Совместная работа учителя-дефектолога и учителя русского языка в классе глухих
статья
Предварительный просмотр:
МКОУ «Школа – интернат № 32»
Совместная работа
учителя-предметника и учителя-дефектолога
по развитию
коммуникативной функции речи
и социализации учащихся
со слуховой депривацией
Подготовила: Людмила Петровна Лопотько,
учитель-дефектолог,
Малахова Олеся Владимировна,
Учитель русского языка
Прокопьевск
Слайд 1. Совместная работа учителя-предметника и учителя-дефектолога по развитию коммуникативной функции речи и социализации учащихся со слуховой депривацией.
Главной целью совместной работы учителя-дефектолога и учителя-предметника является создание условий для саморазвития личности ребёнка, его социальной адаптации посредством формирования компетенций, где приоритетной является социально-коммуникативная компетентность, как речемыслительная деятельность.
Слайд 2. Видео (учитель-предметник). Психологический настрой на деятельность учащихся.
Учитель-предметник знает психофизические особенности детей с нарушением слуха, реализует специфические принципы обучения, развивая остаточный слух, работает с экраном, стимулирует речевое развитие.
Слайд 3. Видео (учитель-дефектолог). Фонетическая зарядка.
Коррекционная работа начинается с фонетической зарядки. Она планируется с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, устной речи. Коррекционные упражнения неразрывно связаны с содержанием общеобразовательных предметов.
Слайд 4. Видео. Диалог «Расскажи о себе».
На протяжении всего урока учащиеся включаются в речевые развивающие ситуации. Педагоги формируют умение вести житейские диалоги, которые разработаны с учётом коммуникативного принципа. Учащиеся приобретают межличностно-коммуникативные навыки, навыки логической и орфоэпической культуры.
Слайд 5. Работа с толковым словарём, электронным справочником.
На современном этапе повышается мотивация учащихся к приобретению навыков познавательной информации. Работа с толковым словарём, электронным справочником способствует расширению активного словарного запаса, кругозора учащихся. Происходит накопление личностного социального опыта.
Слайд 6. Работа с текстом. «Биография А.С. Пушкина».
Движущие силы социализации – общение и деятельность. На уроке применяются деятельностные формы обучения. Работая над текстом, мы формируем способность осмысленно читать, разбираться в значении слов. Используем методику дополнения, припоминания.
Слайд 7. Использование индивидуальных словарей.
Учащиеся понимают необходимость накопления знаний. Для повышения мотивации к самостоятельной деятельности у каждого ученика есть словари для сохранения важной информации. В этом словаре отведено место для хранения образцов деловых бумаг, так как деловые бумаги – это один из видов письменного общения людей между собой.
Слайд 8. Деловые бумаги. Автобиография.
Педагоги продолжают работу над совершенствованием связной письменной речи. Учащиеся упражняются коллективно в составлении автобиографии, а затем по плану составляют их индивидуально, самостоятельно. Работа над деловыми бумагами – один из аспектов решения проблемы по социальной адаптации и реабилитации.
Слайд 9. Интенсификация речевого развития – важный аспект формирования социально адаптированной личности
В процессе сотрудничества разрабатывается общая стратегия сопровождения каждого ученика в основных сферах его школьной жизнедеятельности: предмета, обучения, общения. Целенаправленная совместная работа по формированию коррекционно-образовательной среды, способствующей развитию коммуникативной функции речи является одним из аспектов решения проблемы – социальной адаптации и реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная работа по теме "Сложноподчиненное предложение". Русский язык . 9 класс
Материал предназначен для итоговой проверки знаний девятиклассников по теме "Сложноподчиненное предложение", содержит пунктуационные и орфографические задания....
Зачетная работа по теме "Сложносочиненное предложение". Русский язык . 9 класс
Материалы предназначены для итоговой проверки знаний учащихся по теме "Сложносочиненное предложение", содержит пунктуационные задания разных видов: расстановка знаков препинания, составление схем, тес...
Тест, проверочная работа по теме "Сложноподчиненное предложение". Русский язык 9 класс
Материал по русскому языку 9 класс можно использовать в качестве контрольной, проверочной или тестовой работы по теме "Сложноподчиненное предложение"...
«Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы
Тезисы выступления. «Ничто не служит таким очевидным показателем умственной одаренности, как постоянное возникновение у человека новых мыслей». А. Н. Леонтьев. Под одарённостью ребёнка пон...
Совместная работа учителя-дефектолога с воспитателями по развитиюграфо-моторных навыков детей с нарушениями зрения.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ...
ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»
Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....
Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ
Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗВоспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основ: общеобразовательн...