Коррекция дисграфии
методическая разработка

Тимофеева Маргарита Владимировна

Образцы игровых упражнений, заданий и методических приёмов, направленных на коррекцию дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_disgrafii.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие и активизацию общей моторики

  1. «Качели» Цель: регуляция мышечного тонуса мышц рук. Описание упражнения: дети выполняют движения, соответствующие тексту. 

Есть качели на лугу - вверх, вниз!

Вверх - вниз!

Я качаться побегу - вверх, вниз!

Вверх - вниз!

  1. «Футбол» Цель: регуляция мышечного тонуса мышц ног. Описание упражнения: дети стоят в шеренге. Взрослый сообщает, что все они футболисты и сейчас будут забивать мяч в ворота: сначала правой ногой, а потом левой. После слов педагога: 

Любим мы играть в футбол - Забиваем правой (левой) гол.

  1. Игра «Помощники». Дети стоят и держатся за обруч одной рукой. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Детям необходимо передвигаться по кругу под стихи, которые читает логопед.

Мы по солнышку идем –

Ножки укрепляем,

Чтоб игрушки убирать –

Маме помогаем.

Если дети не могут самостоятельно передвигаться, им помогает взрослый (тип помощи зависит от тяжести нарушения). Упражнение усложняется увеличением количества кругов.

  1. Упражнение с мячом. Дети сидят на стульчиках или на ковре. Упражнение выполняется под музыку, сигналом к началу выполнения движения является аккорд. Дети должны передать мяч соседу и назвать его имя. Если они находятся на низком уровне развития речи, то произносят на или вот. 

Мячик я в руках несу.

Ой, боюсь не удержу.

Мой сосед мне помогал

И другому передал.

Если дети плохо удерживают мяч, можно перекатывать его. Логопед обращает внимание, чтобы каждый ребенок как мог, проговаривал имя или слова. 

  1. Голос. Дети сидят на стульчиках, логопед рассказывает им, что можно говорить громко, тихо. Затем предлагает стать действующими лицами в предложенных ситуациях. Дети должны произносить звуки громко или тихо.

В качестве наглядности можно использовать предметы, картинки. 

Логопед. Мы укачиваем куклу.

Дети. А-а-а…

Логопед. Мы потерялись в лесу.

Дети. Ау-ау-ау!

Логопед. Гудит пароход.

Дети. У-у-у!

Логопед. Мышка пищит.

Дети. Пи-пи-пи…

Активизация речи с одновременными движениями Дети сидят на стульчиках.

Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Логопед предлагает детям досказать стишок и одновременно выполнить движения.

Логопед. Дождик, дождик…

Дети. Кап, кап. (Руки сгибают, кисти на уровне груди, пальцы, кроме указательных, сжимают в кулачки. Попеременно опускают указательные пальцы вниз.)

Логопед. И по грядкам…

Дети. Тяп, тяп. (Полусогнутые кисти рук попеременно опускают вниз.)

Логопед. По дорожке…

Дети. Топ, топ. (Ладошками постукивают по коленкам.)

Логопед. А по лужам…

Дети. Шлеп, шлеп. (Хлопают в ладошки.)

 

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

(по Р.И. Лалаевой и Е.А. Пожиленко)

 

  1. Лесенка (индийская игра). К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки, поднимаются все выше и выше. Игру можно проводить также большими и средними пальцами, большими и указательными пальцами.
  2. Пальчики «здороваются». Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев этой же руки; то же упражнение выполняется пальцами правой руки; то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки; пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
  3. Оса. Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им; то же упражнение проводится указательным пальцем левой руки; одновременные движения указательных пальцев обеих рук.
  4. Дети бегут. Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу; то же упражнение проводится пальцами левой руки; то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук (дети бегут наперегонки).
  5. Коза и козлята. Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки; то же движение выполняется пальцами правой руки; то же движение выполняется пальцами обеих рук.
  6. Очки. Образовать два кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.
  7. Двое разговаривают. Обе руки согнуты в кулак, большие пальцы поднимаются вверх, то сближаются, то удаляются.
  8. Стол. Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.
  9. Птичка пьет водичку. Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак, указательный палец левой руки опускается в отверстие.
  10. Крыша. Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, ладони в наклонном положении.
  11. Гнездо. Ладони соединяются около мизинцев, пальцы обеих рук слегка согнуты.
  12. Цветок. Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.
  13. Улитка. Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.
  14. Лодочка. Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.
  15. Солнечные лучи. Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.
  16. Елка. Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.
  17. Игра на рояле. Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола: одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1; двумя пальцами; 1-5, 1-4, 1-3, 1~2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

Артикуляционные упражнения

(по Р.И. Лалаевой и М.Е. Хватцеву)

 

М.Е. Хватцев рекомендует артикуляторные упражнения, которые можно использовать на различных этапах коррекции нарушений звукопроизношения

Гимнастика для губ и щек:

  • Надувание обеих щек одновременно.
  • Надувание щек попеременно.
  • Втягивание щек в ротовую полость.
  • Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
  • Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  • Чередование оскал – хоботок (улыбка – трубочка).
  • Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  • Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
  • Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются зубы.
  • Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
  • Имитация полоскания зубов.
  • Нижняя губа под верхними зубами.
  • Верхняя губа под нижними зубами.
  • Чередование двух предыдущих упражнений.
  • Вибрация губ (фырканье лошади).
  • При выдохе удерживать губами карандаш, стеклянные трубочки.

Гимнастика для челюстей:

  • Опускание и поднимание нижней челюсти.
  • Движение нижней челюсти вправо.
  • Движение нижней челюсти влево.
  • Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

Гимнастика для языка:

  • «Лопатка». Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом бя-бя-бя, мя-мя-мя), сильно подуть на высунутый язык, можно произнести звук [и] или улыбнуться.
  • «Жало». Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, то предлагают просунуть кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем или карандашом, двигать кончиком языка вправо-влево.
  • Поочередное высовывание языка то лопатой, то жалом.
  • Высунуть язык, сделать язык сначала лопатой, а затем жалом.
  • Сильное высовывание языка изо рта, а затем возможно более глубокое втягивание его в глубь ротовой полости, так чтобы кончик языка стал незаметным.
  • «Маятник». Движения высунутого языка вправо и влево.
  • Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.
  • Присасывание к нёбу спинки языка.
  • «Вкусное варенье». Круговое облизывание губ кончиком языка.
  • «Чистим зубки». Облизывание зубов под верхней и нижней губой.
  • Поднимание и опускание широкого кончика языка верхнюю и нижнюю губу, на верхние и нижние зубы.
  • Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.
  • Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее – на верхнюю и нижнюю губу, затем на верхние и нижние зубы.
  • Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости, к альвеолам верхних и нижних зубов.
  • «Желобок», или «лодочка», снаружи рта: боковые края языка подняты, кончик языка лежит на нижней губе, посредине языка– впадина. Этому движению помогает надавливание на среднюю часть языка шпателем или зондом; «Желобок» внутри ротовой полости.
  • Сделать язык «желобком», осторожно загнуть кончик языка вверх.
  • «Чашечка». Язык чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (боковые края языка и кончик языка поднимаются кверху, средняя часть спинки языка опущена); «Чашечка» внутри ротовой полости.
  • Задувание на «чашечку» внутри ротовой полости.
  • Закусывание боковых краев языка коренными зубами.

         

Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания

(по Р.И. Лалаевой и Л.Н. Ефименковой)

 

  1. Кто хлопал? Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.
  2. Что звучит? Логопед за ширмой воспроизводит звучание инструментов (дудочки, барабана, колокольчика, балалайки и др.) Дети должны отгадать, каким инструментом производится звук.
  3. Тихо-громко. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.
  4. Найди картинку. Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
  5. Хлопки. Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
  6. Кто летит. Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит), но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.
  7. Запомни слова. Логопед называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.
  8. Произнесение слогов без стечения согласных (из таблиц Н.Б. Покровского): няк пуль мят пиц мюф лут дыс вые гум ёфь ёк тыпь геф деп вох эфь лефь вик кась лёфь дян пяф хил хуф вый фыл сых яс лень маф буф непь гипь вяф фей дас юц зах хас нип тумбяй ныф мям куй гом боть нунь вафь зуфь гань сым бюн холь дяф пень люпъ кик моть мифь зяк ноть лен тух зам хет сёф кать бан вёнь гек тань мех пась быс тет мофь лям гоф сях фок хул дам пюм бек синь пуф бань нах бем сох десь
  9. Произнесение слогов со стечением согласных: фсен плись вость втот скум кость длаф фсес дыст ность длин плык знун тисть здап зном скес дват скам твим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...