РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
рабочая программа (5, 7 класс)

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_2023-2024_uch.god_.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»:

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

4. Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

5. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

•        обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи (по возможности), нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;

•        формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

•        коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

•        формирование пространственно-временных ориентировок;

•        развитие слухо-голосовых координаций;

•        формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

•        совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

•        обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

•        исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

•        формирование точности и целенаправленности движений и действий.

2. Общая характеристика коррекционного курса

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

3. Место коррекционного курса в учебном плане.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана АООП обучающихся с УО (ИН), вариант 2.

Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год: с 01.09.2023 г. по 29.05.2024 г.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю.

Название коррекционного курса

Класс/ количество часов

5 кл.

7 кл.

«Сенсорное развитие»

34

34

4.Содержание коррекционного курса.

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» рассчитана на обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 5-го и 7-х классов и направлена на формирование полноценного сенсорного восприятия окружающей действительности обучающимися.

«Сенсорное развитие» является самостоятельным коррекционным курсом, что обусловливает его сложную структурную организацию.

Программа коррекционного курса состоит из следующих разделов:

•        Развитие зрительного восприятия;

•        Развитие слухового восприятия;

•        Развитие кинестетического и кинетического восприятия;

•        Развитие восприятия формы, величины и цвета;

•        Восприятие запаха и вкуса;

•        Развитие восприятия пространства и времени;

•        Развитие моторики и графомоторных навыков.

5. Личностные и предметные планируемые результаты освоения

коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Освоение содержаний рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.

Ожидаемые личностные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»

-        сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-        овладение социально бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-        владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-        принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

-        сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-        воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-        развитие этических чувств, проявление доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

-        сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:

-        проявлять сенсомоторную активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми и дидактическими играми;

-        определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

-        определять названия основных цветов, форм предметов;

-        конструировать предметы из геометрических фигур;

-        узнавать предмет по части;

-        определять характеристики величин предметов;

-        определять на ощупь разные свойства предметов;

-        находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

-        различать «наложенные» изображения предметов;

-        различать вкусовые качества;

-        дифференцировать запах с помощью обоняния;

-        сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

-        различать характер мелодии;

-        ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

-        ориентироваться на плоскости бумаги и на собственном теле;

-        выделять части суток и определять порядок дней недели;

-        определять названия дней: вчера, сегодня, завтра;

-        соотносить времена года с названиями месяцев.

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения

программы коррекционного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в начале и в конце учебного года.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технологии обучения:

- Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутки).

- Личностно-ориентированные технологии (индивидуальный подход).

- Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных образовательных ресурсов, применение технических средств обучения, использование презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).

- Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций).

Методы обучения:

- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

- Наглядные методы: картинки, иллюстрации, презентации, видео, муляжи.

- Практические методы: лепка, аппликация, конструирование.

Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная работа, беседа, самостоятельная работа, выполнение практических работ.

Учебно-методическое обеспечение:

1.        Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2010.

2.        Вайзман Н.П. Психомоторика детей – олигофренов. – М. 1976.

3.        Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 2001

4.        Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. 1988.

5.        Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М. 1980.

6.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

7.        Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь,2006.

8.        Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение,2009.

9.        Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2007.

10.        Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников. - Ж. «Дефектология» №2, 1972.

11.        Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.,2000.

12.        Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 1985.

13.        Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75

14.        Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014 г.

15.        Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.

Материально-техническое обеспечение:

Учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики сенсорного развития обучающихся.

Мебель и оборудование: стол и стул для педагога; шкаф для пособий; рабочие места для детей.

Технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением; доска универсальная (с возможностью магнитного крепления).

Экранно-звуковые пособия: презентации, музыкальное сопровождение, звуки природы и др.

Набор материалов для детского творчества (раскраски, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).

Игрушки и пособия для развития тонкой моторики (шнуровки, трафареты, мозаики и т.д.).

Настольные игры: «Лото».

Дидактические игры: «Найди пару», «Соотнеси картинки», «Одень куклу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды ...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи: - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и уме...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Геометричес

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множест

Рабочая программа составлена на основании  Положения о рабочей программе педа­гога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отс...