Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа разработана для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_7_klass.docx | 80.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новошинская специальная (коррекционная) школа»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
для обучающихся 7 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Новошинская специальная (коррекционная) школа» (ГБОУ «Новошинская С(К)Ш») (далее Учреждение), на основе авторской программы «Специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос», Просвещение 2014г.); учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.
Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса, дается обоснование содержания. В содержании представлены основные блоки и разделы с указанием количества часов.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Цели и задачи
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др. Соответственно целью обучения биологии в 7 классе является способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Основные задачи изучения биологии:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений;
― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому воспитанию;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.
Место учебного предмета в учебном плане
Обоснование разбивки часов по четвертям
7 класс | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ | Количество демонстрации опытов | Количество практических работ | Экскурсии |
I четверть | 18 | 1 | 5 | 2 | 1 | 1 |
II четверть | 14 | 1 | - | 4 | 2 | 1 |
III четверть | 20 | 1 | 2 | - | - | 1 |
IV четверть | 16 | 2 | - | - | 7 | 2 |
Всего | 68 | 5 | 7 | 6 | 10 | 5 |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | |||
Всего | Теоретических | Практические | Экскурсий | ||
1 | Введение | 2 | 2 | - | - |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями. Растение – целостный организм. | 24 | 24 | 3 | 2 |
3 | Контрольная работа «Растения живой организм» | 2 | 2 | - | - |
4 | Многообразие бактерий, грибов и растений | 9 | 9 | - | - |
5 | Контрольная работа по теме «Многообразие бактерий, грибов и растений». | 1 | 1 | - | - |
6 | Однодольные и двудольные цветковые растения | 20 | 20 | 2 | - |
7 | Контрольная работа по теме «Однодольные и двудольные цветковые растения». | 1 | 1 | - | 3 |
8 | Практические работы на пришкольном участке | 5 | - | 5 | |
9 | Итоговая контрольная работа | 1 | - | - | - |
10 | Резервное время | 3 | - | - | - |
68 | 59 | 10 | 5 | ||
В том числе: Лабораторная работа - 7 Практических работ - 10 Демонстрация опытов - 6 |
Личностные и предметные результаты освоения предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП относят:
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам
Биология:
Минимальный уровень:
представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;
знание особенностей внешнего вида изученных растений, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений, правил поведения в природе, техники безопасности в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога;
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Формирование базовых учебных действий
V-IXклассы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессам.
Содержание образовательной программы
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 7 (6+1 экскурсия) |
3 | Семена растений | 5 |
4 | Корни и корневые системы | 3 |
5 | Лист | 5 |
6 | Стебель | 3 |
7 | Растение – целостный организм | 2 |
8 | Разнообразие бактерий и грибов | 3 |
9 | Многообразие растительного мира | 7 (6+1 экскурсия) |
10 | Однодольные и двудольные растения | 21 |
11 | Труд на пришкольном участке | 11 (10+1 экскурсия) |
Введение
Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Общие сведения о цветковых растениях
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.).
Подземные и наземные органы растения
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка.
Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Практическая работа:
- определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
- условия, необходимые для прорастания семян;
Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов: образование крахмала в листьях растений на свету; испарение воды листьями;дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.
Демонстрация опыта:передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Экскурсии:в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября), с осенними явлениями в жизни растений.
Многообразие бактерий, грибов, растений
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы.Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:зимние явления в жизни растений.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа:Строение луковицы.
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
- в саду, на школьном учебно-опытном участке;
- вскапывание приствольных кругов;
- рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия: весенние явления в жизни растений
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
Учебно – методическое обеспечение:
- Программа Воронковой В. В. 2014 г. Москва Владос Естествознание (биология) Неживая природа 2 часа в неделю. Всего 68 часов
- Учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Биология. Растения. Бактерии. Грибы». 7 класс З.А. Клепинина, Москва Просвещение
- Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З.А. Клепинина Москва Просвещение.
Материально – техническое обеспечение:
Приложение:
- Интерактивная доска.
- Ноутбук.
- Документ – камера.
Биология растений.
- Гербарии: культурные растения, морфология растений, лекарственные растения, плоды и семена, сельскохозяйственные растения, плоды сельскохозяйственных растений, деревья и кустарники.
- Коллекция «Вредители поля»
- Гриб Трутовик.
- Коллекция плодов и семян зерновых и овощных растений.
- Набор семян.
- Коллекция голосеменных растений -2 шт.
- Модель цветка липы.
- Шишка ели и сосны.
- Прибор для демонстрации поглощения воды корнями растений.
- Наглядный материал – иллюстрации.
- Гербарии сорных растений, важнейших культурных растений, по основным группам растений.
- Гербарии по морфологии и биологии растений, ядовитых и вредных растений, гербарий кормовых трав.
- Демонстрационный материал по биологии растений.
- Микропрепараты: Растения. Ботаника.
- Лист камелии+15шт
- Ветка липы+15шт
- Зерновка ржи+5шт
- Пыльник+5шт
- Спирогира
- Эпидермис листа герани+15шт
- Спороносный колосок хвоща
- Спорогоний кукушкина льна
- Сорус папоротника
- Хвоя сосны
- Завязь и семяпочка+5шт
- Корневой чехлик и корневой волосок+15шт
- Плесень. Мукор
- Кожица лука – 15шт
4.Микроскопы – 8 шт.
5.Расходный материал к микроскопам лабораторный – 6 шт.
6.Стекло предметное, стекло покровное.
7.Лупы большие -10 шт, средние – 10шт, маленькие – 10 шт.
8.Микролаборатория – 2 шт.
9.Диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Виртуальная биология: Растения. Бактерии. Грибы.
Таблицы:
Биология растений.
- Видоизменения корней. Корнеплоды.
- Разнообразие растений и грибов – 2 шт.
- Царство Растения и царство Грибы.
- Внутреннее строение стебля липы.
- Внешнее и внутреннее строение корня.
- Разнообразие побегов.
- Жизненный цикл растения.
- Строение растения.
- Дикорастущие и культурные растения.
- Сосна обыкновенная.
- Семейство Розоцветные – Шиповник коричневый.
- Развитие побега из почки.
- Шляпочные грибы.
- Плесневые грибы.
- Зелёный мох. Кукушкин лён.
- Грибы – паразиты.
- Бактерии.
Таблицы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» с методическими рекомендациями.
- Царства живой природы.
- Растительная клетка.
- Деление клетки. Образовательная ткань.
- Ткани листа и плода.
- Ткани стебля тыквы.
- Шляпочные грибы.
- Грибы – паразиты. Сапрофиты.
- Зелёные водоросли.
- Бурые и красные водоросли.
- Лишайники.
- Мхи. Кукушкин лён.
- Папоротники. Хвощи. Плауны.
- Сосна обыкновенная.
- Семена однодольных и двудольных растений.
- Виды корней. Типы корневых систем.
- Зоны корня. Микориза.
- Побег. Почки.
- Строение и разнообразие листьев.
- Клеточное строение листа.
- Клеточное строение стебля липы.
- Видоизменённые побеги.
- Строение и разнообразие цветков.
- Соцветия.
- Разнообразие плодов.
- Семейство Розоцветные.
- Семейство Крестоцветные.
- Семейство Мотыльковые.
- Семейство Сложноцветные.
- Семейство Злаки.
- Семейство Лилейные.
- Развитие растительного мира на Земле.
- Грибы и растения Красной книги.
Форма аттестации.
-устный контроль (устный опрос и беседа) и самоконтроль;
-письменный контроль (контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, индивидуальная работа по карточкам) и самоконтроль;
-лабораторно-практический контроль и самоконтроль;
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Календарно – тематическое планирование
№ урока, дата | Раздел программы Тема урока | Методы и формы работы. Количество часов | Оборудование | Домашнее задание | Коррекционные задачи |
Введение (2 часа)
1. | Введение Многообразие растений. Цветковые и бесцветковые растения. | Беседа, работа с учебником, оборудованием. 1 час | Таблица «Многообразие растений», таблица «Царство растений», таблица «Жизненный цикл растений», таблица «Культурные и дикорастущие растения», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентации. | Стр. 5-8, вопросы стр. 7-8 | Знакомство с живой природой. Формирование умения работы с учебником, лабораторным оборудованием. |
2. | Введение Значение и охрана растений. | Беседа, работа с оборудованием и таблицами.1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии «Культурные растения», «Лекарственные растения», «Деревья и кустарники», карточки с заданиями, конспект урока, презентация. | Стр. 8-13, вопросы стр. 13 | Воспитание бережного отношения к растительному миру природы. Продолжение формирования умения работы с оборудованием. |
Труд на пришкольном участке (2 часа)
3. | Практическая работа «Уборка репчатого лука и столовых корнеплодов (свёклы, моркови), их сортировка и хранение». Осенняя перекопка почвы. | Самостоятельная работа учащихся 1 час | Хозяйственно – огородный инвентарь | Формирование умений самостоятельной работы с хозяйственным оборудованием. | |
4. | Практическая работа «Осенний уход за кустарниками (малина, смородина)». Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева. | Самостоятельная работа учащихся 1 час | Хозяйственно – огородный инвентарь | Продолжение формирование самостоятельной работы учащихся. |
Общее знакомство с цветковыми растениями (7 часов)
5. | Общее знакомство с цветковыми растениями Строение растения. | Рассказ учителя, практическая работа№1, работа с оборудованием.1 час | Таблица «Строение растения», гербарии, лупа, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентации, конспекты урока. | Стр.14-16, вопросы | Развитие умения работы с таблицей, лабораторным оборудованием. |
6. | Общее знакомство с цветковыми растениями Строение цветка. | Объяснение учителя, практическая работа№2, работа с оборудованием.1 час | Таблица «Строение и разнообразие цветов», модель цветка, картинки, гербарий, лупы, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, карточки с заданиями, конспект урока, презентация. | Стр. 16-19, вопросы | Развитие умения самостоятельно выполнять лабораторную работу. |
7. | Общее знакомство с цветковыми растениями Соцветия. | Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час | Таблица «Соцветия», гербарии растений, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа интерактивной доской, конспект урока, презентации. | Стр. 19-21, вопросы стр. 21 | Развитие наблюдательности. |
8. | Общее знакомство с цветковыми растениями Опыление цветков. | Рассказ учителя, работа с микроскопом и микропрепаратом. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, модель цветка, микроскоп, микропрепарат «Пыльник», работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация. | Стр.21-24, вопросы | Развитие познавательных процессов. Умение работать с лабораторным оборудованием. |
9. | Общее знакомство с цветковыми растениями Разнообразие плодов. | Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час | Коллекция плодов и семян, таблица «Разнообразие плодов», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, картинки. Работа с интерактивной доской, презентация, конспект урока. | Стр. 24-27, вопросы стр. 27 | Развитие умения работы с оборудованием. |
10. | Общее знакомство с цветковыми растениями Распространение плодов и семян. | Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, набор семян, гербарии «Плоды и семена», «Плоды сельскохозяйственных растений», конспект урока. | Стр. 28-31, вопросы стр. 31 | Экологическое воспитание. |
11. | Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни растений». Подготовка сада к зиме. | Наблюдения за природой, беседа. 1 час | Дневник наблюдений | Отчёт по экскурсии | Сформировать представление о мире, который окружает человека. |
Семена растений (5 часов)
12. | Семена растений Внешний вид и строение семени двудольных растений (на примере фасоли). | Рассказ учителя, практическая работа№3, работа с оборудованием.1 час | Таблица «Семена однодольных и двудольных растений», коллекция семян, лупа, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | Стр. 31-34, вопросы | Формирование умения выполнять лабораторную работу. |
13. | Семена растений Внешний вид и строение семени однодольных растений (на примере пшеницы). | Рассказ, практическая работа№4, работа с оборудованием.1 час | Таблица «Семена однодольных и двудольных растений», коллекция семян, лупа, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентация. | Стр. 35-36, вопросы | Продолжить развитие умений работы с лабораторным оборудованием. |
14. | Семена растений Условия прорастания семян. | Рассказ учителя, демонстрация опыта. 1 час | Коллекция семян, банки, вода, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, работа с интерактивной доской, конспект урока. | Стр. 37-39, вопросы стр. 39 | Развитие наблюдательности, умение работать с коллекцией. |
15. | Семена растений Определение всхожести семян. Правила заделки их в почву. | Рассказ учителя, практическая работа№5, работа с оборудованием.1 час | Коллекция семян, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, семена, почва, карточки с заданиями, конспект урока. | Стр. 40-44, вопросы | Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное в теме. |
16. | Обобщающий урок. | Контрольная работа. 1 час | Закрепление полученных ранее знаний. |
Корни и корневые системы (3 часа)
17. | Корни и корневые системы Виды корней. Значение корня. | Рассказ учителя. 1 час | Таблица «Виды корней», иллюстрации, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока. | Стр. 44-46, 49-50, вопросы | Развитие мышления. |
18. | Корни и корневые системы Строение корня. Корневые системы. | Рассказ учителя, работа с таблицами и оборудованием.1 час | Таблица «Типы корневых систем», гербарии растений, таблица «Внешнее и внутреннее строение корня», таблица «Зоны корня», микроскоп, микропрепараты «Корневой чех лик», «Корневой волосок», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентация. | Стр. 47-49, вопросы | Развитие умений работать с таблицами и гербарием. |
19. | Корни и корневые системы Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). | Рассказ с элементами беседы. 1 час | Таблица «Видоизменения корней», таблица «Корнеплоды», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация. | Стр. 51-53, вопросы | Развитие речи. |
Лист (5 часов)
20. | Лист Внешнее строение листа. | Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час | Таблицы «Строение и разнообразие листьев», «Клеточное строение листа», картинки, гербарии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентации. | Стр. 54-57, вопросы | Усвоение нового материала. |
21. | Лист Вещества, входящие в состав растений. Образование органических веществ в растении. | Рассказ учителя, демонстрация опытов.1 час | Подсолнечник, картофель, йод, листья герани, микроскоп, микропрепараты «Лист камелии», «Эпидермис листа герани», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями. | Стр.57-62, вопросы | Развитие наблюдательности. Развитие познавательных процессов. |
22. | Лист Испарение воды листьями. | Рассказ, демонстрация опыта, работа с учебником.1 час | Растения, пробирки, вода, таблица «Клеточное строение листа», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 62-64, вопросы стр. 64 | Развитие мышления. |
23. | Лист Дыхание растений. | Рассказ, демонстрация опыта, работа с учебником.1 час | Растения, пробирки, вода, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями. | Стр. 65-68, вопросы | Развитие умения анализировать, сравнивать. |
24. | Лист Листопад и его значение. | Беседа. 1 час | Открытки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентация. | Стр. 68-70, рисунок | Экологическое воспитание. |
Стебель (3 часа)
25. | Стебель Строение и значение стебля. | Рассказ учителя, работа с таблицами.1 час | Таблица «Строение стебля», таблица «Внутреннее и клеточное строение стебля липы», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация. | Стр. 71-73, вопросы стр. 73 | Развитие мышления. Развитие умения работать с учебником и тетрадью. |
26. | Стебель Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. | Рассказ, демонстрация опыта, работа с оборудованием.1 час | Растение, стакан с водой, микроскоп, микропрепарат «Ветка липы», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация. | Стр. 73-75, вопросы | Развитие наблюдательности |
27. | Стебель Разнообразие стеблей. | Рассказ с элементами беседы. 1 час | Таблица «разнообразие стеблей», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация. | Стр. 76-79, вопросы стр. 79 | Развитие устной речи. |
Растение – целостный организм (2 часа)
28. | Взаимосвязь всех частей растений. Связь растений с окружающей средой. | Беседа, работа с учебником и иллюстрациями. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, конспект урока. | Стр. 79-82, вопросы | Закрепление всех полученных ранее знаний. |
29. | Обобщающий урок. | Контрольная работа. 1 час | Контроль знаний. |
Разнообразие бактерий и грибов (3 часа)
30. | Разнообразие бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. | Рассказ с элементами беседы. 1 час | Таблица «Бактерии», презентации, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока. | Стр. 204-208, вопросы стр. 208 | Формирование правильного понимания природных явлений. |
31. | Разнообразие бактерий и грибов Строение грибов. | Рассказ с элементами беседы, работа с таблицами.1 час | Таблица «Разнообразие грибов», гриб трутовик, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентация. | Стр. 209-212, вопросы стр. 211-212 | Экологическое воспитание. |
32. | Разнообразие бактерий и грибов Разнообразие грибов. Правила сбора и обработки. | Беседа, доклады учащихся, работа с оборудованием.1 час | Открытки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблицы «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы — паразиты», микроскоп, микропрепараты «Плесень», «Мукор», карточки с заданиями, конспект урока. | Стр. 212-216, вопросы стр. 216 | Воспитание бережного отношения к природе. |
Многообразие растительного мира (7 часов)
33. | Многообразие растительного мира Деление растений на группы. Мхи. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Разнообразие мхов», гербарий, таблица «Зелёный мох. Кукушкин лён», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, микроскоп, микропрепарат «Спорогоний кукушкина льна», работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентации. | Стр. 84-87, вопросы стр. 88 | Сформировать представление о мире, который окружает человека. |
34. | Многообразие растительного мира Папоротники. | Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Разнообразие папоротников», гербарий, картинки, микроскоп, микропрепарат «Сорус папоротника», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентация. | Стр. 88-90, вопросы | Продолжение формирования умений работы с гербариями. |
35. | Многообразие растительного мира Голосеменные (сосна и ель). Их сравнение. Отличие их от лиственных деревьев. Размножение. Использование древесины. | Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Сосна обыкновенная», коллекция голосеменных растений, шишка сосны и ели, гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Хвоя сосны», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация. | Стр. 90-93, вопросы | Развитие умения самостоятельной работы с коллекцией. |
36. | Многообразие растительного мира Понятие о минеральных удобрениях (по учебнику сельскохозяйственного труда). | Рассказ учителя. 1 час | Учебник «Сельскохозяйственный труд», презентация. | Стр. 61-70, вопросы, записи в тетради | Формирования у учащихся умения анализировать. |
37. | Многообразие растительного мира Покрытосеменные (цветковые) растения. | Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Строение и разнообразие цветков», гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Завязь и семяпочка», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентация. | Стр. 94-96, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
38. | Экскурсия в природу «Зимние явления в жизни растений». | Наблюдение за природой, беседа. 1 час | Дневник наблюдений | Отчёт по экскурсии | Воспитание бережного отношения к природе. |
39. | Обобщающий урок. | Контрольная работа. 1 час | Контроль знаний. |
Деление однодольных и двудольных растений на классы (21 час)
40. | Однодольные растения. Злаковые. Общие признаки. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Семейство злаковых», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Стр. 96-97, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
41. | Однодольные растения. Хлебные злаковые культуры. | Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час | Коллекция семян, гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Зерновка ржи», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока. | Стр.98-103, вопросы | Воспитание бережного отношения к дарам природы. |
42. | Однодольные растения. Выращивание зерновых. | Рассказ с элементами беседы, работа с учебником.1 час | Рисунки учебника, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока. | Стр. 103-107, вопросы | Экологическое, эстетическое воспитание. |
43. | Однодольные растения. Использование злаков в народном хозяйстве. | Рассказ с элементами беседы. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, картинки, презентации. | Стр. 107-109, вопросы стр. 109 | Формирование правильного понимания природы. |
44. | Однодольные растения. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Семейство лилейные», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентации. | Стр. 110-114, вопросы | Развитие умения работать с учебным материалом. |
45. | Однодольные растения. Овощные и дикорастущие лилейные. | Рассказ учителя, лабораторная работа№6, работа с оборудованием. 1 час | Таблица, лук, лупа, гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Кожица лука», вода, стекло предметное, стекло покровное, расходный материал к микроскопам, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока. | Стр. 116-122, вопросы | Развитие умения самостоятельно выполнять лабораторную работу. |
46. | Двудольные растения. Общие признаки Паслёновых. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Семейство паслёновых», гербарий, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентация. | Стр. 122-124, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
47. | Двудольные растения. Картофель и выращивание его. | Беседа, лабораторная работа№7, работа с оборудованием. 1 час | Картофель, лупа, рисунки, гербарии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты уроков, презентация. | Стр. 124-129, вопросы | Продолжение развития умения самостоятельно выполнять лабораторную работу. |
48. | Двудольные растения. Томат. Баклажан. Перец. Понятие о парниках и теплицах (совместно с учебником по сельскохозяйственному труду). | Беседа. 1 час | Гербарий, открытки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентации. | Стр. 131-137, вопросы | Развитие речи. |
49. | Двудольные растения. Цветочно-декоративные паслёновые. | Рассказ с элементами беседы. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, картинки, презентация. | Стр. 138-140, вопросы | Охрана природы. |
50. | Двудольные растения. Общие признаки бобовых. Бобы. Горох. | Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час | Коллекция семян, гербарии, картинки, таблица «Семейство бобовые», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока. | Стр. 141-145, вопросы | Развитие наблюдательности. |
51. | Двудольные растения. Южные бобовые культуры. Кормовые бобовые культуры. | Рассказ с элементами беседы. 1 час | Коллекция семян, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, конспект урока, презентации. | Стр. 145-150, вопросы | Экологическое воспитание. |
52. | Двудольные растения. Общие признаки розоцветных. Шиповник. | Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час | Таблица «Семейство Розоцветные», таблица «Шиповник», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентации, конспекты урока. | Стр. 150-153, вопросы стр. 153 | Формирование представления о мире, который окружает человека. |
53. | Двудольные растения. Яблоня. Груша. Вишня. (совместно с учебником по сельскохозяйственному труду). | Беседа, работа с учебником.1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарий, конспект урока, презентации. | Стр. 153-159, вопросы | Воспитание бережного обращения с культурами. |
54. | Двудольные растения. Малина. Земляника. Персики и абрикосы. | Беседа, доклады учащихся, работа с учебником.1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарий, картинки, конспект урока. | Стр. 160-168, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
55. | Двудольные растения. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. | Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час | Коллекция семян, таблица «Семейство Сложноцветные», гербарий, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентация. | Стр. 169-173, вопросы стр. 173 | Продолжение умения работы с таблицами и коллекцией. |
56. | Двудольные растения. Однолетние сложноцветные. | Беседа, работа с учебником.1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, конспект урока. | Стр. 174-176, вопросы стр. 176 | Формирование правильного понимания природных явлений. |
57. | Двудольные растения. Многолетние сложноцветные. | Беседа, работа с учебником.1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, конспект урока. | Стр. 177-180, вопросы стр. 180 | Формирование умений сравнивать и обобщать. |
58. | Доклады учащихся. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Развитие речи. Развитие умений самостоятельной работы учащихся. | ||
59. | Обобщающий урок «Однодольные и двудольные растения». | Контрольная работа. 1 час | Закрепление знаний. |
Труд на пришкольном участке (9 часов)
60. | Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни растений». | Наблюдения за природой, беседа. 1 час | Дневник наблюдений. | Воспитание бережного отношения к природе. | |
61. | Перевалка комнатных растений. | Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Растения, горшки, вода, земля, конспекты урока. | Воспитание трудолюбия. | |
62. | Пересадка комнатных растений. | Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся, работа с интерактивной доской.1 час | Растения, горшки, вода, земля, презентация, конспекты урока. | Воспитание трудолюбия. | |
63. | Весенняя уборка сада и весенняя обработка почвы». | Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Хозяйственно – огородный инвентарь. Конспект урока. | Воспитание трудолюбия. | |
64. | Посадка растений. | Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Хозяйственно – огородный инвентарь | Воспитание трудолюбия. | |
65. | Посадка растений. | Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.1 час | Хозяйственно – огородный инвентарь | Воспитание трудолюбия. | |
66. | Обобщающий урок. | 1 час | |||
67. | Подведение итогов за год. | 1 час | |||
68. | Труд на пришкольном участке. | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...