Конспект логопедического занятия с нарушением письма.
план-конспект урока (5 класс)
Дифференциация звуков в и ф в предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvukov_v_i_f.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 5 класса, имеющих нарушения письма.
Подготовила:
Учитель – логопед
Родина О. Г
Нижневартовск 2022
Конспект логопедического занятия с нарушением письма.
Тема: Дифференциация звуков в и ф в предложениях.
Цель: Научить различать звуки в и ф.
Задачи:
- фонетичекая: уточнение и сравнение артикуляции звуков в и ф;
- фонематическая: выделение звуков в и ф из начала и середины слова, развитие фонематического анализа слов со звуками в и ф.
- Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме «Одежда»
- Грамматическая: закрепление навыка составления предложения из слов, данных вразбивку.
- Воспитательная: воспитание активности, целеустремленности.
Оборудование: предметные картинки со звуками в и ф в названиях, карточки с буквами в и ф, магнитная азбука, игра «День рождения Вовы и Феди».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
- Организационная гимнастика
- Сядет тот, кто назовет слово из 4 звуков.
- Артикуляторная гимнастика
- «Улыбка».Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны
передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).
- «Трубочка».Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.
Удерживать в таком положении под счёт(1-9).
- «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,
Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).
- «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком
положении (1-7).
- «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким.
- Выделение первого звука в словах. Сравнение произношения звуков в и ф.
Картинки, Фартук, варежки.
- Какой звук в слове варежки? (в)
- Какой первый звук в слове фартук? (ф)
- Какие звуки мы сегодня будем учиться различать? (в и ф)
-Произнесите звуки ф и в . (Дети произносят.)
- А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков, (одинаково.)
- Как мы произносим эти звуки? (верхние передние зубы смыкаются с нижней губой)
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука в: (дрожит.)
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом.)
- Какой это звук (звонкий или глухой?) Звонкий.
- А теперь произнесите звук ф и послушайте? Дрожит ли горлышко при произнесении этого звука. (Не дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (без голоса).
- Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой.
Вывод: Звук в произносится с голосом, он звонкий;
Звук ф произносится без голоса, он глухой;
Звуки соотносятся с буквами в и ф.
- Дифференциация звуков в и ф в слогах.
А) чтение слогов, слоговых цепочек
Фа – ва, во – фо, фа- ва - жа, ву – ву – фу, ви – фи – ви.
Б) Игра «Замени звук»
- Я буду произносить слоги со звуком ф, а вы замените звук ф на звук в. Например: фа – ва.
Фу, фо, фа, фи, фы, афу, фам.
- Дифференциация звуков в и ф в словах.
А) игра «Кто внимательнее?»
- Ребята, я буду произносить слова, если вы услышите в слове звук ф – поднимаете карточку с буквой ф, если звук в – поднимаете карточку с буквой в
Речевой материал: ворота, флажок, корова, рисовать, форма, фокус, шкафы, шарфы.
Б) Игра «День рождения»
На доске – фигурки двух братьев – близнецов.
- Ребята, у Вовы и Феди сегодня день рождения. Им подарили много подарков.
- Назовите первый звук в имени Федя. Звонкий или глухой звук? (Глухой) Назовите первый звук в имени Вова. Звонкий или глухой звук? (Звонкий.) Докажите.
- Давайте поможем братьям разобраться, где чьи подарки. В подарках Феди – звук ф, а в подарках Вовы – звук в.
Образец ответа: паровозик – слышится звук в, это подарок Вовы.
- В названии, каких подарков есть звук ф. Звук ф глухой или звонкий?
- В названии, каких подарков есть звук в. Звук в глухой или звонкий?
В) игра лото «в - ф».
На доске карточки с изображением предметов, содержащих звуки в и ф. дети определяют, какой звук – в или ф в слове, закрывают картинку соответствующей буквой.
Образец: в слове сарафан звук ф, произносим без голоса, он глухой.
Картинки: свитер, гольфы, кофта, шарфы, футболка.
- Как назвать одним словом все эти предметы? (одежда.)
- Придумайте предложение с любым из этих слов.
Динамическая пауза.
Упражнения по развитию пространственной ориентировки
(дифференциации правых и левых частей тела):
- Поднимите правую руку. Поднимите левую руку.
- Дотроньтесь правой рукой до правого уха.
- Закройте левой рукой правый глаз.
- Положите правую руку на левое плечо.
- Закройте левый глаз правой рукой.
Г) Игра «Вставь руку»
На доске картинки, под ними слова с пропущенными буквами в и ф. дети поочередно выходят к доске, называют картинки, вставляют пропущенные буквы ф и в.
(ф)онарик теле(ф)он о(в)ощи
(в)орота кон(ф)еты (ф)рукты
Образец: овощи – ставлю букву в; фрукты – вставлю букву ф.
- Дифференциация звуков в – ф в предложениях.
А) Игра «Допиши предложения»
Сова – софа Мы видели в лесу … .
Папа купил новую … .
Гимнастика для рук. Самомассаж пальцев и кисти рук.
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки,
- Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Б) Составление предложений из слов.
У, флажок, Васи.
В) Запись предложения под диктовку.
На доске плакат с предложением. Задание: вставить пропущенные буквы.
У Во . ы но . ая . орма.
Запись предложения под диктовку.
- Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, 2 класс.
Темы:Логопедическая: Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.Лексическая: Части тела.Грамматическая: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правила переноса...
Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...
План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод о характ...
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушением чтения и письма
Фронтальное логопедическое занятие...
Конспект логопедического занятия по теме: Предупреждение ошибок при чтении и на письме
Конспект логопедического занятия по теме: «Работа по предупреждению ошибок возникающих при чтении и на письме у детей подготовительной группы».Задачи:Образовательные:Закр...
Конспект логопедического занятия с нарушением письма.
Правописание слов с корнями – мир -, -мер-....
Конспект логопедического занятия "Написание письма"
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составляет большую трудность написание письма. Только целенапрвленные обучающиее занятия помогут детям освоить зто жанр....