Статья: "Методы и приемы сенсорного развития детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью".
статья

Сенсорное развитие  - это чувственное восприятие мира, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.

 Поэтому обогащение чувственного опыта необходимо рассматривать как  один  из важнейших путей развития познавательной деятельности детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, формирования у них умения пользоваться данными, полученными посредством органов чувств, в практической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы сенсорного развития детей с тяжелой и глубокой

умственной отсталостью.

Тугунова Г.Е., учитель: ГБОУ  школа №565 Кировского района, Санкт- Петербурга.

 В «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», а также в проекте образовательной программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» обращается большое внимание на необходимость развития сенсорно-перцептивной сферы, так как непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью развития детей.

Говоря об особенностях сенсорно - перцептивной сферы  детей с   тяжелой и глубокой умственной отсталостью, Э. Сеген отмечал,  что  имея формально сохранные анализаторы как анатомо-физиологические предпосылки для получения сенсорной информации, такой ребенок «слушает, но не слышит, смотрит, но не видит».

Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) - это чувственное восприятие мира, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.

 Поэтому обогащение чувственного опыта необходимо рассматривать как  один  из важнейших путей развития познавательной деятельности детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, формирования у них умения пользоваться данными, полученными посредством органов чувств, в практической деятельности.

 Формирование сенсорно-перцептивной деятельности детей осуществляется в процессе работы по всем учебным предметам программы, а также продолжает реализовываться в коррекционно-развивающей области.

 Процесс обучения детей с глубокой умственной отсталостью   осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов для получения информации об окружающем. Это положение определяется как полисенсорный подход, который обеспечивает максимально возможное использование анализаторов: зрительный, слуховой, моторный (речедвигательный), кинестетический (тактильный) и проприоцептивный (осязание, обоняние вкусовой и вестибулярный аппараты) - при знакомстве с предметами и явлениями окружающего мира.

 Для обогащения и восполнения недостаточности чувственного опыта дети данной категории нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей. Содержание проекта программы сенсорной стимуляции, направленное на разработку упражнений по стимуляции различных видов восприятия:  тактильного,  слухового,  зрительного,   вкусовых ощущений и обоняния, осознания собственного тела на основе создания банка учебных  (стимульных) материалов, способствует формированию у детей умений воспринимать и реагировать на окружающую среду, ориентироваться в окружающем мире и познавать его с учетом структуры нарушения.

 В коррекционно-развивающей работе с детьми применяется:

1) базальная стимуляция, направленная на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов:

соматическая область (вся поверхность тела);

вестибулярная область (чувство равновесия);

вибрационная область (колебания);

оральная область (ротовая полость);

акустическая область (слух);

тактильно-осязательная область (чувство осязания);

визуальная область (зрение);

2) сенсорная интеграция (Джин Айрис), направленная на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств.

Педагог, работающий с детьми с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, должен помнить о специфических особенностях психофизического развития рассматриваемой категории детей.  При организации обучения необходимо использовать такие  методические приемы, которые активно воздействуют на познавательную деятельность детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, способствуют созданию положительного эмоционального отношения к учебной деятельности.

Обучение  носит наглядно-действенный характер.  При этом взрослый постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ребенка к действиям. Кроме того, речь взрослого выполняет контролирующую функцию, педагог каждый раз должен напоминать ребенку цель задания и способ его выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения.

 На первом этапе обучения следует использовать способность детей к подражанию. Сначала все действия выполняются совместно с ребенком, поскольку это максимально соответствует возможностям детей. Затем детям показывают, как выполнить то или иное действие, а затем совместно (т.е. руками ребенка) выполняют. В данном случае подражание является сопряженным: взрослый осуществляет поэлементный показ действия, а ребенок повторяет каждый элемент. В случаях затруднения взрослый помогает ребенку выполнять действие, направляя его руки. Далее подражание носит отраженный характер: после показа операции ребенок выполняет ее самостоятельно. Взрослый оказывает ему необходимую помощь.

 На втором этапе обучения  некоторые дети способны выполнить задание по наглядному образцу после тщательного анализа, объяснения и показа.  Педагог руководит действиями ребенка, оказывает ему помощь.

На третьем этапе обучения можно подойти к выполнению заданий по инструкции с опорой на образец.

Результат работы ребенка на уроке-занятии во многом зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулом может быть игра.

Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить) выделяется для ребенка легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию. Поскольку процесс обучения предусматривает использование игрового метода, то целесообразно включать различные игровые упражнения и игры в структуру урока-занятия направленные на развитие:

- общей и мелкой  моторики;

- тактильно-двигательного восприятия;

- кинестетического (кинестетические ощущения – ощущение движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий) и кинетического развития (кинетика – совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения( мимика, пантомимика);

- восприятия формы, величины, цвета

- развитие зрительного восприятия;

- восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений;

- развитие слухового восприятия;

- восприятия пространственных отношений;

- восприятия временных отношений.

 Формируя слуховое  восприятие детей с глубокой умственной отсталостью необходимо действовать по следующему алгоритму: локализация статичного источника звука (близко расположенного), прослеживание за движущим источником звука (близко расположенным), локализация удаленного источника звука, прослеживание за удаленным движущимся источником звука, различение и узнавание звуков.  Для развития слухового  восприятия и речевого слуха детей,  можно использовать звучащие игрушки: молоточки, свистульки, колокольчики, шарманки, гармошки, дудочки, погремушки, металлофоны, барабаны, а также  коробочки для разных круп и песка, аудиокассеты, пластинки, СD-диски и др., детские четверостишия, потешки, сказки. Значительное место в работе следует отводить тренировочным упражнениям, игровым ситуациям,  а в дальнейшем – дидактическим играм.

 При формировании представлений о геометрических фигурах, телах и форме предметов большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно («рука в руке»), затем по подражанию и образцу. Целесообразно также использовать показ геометрического тела (фигуры), его называние (педагогом), выбор «такого же» по подражанию и образцу.  Затем необходимо организовать такие действия ребенка с предметами, которые обусловлены его формой.  Далее используются упражнения на распознавание и на умение различать и называть или показывать форму; упражнения на выбор по образцу (предметов одного цвета и величины; предметов разного цвета и величины); упражнение на выбор по словесному обозначению педагога; упражнения в форме дидактических и подвижных игр.  Учитывая специфику работы учащихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, их развитие необходимо многократное повторение одних и тех же заданий. Это обеспечивает лучшее выполнение заданий и развитие познавательной активности на уроках.

Аналогичная система работы предусматривается при ознакомлении с геометрическими фигурами.).

 При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака. Целесообразно использовать следующие приемы обследования: показ величины (протяженности, высоты и ширины предмета), проведение пальцами по указанной протяженности, измерение ее разведенными пальцами или руками, сравнение величины предметов путем наложения или приложения. Значительное место в работе следует отводить тренировочным упражнениям, игровым ситуациям, а в дальнейшем – дидактическим играм.

Для закрепления умений выполняются задания на раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам изображений разной величины (вместе с учителем, по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно), лепка предметов.   Используются игры и игровые упражнения в сухом бассейне, где дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью учатся  искать осязательно-двигательным и зрительным путем  среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.  Проводятся игры с игровыми дорожками и игровыми полифункциональными модулями по типу: «Длинная и короткая дорожки из веревки», «Широкая и узкая дорожка из кирпичиков», «Выложи дорожку из колец пирамидки от самого большого к самому маленькому», «Собери пирамидку, начиная с самого большого кольца» и др..

 Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, как при обследовании величины или формы предмета. Поэтому формирование представлений о цвете происходит путем фиксации внимания детей на тождестве цвета предметов. На начальном этапе обучения, когда у детей еще не сформированы эталонные представления, выделение цвета осуществляется через соотнесение предметов между собой.  При этом первоначально это будут устойчивые пары цветов, например: черный – желтый, красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный.  В дальнейшем пары устанавливаются произвольно. Ребенку показывают предмет определенного цвета и предлагают выбирать «такой же, как у меня» (такого же цвета), сначала все действия выполняются совместно, затем по подражанию и образцу, по словесной инструкции учителя.

В дальнейшем постепенно увеличивают численность элементов группы однородных предметов  (например, деревянные шарики по три каждого цвета). Ребенок каждый раз выбирает один предмет определенного цвета, перекладывая его в указанное педагогом место (стаканчик, коробочку, сосуд с узким горлышком и пр.), и таким образом получает две группы однородных предметов. Это упрощенный вариант группировки, промежуточный между выбором по образцу и группировкой.

Следующий шаг – обучение группировке, когда перед ребенком в произвольной последовательности раскладывают предметы, а он берет их по порядку и определяет путем приложения к образцу, в какую группу их положить. В дальнейшем предметы раскладываются без использования образца (элементарная классификация). При выполнении каждого действия педагог называет цвет предмета, постепенно добиваясь повторения и самостоятельного его называния ребенком.

 Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих  методов  позволяет  педагогам,  работающим с  детьми с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, разнообразить взаимодействие  с  учащимися,  способствовать  формированию умений более точно, полно и дифференцированно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения через чувственное восприятие мира, восприятие посредством органов чувств в доступной игровой форме.

Список литературы:

  1. Программа образования учащихся с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой,  СПб, 2011 год.
  2. Проект образовательной программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб. 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Календарно-тематические планы на 2020-2021 учебный год Тлуябаева Арслана Ринатовича, обучающегося по АОП для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (VIII вида, II вариант)

Мальчик имеет выраженное тотальное недоразвитие психических функций с нарушением поведения, выраженное стойкое нарушение познавательной деятельности, системное нарушение речи по типу общего недоразвит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вари...