Методические рекомендации по обучению детей фонематическому анализу и синтезу
методическая разработка по теме
Методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора. Представленный материал раскрывает логику коррекционной работы в этой области и поможет специалистам выстроить работу по обучению детей фонемаическому анализу и синтезу
Методические рекомендации могут быть использованы как в коррекционных группах для детей с общим недоразвитием речи, так и в условиях логопедического пункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад комбинированного вида № 205
Методические рекомендации по обучению детей фонематическому анализу и синтезу
Составитель: учитель-логопед Дебеляк Н.Г.
Хабаровск, 2013
Наиболее распространенными ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У умственно отсталых детей именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает. В связи с этим при коррекции нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
2. Вычленение звука в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.
3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Типы анализа языковых единиц.
Фонематический анализ:
- Выделение звука на фоне слова
Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук О.
- Выделение первого и последнего звука в слове
- Определение места (начало, середина, конец) и порядка звуков
- Определение последовательности звуков в слове (самая сложная) их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком)
Порядок проведения фонематического анализа.
- Ударные гласные из начала слова.
- Гласные в звукокомплексах: АУ, АУИ.
- Обратный слог: УМ
- Прямой слог: НА
Щелевые звуки легче выделяются из начала слова
(В, Ф, С, З, Ш, Ж, Щ, Х, Й)
Взрывные звуки легче выделяются из конца слова
(Б, Д, Г, П, Т, К)
Задание: распределить слова по степени сложности для фонематического анализа:
Газ, суп, нос, сок, ток, сам
Порядок выполнения слогового анализа.
- Формирование слогового анализа с опорой на вспомогательные средства (т.е. отхлопать, отстучать)
- Развитие слогового анализа в речевом плане (т.е. умение выделять гласный, усвоить правила слогового деления (сколько гласных столько и слогов), умение дифференцировать гласный от согласного
- повторить слово по слогам;
- сосчитать их количество;
- назвать слоги по порядку.
Порядок выполнения звуко-слогового анализа.
Совмещаем звуковой и слоговой анализ.
- Начинаем со слогового анализа +
- Подключаем звуковой анализ (называем слоги по порядку)
Сначала слоговой, потом звуковой анализ.
Анализ предложения.
Уровень сложности:
- Двусоставное предложение с глаголом в 3 лице настоящем времени (Собака бежит).
- Двусоставное предложение без предлогов с прямым дополнением (Девочка моет куклу).
- Двусоставное предложение с косвенным дополнением (Мама подметает веником).
- Двусоставное предложение с прямым и косвенным дополнением (Мама подметает пол веником).
- Двусоставное предложение с предлогами (Книга лежит на столе).
- Двусоставное предложение с определением (Мальчик несет красный шарик).
Слоговая лесенка
Обучение слоговому анализу.
- 2-хсложные слова из 2-х открытых слогов (МАМА, УХА)
- 3-хсложные слова из открытых слогов (ПАНАМА, ПИОНЫ)
- Односложные слова (МАК, КОТ)
- 2-хсложные слова с одним закрытым слогом (КАТОК, АЛИК)
- 2-хсложные слова со стечением согласных в середине (ТЫКВА, УТКА)
- 2-хсложные слова с закрытым слогом и стечением (ПАСТУХ, КОМПОТ)
- 3-хсложные слова с одним закрытым (МОЛОТОК, КАПИТАН)
- 3-хсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ, КАЛИТКА)
- 3-хсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК, МАНДАРИН)
- 3-хсложные слова с двумя стечениями (ВИНТОВКА, МОРКОВКА)
- Односложные слова со стечением согласных либо в начале, либо в конце (ФЛАГ, ГОСТЬ, СНЕГ, ПУЛЬТ)
- 2-хсложные слова с двумя стечениями (КНОПКА, КЛЕТКА)
- 4-хсложные слова из открытых слогов (БУРАТИНО, ПАУТИНА)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Развитие фонематического анализа и синтеза"
Конспект логопедического занятия и презентация....
Методические рекомендации по обучению детей основам акробатики в спортивно-оздоровительной группе
О технической правильности выполнения упражнения судят по степени эффективности, выгодности или невыгодности использования закономерностей механики, анатомии, физиологии и психологии....
Методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста техническому движению в Айкидо Шико (перемещение на коленях)
Метод обучения детей перемещению на коленях в Айкидо (шико), краткое описание авторского метода обучения детей техническому действию в практике Айкидо....
Методические рекомендации по обучению детей УО
Методические рекомендации...
Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении
Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении...
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР связной речи
В этой статье даются методические рекомендации специалистам по обучению детей рассказыванию и пересказу. Предлагаются примерные образцы рассказов....