РМО февраль, 2022г. « Инновационный опыт учителей-логопедов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
консультация
- Мастер-класс: «Нетрадиционный метод работы учителя-логопеда с использованием камешек – марблс зффективно и интересно. Венедиктова Т.П. Учитель – логопед МАДОУ №20. Презентация, видеофрагменты: 1, 2, 3, 4
- Мастер-класс:«Клоун Эчузя в работе с дисграфией» Мирзаева И.В. Учитель- логопед МАДОУ №12
- Мастер-класс: «Комплект тематических карточек в работе по обучению грамоте, как одна из технологий индивидуализации образовательного процесса в решении задач развития дошкольников с ТНР» Мироманова Г.М. Учитель- логопед МАДОУ №10
- Мастер-класс по работе учителя-логопеда с родителями «Играя, учим говорить красиво». Маркина Т.С. Учитель- логопед МАДОУ №14.Презентация и содержание мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Играя, учим говорить красиво» | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»
Маркина Татьяна Степановна, учитель – логопед высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования
МАДОУ детский сад №14 « Дельфинчик» г.Краснокаменск Забайкальский край
Предназначен для родителей детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Цель: Познакомить родителей с одной из основных задач группы компенсирующей направленности для детей с ТНР - развитие речи у детей, обучение их умению красиво говорить.
Задачи: 1 Познакомить родителей: красота нашей речи зависит от многих компонентов (правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух, богатый словарный запас, сформированный грамматический строй речи и др)
2 Научить родителей играть с детьми в игры на развитие фонематического слуха, автоматизацию звука в словах, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи, на формирование умения правильно ставить ударения в словах.
Материал:
- мультимедиа, слайды с рисунками: зима, листопад, снегирь; слайды с чистоговорками: 1 На суку сидит сова, видно, строгая она. 2 Королева кавалеру подарила каравеллу. 3 Слушали старушки, как куковали кукушки на опушке;
- запись на диктофон отрывка сказки
- карточки для игр: «Выбери слово, где правильно поставлено ударение», «Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма», «Исправь ошибку».
-мяч
Ход мастер – класса:
Мастер – класс проходит за столами, при необходимости родители встают в круг, в дугу.
Логопед: Уважаемые родители, сегодня на мастер – классе мы поговорим с вами о речи. Что такое «речь»? (Это способность говорить, умение вести беседу). Как вы понимаете фразу «говорить красиво»? (Выслушиваются ответы)
Итак, «говорить красиво» - это значит:
- четко произносить звуки, правильно ставить ударения
- использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения…),
- оформлять предложения грамматически правильно
- добиваться эмоциональной выразительности речи.
Участникам мастер - класса предлагается послушать отрывок из сказки, записанный на диктофон, проанализировать, хорошо ли она рассказана.
(Речь неэмоциональна, монотонна, допущены аграмматизмы, присутствовала неправильная постановка ударения, отсутствовали прилагательные)
Логопед: Уважаемые родители, чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить для этого старание. Следует играть с детьми, т.к. игра - основная форма обучения детей в дошкольном возрасте. Через игру мы с вами будем развивать разные стороны речи у малышей. Сегодня на мастер – классе затронем аспекты речевого развития дошкольников, которые более подробно будем рассматривать на протяжении всего пребывания наших детей в группе компенсирующей направленности.
Чтобы речь была понятной, нужно поставленные звуки автоматизировать у ребят. Для этого необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т.е. развивать фонематический слух. Помогут в этом такие игры:
Игра «Я знаю три слова со звуком «С» (Л, Р)
Цель: Развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.
Описание: Участники мастер – класса придумывают слова на заданный звук.
«Я знаю 3 слова на звук «С»: собака, лиса, сом». «Я знаю 3 слова на звук «Р»: рак, роза, мороз».
Игра «Цепочка слов»
Цель: Развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.
Описание: Логопед говорит любое слово, выделяя последний звук, кто – то из родителей придумывает слово на последний звук, который в слове становится первым звуком и так далее: лукк, кроттт, танкк, кобраааа….
Логопед: Встречается такое, что дети переставляют, заменяют звуки в словах, например, вместо КОРИДОР говорят КОЛИДОР, вместо КОТЛЕТА - КОКЛЕТА, вместо ОБУВЬ - ОБУТКИ. Взрослые обязательно должны тактично поправить: «Нужно говорить «котлета». Повтори, пожалуйста».
Наша речь бывает некрасивой из – за неправильно поставленного ударения в словах. Давайте сейчас вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.
Игра «Выбери слово, где правильно поставлено ударение»
Описание: Приглашаются несколько родителей, они берут по 2 карточки с написанными словами. Зачитывают слова, называют слово с правильно поставленным ударением (это слово в статье подчеркнуто)
- звОнит - звонИт квАртал - квартАл
- красИвее - красивЕе килОметр - киломЕтр
- тОрты - тортЫ сантИметр - сантимЕтр
- шприцЫ - шпрИцы каталОг - катАлог
- нет шАрфа - нет шарфА мозгИ - мОзги
Логопед: Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание придумать рассказ о враче. Как можно по – другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось? (доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь)
Игра «Назови по- другому»
Цель: Учить подбирать слова - синонимы.
Шофер - водитель
Швея – портниха, модистка
Красивый – замечательный, чудесный, привлекательный,
Добрый - заботливый, милосердный, чуткий…
Логопед: Бывает такое, когда при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова – антонимы. Дети, а бывает, что и взрослые затрудняются, они добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое». (сухое) или : «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая)
Игра «Скажи наоборот» ( стоя в кругу)
Цель: Учить использовать в речи слова – антонимы
Описание: Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Логопед поочередно бросает мяч родителям, произносит слово, они, возвращая мяч, называют другое — с противоположным значением.
Высокий – низкий добро - зло
Широкий – узкий горе - радость
Мягкий – твердый длинный - короткий
Продавать – покупать прямой - кривой
Логопед: Послушайте 2 предложения и скажите, какое более красивое:
1 «Белка смотрит на нас черными глазами»
2 «Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами» (Выслушиваются ответы) Да, второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение.
Игра «Придумай сравнение» ( На мультимедиа поочередно показываются картины)
- Показ картины «Зима» С чем можно сравнить выпавший снег?
(с белым одеялом, покрывалом, белой шапкой, теплым платком, периной…)
- Картина «Листопад». С чем можно сравнить падающие листочки?
(с парашютиками, с разноцветными бабочками, с птичками…)
- Показ снегирей. С чем их можно сравнить? (с красными яблоками, помпонами от шапок, с красными круглыми мячами…)
Логопед: Писатели, поэты используют сравнения, ставшие фразеологическими оборотами, например, трусливый, как заяц; ползёт, как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают ее образной, неповторимой. Сравните: умелые руки - золотые руки, смелое сердце - львиное сердце. Давайте вспомним с вами некоторые из этих оборотов
Задание «Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма»» (4 родителя получают по 1 карточки с написанным незаконченным фразеологизмом, вставляют нужное слово, предлагают остальным родителям придумать слово, идентичное значению фразеологизма)
- Не в бровь, а … (в глаз). (значит, точно).
- Делать из …. (мухи) слона. (преувеличивать)
- Зарубить себе на ….(носу). (запомнить)
- Зимой … (снега) не выпросишь (жадный)
Задание «Исправь ошибку»
- Его и маслом не корми, только книгу дай (хлебом)
- Она за словом в портфель не лезет (карман)
- У всех ребят медвежий аппетит (волчий)
Логопед: Поправляйте детей, когда они неправильно согласовывают существительные с прилагательными, числительными или допускает другие аграмматизмы. Сейчас поиграем в игру «Будьте внимательны». Я буду говорить словосочетание то правильно, то с ошибкой. Когда услышите ошибку – хлопните в ладоши.
- ЛучистОЕ солнышко
- КраснАЯ платья (красное платье)
- Пять ведров (ведер)
- Пять медвежат
- Мокрый полотенце
И последнее о чем с вами поговорим – это: какие упражнения помогут сформировать интонационную выразительность речи.
Задание: Прочитать чистоговорку (мультимедиа) - «На суку сидит сова, видно строгая она».- выполнить задание:
- Повторить эту чистоговорку медленно – быстро
- Громко – тихо
- Вопросительно – утвердительно
- Грустно – радостно
Рекомендации: При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки будет ваш малыш читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.
Итак, мы на мастер – классе поговорили с вами о том, что нужно учитывать при обучении детей умению красиво говорить. Я надеюсь, что те игры и упражнения, в которые мы с вами играли, вы будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.
Рефлексия: Участники мастер- класса на смайликах отражают свое настроение (улыбочка, грустное настроение, равнодушное), помещают на дерево эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
Пояснительная записка ...
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагога дополнительного образования Веденеевой С.Н. МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Арзамас
представление опыта...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,го...
«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)
Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В век компьютерных технологий с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше начать коррекционную ра...
«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное преодоление слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...
Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...