РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
рабочая программа (5, 7 класс)
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_2023-2024_uch.god_.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»:
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
4. Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
5. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
• обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи (по возможности), нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
• формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
• коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
• формирование пространственно-временных ориентировок;
• развитие слухо-голосовых координаций;
• формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
• совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
• обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
• исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
• формирование точности и целенаправленности движений и действий.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
3. Место коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана АООП обучающихся с УО (ИН), вариант 2.
Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год: с 01.09.2023 г. по 29.05.2024 г.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю.
Название коррекционного курса | Класс/ количество часов | |
5 кл. | 7 кл. | |
«Сенсорное развитие» | 34 | 34 |
4.Содержание коррекционного курса.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» рассчитана на обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 5-го и 7-х классов и направлена на формирование полноценного сенсорного восприятия окружающей действительности обучающимися.
«Сенсорное развитие» является самостоятельным коррекционным курсом, что обусловливает его сложную структурную организацию.
Программа коррекционного курса состоит из следующих разделов:
• Развитие зрительного восприятия;
• Развитие слухового восприятия;
• Развитие кинестетического и кинетического восприятия;
• Развитие восприятия формы, величины и цвета;
• Восприятие запаха и вкуса;
• Развитие восприятия пространства и времени;
• Развитие моторики и графомоторных навыков.
5. Личностные и предметные планируемые результаты освоения
коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение содержаний рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
- проявлять сенсомоторную активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми и дидактическими играми;
- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
- определять названия основных цветов, форм предметов;
- конструировать предметы из геометрических фигур;
- узнавать предмет по части;
- определять характеристики величин предметов;
- определять на ощупь разные свойства предметов;
- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
- различать «наложенные» изображения предметов;
- различать вкусовые качества;
- дифференцировать запах с помощью обоняния;
- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
- различать характер мелодии;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- ориентироваться на плоскости бумаги и на собственном теле;
- выделять части суток и определять порядок дней недели;
- определять названия дней: вчера, сегодня, завтра;
- соотносить времена года с названиями месяцев.
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в начале и в конце учебного года.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технологии обучения:
- Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутки).
- Личностно-ориентированные технологии (индивидуальный подход).
- Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных образовательных ресурсов, применение технических средств обучения, использование презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).
- Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций).
Методы обучения:
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
- Наглядные методы: картинки, иллюстрации, презентации, видео, муляжи.
- Практические методы: лепка, аппликация, конструирование.
Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная работа, беседа, самостоятельная работа, выполнение практических работ.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2010.
2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей – олигофренов. – М. 1976.
3. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 2001
4. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. 1988.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М. 1980.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь,2006.
8. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение,2009.
9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2007.
10. Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников. - Ж. «Дефектология» №2, 1972.
11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.,2000.
12. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 1985.
13. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75
14. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014 г.
15. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.
Материально-техническое обеспечение:
Учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики сенсорного развития обучающихся.
Мебель и оборудование: стол и стул для педагога; шкаф для пособий; рабочие места для детей.
Технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением; доска универсальная (с возможностью магнитного крепления).
Экранно-звуковые пособия: презентации, музыкальное сопровождение, звуки природы и др.
Набор материалов для детского творчества (раскраски, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
Игрушки и пособия для развития тонкой моторики (шнуровки, трафареты, мозаики и т.д.).
Настольные игры: «Лото».
Дидактические игры: «Найди пару», «Соотнеси картинки», «Одень куклу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды ...
Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи: - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и уме...
Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Геометричес
Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа "Изобразительная деятельность" 6-7 классы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множест
Рабочая программа составлена на основании Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отс...