Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка
статья по английскому языку (5 класс)

Колегова Галина Игоревна

С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного подхода в обучении. Сама наша профессия заставляет нас «шагать в ногу со временем»: внедрять в процесс обучения прогрессивные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya_po_angl.yaz_.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективные средства и  инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка (из опыта работы учителя иностранных языков МАОУ гимназии № 2 г. Асино Томской области) »

С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного подхода в обучении. Сама наша профессия заставляет нас «шагать в ногу со временем»: внедрять в процесс обучения прогрессивные педагогические технологии. Работая в школе мы, педагоги, все чаще стали встречать детей с диагнозом «ОВЗ». Главная задача современной школы состоит в подготовке всех своих учеников, в том числе и детей с ОВЗ, к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни,  полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Тем самым  и возникла у меня потребность в переосмыслении методики обучения детей с ОВЗ, планировании инновационных методов на уроках английского языка, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

   Школьный предмет «иностранный язык» является частью всего образовательного процесса. Иностранный язык способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ. Владея английским языком, у ученика есть возможность  путешествовать по миру, расширяет кругозор, формируют мировоззрение, позволяют ему почувствовать себя частью мировой цивилизации, формировать свое «я», а в целом – утверждаться в социуме.

Следовательно, успешное решение учебных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов.

Цель, которую я ставлю на уроках английского языка, -   максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности,  практическая  подготовка  детей к самостоятельной жизни, труду, формирование  знаний и умений, способствующих социальной адаптации всех детей, включая группу детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода,  мне бы хотелось выделить те, которые мне дают возможность быстрее и эффективнее работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка. Одна из них – это дифференцированный подход. Т.к. он является одним из составляющих психологического комфорта обучающихся, поскольку предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома», и в которой качество образования повышается. Например, работая с текстом на уроке английского языка ученикам предлагаются такие разно- уровневые задания:

1. сильным – ответить на вопросы или самим придумать и задать их друг другу.

2. средним – прочитать ответы на вопросы в тексте.

3. слабым – прочитать.

С моей точки зрения дифференцированный подход в обучении рассматриваться должен не только как «разные по трудности и сложности задания для достижения одних и тех же конечных целей обучения», но и несколько шире.  Очень часто на своих уроках я использую для работы игровую деятельность, в которой главную роль берет на себя ребенок с «особенностями», тем самым повышается самооценка у этого ребенка. Современные дети очень зависимы от компьютеров, гаджетов, поэтому было бы неправильно не использовать их в работе на уроках английского языка. Уже 2 года я работаю с образовательной платформой kahoot.com, на которой детей с огромным желанием участвуют в играх и викторинах. Но большая заинтересованность у них проявляется, когда учащиеся самостоятельно создают викторины для своих одноклассников.

Следующая технология- технология активного обучения. Обучение английскому языку осуществляется так, что усвоение знаний идёт не только на основе запоминания, а в большей степени на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, что является большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья.   В этом случае даже эти школьники учатся рассуждать и использовать имеющуюся информацию. Также на своих уроках я стараюсь повышать познавательную активность обучающихся, включая их в творческую деятельность. Вот некоторые из тех заданий, которые встречаются на моих уроках:  «Исключение лишнего» (участникам предлагается найти лишнее слово в каждой строчке и из этих слов сформулировать тему урока.), «Кластер» (выделение смысловых единиц текста, графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, в середине выделена тема- задача ребенка составить рассказ)  , «Восстанови рассказ» (участникам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде), «Мозговой штурм» (учащиеся вспоминают и называют как можно больше слов по определенной теме).

«Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Если вернуться на начало своей статьи, то мы увидим, что педагоги должны научить всех детей не только знаниям, а практически их применять в жизни. Поэтому в основе современной системы образования  лежит метод проектов.  Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем английского языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.  Опыт работы в школе показал, что дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда вовлечены в активную деятельность, но любой содержательный материал вызывает у них созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им предлагается интересная, значимая и посильная проблема. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию, с которой может справиться каждый учащийся.
 
Сейчас очень много образовательных цифровых платформ, на которых я с детьми с ОВЗ участвуем в конкурсах с исследовательскими и проектными работами. Чаще всего эти работы высоко оценены коллегами из других образовательных организаций. Несмотря на то, что дети с ограниченными возможностями здоровья - это «особенные» дети, требующие дополнительного внимания и времени, они легко вовлекаются в творческую деятельность. А наличие современных методов обучения способствует более эффективному и занимательному процессу обучения с детьми с ОВЗ.

Литература:

 1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/– М.: Арти-Глассо, 2000г

2. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка». ИЯШ №2 2000г

3 .Васильцова, В. В. Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО / В. В. Васильцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 80-82.

4. Активные методы обучения: Электронный курс. – http://www.moi-universitet.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области физкультурного образования в школе"

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школ...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в Доме детского творчества в объединении "Подарок": создание условий для самореализации детей с ОВЗ через освоение различных видов декоративно-прикладног...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье идет речь об особенностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, приводятся примеры из собственного педагогического опыта по использованию элементов педагогических технологий, мет...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В век компьютерных технологий с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше начать коррекционную ра...

Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры

Цель: обобщить педагогический опыт успешного обучения физической культуре детей с ограниченными возможностями и поделиться им с коллегами.- Здравствуйте, коллеги.- Тема моего выступления: Современные ...

Статья "Опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка".

В данной статье я делюсь опытом работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка. Привожу примеры из личного опыта работы с "особенными" детьми....

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В презентации рассматривается применение  сказкотерапии в работе с детьми с овз...