РМО февраль, 2022г. « Инновационный опыт учителей-логопедов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
консультация

Методобъединение логопедов Краснокаменска
  1. Мастер-класс: «Нетрадиционный метод  работы учителя-логопеда с использованием камешек – марблс  зффективно и интересно. Венедиктова Т.П. Учитель – логопед МАДОУ №20. Презентация, видеофрагменты: 1234
  1. Мастер-класс:«Клоун Эчузя в работе с дисграфией»  Мирзаева И.В. Учитель- логопед МАДОУ №12
  1. Мастер-класс: «Комплект тематических карточек в работе по обучению грамоте, как одна из технологий индивидуализации образовательного процесса в решении задач развития дошкольников с ТНР» Мироманова Г.М. Учитель- логопед МАДОУ  №10
  1. Мастер-класс по работе учителя-логопеда с родителями «Играя, учим говорить красиво». Маркина Т.С. Учитель- логопед МАДОУ №14.Презентация и содержание мастер-класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Играя, учим говорить красиво»27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Играя,  учим говорить красиво»

 Маркина  Татьяна  Степановна,  учитель – логопед высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования

МАДОУ  детский сад №14  « Дельфинчик»  г.Краснокаменск Забайкальский край

Предназначен  для родителей  детей с  ТНР (тяжелыми нарушениями речи)

Цель:  Познакомить  родителей  с  одной  из  основных  задач   группы  компенсирующей  направленности  для детей с ТНР  -  развитие   речи  у  детей,  обучение  их умению  красиво  говорить.

Задачи:  1 Познакомить родителей: красота нашей речи зависит от многих компонентов (правильное звукопроизношение,  развитый фонематический слух, богатый словарный запас,  сформированный грамматический строй речи и др)

2 Научить  родителей  играть   с детьми  в игры  на развитие фонематического слуха, автоматизацию звука в словах,  обогащение  словарного  запаса, формирование   грамматического  строя,  развитие интонационной выразительности речи, на формирование  умения  правильно ставить ударения в словах.

Материал:

- мультимедиа,  слайды  с рисунками: зима, листопад, снегирь;                                                             слайды с  чистоговорками: 1  На суку сидит сова, видно, строгая она.  2 Королева кавалеру подарила каравеллу. 3  Слушали старушки, как куковали кукушки на опушке;

- запись  на диктофон  отрывка сказки

- карточки  для игр:  «Выбери слово, где правильно поставлено ударение»,  «Вставьте  нужное  слово, объясните значение фразеологизма»,  «Исправь  ошибку».

-мяч

Ход мастер – класса:

Мастер – класс проходит за   столами, при необходимости  родители встают в круг, в дугу.

Логопед: Уважаемые  родители,  сегодня  на  мастер – классе  мы  поговорим  с  вами  о  речи.  Что  такое  «речь»?  (Это  способность  говорить,  умение  вести  беседу).  Как  вы  понимаете  фразу  «говорить  красиво»? (Выслушиваются  ответы)

        Итак,  «говорить  красиво» -  это  значит:

  • четко  произносить  звуки,  правильно  ставить  ударения
  • использовать  в  речи  точные названия предметов, их частей, образные  выражения (эпитеты,  сравнения…),
  • оформлять  предложения  грамматически  правильно
  • добиваться эмоциональной  выразительности  речи.

Участникам  мастер - класса  предлагается  послушать  отрывок  из  сказки, записанный  на  диктофон,  проанализировать,  хорошо  ли  она  рассказана.

(Речь  неэмоциональна,  монотонна,  допущены    аграмматизмы,  присутствовала  неправильная  постановка  ударения,  отсутствовали прилагательные)

Логопед: Уважаемые  родители,  чтобы  научить  детей  говорить  красиво,  нужно  приложить  для  этого  старание. Следует  играть  с  детьми,  т.к.  игра -  основная  форма  обучения  детей  в  дошкольном  возрасте.  Через  игру мы с вами  будем развивать разные стороны   речи у малышей. Сегодня на мастер – классе затронем аспекты речевого развития дошкольников, которые более подробно будем рассматривать  на протяжении всего пребывания наших детей в  группе  компенсирующей направленности.

Чтобы речь была понятной, нужно  поставленные звуки автоматизировать у ребят. Для этого  необходимо целенаправленно   научить  слышать и различать звуки, т.е. развивать фонематический слух.  Помогут в этом  такие  игры:

 Игра  «Я знаю три слова со  звуком  «С»  (Л, Р)

Цель:  Развивать  фонематический  слух,  умение  определять  наличие  того  или  иного  звука  в  слове.

Описание: Участники  мастер – класса  придумывают  слова  на  заданный  звук.

«Я знаю 3 слова на звук «С»: собака, лиса, сом».  «Я знаю 3 слова на звук «Р»: рак, роза, мороз».

Игра  «Цепочка  слов»

Цель:  Развивать  фонематический слух,  умение  слышать  первый  и  последний  звук  в  слове.

Описание: Логопед  говорит  любое  слово,  выделяя  последний  звук, кто – то из  родителей придумывает  слово  на  последний  звук, который в слове становится первым   звуком и так далее:   лукк,  кроттт,  танкк,  кобраааа….

Логопед: Встречается  такое,  что  дети переставляют,  заменяют  звуки  в  словах,  например,  вместо  КОРИДОР  говорят  КОЛИДОР,  вместо  КОТЛЕТА -  КОКЛЕТА,  вместо ОБУВЬ -  ОБУТКИ.   Взрослые обязательно должны тактично поправить: «Нужно говорить «котлета». Повтори, пожалуйста».

Наша  речь  бывает  некрасивой  из – за  неправильно  поставленного  ударения  в  словах.  Давайте  сейчас  вспомним некоторые слова,  где взрослые  и  дети  часто  ошибаются  в  постановке  ударения.

Игра «Выбери слово, где правильно поставлено ударение»

Описание: Приглашаются несколько  родителей, они берут по 2 карточки с написанными словами. Зачитывают слова, называют слово с правильно поставленным ударением (это слово в статье подчеркнуто)

  • звОнит        -     звонИт                     квАртал      -    квартАл
  • красИвее     -    красивЕе                  килОметр   -    киломЕтр
  • тОрты          -    тортЫ                       сантИметр -    сантимЕтр
  • шприцЫ      -     шпрИцы                  каталОг      -    катАлог
  • нет шАрфа  -     нет шарфА              мозгИ         -    мОзги

Логопед:  Украшают  нашу  речь  точно подобранные  слова,  образные  выражения,  слова  сравнения, эпитеты.  Предлагаю  поупражняться  в  использовании  таких  слов. Вашему  ребенку  дали  задание  придумать  рассказ  о  враче.  Как  можно  по – другому  назвать  врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось?  (доктор,  терапевт,  педиатр,  лекарь,  знахарь)

Игра  «Назови  по-  другому»

Цель:  Учить  подбирать  слова -  синонимы.

Шофер -  водитель

Швея – портниха,  модистка

Красивый – замечательный,  чудесный,  привлекательный,  

Добрый -  заботливый,  милосердный, чуткий…

Логопед: Бывает  такое,  когда  при  сравнении  двух  или  нескольких  предметов  нужно  использовать  слова – антонимы.  Дети,  а  бывает,  что  и  взрослые  затрудняются,  они  добавляют  частицу  НЕ  к  слову  и  вот  что  получается:  «Красное  полотенце  мокрое,  а  синее  не  мокрое».  (сухое)  или : «Эта  река  глубокая,  а  эта  не  глубокая»  (мелкая)

Игра  «Скажи  наоборот» ( стоя в кругу)

Цель:  Учить  использовать  в  речи  слова – антонимы

Описание: Мы сейчас откроем рот,

                    Чтоб сказать наоборот.

Логопед поочередно бросает мяч родителям, произносит слово, они, возвращая мяч, называют другое — с противоположным значением.

Высокий – низкий                                          добро - зло

Широкий – узкий                                           горе    - радость  

Мягкий – твердый                                          длинный -  короткий

Продавать – покупать                                    прямой - кривой

Логопед: Послушайте  2  предложения  и  скажите,  какое  более  красивое:

1 «Белка  смотрит  на  нас  черными  глазами»

2 «Белка  смотрит  на  нас  черными,  как  спелая  смородина,  глазами»  (Выслушиваются  ответы)  Да,  второе  предложение  красивее,  потому  что  его  украшает  сравнение.  

Игра  «Придумай  сравнение»  ( На  мультимедиа  поочередно показываются  картины)

  • Показ  картины  «Зима»  С  чем  можно  сравнить  выпавший  снег?

(с  белым  одеялом,  покрывалом, белой шапкой, теплым  платком,  периной…)

  • Картина  «Листопад».  С  чем  можно  сравнить  падающие  листочки?

(с  парашютиками, с разноцветными бабочками, с  птичками…)

  • Показ  снегирей.  С  чем  их  можно  сравнить?  (с  красными  яблоками, помпонами  от шапок, с красными круглыми мячами…)

Логопед:  Писатели, поэты   используют   сравнения,  ставшие  фразеологическими  оборотами,  например,  трусливый,  как  заяц;  ползёт,  как  черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь  изюминку, делают ее  образной, неповторимой. Сравните:  умелые  руки -  золотые  руки,  смелое  сердце -  львиное  сердце.    Давайте  вспомним  с  вами  некоторые  из  этих  оборотов

Задание  «Вставьте  нужное  слово, объясните значение фразеологизма»»  (4  родителя получают  по  1  карточки  с написанным   незаконченным фразеологизмом, вставляют нужное слово, предлагают остальным  родителям  придумать  слово, идентичное значению фразеологизма)

  • Не  в  бровь,  а  …      (в  глаз). (значит,  точно).
  • Делать  из  ….  (мухи)  слона.  (преувеличивать)
  • Зарубить  себе   на  ….(носу).  (запомнить)
  • Зимой …  (снега)  не  выпросишь  (жадный)

Задание  «Исправь  ошибку»

  • Его  и  маслом    не  корми,  только  книгу  дай   (хлебом)  
  • Она  за  словом  в  портфель    не  лезет    (карман)  
  • У  всех  ребят  медвежий   аппетит    (волчий)  

Логопед: Поправляйте  детей,  когда  они  неправильно  согласовывают  существительные  с  прилагательными,  числительными  или  допускает  другие  аграмматизмы.  Сейчас  поиграем  в  игру  «Будьте внимательны».  Я  буду  говорить словосочетание то  правильно,  то  с  ошибкой. Когда услышите ошибку – хлопните в ладоши.

  • ЛучистОЕ  солнышко
  • КраснАЯ  платья   (красное  платье)
  • Пять  ведров (ведер)
  • Пять  медвежат
  • Мокрый полотенце

И  последнее  о  чем  с  вами  поговорим – это:  какие  упражнения  помогут  сформировать  интонационную  выразительность  речи.

Задание: Прочитать чистоговорку (мультимедиа)  - «На суку сидит сова, видно строгая она».-    выполнить задание:  

  • Повторить эту чистоговорку    медленно – быстро
  • Громко – тихо
  • Вопросительно – утвердительно
  • Грустно – радостно

Рекомендации: При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки  будет ваш малыш  читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.

Итак,  мы  на  мастер – классе  поговорили  с  вами  о  том,  что  нужно  учитывать  при  обучении  детей  умению  красиво  говорить.  Я  надеюсь,  что   те  игры  и  упражнения, в которые  мы  с  вами  играли,  вы  будете  использовать  с детьми  дома, чтобы благоприятно  воздействовать  на   их  речевое  развитие.

Рефлексия:   Участники мастер- класса  на смайликах  отражают свое настроение (улыбочка, грустное настроение,  равнодушное), помещают на дерево эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,го...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В век компьютерных технологий с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше начать коррекционную ра...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...