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентации.

Стр. 176-180, вопросы

Развитие умения работы с материалами.

54.

Класс Млекопитающие Парнокопытные. Непарнокопытные.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

Таблица, рисунки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентации.

Стр.181-182, 186-188, вопросы

Развитие умения сравнивать и обобщать.

55.

Класс Млекопитающие Приматы. Образ жизни, внешнее строение, общая характеристика.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие млекопитающих», открытки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентация.

Стр. 190-192, вопросы стр. 192

Развитие познавательных процессов.

56.

Класс Млекопитающие Многообразие млекопитающих.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

Таблица «Многообразие млекопитающих», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь.

Стр. 156-159,170-171,183-186,188-189, 192-193 - читать

Развитие кругозора.

Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов)

57.

Сельскохозяйственные млекопитающие Коровы.  Внешнее строение, корма, уход за ними. Фермы. Их содержание.

Беседа, работа с оборудованием.

1 час

Работа с интерактивной доской, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, диапроектор, слайд – альбом «Животноводство», альбом «Породы сельскохозяйственных животных», конспекты урока, презентация.

Стр. 194-199, вопросы стр. 200

Развитие речи.

58.

Сельскохозяйственные млекопитающие Выращивание телят.

Беседа. 1 час

Рисунки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентация.

Стр. 200-202, вопросы

Развитие кругозора.

59.

Сельскохозяйственные млекопитающие

Овцы. Особенности внешнего строения и питания. Распространение, значение. Их содержание и выращивание.

Беседа, работа с оборудованием.

 1 час

Работа с интерактивной доской, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, слайд – альбом «Животноводство», альбом «Породы сельскохозяйственных животных», конспект урока, презентация.

Стр. 202-207, вопросы стр. 207

Развитие познавательных процессов.

60.

Сельскохозяйственные млекопитающие Верблюды. Особенности внешнего строения, питание, значение. Северные олени – строение, питание, значение

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

 1 час

Работа с интерактивной доской, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, слайд – альбом «Животноводство», альбом «Породы сельскохозяйственных животных», конспекты урока.

Стр. 207-211, вопросы стр. 209, 211

Формирование правильного понимания природных явлений.

61.

Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние свиньи. Внешнее строение, значение. Фермы. Уход. Выращивание поросят (совместно с учебником сельскохозяйственного труда 7 класс).

Беседа, работа с оборудованием.

 1 час

Работа с интерактивной доской, открытки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, слайд – альбом «Животноводство», альбом «Породы сельскохозяйственных животных», конспекты урока, презентации.

Стр. 211-216, вопросы

Развитие умения самостоятельно построить рассказ по предложенному материалу.

62.

Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние лошади, их содержание. Внешнее строение, значение, питание.

Беседа, работа с оборудованием.

1 час

Работа с интерактивной доской, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, слайд – альбом «Животноводство», альбом «Породы сельскохозяйственных животных», конспекты урока, презентация.

Стр. 217-220, вопросы

Экологическое воспитание.

63.

Доклады учащихся.

Самостоятельная работа. 1 час

Презентации про животных.

Развитие самостоятельной деятельности учащихся.

64.

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни животных».

1 час

Дневник наблюдений

Отчёт по экскурсии

Воспитание бережного отношения к животному миру природы.

65.

Обобщающий урок.

Контрольная работа. 1 час

Итоговая контрольная работа.

Закрепление знаний.

66.

Экскурсия на ферму.

1 час

Развитие кругозора.

67.

Итоговое занятие по изучению животных. Общие признаки групп животных, признаки сходства и различия. Охрана животных.

Беседа. 1 час

Подведение итогов. Повторение материала, пройденного за год.

68.

Резервное время.

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...