Методические рекомендации по обучению левшей
учебно-методический материал на тему

Хохлова Светлана Васильевна

Методические рекомендации по обучению левшей.

Леворукость -  врожденное или вынужденное использование левой руки в качестве ведущей.

Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение левшей22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Леворукость -  врожденное или вынужденное использование левой руки в качестве ведущей.

Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ЛЕВШЕЙ.

  • Развитие содружественного действия обоих рук, зрительных и слухо-моторных координаций, пространственных представлений (кинезиологическая гимнастика, плавание, музыкальные инструменты, лепка).
  • В школе  левша должен сидеть у окна (чтобы праворукий и леворукий  ребенок не толкались локтями при письме, леворукового ребенка  не задевали проходящие возле парты и его рабочее место имело достаточную освещенность).
  • Свет лампы  должен падать справа.
  • Учителю целесообразно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа (это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для левшей).
  • Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка. (М. М. Безруких, М.Г. Князева, 1994).
  •  Необходимо фиксировать место начала строчки.
  • Категорически противопоказано безотрывное письмо. (Левшам трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме.  Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме (буквально лечь, выдвинув сильно вперед плечо), либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвертированном ее положении, что вызывает очень сильное мышечное напряжение у ребенка, в результате получаются жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма) и, как следствие, дикую ненависть к предметам, где приходится писать. Отрывное письмо является физиологичным. При отрывном письме равномерно меняются фазы напряжения и расслабления мышц руки, что даёт ей своевременный отдых и прилив к пальцам нового потока крови, обогащённой кислородом).
  • Не требовать первоклассного письма (часто у леворуких неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, возможен феномен зеркального письма, что связано с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения от 1985 года, где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей).
  • Любые действия осознанно и пошагово раскладывать на элементы (особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала. Ю. В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994).
  • Не требовать быстрого выполнения письменных заданий (когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется, прежде всего, в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность

У леворуких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок).

  • При чтении левша нередко теряет строку и делает попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог.

  • Повышенная эмоциональность левшей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. Поэтому первоклассник - левша требует пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метод. разработка "Методические рекомендации и обучение скиппингу на уроках физической культуры."

В разработке описаны: -причины гипокинезии;-история возникновения скакалки и скиппинга;-обоснование полезности использования скиппинга на уроках физкультуры;-виды прыжков и техника их выполнения;-мето...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по обучению базовому курсу информатики в 8 классe (УМК к учебнику Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо обучению базовому курсу информатики в 8 классe(УМК к учебнику Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В.)...

Методические рекомендации при обучении прыжкам на скакалке

ОРУ со скакалкой, комплекс упражнений для обучения прыжкам на скакалке, методические указания при обучении, подвижные игры со скакалкой....

Методические рекомендации по обучению детей фонематическому анализу и синтезу

Методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора.  Представленный материал раскрывает логику коррекционной работы в этой области и поможет специалистам выстроить работу по ...

Методическая разработка "Методические рекомендации по обучению элементарной компьютерной грамотности учащихся с легкой умственной отсталостью."

Основные принципы, реализуемые в преподавании элементарной компьютерной грамотности.Дидактические принципы обучения элементарной компьютерной грамотности....

Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении

Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении...