Игровая деятельность детей с нарушением слуха.
статья
Игровая деятельность детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_detey_s_narusheniem_sluha.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические аспекты в развитии игровой деятельности
дошкольников с нарушенным и сохранным слухом
Возникновение игры у ребенка связано с развитием предметной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления (В.С. Мухина). [8].
Развитие ребенка с нарушенным слухом в игре имеет важное значение для его умственного воспитания. Через подбор тематики игр расширяются представления детей об окружающем мире, его предметах и явлениях. Действуя с игрушками, предметами в игре, ребенок усваивает их свойства, назначение, способы использования. В этом отношении особенно велика роль дидактических игр (Л.А. Головчиц). [3].
Познавательная сфера у дошкольников с сохранным слухом и нарушенным слухом различаются. У детей с нарушенным слухом развитие познавательной сферы отстает от нормально слышащих детей. Воображение у нормально слышащих дошкольников выполняет две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную, а у детей с нарушенным слухом воображение как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, а потом к памяти. Глухие дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения.
Внимание у детей с сохранным слухом вызывается внешне привлекательными предметами, событиями, людьми. Внимание к этим объектам у дошкольника сосредоточено до тех пор, пока у него сохраняется интерес к данным объектам.
К старшему дошкольному возрасту дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном объекте от 12 до 20 секунд, так же к старшему дошкольному возрасту прогрессирует время занятий одной и той же деятельностью. Что касается у детей с нарушенным слухом усиливается неустойчивость внимания из-за переутомления зрительного анализатора, так как основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор - восприятие словесной речи требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, а восприятие дактильной речи - сосредоточенности на положении пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Также у глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, у них происходит снижение скорости выполняемой деятельности, увеличивается число ошибок.
Проблемой развития познавательной сферы детей, в том числе, детей дошкольного возраста, с нарушенным слухом интересовались Т.Г. Богданова, В.А. Синяк, М.М. Нудельман, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев и другие. [1], [12], [16], [17], [18].
В лечебной педагогике, в том числе, с детьми с нарушенным слухом, используется игровая терапия. А. И. Осипова называет игровой терапией метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. [14]. А.И. Захаров считает, что игровая терапия основана на естественной для детей потребности в игре, являющейся важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребенка. Автор выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры.
Существуют также индивидуальная и групповая формы игротерапии. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития.
Групповая терапия противопоказана при ярко выраженной детской ревности, выступающей в форме конкуренции с сибсами (родными братьями, сестрами); при выраженном асоциальном поведении; при крайней агрессивности; и при актуальном стрессовом состоянии.
Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе. [4]
Для детей с нарушенным слухом полезно использовать дидактические игры, которые могут быть направлены на развитие познавательных способностей, на развитие слухового восприятия и на развитие речи (Л.А. Головчиц). [3]. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и другие авторы разработали программу для специальных дошкольных учреждений, которая предназначена для работы с глухими детьми преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 – 2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, группах дошкольных учреждений общего типа. [11].
Дидактические игры являются одним из основных средств обучения дошкольников и называет этот вид игр обучающим. Игровое действие - это важный элемент любой дидактической игры, создающее игровую ситуацию и игровые взаимоотношения. Игровой процесс является стимулом познавательной деятельности в дидактической игре. Дидактические игры могут иметь и более четкую учебно-игровую структуру, в этих случаях они могут являться одной из форм организованного обучения. Кроме дидактических игр, используются специальные дидактические упражнения, например, упражнения в узнавании и различении величины, формы, цвета и т.п. Также существуют дидактические игры в песочной терапии и сказкотерапии (Е.М. Мастюкова). [7].
Игровое действие носит знаковый (символический) характер. В игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью, но игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя (В.С. Мухина).
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью.
У детей среднего дошкольного возраста действия в игре, производимые ребенком, не повторяются бесконечно, а одно действие сменяется другим. При этом действия совершаются не ради самих действий, а, чтобы выразить определенное отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью. Эти отношения могут разыгрываться и с куклой, получившей определенную роль.
В играх существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. [9].
Л.А. Головчиц: «Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть, однако тематика их игр значительно беднее, чем у слышащих дошкольников». Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Они не умеют самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей. Глухие дети воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. [3].
Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции (например, использовать палочку в качестве термометра), так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Замещающий предмет должен иметь сходство с реальным предметом, особенно в первое время. Дети с нарушениями слуха труднее принимают в роли заменителя знакомый предмет с зафиксированной функцией, чем малознакомый предмет полифункционального назначения. Наиболее важным условием формирования игры глухих и слабослышащих дошкольников автор считает последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Данное руководство можно осуществлять на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки, показывает им различные способы действий с ними, другим помогает придумать сюжет и найти предметы-заместители, демонстрирует исполнение различных ролей, помогает общаться участникам игры (Л.П. Носковой). [10].
Также автор заметил, что глухие и слабослышащие дети длительное время остаются беспомощными в развертывании игр. Необходимо учитывать, что игра ребенка имеет личный, интимный характер, он должен быть ее инициатором, и чрезмерно активное вмешательство воспитателя, навязывание малышу других действий может разрушить игру.
Методика обучения играм детей с нарушениями слуха опирается на закономерности игры слышащих детей, в ней учитываются особенности, присущие дошкольникам с нарушениями слуха.
В старшем дошкольном возрасте игры становятся более длительными, продолжаются в течение нескольких недель, видоизменяясь, обогащаясь новыми элементами; расширяется круг действующих лиц и отражаемых явлений. На этом этапе важно учить детей овладевать способами построения сюжета.
Предметно-игровая среда важна также для развития слухового восприятия у дошкольников с нарушенным слухом. [10].
В процессе развития слухового восприятия должно формироваться полимодальное восприятие предметов и явлений и целостность. Звучания окружающих предметов должны выступать в качестве отдельных признаков и сочетаться с другими видами восприятия.
Все упражнения должны носить игровой характер, по возможности быть связаны с развитием движений и формированием пространственной ориентировки в окружающем.
В соответствии с требованиями к оснащению групп детского сада игрушками в их число должны входить музыкальные игрушки, звучащие сюжетно-образные игрушки и атрибуты (куклы, машины и др.), дидактические игры со звуковыми сигналами, природные материалы, издающие различные звуки. Уместно иметь в природных уголках птиц, восприятие их голосов также будет обогащать звуковой мир ребенка (В.И. Селиверстов). [15].
Для определения уровня развития познавательной сферы проводится психодиагностика. Т.Д. Марцинковская предлагает общие подходы к диагностике психического развития детей. Автор рекомендует помнить о том, что психическое развитие детей - это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры, поэтому при проведении диагностики необходимо использовать множество методик, направленных на изучение всех сторон психики детей (Т.Д. Марцинковская). [6].
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей (Р.С. Немов). Он представил методы диагностики восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников. [13]. Также методики для психодиагностики детей дошкольного возраста можно найти в альбомах, разработанными авторами С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой.
Для диагностики познавательной сферы дошкольников с нарушенным слухом помимо тестов и методик для определения познавательной сферы и определения личности необходим сбор анамнеза (Т.Г. Богданова). [5].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках географии
Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нару...
Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"
В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».
Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....
Тренинг "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей с нарушением слуха"
Направления работы по эмоционально-воловой сфере в рамках семейного воспитания и формированию эмоциональной лексики: Стимулирование интереса детей к эмоциональной составляющей собственного состоя...
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха...
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха...