Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности
статья
Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_chitatelskaya_gramotnost_2022_g.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности.
Рассмотрим понятия «читательская грамотность» и «финансовая грамотность». «Финансовая грамотность – знание понимание финансовых терминов, понятий и рисков. Навыки, мотивация и уверенность, которые нужны для принятия эффективных решений. Возможность участия в экономической жизни общества. «Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Таким образом, для учителя математики математическая грамотность – это цель, а читательская грамотность – средство.
Научить работать с текстом - задача очень важная. Это касается чтения и понимания учебных текстов разных типов, с которыми учащиеся работают на разных предметах. Формирование навыков смыслового чтения и умения работать с текстом теснейшим образом связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями. Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, уловить все подробности и осмыслить полученную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся нужно понимать смысл текста, составлять систему образов, т. е. осуществлять познавательную деятельность. Когда учащийся внимательно вчитывается в каждую строчку, он проникается смыслом благодаря анализу текста, что влияет на его собственное развитие. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения. И тогда текстовая задача превращается в живую картинку: перед ученикам возникают образы и ситуации, которые они должны разрешить. Приходит понимание, повышается интерес.
Смысловое чтение — это важнейшее общеучебное действие, составляющими элементами которого являются:
- извлечение информации; определение основной и второстепенной информации;
- построение речевых высказываний, адекватно, осознанно и произвольно передающих содержание текста, дающих ответ на вопрос;
- логические действия, направленные на анализ, обобщение, классификацию, рассуждения и умозаключения на основе прочитанного текста.
Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач.
Решение текстовых задач составляет немаловажную часть финансовой грамотности, поэтому рассмотрим приемы смыслового чтения при решении текстовых задач.
Прием смыслового чтения (читательская грамотность) | Этап решения задач (математическая грамотность) | Умения учащихся (читательская грамотность) | Действия учащихся (читательская и математическая грамотность) |
Поиск информации и понимание прочитанного | Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию | Читают задачу. Находят и подчеркивают ключевые слова. По ключевым словам, пересказывают текст задачи. |
Преобразование и интерпретация | Осуществление плана решения задачи. | Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации | Составляют краткую запись к задаче и решают ее. |
Оценка информации | Проверка решения задачи. | Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её | Подставляют полученный результат в текст вопроса. |
Данная таблица наглядно показывает, на каком этапе финансовая и читательская грамотность соединяются – когда учащиеся начинают действовать.
На факультативных занятиях по основам финансовой грамотности учащиеся решают различные текстовые задачи связанные с финансовой грамотностью.
Задачи по основам финансовой грамотности:
1) Пирожное стоит в магазине 80 рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 пирожных понадобится 500 рублей. Сколько стоит домашнее пирожное? На сколько домашнее пирожное дороже или дешевле пирожного из магазина?
2) Родители каждую неделю дают сыну Николаю на карманные расходы 150 рублей. Если он не будет тратить эти деньги, сколько он сможет накопить за год (52 недели)?
3) На 8 марта девочкам обычно дарят цветы. В обычное время розы стоят 50 руб. за штуку. Но перед 8 марта стоимость роз увеличилась на 1/2 часть от обычной стоимости. Какова стоимость 1 розы накануне 8 марта? Из какого наибольшего числа роз сможет купить букет Илья накануне 8 марта, если у него есть 400 рублей?
4) Ире нужно купить шесть карандашей и две ручки. Набор из четырёх карандашей и одной ручки стоит 80 руб., а из трёх карандашей и трёх ручек стоит 130 рублей. Как лучше Ире распорядиться своими деньгами, если у неё 300 рублей?
5)Во времена царя Ивана Грозного на Руси за 3 копейки можно было купить крестьянскую избу. Сколько изб можно было купить за 38 копеек? Сколько копеек ещё осталось бы?
6) Серёжа планировал откладывать в копилку каждую неделю по 20 рублей. Но ему удалось откладывать на 5 руб. больше. По сколько рублей откладывал в копилку Серёжа?
7)Оля планировала потратить на покупку ручки 58 руб., но потратила на 8 руб. меньше. Сколько потратила денег Оля на покупку ручки?
8)У Иры было 80 рублей. Она купила шоколадку за 44 руб. и ей выдали сдачу 26 рублей. Правильно ли ей выдали сдачу?
9) Сколько ластиков по 5 рублей может купить Катя на 10 рублей? А на 18 рублей? В каком случае останется сдача и сколько?
Знакомятся со следующими темами:
-Что такое деньги и зачем они нужны;
-Зачем нужны банки;
-Налоги;
-Кредиты и вклады;
-Что такое пенсия;
-Доходы, расходы, бюджет;
-Бюджет и экономия;
-Страхование.
Знакомство с понятиями по основам финансовой грамотности не должно ограничиваться рамками курса. Проведение классных часов и родительских собраний по темам финансовой грамотности способствует повышению уровня знаний по основам финансовой грамотности.
Библиотека полезных ресурсов
Финансовая грамотность
№ | Наименование | Описание |
1 | Сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан | |
2 | Архив выпусков по финансовой грамотности | |
3 | Тестирование московского центра качества образования | |
4 | Сайт с видеолекциями и статьями по финансовой грамотности | |
5 | Сайт образовательных проектов по финансовой грамотности | |
6 | Перечень олимпиад для школьников, включающий олимпиады по экономике | |
7 | Хочу Могу Знаю | Большая подборка материалов по финансовой грамотности для детей и взрослых |
Программы для ведения финансов: | ||
8 | Система домашней бухгалтерии для персональных компьютеров | |
9 | Система домашней бухгалтерии | |
10 | Мобильное приложение для учета личных финансов | |
11 | Мобильное приложение по управлению категориями и счетами и созданию отчетов | |
12 | Мобильное приложение для учета личных финансов | |
13 | Инструмент для ведения бюджета на iPhone | |
14 | Мобильное приложение для учета личных финансов | |
15 | Инструмент для учета личных финансов для Android | |
16 | Мобильное приложение по учету расходов | |
17 | Яркое мобильное приложение для планирования бюджета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности
Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...
Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Презентация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"
Презениация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"...
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности (выступление)
Выступление на школьном семинаре...
Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности
Презентация для педсовета по функциональной грамотности....
ПРОЕКТ «Моделирование как один из методов освоения финансовой грамотности» НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у воспитанниц с умеренной умственной отсталостью, реализуемая в различных формах: беседы о финансовой грамотности ...
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОСЖ
Материал содержит конкретные задания для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые можно применять на уроках....