"Стресс в работе учителя-дефектолога: понять, управлять, справиться".
статья

Антонова Евгения Вячеславовна

                                                                                                                                                                                Стресс в работе учителя-дефектолога: понять, управлять, справиться.

«Стресс – это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Поэтому важно научиться не избегать стресса, а находить удовольствие от него». Ганс Селье

Мы все хотим быть здоровыми, счастливыми, но чтобы быть здоровыми, надо в первую очередь быть эмоционально здоровыми. Стресс является частью нашей жизни, нашей неотъемлимой частью. Жизнь без стресса – череда серых будней.

Стресс – это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Стресс – не событие, а реакция на события. Каждый человек реагирует на стресс индивидуально.

Стресса совсем избежать в нашей жизни невозможно, но самое главное - это наша реакция на стресс. Можно выделить три уровня стресса: - психологический уровень (негативное восприятие ситуации), - поведенческий уровень (стереотипное мышление, психическое напряжение), - физиологический уровень (симптомы, болезни).

Какую же помощь может дефектолог оказать в первую очередь себе сам, не прибегая к посторонней помощи из вне? Об этом я пишу в своей статье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Стресс в работе учителя-дефектолога:

                                понять, управлять, справиться.

 «Стресс – это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Поэтому важно научиться не избегать стресса, а находить удовольствие от него». Ганс Селье

Мы все хотим быть здоровыми, счастливыми, но чтобы быть здоровыми, надо в первую очередь быть эмоционально здоровыми. Стресс является частью нашей жизни, нашей неотъемлимой частью. Жизнь без стресса – череда серых будней.

Стресс – это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Стресс – не событие, а реакция на события. Каждый человек реагирует на стресс индивидуально.

Стресса совсем избежать в нашей жизни невозможно, но самое главное -  это наша реакция на стресс. Можно выделить три уровня стресса: - психологический уровень (негативное восприятие ситуации), - поведенческий уровень (стереотипное мышление, психическое напряжение), - физиологический уровень (симптомы, болезни).

Какую же помощь может дефектолог оказать в первую очередь себе сам, не прибегая к посторонней помощи из вне?

1.Создавать приятные отношения с коллегами по работе, не выяснять отношения и не переходить на личные отношения, так как работа – это всего лишь работа и ничего более.

2.Для выполнения какого-то поручения, задания, проекта устанавливать реалистические сроки исполнения их.

3.Ежедневно находить время для себя, чтобы отдохнуть, расслабиться от работы, заняться приятными делами: посетить музеи, выставки, театры.

4.Не откладывать ту, работу, которая неприятна, но ее необходимо выполнить. Потому что в дальнейшем ее придется выполнить только в короткие строки и это будет больший стресс для организма, нежели выполнить ее заблаговременно.

Педагоги – люди эмоциональные, тем самым они интересны детям и это положительный фактор безусловно, но иногда излишняя эмоциональность играет со знаком минус. Так как при какой-то стрессовой ситуации, люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Необходимо педагогам быть более реалистичными, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, надо разобраться, а действительно ли люди хотели обидеть именно вас.

В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях.

Занимайтесь профилактикой стресса: читайте интересные книги, от которых вы заряжаетесь только позитивной энергией, от которых хочется «летать и парить». Не копите отрицательные эмоции, если вы испытали в какой-то момент стресс, избавьтесь от них любых способом, займитесь релаксационными упражнениями. И самое главное – научитесь управлять собой!

Как же работать над собой, чтобы правильно воспринимать стрессовые ситуации?

Выявление и обозначения эмоциональной реакции:

- попытайтесь сосредоточиться на наблюдении и описании: событие, которое породило эмоцию, значения, которое придается этому событию, ощущения от этой эмоции, выраженного в движениях поведения, которое возникло благодаря этой эмоции, влияние этой эмоции на ваш личный функциональный  статус  

Выявление барьеров, мешающих изменить эмоции:

- для управления эмоциями очень важно умение распознавать функцию той или иной эмоциональной реакции и понимание того, для чего вы выражаете эти эмоции именно так

Снижение чувствительности до уровня «эмоциональной разумности»

-ключевым моментом для регулирования эмоций является  сохранение здорового баланса в различных сферах жизни, так мы предупреждаем свое физическое, умственное, эмоциональное перенапряжение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»

Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...