Методические рекомендации по обучению детей УО
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования*
В настоящее время в рамках развития и реализации модели инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности образовательной организации, обеспечивающей инклюзивное образование, является организация сопровождения детей-инвалидов в образовательном процессе.
Организация психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в крае на основании постановления Администрации края от 30.01.2013 № 37 «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Положением об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – Положение), утвержденным указанным Постановлением установлен порядок психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в муниципальных общеобразовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - общеобразовательные учреждения).
В соответствии с Положением, основанием для организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида является заявление его родителей (законных представителей). При подаче заявления родители (законные представители) предоставляют в общеобразовательное учреждение следующие документы:
копию справки (свидетельства) федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие у ребенка инвалидности;
копию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
* Рекомендации разработаны в соответствии с методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 № 28-51-513/16)
Общеобразовательное учреждение не позднее чем через 10 дней с момента получения вышеуказанных документов принимает решение об организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, которое оформляется в виде приказа общеобразовательного учреждения.
Общеобразовательное учреждение имеет право отказать родителям (законным представителям) в организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида. Основанием для отказа является непредставление либо предоставление неполного пакета вышеуказанных документов. В этом случае учреждение не позднее чем через 10 дней с момента получения заявления письменно извещает об этом заявителя с указанием причин отказа.
Общеобразовательное учреждение информирует родителей (законных представителей) об обязанности сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, в течение 10 дней с момента их возникновения.
Сопровождение предполагает комплексность поддержки и помощи со стороны специалистов различного профиля ребёнку-инвалиду, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям и педагогическим работникам для решения задач развития, обучения, воспитания, социализации такого ребенка.
Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;
2) помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями.
Специфика организации сопровождения в соответствии со ступенями обучения ребенка-инвалида следующая:
в период обучения в начальной школе (1 ступень образования) на первый план выступают вопросы определения готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей;
при переходе в основную школу (2 ступень образования) значимыми становятся вопросы адаптации к новым условиям обучения, поддержки в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика неврозов, девиантного поведения, предпрофильная ориентация;
в 10-11 классе (на 3 ступени образования) важна помощь в профессиональном самоопределении, развитии психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, сопровождение обучающихся инвалидов в рамках подготовки и сдачи итоговой аттестации.
При определении задач сопровождения образования конкретного ребенка-инвалида необходимо учитывать индивидуальную ситуацию развития (структуру дефекта, возраст (класс), индивидуальные особенности ребенка, место, занимаемое ребенком в системе взаимоотношений в группе, классе, уровень развития адаптивных способностей и др.).
В ситуации обеспечения инклюзивного образования ребенка-инвалида в образовательной организации содержание его психолого-педагогической реабилитации должно быть соотнесено с основными направлениями психолого-педагогической реабилитации, прописанными специалистами бюро медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации (ИПР).
Функции организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в образовательном учреждении возлагаются на психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (далее - ПМПк). В случае наличия объективных обстоятельств (например, малокомплектная школа) при отсутствии ПМПк указанные функции возлагаются на педагогический совет общеобразовательного учреждения.
ПМПк созывается в соответствии с положением, утвержденным локальным актом общеобразовательного учреждения, по итогам проведенных плановых обследований детей, но не реже, чем 1 раз в четверть.
Порядок создания и организации работы ПМПк образовательного учреждения подробно изложен в письме Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения». Методическое руководство работой ПМПк осуществляет районная, городская, центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель, представляющий ребенка на ПМПк, учителя с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
В рамках работы ПМПк (педагогического совета) осуществляется следующее:
разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, при необходимости включающая разработку индивидуальных учебных планов (определение условий, сроков предоставления отчетности, изменение способов подачи информации и другое), определяются адекватные методические приемы в процессе обучения, вид и объем, периодичность получения необходимой помощи (образовательной, медицинской и другое), профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
определяется состав педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка-инвалида (учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, другое);
определяется куратор, ответственный за реализацию мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образованияребенка-инвалида;
проводится оценка динамики развития ребенка-инвалида, успешности освоения образовательной программы, при необходимости вносятся изменения.
Общие направления психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида задаются специалистами ПМПк в виде развернутых рекомендаций специалиста, обеспечивающего в последующем работу с ребенком.
Кроме того, в ходе психолого-педагогического сопровождения обучения ребенка-инвалида должна оказываться консультативная помощь семье в вопросах воспитания и обучения.
Все заседания ПМПк стенографируются, итоги работы ПМПк оформляются в виде заключения.
Заключение консилиума:
1. Оценка развития (феномен развития, наличие отклонений или нарушений развития).
2. Стратегия сопровождения и помощи педагога (ов), педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, социального педагога (в рамках их функциональных обязанностей).
3. Рекомендации.
Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума:
медицинским работником:
уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа;
биологический возраст;
состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы;
кривая заболеваемости за последний год;
факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии, способных привести к дезадаптации);
педагогом-психологом:
школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью;
система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе;
психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность и др.);
социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых;
сформированность познавательных процессов и их произвольность;
наличие выраженных признаков психологической дезадаптации;
педагогом:
познавательная деятельность учащегося в обучении и воспитании (глубина и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения);
развитие личности учащегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения);
педагогический прогноз учебных возможностей;
потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума;
учителем-логопедом:
устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь);
письменная речь (состояние чтения и письма);
речевой окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.);
занятия с логопедом в дошкольном возрасте;
социальным педагогом:
характеристика форм семейного воспитания;
психологический климат в семье.
Рекомендуемая литература:
1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008.
2. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., 2004.
3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб., 2005.
4. Кисова В.В., Крнева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб., 2006.
5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
7. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика. Ростов-на Дону, 2009.
8. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья /Д.И. Бойков, С.В. Бойкова, Н.Е. Граш и др. М., 2003.
9. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка /Под ред. М.М. Семаго. М., 1999.
10. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006.
11. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. М., 2006.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. М., 2000.
13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. СПб., 2006.
14. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метод. разработка "Методические рекомендации и обучение скиппингу на уроках физической культуры."
В разработке описаны: -причины гипокинезии;-история возникновения скакалки и скиппинга;-обоснование полезности использования скиппинга на уроках физкультуры;-виды прыжков и техника их выполнения;-мето...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по обучению базовому курсу информатики в 8 классe (УМК к учебнику Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо обучению базовому курсу информатики в 8 классe(УМК к учебнику Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В.)...
Методические рекомендации при обучении прыжкам на скакалке
ОРУ со скакалкой, комплекс упражнений для обучения прыжкам на скакалке, методические указания при обучении, подвижные игры со скакалкой....
Методические рекомендации по обучению левшей
Методические рекомендации по обучению левшей.Леворукость - врожденное или вынужденное использование левой руки в качестве ведущей.Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не тольк...
Методические рекомендации по обучению детей фонематическому анализу и синтезу
Методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора. Представленный материал раскрывает логику коррекционной работы в этой области и поможет специалистам выстроить работу по ...
Методическая разработка "Методические рекомендации по обучению элементарной компьютерной грамотности учащихся с легкой умственной отсталостью."
Основные принципы, реализуемые в преподавании элементарной компьютерной грамотности.Дидактические принципы обучения элементарной компьютерной грамотности....