Семинар-практикум "Методы и приемы для активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ"
консультация

Кузнецова Татьяна Владимировна

На семинаре были представлены ишры и упражнения, направленные на развитие речи и мыслительных операций детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11

Центр развития ребенка»

Семинар-практикум на тему:

 «Методы и приемы для активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ»

Подготовила и провела:

Кузнецова Т.В. – учитель-дефектолог

г. Гусев

Цель: Привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в коррекционном процессе по развитию у детей с ОВЗ познавательных процессов (речи, мышления), оказание практической помощи родителям в процессе речевого и познавательного развития дошкольников с ОВЗ.

Задачи:

  • Развивать творческую деятельность родителей и обеспечивать качество образования коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность родителей по проблемам развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-дефектологом и родителями.

Ход семинара-практикума

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня у нас семинар-практикум на тему: «Методы и приемы для активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ».

Наверное, нет на земле человека, который не любил бы играть. Кто-то любит играть в шахматы, кто-то в футбол. Да и мы с вами все каждый день играем свои социальные роли.

Вспомните: когда вы впервые начали играть?.......

Да в самом раннем детстве. Человек учится этому тогда же, когда начинает ходить и говорить. И умение, и желание играть остается с ним на всю жизнь.

Но для взрослого игра далеко не так важна, как для ребенка. Для нас это всего лишь любимое развлечение, а для РЕБЕНКА — тяжелая, утомительная работа, требующая огромного физического и умственного напряжения. Зачем же малыши с таким рвением берутся за нее?

        А за тем, что именно таким образом они познают мир и учатся в нем жить, осваивают разные модели поведения, осмысливают любое новое знание, полученное от родителей или от нас -  педагогов. Игра для ребенка — это способ приспособления к нашему миру, репетиция перед взрослой жизнью. Приглядитесь, во что чаще всего играют дети, и вы увидите — они играют в нас. Крохотные малыши удивительно точно копируют поведение взрослых, интерпретируют доступным для них способом любую деятельность, любое событие.

        И так, прежде чем мы с вами начнем играть, порассуждаем, почему именно СОЧЕТАНИЕ РЕЧЬ и МЫШЛЕНИЯ ЧАЩЕ ВСЕГО СВЯЗНЫ?

        Мышление — это процесс анализа и систематизации новой информации об

окружающем мире, полученной с помощью органов чувств. Человек наделен

достаточно совершенной нервной системой, чтобы мыслить, однако в отличие от способности воспринимать, данной ребенку с рождения, мышление развивается по мере накопления информации.

Мышление детей дошкольного возраста непосредственно связано с речью и с действием: осмыслить для него значит проговорить и сделать. Поэтому, развивая речь ребенка, помогая правильно употреблять слова и строить фразы, мы вырабатываем четкость мышления, а обогащая словарный запас, — знакомим с новыми понятиями и стимулируем процесс осмысления их в системе знаний маленького человека.

И так, начнем играть!

И начнем мы с вами с небольшой разминки.

  1. Будет кубик катиться? Почему?
  2. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
  3. Кого легко заметить на снегу? А кого трудно?
  4. По комнате бегал черный котенок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котенок. Откуда он взялся?

ИГРА 1

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
а сегодня вполне сметаноуплетательная,

 (кошка)

Задание: подберите как можно больше глаголов к  существительному КОШКА.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Игра «Сравнения» (задание выполняется в группах)

Задание: Давайте подберем предметы как образные сравнения к слову

  • глазки, как … (бусинки, ягодки, угольки, звездочки на небе, пуговки, топазы, зеркало, огоньки, васильки во ржи и т.д.);
  • цыпленок, как … (комочек, одуванчик, пух, вата, облако на небе, лимончик, желток, солнышко и т.д.).

Следующее игровое Упражнение

Задание: к каждому предмету, изображенному в верхнем ряду, подобрать подходя

Игра «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о покупке или продаже из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К или Кь]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П или Пь]

Продам подержанное пианино

Продам подержанное Пежо

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"

Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...

"Активные методы и приёмы для активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ"

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:...

«Применение активных методов и приемов активизации познавательной деятельности – условие успешности процесса обучения детей с ОВЗ»

Выступление с докладом в рамках муниципального этапа профессионального конкурса "Учитель года России"...

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства.Мало самому знать свой предмет и помнить что-то, что было когда-то выучено по методике и дидактике.Важн...

Активизация познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья на внеклассных мероприятиях.

повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации системы внеклассных мероприятий направленных на формированиепознавательных интересов у школьников с недостатками интеллек...

Статья "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей на уроках английского языка".

В данной статье рассматривается проблема поиска эффективных методов и приемов активизации познавательной деятельности детей  на уроках английского....