Автоматизация звуков [Ш] и [Ж] в словах и словосочетаниях
план-конспект
Конспект логопедического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvukov_sh_i_zh_v_slovah_i_slovosochetaniyah.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Новикова С.Е.
Конспект логопедического занятия
Логопедическая тема: Автоматизация звуков [Ш] и [Ж] в словах и словосочетаниях
Грамматическая тема: Развитие навыка словоизменения (форма единственного и множественного числа)
Коррекционные задачи:
- Автоматизировать звуки [Ш] и [Ж] в словах и в словосочетаниях
- Актуализировать знания о звуках.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать умение концентрировать своё внимание.
- Развивать звукобуквенный анализ и синтез.
- Развивать слоговой синтез.
- Развивать навыки связного высказывания.
- Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков.
- Развивать пространственное ориентирование.
- Развивать долгосрочную память.
- Обогащать словарный запас.
Образовательные задачи:
- Развивать навык словоизменения (форма единственного и множественного числа).
- Учить составлять словосочетания по картинкам.
- Формировать точность речевого высказывания.
- Развивать «чувство языка».
Воспитательные задачи:
- Формировать самоконтроль, самооценку учащихся.
- Воспитывать трудолюбие.
- Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.
- Воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь.
- Учить уважать педагога и своих товарищей.
- Учить видеть красоту окружающей природы.
Оборудование: Раздаточный материал, фломастеры, игра «Лого-move», игра «Полоса препятствий», стимульный материал.
Ход урока
- Организационный момент (2 мин.)
Л.: Звенит звонок, зовёт звонок, пора и нам начать урок.
Дети здороваются с учителем-логопедом и гостями, садятся.
Л.: Всегда помните, ребята: учитель спросит- надо встать, когда он сесть позволит- сядь. Ответить хочешь- не шуми, а лучше руку подними.
Основная часть
- Работа над слуховым вниманием (5 мин.)
(Перед детьми картинки: змея, жук, комарик, ручеёк. Картинка змеи символизирует [ш], картинка жука [ж], картинка комарика [з], картинка ручейка [с]).
Л.: Ребята, назовите картинки, которые перед вами (дети называют)
Л.: Чьи изображения относятся к живой природе? А какие картинки относятся к неживой природе?
Д: Змея, жук, комарик- живая природа, а ручеёк- неживая природа.
Л.: Какие змея издаёт звуки?
Д.: Она шипит: «Ш-ш-ш-ш-ш».
Л.: Какие жук издаёт звуки, когда летит?
Д.: Жук жужжит: «Ж-ж-ж-ж-ж».
Л.: А какой звук издаёт комарик, когда летит?
Д.: Комарик звенит: «З-з-з-з-з»
Л.: А какой звук издаёт быстрый весенний ручеёк?
Д.: Ручеёк журчит: «С-с-с-с-с»
Л.: Молодцы! А теперь послушайте меня. Я буду произносить разные звуки, но какой-то один звук будет повторяться чаще остальных. Какой это звук? Послушайте, а после поднимите картинку- подсказку, так я пойму верно ли вы услышали звук.
Л.: Ш-з-ж-ш-с-ш-ш-ш-с-з-ж-ш-з-ш.
Д.: Звук [Ш] (и они поднимают картинку с изображением змеи )
Л.: Отложите картинку змеи в сторону. Послушайте ещё один звуковой ряд:
Ж-з-ж-с-ш-ж-ж-з-ж-ш-з-ж-ж.
Д.: Звук [Ж] (и они поднимают картинку с изображением жука)
Л.: Правильно. Отложите картинку жука в сторону. Оставшиеся картинки уберите. Итак, вы догадались какие звуки у нас сегодня гостят?
Д.: Да, это звуки [Ш] и [Ж].
Л.: Что вы знаете о звуке [Ш]?
Д.: Это согласный звук, он всегда твёрдый и глухой, потому что горлышко не дрожит.
Л.: Правильно. А что вы можете рассказать про звук [Ж]?
Д.: Это согласный звук, он тоже всегда твёрдый, но звонкий, потому что горлышко дрожит.
- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза (10 мин.)
Л.: Посмотрите на доску. Кто назовёт картинки?
Д.: Жук, ужи, жираф, шары, мышка.
Л.: Найдите звуковую схему, которая относится к слову ЖУК (дети ищут).
Л.: Найдите звуковую схему, которая относится к слову УЖИ, ЖИРАФ, ШАРЫ, МЫШКА?
Л.: Молодцы. А теперь подпишите картинку маркером в специальном окошечке.
На доске вывешены картинки с пустыми окошечками для вписывания в них названий этих картинок. Звуковые схемы, относящиеся к этим названиям. Задача детей найти правильную схему и соотнести её с картинкой, после чего забрать картинку и соответствующую схему к себе на парту. После того как все картинки и схемы соотнесены друг с другом, дети дружно, на своих местах подписывают картинки.
- Развитие навыка словоизменения (форма ед. ч. и мн. ч.)(5 мин.)
После подписания картинок в предыдущем задании, ребята по очереди читают своё слово и говорят в каком оно числе: во мн. ч. или в ед. ч. Если слово в ед.ч., то ребёнок ставит его во мн. ч. и наоборот.
Например: жук - жуки, ужи - уж и т.д.
Далее дети переворачивают картинки и у кого- то из них на обороте написаны слоги: «по» (на одной из картинок), «го» (на одной из картинок), «да» (на одной из картинок). Необходимо составить слово: ПОГОДА (дети делают это сообща), это и есть следующее явление весны. Это слово выставляется на доску.
Л.: Молодцы, вы правильно составили слово. А теперь, кто сможет с помощью картинок подсказок описать природу весной. Какая она?
Д.: Солнечная погода, тёплая погода.
На доске заранее выставлены ещё картинки, которые описывают характер погоды. Например, картинка - служит опорой для ребёнка, чтобы он смог составить словосочетания «тёплая погода» или «солнечная». Так же даны картинки:
- снежная тучка: снежная погода
- дождливая тучка: дождливая погода
- лужа: слякотная погода
- капель: оттепельная погода
- Игра «Лого- звук». Автоматизация звуков [Ш] и [Ж] в словах (5 мин.)
Л.: А теперь я предлагаю вам сыграть в увлекательную игру «Лого- move», которую вы очень любите.
Это командная, позволяющая в увлекательном процессе автоматизировать необходимый звук в словах. От детей требуется концентрация внимания, правильное произношение слов с заданным звуком и быстрота реакции.
В конце игры подсчитываются очки. Победителю достаётся право выбора цвета полосы препятствий.
- Физкультминутка (2 мин)
Руки в стороны, в кулачок, разожмём и на бочок.
Руки вверх, в кулачок, разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок, разожмём и на бочок.
Руки к плечикам, в кулачок, разожмём и на бочок.
(повторяется 3 раза, с каждым разом темп убыстряется)
- Игра «Полоса препятствий» (10 мин.)
Л.: Перед вами 4 дороги. Выбираете ту, цвет которой вам достался (в результате игры Лого- звук). В конце каждого пути необходимо часть найти. Каждый ходит по очереди. Наступает на своей дорожке на ближайшую картинку, громко и чётко называя её. Когда ход приближается к совмещённым картинкам, например: груша, крыжовник, ежевика вы должны не только назвать эти предметы, но и сказать, какая картинка лишняя и почему (груша- лишняя, так как это фрукт, а не ягода).
На каждой дорожке 3 простых картинки и 2 совмещённые, по разным лексическим темам. Дети двигаются от краёв к центру, где лежит некая часть от целого. Но собрать все части можно только сообща, поэтому, если кто-то затрудняется с ответом, товарищи должны ему помочь.
- Итог занятия (2 мин.)
Л.: Наше путешествие подошло к концу. Расскажите мне о звуках, которые побывали у нас на занятии сегодня?
Д.: Звуки [ш] и [ж]
Л.: Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего?
Д.: ответы детей
Л.: До свидания, ребята!
Д.: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по логопедии Тема: Автоматизация звука [С ] в слогах и словах со стечением согласных.
конспект индивидуального занятия для ребенка с дизартрией и моторной алалией...
Открытое логопедическое занятие. Автоматизация звука С в слогах и словах. Лексическая тема:"Основные признаки осени"
Конспект логопедического группового занятия для обучающихся школы интерната VIII вида....
"Автоматизация звука [Р] в слогах и словах"
Презентация для интерактивной доски "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах : https://yadi.sk/d/56hWSrIZbrZt...
Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».
Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [К] в слогах и словах"
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: " Автоматизация звука [К] в слогах и словах"...
Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях.
Конспект логопедического занятияКонспект логопедического занятия. Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях....
«Дифференциация звуков [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях».
Цели: Учить детей различать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях.коррекционно-образовательные:уточнить характеристику звуков [с] – [ц].закрепить обобщающие понятия: «зимующие&r...