Методическая разработка занятия. « Первые шаги в космос» (Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением)
план-конспект занятия на тему
Методическая разработка занятия по техническому творчеству содержит: подробный план конспект занятия, технологическую карту, кроссворд. Ребус, презентацию «Первые шаги в космос», викторину, кроссворд, ребус.
Данные материалы могут быть использованы во время мероприятий приуроченных ко дню космонавтики. Они помогут в увлекательной форме расширить и углубить знания ребят, полученные на занятиях, ввести их в мир научных и технических идей, активизировать всех ребят объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_zanyatiya_borodina_sn.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Барнаульская городская станция юных техников»
Методическая разработка занятия.
« Первые шаги в космос»
(Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением)
Возраст обучающихся 7-8 лет
-Составитель: Бородина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования
Барнаул, 2013 год
Содержание
I. Методическое пояснение . 3
II. Методическая разработка занятия . 4
III. Заключение …...………………………………………………………….… 12
Литература ………………………………………………………………………. 13
Интернет источники .. 14
Приложение 1 …………………...………………………………………………. 15
- Валеологические упражнения
- Стихи о космосе
Приложение 2 …………………………………………………………………….16
- Кроссворд
- Ребус.
Приложение 3 …..…………………………………………………….20
Электронная презентация 1
- «Первые шаги в космос»
Электронная презентация 2
- Викторина
Электронная презентация 3
- Технологическая карта
- Кроссворд
- Ребус
I. Методическое пояснение.
. Современные школьники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Данное занятие знакомит младших школьников с « Первыми шагами человека в космосе», помогает систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
Изготовление плоскостной ракеты с щелевидным соединением входит в раздел образовательной программы "Конструирование из плоских деталей". Данное занятие проводится перед днём космонавтики для того, чтобы развить у детей интерес к астрономической, авиационной и космической технике.
Занятие включает в себя несколько этапов: организационную часть, теоретическую часть, практическую часть, подведение итогов.
На каждом этапе занятия используемые виды работы направлены на развитие творческого мышления. Фронтальная беседа позволяет активизировать и систематизировать знания по технологии изготовления.
Использование наглядного материала: электронной презентации «Первые шаги в космос», технологической карты, образца, способствует активизации мыслительной деятельности, повышает интерес к занятию, способствует восстановлению опорных знаний.
Для положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу используются стихи, викторина, они позволяют плавно перейти к практической части занятия.
В заключительной части занятия используется самоанализ деятельности детьми.
Проведение валеологических упражнений направлено на охрану здоровья детей.
Педагогом в подготовительный период:
-подготовлена электронная презентация;
- разработаны шаблоны, образец;
-подобраны вопросы викторины и кроссворда, стихи;
-разработаны валеологические упражнения на космическую тематику.
II. Методическая разработка занятия
Продолжительность занятия — 2 часа (90 минут)
Возраст обучающихся - 7-8 лет
Год обучения - первый.
Тема занятия: «Первые шаги в космос»
(Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением, посвящённое 12 апреля - дню космонавтики).
Цель: Создание условий для развития творческого мышления и фантазии, практических навыков организации деятельности в процессе изготовления ракеты из бумаги.
Задачи занятия:
Обучающий аспект:
- уточнить и систематизировать знания детей о профессиях космонавта и людей, работа которых связана с освоением космоса;
- формирование у детей прочных навыков работы с шаблонами; ознакомление с технологией изготовления плоскостных поделок.
Развивающий аспект:
- содействие развитию речи, мышления, фантазии, воображения у детей;
- выработка у детей потребности бережного отношения к своему здоровью путем соблюдения правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и использования элементов физической культуры на занятии.
Воспитательный аспект:
- привитие у детей художественно-эстетического вкуса; воспитание самостоятельности, организованности, ответственности, аккуратности в процессе выполнения работы;
- воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.
Оборудование занятия:
шаблоны, картон, цветная бумага, самоклеющаяся бумага, фломастеры, простые карандаши, ножницы, клей, линейка, экран для просмотра слайдов, компьютер, проектор.
Тип занятия:
Комбинированный, с последующей итоговой выставкой
Основные методы и формы, применяемые в ходе занятия:
- Объяснительно-иллюстративный метод
(рассказ, объяснение — демонстрация); - Репродуктивный метод;
- Поисковый метод;
- Самостоятельная работа;
- Валеологические паузы.
План занятия
I. Организационная часть. П. Теоретическая часть.
- Введение в тему.
- Повторение ранее изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Объяснение последовательности изготовления поделки.
- Закрепление последовательности выполнения работы.
III. Практическая часть.
Изготовление плоскостной ракеты со щелевидным соединением.
IV. Подведение итогов занятия. Организация выставки.
Ход занятия | |||
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |
1 | 2 | 3 | |
I.Организационная часть. Цель: сосредоточить и нацелить обучающихся на плодотворную работу в течение всего занятия. II.Теоретическая часть. Цель: Пробудить интерес к просмотру фильма и значимости этого события в истории человечества. Привлечь детей к самостоятельному поиску дополнительной литературы о космосе. | Педагог приветствует ребят. Оценивает готовность их к занятию. Нацеливает на работу. Проверяет готовность к занятию. Активизирует внимание детей. Вызывает интерес к занятию. Проводит беседу. Какой сегодня прекрасный день! Подставьте под солнечные лучики свои лица и ладошки. Солнце дарит нам тепло и свет. Чувствуете как нам приятно? Без солнечного тепла и света не было бы жизни на Земле. Наступила весна. Какой знаменательный день приближается?( 12 апреля день космонавтики) А почему именно в этот день отмечают этот праздник? (первый полёт человека в космос) Я предлагаю вам просмотреть презентацию «Первые шаги в космос» и подумать, какими качествами должен обладать космонавт? Просмотр электронной презентации «Первые шаги в космос» (Приложение №3 – презентация 1 ) Когда у космонавта спросили, с чего начинается космос? Он ответил, что с мечты. Осуществить такую мечту может человек обладающий определенными качествами. Каким он должен быть? (целеустремлённый, любознательный, трудолюбивый, смелый, сильный, образованный и т.д.) Ребята, а вы мечтаете о космосе? Хотите побывать в космосе? Яркие звёзды в небе горят Как они манят в дорогу ребят И сегодня мы сделаем первые шаги к этой мечте. Мы тоже отправимся в космос…. | Успокаиваются, сосредотачиваются, настраиваются на работу. Организуют своё рабочее место Отвечают на вопросы, активизируя мыслительную деятельность, развивают речь, мышление, память. Вспоминают дополнительно прочитанную литературу про космос. | |
1 | 2 | 3 | |
1. Введение в тему. | И возьмём мы с собой только трудолюбивых смелых, любознательных, тех, кто выполнил задание и почитал книги о космосе представленные на нашей книжной выставке, кто внимательно смотрел фильм и ответит на вопросы викторины (презентация 2 ): -Кто первым полетел в космос? (Ю.Гагарин) -Кто первым совершил прогулку в космосе? (А.Леонов) -Назовите спутник Земли? (луна) -Индивидуальное снаряжение, обеспечивающее условия жизнедеятельности и работоспособности космонавта в космосе? (скафандр) -На каком корабле Ю.Гагарин совершил свой первый полёт? (Восток) -Главный конструктор космической техники? (С.П. Королёв) -Где лучше размещать космодромы? Почему? (Вдали от густонаселённых районов т.к. требуют больших площадей и чтобы отработавшие спутники ракетоносителя не смогли нанести разрушения) -Первая женщина- космонавт? (В.Терешкова) -Космонавт №2. Наш земляк?(Г.Титов) Молодцы ребята! Ответили на вопросы викторины… Так давайте же отправляться в космос. А на чём мы отправимся? Мы узнаем отгадав кроссворд (Приложение №2) Слова кроссворда будем разгадывать по горизонтали, а ключевое слово по вертикали. -Летательный аппарат, на котором летали сказочные герои (ковёр-самолёт) -Летит птица-небылица, а внутри народ сидит (самолёт). -Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне (тарелка). -Заверчу, зажужжу, в небеса улечу (вертолёт). -Первый искусственный аппарат выведенный на орбиту Земли (спутник). -Летательный аппарат на котором летала Баба-Яга (ступа).
Какое слово по горизонтали у нас получилось? (ракета) Итак, сегодня в день космонавтики, мы будем делать плоскостную ракету с щелевидным соединением. | Систематизируют и закрепляют полученные знания. Нацеливаются на разгадывание объекта труда. Открывают слова кроссворда разгадывая ключевое слово. Знакомятся с темой занятия. |
1 | 2 | 3 |
2.Повторение ранее изученного материала. Цель: проверить усвоение ранее изученных тем. 3.Изучение нового материала. Цель: выяснение теоретических знаний по устройству и технологии изготовления.
Цель: учить обучающихся составлять план последовательности выполнения своей работы. | Педагог задаёт вопросы на повторение. Давайте вспомним, с какими приёмами соединения деталей мы познакомились на наших занятиях? Как мы их делали? Мы использовали приём щелевидного соединения при изготовлении различной техники (поезда, гоночной машины и т.д.) Сегодня мы сделаем ракету с щелевидным соединением, на которой мы отправимся в свой первый полёт. Наводящими вопросами помогает детям проанализировать данную поделку. -Рассмотрите ракету и скажите из скольких основных деталей она состоит? из двух (корпус и стабилизатор) -Как называются основные части ракеты? (корпус, обтекатель, стабилизатор, сопло) -Какую форму имеет ракета? (плоская с щелевидным соединением) -Как украшена ракета? (при помощи фломастеров и самоклеющейся бумаги). Педагог объясняет последовательность выполнения ракеты. -Разметить все детали ракеты -Вырезать стабилизатор и корпус ракеты -Сделать прорези для соединения деталей -Соединить ракету -оформить поделку Электронная технологическая карта демонстрируется на экране (презентация 3). | Отвечают на вопросы. Систематизируют знания по ранее изученному материалу. Слушают, отвечают на вопросы. Рассматривают известные части ракеты, знакомятся с новыми словами Работают на внимание, запоминают последовательность операций изготовления. |
1 | 2 | 3 |
5.Закрепление последовательности выполнения работы. Цель: усвоить технологию изготовления, предупредить от возможных ошибок III.Практическая часть Цель: выявить знания по использованию инструментов и ТБ при работе с ними., закрепить приёмы щелевидных соединений, проверить умение резать картон и работать с шаблонами. | Педагог ещё раз, используя технологическую карту и задавая вопросы, закрепляет технологию изготовления. Настраивает обучающихся на самостоятельную работу и применение ими ранее полученных навыков и знаний на практике. Предупреждает от возможных ошибок -Помним об экономии материала - Обводим все детали с изнаночной стороны картона -Ширина прорези равна толщине картона Педагог проводит инструктаж по технике безопасности Но прежде чем приступить к работе ,давайте повторим правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Загадки Инструмент бывалый, не большой не малый У него полно забот: он и режет и стрижёт (ножницы) Над бумажным над листом машет палочка хвостом И не просто машет, бумагу клеем мажет (кисточка с клеем) Педагог индивидуально помогает обучающимся, предупреждает возможные ошибки. | Настраиваются на дальнейшую работу. Работают с технологической картой. Закрепляют знания по ТБ с режущими инструментами и клеем. Отгадывают загадки, получают положительный эмоциональный настрой на выполнение практической работы. Работают самостоятельно, используя полученные знания |
1 | 2 | 3 |
Валеологическая пауза (приложение) Цель: обогатить словарный запас обучающихся, снять напряжение и усталость. IY. Подведение итогов. Организация выставки. Цель: проверить усвоение нового материала и оценить работы. | Раз-два, стой ракета, Три-четыре, скоро взлет Чтобы долететь до солнца Космонавтам нужен год. Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас атлет, Пролетая над землею Ей передаем привет. Педагог проверяет и оценивает работы вместе с ребятами, находит способ похвалить и воодушевить каждого ребёнка. Уточняет знания об основных частях ракеты. Давайте сейчас каждый из вас побудет космонавтом, придумает название своей ракете и расскажет о ваших впечатлениях о космосе. Для Вас – будущих космонавтов еще одно задание. Разгадайте ребус (в презентации 3) Космических вам успехов! Педагог организует выставку детских работ. Уборку рабочих мест. | Движениями разминают различные мышцы. Выполняют упражнения, снимая напряжение и усталость туловища Самоанализ своей работы. Фантазируют, делятся своими впечатлениями. Убирают рабочие места. |
III.Заключение
12 апреля - день осуществлённой мечты человечества. День, когда невероятное стало очевидным. Это радостный праздник по случаю первого полёта в космос.
Готовясь к этой дате, педагог должен хорошо представлять себе цели предстоящего праздника и как ребята его объединения будут отмечать этот день. Следовательно, готовиться к нему надо заранее, чтобы в процессе подготовки ребята могли многое узнать.
Предложенная методическая разработка занятия «Первые шаги в космос». (Изготовление плоскостной ракеты с щелевидным соединением) и электронная презентация по данному занятию могут быть использованы во время мероприятий приуроченных ко дню космонавтики. Они помогут в увлекательной форме расширить и углубить знания ребят, полученные на занятиях, ввести их в мир научных и технических идей, активизировать всех ребят объединения.
IV. Литература
- Гиффорд К. Космос, Рекорды и факты. – М.: ООО «Астрец», 2004
- Горьков В.Л. Космическая азбука. – М. Дет. Лит., 1990
- Кротов И.В. Модели ракет: Проектирование.-М.: Досааф, 1979.-176с.,ил
- Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва. Педагогика-Пресса, 1993
- Леонов А.А. Выхожу в космос. – М.: Малыш, 1980.
- Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. – М.: Дет. Лит., 1988.
- Моделист Конструктор. Ежемесячный популярный научно-технический журнал для молодёжи. Год издания шестой. Апрель,1971,№4.
- Сенюткин А.А. Космос в метре от Земли. Ижевск, «Удмуртия», 1977
- Энциклопедический словарь юного астронома / Сост. Н.П. Ерпылев. – 2 изд., перераб. и доп. – М .: Педагогика, 1986.
- Падалинский А.Набор открыток «Шаги в космос». – М.: «Изобразительное искусство»., 1971.
(Набор открыток был использован в слайд- презентациях )
Интернет источники
Википедия
http://lichnosti.net/photo_13423.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog-administratora/blogi-na-saite-ped-kopilka-ru.html
http://www.zagadki.org/riddles/instruments/1
http://www.078.com.ua/blogs/latest-652.html
http://www.oreltv.ru/forum/photoplog/index.php?s=9a9ace3b8457f0a299403f7bb88acea9&n=398
http://newsland.com/index/all/page/18009/
http://trindelka.net/forum/vse-o-zhitomire/zhitomir-rodina-sergeya-pavlovicha-korolyova-t1654.html
http://www.militaryphotos.net/forums/showthread.php?78317-Baikonur-Cosmodrome-today&s=77e6b34cce44732679deb8f9af84e3d4
http://lj.rossia.org/users/varjag_2007/2011/04/10/
http://900igr.net/fotografii/istorija/Geroi-Sovetskogo-Sojuza/006-Tereshkova-Valentina-Vladimirovna-pilot-kosmicheskogo-korablja-KK.html
Приложение № 1
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Раз – два, стой ракета, | Дети маршируют |
Три – четыре, скоро взлет | Руки вверх |
Чтобы долететь до солнца | Потянуть руки вверх |
Космонавтам нужен год | Наклоны головы влево и вправо |
Но дорогой нам не страшно | Руки в стороны |
Каждый ведь из нас атлет | Сгибают руки в локтях |
Пролетая над землею | Ноги на ширину плеч |
Ей передаем привет | Волнообразные движения туловища и рук |
СТИХИ О КОСМОСЕ
1 чтец
Мчатся ракеты к дальним мирам
К подвигам сердце рвется,
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется.
2 чтец
Сначала космонавтами были только военные летчики, потом в их число попали инженеры и врачи, наконец, в космос полетела женщина…
3 чтец
Наши дни победами увенчаны,
Не дивиться многому нельзя
Но когда штурмует космос женщина – Это здорово друзья!
4 чтец
Проложим дороги к далеким мирам,
В ракетах к луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
Приложение № 2
КРОССВОРД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"
Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....
Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...
Методическая разработка "Модульный материал по теме «Азот и его соединения»"
Методическая разработка "Модульный материал по теме «Азот и его соединения»" направлена на индивидуализацию учебного процесса, который при этом особым образом структурируется. В основе структурных ко...
Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"
Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"...
Методическая разработка занятия Тема «Плоскостной флористический коллаж»
Тип занятие изучения и первичного закрепления знанийЦель: Приобщить детей к миру искусства флористики через познание истории и культуры создания флористических коллажей, формировать духовн...
Учебно - методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"
Разработка поможет учителям химии при проведении урока по теме "Соединения алюминия"...