Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях.
план-конспект урока (5 класс)
Конспект логопедического занятияКонспект логопедического занятия. Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_bip_v_slovah._3.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
с группой учащихся 5 класса,
имеющих нарушения письма.
Подготовила:
Учитель – логопед
Родина О. Г
Нижневартовск 2022
Тема: Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях.
Цель: научить различать звуки (б) и (п).
Задачи:
1)Фонетическая: уточнение и сравнение артикуляции звуков (б) и (п).
2)Фонематическая: развитие сложных форм фонематического анализа
На материале слов со звуками (б)и(п),развитие навыков слогового анализа.
3)Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».
4)Грамматическая: дифференциация существительных мужского и женского
рода.
5)Воспитательная: воспитание интереса к занятиям, повышать личную самооценку учащихся через осознание своих достижений в овладении правильной речью.
Оборудование: предметные картинки со звуками (б) и (п) в названиях, карточки с буквами (б) и (п), плакаты со словами и словосочетаниями, игра «Какая картинка лишняя?», игра «Поймай звук».
Содержание занятия
1. Организационный момент.
-Мы будем говорить красиво,
Смело и не торопливо,
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятиях…
-Сядет тот, кто назовёт 5 слов на букву (б).
2. Артикуляторная гимнастика.
1 «Гриб». Улыбнуться, открыть рот, «приклеить»(присосать)язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт.
2 « Гармошка». Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка.
3 «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт (1-9).
4 «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким .
5 «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать
верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.
3. Сравнение произношения звуков (б) и (п).
- Произнесите звуки (б)и(п).А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.(Одинаково.)
Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются.)
- Положите руку на своё горло и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука (б): б–б-б-б. (Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.) А теперь произнесите звук (п) и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука. (Не дрожит.)
Делается вывод, что звук (б) произносится с голосом, он звонкий. А звук (п) произносится без голоса, он глухой.
4.Отгадывание загадок с последующим фонематическим анализом слов в отгадках:
-Какой звук в этом слове - (б) или (п)? Назовите соседей звука (б)-(ы, а).
Составим схему этого слова.
Сидит на крыше всех выше и дымом пышет. (Труба.)
-Какой звук в этом слове- (б)или(п)?Назови соседей звука(б)-(у,а).
Составим схему этого слова.
5.Сравнение схем.
-Чем похожи эти схемы? Сколько слогов в первой схеме(2). А во второй схеме (Тоже 2). Посмотрите, одинаковое ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме?(4). А во второй?(5).
6.Придумывание слов, которые начинаются на звук (б), на звук (п).
7. Воспроизведение голосовых рядов (работа над интонацией, мимикой, громкостью речи):
БУ-ПУ-ПУ - «возмущенно»;
ПО-БО-БО – «удивленно»;
БЫ-ПЫ-ПЫ – «грустно»;
ПА-БА-БА – «радостно»;
8. Игра «Какая картинка лишняя?» (Транспорт.)
-В каком слове-названии транспорта слышится звук (б)? (Троллейбус, автобус.) В слове троллейбус?
Какой звук слышится после (б)? В слове автобус какой звук слышится (б)?
-В каких словах-названиях транспорта слышится звук (п)? (Поезд, пароход.) В слове пароход какой звук слышится после (п)?
9.Динамическая пауза.
Игра «Поймай звук».
Приготовьте ладошки-ловушки, звук (б) звонкий, его можно поймать двумя хлопками, а звук (п) – глухой, его поймаем одним хлопком.
П П Б Б П Н Б П Б П П П Б Б Б
10.Дифференциация звуков (п) и (б) на письме.
Задание 1.Вставить пропущенные буквы в словах. Проверка.
О(б)езьяна (б)алалайка гу(б)ы
(п)одушка чере(п)аха (п)алка
11.Дыхательная гимнастика «насос».
12.Пальчиковая гимнастика.
Задание 2.Записать слова по карточкам.
са(п)оги, ка(п)уста, ло(п)ата, (б)ара(б)ан, (б)анан, (п)арта…
Проверка.
-Прочитайте слово. Какой звук слышится б) или (п)? Звонкий или глухой? Нужно:
-Доказать.
-Каким по счету слышится звук (п), (б).
11.Подведение итогов занятия.
Мы сегодня увидели, что звуки (б) и (п) различаются. Звук (б) произносится голосом – он звонкий, а звук (п) – без голоса, он глухой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.
Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников
Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...
Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.
На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....
Дифференциация звуков [С] и [З] в словах.
закрепление звуков...
Дифференциация звуков и букв з-с в слогах, словосочетаниях, предложениях
Тип урока/занятия: комбинированныйЦель урока/занятия: Развитие навыка дифференциации сходных по произношению букв и звуков з-с.Задачи урока/занятия:Формировать умения диф...
«Дифференциация звуков [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях».
Цели: Учить детей различать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях.коррекционно-образовательные:уточнить характеристику звуков [с] – [ц].закрепить обобщающие понятия: «зимующие&r...
Автоматизация звуков [Ш] и [Ж] в словах и словосочетаниях
Конспект логопедического занятия....