Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха
статья
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_protsesse_poznavatelnoy_deyatelnosti_detey_s_narusheniem_sluha.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха.
Научные исследования дефектологов Л. С. Выготского [5], Р. М. Боскис [4] и др. позволили установить, что особенности дефекта каждой категории детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших) накладывают определенный отпечаток на развитие речи и развитие их познавательной сферы.
Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50–70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Диапазон слышимых звуков по высоте сильно варьирует у разных детей. У одних он почти неограничен, у других — приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от1000 до 4000 Гц).
Объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимосвязь со средой бедна, общение с окружающими людьми затруднено. Психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Особенности психики у ребенка с нарушенным слухом по сравнению со слышащими детьми развиваются по-другому (наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь во всех формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) приобретает большую роль по сравнению с устной; импрессивная форма речи преобладает над экспрессивной. Эту особенность необходимо учитывать при организации воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
Исследования Т. Г. Богдановой, Е. Г. Речицкой [3], Т. В. Розановой [9] и др. показали, что одной из основных проблем в развитии познавательных процессов детей с нарушениями слуха является низкая концентрация и устойчивость внимания. У глухих детей особенности развития внимания связаны с тем, что у них большое значение имеет зрительное восприятие, и основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. (Считывание с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи — на положение пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании глухого ребенка.)
Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, этим детям необходимо больше времени на объяснение содержания информации, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности. Продуктивность внимания у глухих дошкольников в большей степени зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала, в этом случае дети допускают меньше ошибок. В связи с этим при обучении и воспитании детей с нарушениями слуха используются различные средства наглядности (одни для привлечения непроизвольного внимания, другие для развития произвольного внимания). Воспитателю необходимо использование информационно-компьютерных технологий в работе с такими детьми, что позволит чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития открытой образовательной системы. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области. Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога.
Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.
2. Внедрять ИКТ в совместную деятельность воспитателя и детей.
3. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время.
Применение ИКТ в работе:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация);
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов;
- создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование презентаций, созданных в программе РowerРoint, для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
1. Осуществление полисенсорного восприятия материала.
2. Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде.
3. Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы.
4. Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе.
5. Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
6. Компьютерные презентационные слайд — фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с детьми.
В интересной форме можно познакомить детей, например, с основами ЗОЖ, используя слайды, или показать, какие последствия влекут за собой сели, оползни, землетрясения. Использование в свободное время игры «Поле чудес» помогает ребенку легче пополнить словарный запас. А как необходимы презентации при проведении различных бесед на любые темы. Слайды, подобранные к темам не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые зрительные и слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием викторин. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление детей.
Для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая часть деятельности, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Для воспитания полезных привычек детей можно использовать презентации на стихи детских поэтов, например, «Волшебные слова» М. Дружининой.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у детей живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению (демонстрация слайдов режимных моментов воспитательного процесса).
Литература.
1. Беспаленко Е. М. Мониторинг качества воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Труды всероссийской конференции «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах», Воронеж, 2007. 333–334 с.
2. Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008. ВГУ. 227–230 с.
3. Речицкая Е. Г.Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха/ Е. Г. Речицкая Е. А Сошина-М.;Владос,2000.-128с.
4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис — М.: Академия, 2004. — 230 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — М.; Педагогика, 1982. — т.2–19 с.
6. Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии — 1999. — № 2. — 61–74 с.
7. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
8. Грабенко Т. М. Игровая педагогическая технология как средство эмоционального развития слабослышащих школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 2004. — 18 с.
9. Розанова Т. В. Дети с нарушениями слуха/Т. В. Розанова//Специальная психология: учебное пособие/ В. И. Лубовский и др.;под ред.В. И. Лубовского.-М.,2003.-С.138–193
10. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. / Д. Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1986. — 183 с.
11. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева — СПб.: Речь. — 158 с.
12. Лурия А. Р. Язык и мышление / А. Р. Лурия. — М.1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"
Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...
Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.
В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода....
Тренинг "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей с нарушением слуха"
Направления работы по эмоционально-воловой сфере в рамках семейного воспитания и формированию эмоциональной лексики: Стимулирование интереса детей к эмоциональной составляющей собственного состоя...
Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха.
Основы сурдопедагогики. Контрольная работа....
Использование мультимедийных технологий в обучении произношению детей с нарушениями слуха.
Мультимедийное оборудование дает возможность собирать воедино огромный объем информации, выбирать интересующие в данный момент информационные блоки, позволяет сделать занятие интересным, увлекательным...
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха
Использование ИКТ в процессе познавательной деятельности детей с нарушением слуха...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов у...