Специальный семинар по теме: " Особенности познавательной деятельности детей с РАС"
учебно-методический материал

Курганова Наталья Александровна

В наше время наблюдается рост увеличения детей с РАС. Многие задаются вопросом, что это за растройство, его признаки, происхождение этого нарушения и  какие методы  обучения используются специалистами в работе с детьми РАС. Кроме текста сообщения рекомендую руководствоваться презентацией, для наилучшего понимания этой тяжелой для восприятия и понимания темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности познавательной деятельности у детей с РАС»

Курганова Н.А., учитель,

ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа - интернат»

Тема детского аутизма является актуальной, поскольку дети с синдромом детского аутизма составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической и медицинской помощи, нарушения в социально-личностном развитии. Для разработки адекватных и своевременных учебно-коррекционных программ при РАС необходимо детальное изучение особенностей развития их познавательной сферы.

Слово аутизм происходит от латинского слова autos – означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

- отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким людям, даже к матери, вплоть до полного безразличия (аффективная блокада);

- не способность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, нередко таких детей считают агрессивными;

- дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям (тиканье часов, капанье воды из крана и т.д.);

- приверженность к сохранению неизменности окружающего, неофобии ( боязнь всего нового);

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

- разнообразные речевые нарушения;

- различные интеллектуальные нарушения, задержка психического развития;

РАС бывает сложно идентифицировать, так как часто он идет в сопровождении других нарушений. Среди них эпилептические припадки, депрессивные расстройства. Сохранность интеллекта тоже существенно отличается, встречаются умственно отсталые дети и дети с хорошими познавательными способностями.

В настоящее время все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о Расстройствах Аутистического Спектра. РАС не является самостоятельным заболеванием (МКБ 10 характеристика), и всегда является последствием органического поражения центральной нервной системы ребенка, особенностям психического статуса или генетическим нарушением. То есть РАС как самостоятельное проявление, без какой  – либо причины, существовать не может.

Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов проявления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:

- гипотеза о генетической предрасположенности;

- гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка);

- гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает, все сферы психики ребенка:

- внимание;

- эмоциональную сферу;

- чувствительность;

- память и воображение;

- мышление;

- двигательную сферу;

- речь.

У детей с РАС наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, которая обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания (внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд). Даже при сформированном адекватном учебном поведении остаются выраженная рассеянность, частые отвлечения. Поведение таких детей стереотипно, однообразно, плохо контролируется, часто они как бы не видят и не слышат учителя, на уроке они могут быть заняты своими играми. Возможны неадекватные реакции – оживление и смех, или испуг и плач, или стереотипное двигательное и речевое возбуждение, стремление, не слушая других, постоянно говорить на какую-то особую тему. Характерны проявления негативизма, резкий отказ от выполнения заданий [4, с.123]. Ощущения и восприятия - для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а так же расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. В восприятии ребенка с РАС отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части.

Память и воображение - у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, дети имеют богатое воображение, согласно другой – воображение очень причудливо, имеет характер патологического фантазирования.

Речь - у детей с РАС отмечается своеобразное отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. Они редко задают вопросы, и если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а так же распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, трудно дается сотрудничество, чаще всего они склонны уединяться.

Мышление - как отмечают Ольга Сергеевна Никольская, Елена Ростиславовна Баенская, Мария Михайловна Либлинг (1990), не следует вести речь об отсутствии отдельных способностей при аутизме. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Такие дети ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Ведущее значение имеет эмоциональный компонент восприятия на протяжении практически всего школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из ее колес. Или использовать ее в других целях. Многие специалисты указывают на сложности в символизации и переносе навыков из одной ситуации в другую.

Для психического развития при РАС свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях, таких как музыка, математика или живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Формирующиеся установки аутизма, стереотипности, гиперкомпенсаторной  аутостимуляции не могут не исказить весь ход психического развития ребенка. Здесь нельзя разделить аффективную и когнитивную составляющие: это один узел проблем. Искажение развития когнитивных психических функций является следствием нарушений в аффективной сфере.

Т. О. такие дети с трудом приспосабливаются к переменам - к новым условиям, людям, способу выполнения задания, неожиданному изменению уже освоенного порядка. Им трудно самостоятельно сопоставлять усвоенные знания, связывать их со своим жизненным опытом. Часто такие дети не способны мыслить символически, для них характерна буквальность понимания сказанного, трудность выделения подтекста [4, с.147].      Моторная неловкость и трудности пространственной организации проявляются при обучении письму. Часто возникает опасность негативизма к обучению письму, отказ ребенка брать ручку и пытаться что-то делать. Поддержка руки ребенка, направление её движения обычно помогают ему постепенно закрепить нужную позу и последовательность действий.

Некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, заметно нарушение координации рук и ног. Таким детям тяжело дается подражание, вместо этого у них развиваются стереотипные движения совершать однообразные действия в течении длительного времени (бег по кругу, раскачивания), а также стереотипные манипуляции с предметами (перекладывание мелких деталей)

Исходя из данной характеристики детей с РАС, для эффективного их обучения важно создать ряд условий. Необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение. Место для занятий должно быть таким, чтобы ничто не отвлекало ребёнка, и его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за стол, оказывались лицом к стене. Предметы, которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из поля зрения учащегося. Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к уроку, закрепить определенную последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятия, т.к. освоение навыков поведения на уроке дается такому ребенку иногда труднее, чем собственно учебные навыки. Таким образом, необходимо создать условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны, отрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта. Ребенок должен привыкнуть, что занятия всегда проводятся в одно и то же время. Необходимо установить четкий распорядок занятия. Все, что происходит на занятии, нужно сопровождать эмоциональными комментариями – учитель должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными. Обращаться к нему надо короткими, простыми фразами. Предъявлять задания маленькими частями. Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. Необходимо обучать учащегося понятию «закончено». Построение занятия с аутичными детьми имеет ряд особенностей. Как отмечает Янушко Е.А., в случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективные приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода. Необходимо активизировать познавательную деятельность данной категории детей[6, с.20].

Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей РАС является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей, в том числе и познавательных. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать склонности ребенка, стараться по возможности связывать задания с интересами учащегося, это один их главных принципов при работе с детьми с РАС.

 Дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма.

В заключение хотелось бы прочитать стихотворение Гульнур Зариповой «Особенные дети»

Благословляю всех детей на свете!

Они для нас как яркие цветы!

Но есть еще «Особенные дети…

Они как ангелы, целители души»!

Они в наш мир не зря приходят.

Всевышний посылает Ангелов – детей,

Особенных детей, как испытанье вроде,

А в самом деле, чтобы лечить людей.

Лечить нас от всего,

Что нас самих калечит.

От злобы темной, от бездушья темноты.

Он выбирает только сильных плечи –

Им можешь оказаться – Ты!

У Ангелов детей, нет крылышков

Конечно,

Но загляните им в глаза!

Там столько доброты беспечной!

И чистая. Как ангелов душа!

Особенные дети, как с другой планеты.

К нам присылает их Господь не зря!

Он раскрывает наших душ секреты,

Так помогает нам Господь понять себя…

Литература:

  1. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка [Текст] / В.Ф. Базарный. - М., 2005.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.:Вако, 2004.
  3. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2011. 
  5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.:Теревинф, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности познавательной деятельности у детей с РАС»

Слайд 2

Подготовила: Курганова Наталья Александровна Учитель первой категории ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа – интернат» Шуя 2022 год

Слайд 3

Слово аутизм происходит от латинского слова autos – означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Для разработки адекватных и своевременных учебно-коррекционных программ при РАС необходимо детальное изучение особенностей развития их познавательной сферы .

Слайд 4

Основные признаки РАС : - недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; - отгороженность от внешнего мира; - слабость эмоционального реагирования по отношению к близким людям, даже к матери, вплоть до полного безразличия (аффективная блокада); - не способность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, нередко таких детей считают агрессивными; - дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям (тиканье часов, капанье воды из крана и т.д.); - приверженность к сохранению неизменности окружающего, неофобии ( боязнь всего нового); - однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; - разнообразные речевые нарушения; - различные интеллектуальные нарушения, задержка психического развития .

Слайд 5

РАС является последствием органического поражения центральной нервной системы ребенка

Слайд 6

Причины возникновения аутизма: - гипотеза о генетической предрасположенности; - гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка); - гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Слайд 7

Нарушение развития сфер психики ребенка с РАС: - внимание; - эмоциональная сфера; - чувствительность; - память и воображение ; - речь; - мышление; - двигательная сфера.

Слайд 8

внимание Крайне низкий уровень активного внимания Грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания

Слайд 9

Эмоциональная сфера для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители, повышенная сенсорная ранимость, игнорирование воздействий, расхождение в характере реакций , вызываемых социальными и физическими стимулами .

Слайд 10

Чувствительность Истерики, слезы, нарушение сна Психосоматические растройства Агрессия, самоагрессия Гиперчувствительные дети.

Слайд 11

Память и воображение Хорошая механическая память позволяет сохранить следы эмоциональных переживаний. воображение очень причудливо, имеет характер патологического фантазирования

Слайд 12

Речь Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. Они редко задают вопросы , и если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Слайд 13

Мышление Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы . Ведущее значение имеет эмоциональный компонент восприятия в итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности . Для психического развития при РАС свойственна неравномерность. Формирующиеся установки аутизма, стереотипности, гиперкомпенсаторной аутостимуляции не могут не исказить весь ход психического развития ребенка. Искажение развития когнитивных психических функций является следствием нарушений в аффективной сфере.

Слайд 14

Двигательная сфера Излишняя двигательная активность или наоборот гипоактивность ; Нарушение координации движений; Повышенная осторожность; Низкий мышечный тонус; Ходьба «на цыпочках»; развиваются стереотипные движения совершать однообразные действия в течении длительного времени (бег по кругу, раскачивания)

Слайд 15

Для эффективного обучения детей с РАС необходимо: необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к уроку, закрепить определенную последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятия, формировать стереотипное учебное поведение необходимо создать условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка , дозировать введение в его жизнь новизны Отрабатывать навыки коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта Предъявлять задания маленькими частями .

Слайд 16

Реализация потенциала социального развития детей РАС: - это вовремя начатое и адекватно организованное обучение и воспитание – образование, обеспечивающее удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Слайд 17

Наша миссия Сделать так, чтобы количество детей , которым будет оказана квалифицированная помощь , которые смогут поверить в себя росло с каждым днем.

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Программа коррекции и развития познавательной деятельности детей 3-6 лет c особенностями психофизического развития.

Программа составлена на основе программы "Коррекция и развитие познавательной деятельности для детей 3-4 лет с особенностями психофизического развития", Максимова. М.В., Москв...

"Особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта"

Характеристика основных психических процессов  умственно отсталых школьников. Особенности памяти,мыслительной  деятельности. Работа над формированием высших психических функций....

Доклад по теме: «Особенности организации деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии»

Успешная деятельность  любого учителя с инклюзивными детьми зависит от применения на уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, п...

Семинар на тему: "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Актуальность проекта Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, причем, весьма специф...

Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости».

Выступление на методическом объединении учителей математики по теме: «Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы с легкой степенью умственной отсталости»....

Семинар-практикум "Методы и приемы для активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ"

На семинаре были представлены ишры и упражнения, направленные на развитие речи и мыслительных операций детей с ОВЗ...