Методическая разработка занятия на тему "Добрые дела".
методическая разработка

Миняева Анна Михайловна

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_dela.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

                 ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Воспитательский час на тему:

«Добрые дела»

Составили:

Миняева А.М.

Штрек А.А.

                                           

                                                    Санкт-Петербург

2021г.

Конспект занятия

 «Добрые дела»

для учащихся 1 в класса

                                      ГБОУ школы № 584 «Озерки».

Основные методы: беседа, слушание, анализ

Основной вид деятельности: слушание, игровая, конструктивно-практическая, оздоровительная

1. Тема занятия.  

«Добрые слова, добрые дела»

2. Цель: Формирование у обучающихся морально- нравственных норм

3. Задачи:

Обучающая учить детей понимать смысл понятий «добро» и «зло»;

Развивающая –расширять представления школьников о доброте, её роли в жизни каждого человека; 

Коррекционная - развивать мелкую моторику.

Воспитательная -  воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру; развивать нравственные качества личности;

4. Вид занятия.

Познавательно – игровой, развивающее  

5. Здоровьесберегающие технологии.

Динамическая пауза – упражнения для снятия мышечного напряжения.

6. Ресурсы.

Ноутбук, интерактивная доска.

7. Учебные материалы и оборудование.

плакаты, опорные схемы для рассказа,  краски, бумага.

8. Метод проведения.  

Информационно-развлекательный .

9. Подготовили и провели воспитатели. ( МиняеваА.М. Штрек А.А.)

Оборудование: электронная доска, ноутбук.

Ход занятия.


Воспитатель.  Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.

«Добрый мальчик» В.  Брэйэр

Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А  неподалеку шел  с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый  стреляет в птиц, и позвал:

Будьте добры! Кто тут есть?

Ну, я - ответил мальчик.

Мальчик, - сказал  слепой, - ты не мог бы меня проводить  до дому?

- А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка.  - Тогда доведу.

У меня  только рубль ….- растерялся слепой. - Пожалуйста, доведи меня до дому.

-Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.

Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух:

 -Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук.

Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:

Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он  покраснел, когда его похвалили.

Наконец он довел  старика до дому, и тот протянул ему рубль.

Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и  побежал.

- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул  ему вслед слепой старик.

А мальчик  еще сильнее заплакал.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый)

А  был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?)

А есть надежда, что он станет добрым? (да)

Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте).

Что такое добро?  (это все хорошее, доброе, красивое.)

Что есть  зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.  

     Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. И после, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от доброго волшебника. 

Воспитатель. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями.

Ребята, давайте посмотрим в словаре С.И.Ожегова определение слова «доброта».

Доброта – это все положительное, хорошее, полезное. 
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.


Сейчас мы посмотрим  сценку о мальчике, который  мечтал  совершить доброе дело. Получалось ли у него это, решать вам.

Воспитатель.  Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?

     Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, благодарности, но не получив  их, начинают раскаиваться, что сделали это. Можно ли такого человека назвать добрым? (нет)

    А какие добрые поступки вы уже совершили? Приходилось ли вам встречать людское зло? (рассказы детей)

Игра «И я»

Воспитатель.   Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите «и я», если плохой, то молчите.

«Я помогаю ухаживать за  цветами» – и я.

«Я убираю за собой игрушки» – и я.

«Я разбрасываю свои вещи» –....

«Я помогаю маме» – и я.

«Я играю с младшей сестренкой» – и я.

«Я держу кошку за хвост» – ...

«Я не здороваюсь с соседкой» – ...

«Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – и я.    

 Воспитатель.     Перед вами карточки с  личностными качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы:

Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла.

Детям раздаются карточки с качествами человека. Необходимо прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»

ДОБРО                                                 ЗЛО

Любовь                                                безразличие

Сопереживание                                   агрессивность

Справедливость                                   ненависть

Бескорыстие                                         зависть

Милосердие                                          предательство

Сострадание                                          равнодушие

Сочувствие                                            хамство

Забота                                                    эгоизм

обман

         Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Этой теме в литературе уделено много внимания, и не только в рассказах, но и в стихах. Давайте послушаем одно из них.

Ученик наизусть читает стихлтворение

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

Добро и Зло идут по жизни рядом.

Известно, что нет худа без добра.

Как хорошо, когда на смену злобе

Приходят к нам улыбка, доброта.

Когда в глазах людей, в их добром слове

Почувствуешь божественный тот свет,

То наполняешься огромным счастьем,

Способным оградить от разных бед.

О люди, улыбайтесь чаще,

Тепло души дарите каждый миг

И никогда не осушайте

Тот чистый, сказочный родник!


Работа с «волшебным мешочком».

Воспитатель. Вытяните из мешочка задание и подумайте, какое доброе дело вы сделаете?

В классе.

Дома.

На улице.

На природе.

Давайте, ребята, вспомним сказочных героев, которые творили добрые дела, приносили радость окружающим. Послушайте и узнайте сказочного героя. 
1)Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
5) Я спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Буратино)
6) Я лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) 
7) Я спасла своего друга из ледяного плена (Герда) 
8) Я помогла выздороветь больному мальчику, используя последний лепесток. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) 
9) Я помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах) 
10) Я помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Элли)

Воспитатель.

А сейчас, ребята, давайте проведем небольшой конкурс, кто вспомнит и успеет за 5 минут записать больше добрых и злых сказочных героев . Конкурс «Сказочный герой –добрый и злой». В одном столбике – добрые герои, в другом – злые. ( в то время идет подготовка к сценке).
Иван-царевич
Кащей Бессмертный
Золотая Рыбка,
Дюймовочка, 
Карабас-Барабас,
Золушка
Красная Шапочка,
Гуси-лебеди, 
Баба Яга,
Морозко,
Мальвина, 
Папа Карло

Воспитатель. Ребятп, вы все молодцы, А теперь для вас и наших гостей мы подготоовили сценку.

Жадная хозяйка

(сценка по средневековой
японской притче)

Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: от 1 до 4.

Действующие лица:

Хозяйка 
Хозяин 
Путник
Рассказчик

На первом плане справа дом с двумя окошками, слева группа деревьев. На втором плане небо.

Рассказчик

Путь утром легок, к ночи труден,
Усталость побеждает всех.

Из-за деревьев выходит Путник с большим тюком на спине, подходит к дому и стучит в дверь.

Путник

Тук! Тук!

Из окна выглядывает Хозяйка.

Хозяйка

Кто там?

Путник

Я мирный путник!
Мне нужен ужин и ночлег!

Хозяйка (сердито)

До нужд твоих мне дела нету!

Путник (звеня кошельком)

Впусти! Я щедро заплачу!

Хозяйка (радостно)

Милей нет музыки, чем эта!
Другой я слышать не хочу!
(нарочито доброжелательно)
Добро пожаловать!

Из дома выходит Хозяин.

Хозяин (с поклоном)

Мы рады!

Хозяин пытается снять тюк со спины Путника.

Хозяин

Давай-ка помогу!

Путник

Я сам!

Путник снимает со спины тюк и вносит его в дом.

Хозяин (Хозяйке)

А тюк-то, тюк какой громадный,
Хотелось бы узнать, что там!

Хозяйка

Небось, полно вещей хороших…
Ах, как бы ими завладеть?

Из окна выглядывает Хозяин.

Хозяин

Вдвоем убить его мы можем!

Хозяйка

А после век в тюрьме сидеть?
Не велико с того веселье!
Нет, муж, так дело не пойдет!
Давай в еду подсыплем зелье.

Хозяин

И от него он сам умрет?

Хозяйка

Нет, помнить ничего не будет!
Его мы утром отвлечём –
И тюк он сам у нас забудет,
А мы как будто ни при чем!

Хозяин

Твоя идея мне по нраву!

Хозяйка

Да будет нашим тот баул!

Хозяйка и Хозяин скрываются в доме.

Рассказчик

Они подсыпали отраву
И путник, как бревно уснул,
А рано утром путь продолжил.

Путник с тюком за спиной выходит из дома и скрывается за деревьями. Из окон выглядывают Хозяйка и Хозяин.

Хозяйка

Ушел наш гость?

Хозяин (зевая)

Похоже, да!

Хозяйка

А тюк?

Хозяин скрывается в оке, а потом снова появляется.

Хозяин (разочарованно)

И тюк ушел с ним тоже!
Всё это зелье – ерунда!

Хозяйка

Нет, зелье действенное очень.
Кто хоть немного пригубил,
Тот что-нибудь забудет точно!

Хозяин и Хозяйка (хором)

Вот черт! Он заплатить забыл!

Рассказчик

Ох, и расстроились те двое!
А ты запомни наперед:
Кто для другого яму роет,
Тот сам в нее и попадет.

Конец.

Обсуждение.


ВоспитательПри подготовке к этому занятию мы  рисовали  "Гору жизни", на которую можно было забраться, только делая добрые дела. Вы все очень старались. Давайте с вами  посмотрим на ваши рисунки и послушаем, как вы взбирались на эту гору.

Рассматриваем работы детей и слушаем их рассказы.


Воспитатель. Ребята, наше занятие подошло к концу. Мы много сегодня говорили о том, что если делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее. Давайте посмотрим на наш волшебный мешочек: все плохое, вся злость в волшебном мешочке превратилась в угощение.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

методическая разработка по штукатурно-малярному делу "Изготовление гипсовых отливок"

конспект урока  "Изготовление гипсовых отливок" урок был предсталвен на районном семинаре среди коррекционных школ VIII вида...

Методическая разработка урока штукатурно-малярного дела "Свойства меловой краски и её приготовление"

Урок штукатурно-малярного дела в 6 классе школы 8 вида. Разработка содержит технологическую карту, конспект урока и приложения (раздаточный материал)....

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела"

Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия по профориентации «Выбор профессии – дело серьезное, или хочу, могу, надо»

Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере....