ПРОЕКТ «Моделирование как один из методов освоения финансовой грамотности» НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
проект (6 класс)

Иванцова Мария Владимировна

 

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у воспитанниц с  умеренной умственной отсталостью, реализуемая в различных формах: беседы о финансовой грамотности с использованием средств, методов и технологий альтернативной и дополнительной коммуникации, виртуальные экскурсии, экскурсии и выходы в социальную среду, усвоение основных финансовых понятий, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение литературы, и использование реальных историй с экономическим содержанием, ИКТ презентации, продуктивная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._proekt_modelirovanie_i_finansy_2022_g.docx51.26 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

Методическое объединениевоспитателей и специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям сумеренной умственной отсталостью

ПРОЕКТ «Моделирование как один из методов освоения финансовой грамотности»

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Автор проекта:

воспитатель Иванцова М.В.

Санкт-Петербург

2022


  1. ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Тематическое

направление, эффективная практика, технология, методика или способ действий, подлежащие использованию и внедрению проекта (далее – проект)

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у воспитанниц с  умеренной умственной отсталостью, реализуемая в различных формах: беседы о финансовой грамотности с использованием средств, методов и технологий альтернативной и дополнительной коммуникации, виртуальные экскурсии, экскурсии и выходы в социальную среду, усвоение основных финансовых понятий, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение литературы, и использование реальных историй с экономическим содержанием, ИКТ презентации, продуктивная деятельность.

Наименование проекта

Инновационный социальный проект «Моделирование как один из методов освоения финансовой грамотности»

Сроки реализации

01.02.2022 - 31.10.2022

 Цель

Формирование основ финансовой грамотности у воспитанниц с  умеренной умственной отсталостью.

Задачи

Образовательные:  формировать у воспитанниц понимания назначения денег, формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества, о их необходимости в жизни человека,  о внешнем виде денег, соотношении денежных знаков между собой, произведение простых расчетов, откуда берутся деньги и статьи их расходов.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес воспитанниц к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; развивать способность смоделировать ситуацию с применением денег; развивать речь, внимание, мыслительные операции;   развивать  позитивные установки и уважительное отношение к разным видам рабочих профессий; актуализировать знания воспитанниц об экономической категории - потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.

Воспитательные: воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета, способствовать воспитанию нравственных качеств; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры.

Руководители проекта

Иванцова Мария Владимировна

Целевая группа

9 воспитанниц от 19 до 42 лет с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).

Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования со школьного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Содержание проектаобеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие. Актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности.

Территория реализации проекта

Группа № 26

Ожидаемые количественные результаты реализации проекта

  • Сформированы основы финансовой грамотности и первичный финансовый опыт - 9 взрослых.
  • Обеспечивали реализацию мероприятий проекта, получили систему работы по формированию финансового опыта детей – 1 педагог.
  • Принимали участие в мероприятиях проекта (педагог, мл. медсестра группы Чимянова М.Г., непосредственно связанные с детьми группы проекта) – 2.
  • Проведено ? мероприятий по реализации проекта (игры, беседы, рассказы, выставки, открытое занятие).
  • Разработана картотека игр по основам финансовой грамотности.
  • Размещено 2 публикации по тематике проекта на Интернет-ресурсах.

Ожидаемые качественные результаты реализации проекта

Воспитанницы будут использовать в игровой и практической деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Воспитанницы   приобретают экономический опыт.

Педагоги расширят систему работы по формированию экономического опыта реабилитантов, дополнительные знания по экономическому воспитанию взрослых с ОВЗ.


2. ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Наименование мероприятий

Дата

1 этап

Подготовительный

Формирование коррекционно-развивающей среды

  1. . Создание рабочей группы по управлению проектом.
  2. . Изучение методической литературы по теме проекта.
  3. . Подбор дидактического материала.
  4. . Разработка плана мероприятий по взаимодействию участников проекта.

февраль

2 этап

Основной

Реализация проекта

  1. Изготовление пособий.
  2. Реализация плана проектной деятельности.
  3. Организация выходов в соцсреду.

март - сентябрь

3 этап

Мониторинг эффективности проекта и создание инструктивно-методических материалов

1. Анализ достижения поставленной цели.

2. Подведение итогов работы в рамках проекта, оценка его результатов.

3. Итоговый семинар, обобщение результатов.

4. Размещение публикаций по теме проекта.

октябрь - ноябрь

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

№№

п/п

Наименование

мероприятия

Период реализации

Ожидаемые результаты

мероприятия

(с указанием количественных и качественных показателей)

Отчетные

документы

и материалы

2022 год

февраль

март -июнь

июль -август

октябрь-ноябрь

Задача 1.  Формирование коррекционно-развивающей среды

Создание рабочей группы по управлению проектом

февраль

Сформирована рабочая группа по управлению проектом – 2 человека.

Задачи рабочей группы: планирование и организация деятельности, организационные моменты.

Список рабочей группы:

Иванцова Мария Владимировна, Чимянова Мария Георгиевна.

Изучение методической литературы по теме проекта

февраль

Изучена литература:

  1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
  2. Финансовая грамотность дошкольника.Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт.-сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселёва. – Волгоград: Учитель. – 186 с. 14. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова. – М.: ВАКОША, 2019. – 32 с.
  3. Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40 с.
  4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности /Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников/ Н. А. Крючкова. – Калининград, 2013. – 126 с.Хочу такой сайт

Список изученной литературы

Разработка и подбор дидактического материала

февраль

-

-

-

Разработаны и подобраны материалы: книги, дидактические и раздаточные карточки, видео материалы, пособия, плакаты, маршруты.

Фото дидактических материалов, пособий

Формирование целевой группы проекта

февраль

-

-

-

Сформирована целевая группа – 9 детей с умеренной умственной отсталостью Сопутствующие заболевания: системное недоразвитие речи тяжелой степени – 8 детей; нарушение зрения– 4 детей; синдром Дауна – 3 детей.

Списки участников целевой группы

Характеристики воспитанников

Разработка плана мероприятий по взаимодействию участников проекта.

февраль

-

-

-

Разработан план мероприятий:

Открытое занятие по теме: «Источники дохода»

Досуговые мероприятия

Виртуальные экскурсии

Совместные выходы в соц. среду

Выставки

Тематические беседы

Моделирование ситуаций

Отслеживание достигнутых результатов фиксируется в видео и фотоматериалах.

Конспекты открытого занятия

Досуговых мероприятий

видео и фотоматериалы

Диагностика воспитанниц по основам финансовой грамотности

февраль

9 воспитанниц прошли тестирование на выявление уровня финансовой грамотности

Список воспитанниц;

фотоматериалы

Разработка и реализация плана информационного сопровождения проекта

февраль

март -июнь

июль -август

октябрь - ноябрь

Разработан и утвержден план информационного сопровождения проекта Запланировано:

2 публикации на интернет-ресурсах.

План информационного сопровождения проекта;

копии публикаций о результатах проекта, размещенных на Интернет-ресурсах (скриншоты)

Задача 2. Реализация плана проектной деятельности

Разработка и изготовление пособий

февраль

март -июнь

июль -август

октябрь - ноябрь

Карточки «Товары»

Карточки «Деньги»

Товары и ценники для картинной галереи

Карточки «Распредели бюджет»

Фото пособий

Открытое занятие

октябрь

«Источники дохода»

Конспект

Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара

февраль

Проведён рассказ воспитателя о деньгах, цене товара.

План

Просмотр фильма «Рубль. Появление, история, современность»

февраль

Просмотрен фильм, о том, как возник рубль, его история и наши дни.

Фотоматериал

Сюжетно-ролевое моделирование «Галерея подарков»

февраль

Проведено сюжетно-ролевое моделирование на тему покупки подарков в "Картинной галерее".

Картотека игр

Презентация «Как пользоваться терминалом оплаты сбербанк»

февраль

Просмотрена презентация.

Фотоматериал

Просмотр фильма «Многообразие мира рабочих профессий»

февраль

Просмотрен фильм о рабочих профессиях.

Фотоматериал

Моделирование по теме «Деньги»

март

Проведено занятие.

Картотека игр

Моделирование «Что сколько стоит»

апрель

Проведено занятие.

Картотека игр

Изготовление плаката "Модель источников дохода"

май

Изготовлен плакат.

Фотоматериал

Моделирование «Делаем нужные покупки»

июнь

Проведена сюжетно-ролевое моделирование.

Картотека игр

Моделирование «Распредели бюджет»

июнь

Проведено моделирование ситуации.

Картотека игр

Выставка «Ярмарка поделок»

июль

Проведена выставка.

Фото поделок

Моделирование «Разложите товар»

июль

Проведено моделирование.

Картотека игр

Сюжетно-ролевое моделирование «Кто кем работает?»

июль

Проведено сюжетно-ролевое моделирование.

Картотека игр

Моделирование «Запланированная покупка»

август

Проведено моделирование.

Картотека игр

Моделирование «Товарный поезд»

август

Проведено моделирование.

Картотека игр

Просмотр мультфильма Фиксики «Как делают деньги».

август

сентябрь

Просмотрен мультфильм о том, как делают деньги.

Фотоматериал

Моделирование «Что продается в магазине?»

сентябрь

Проведена игра

Картотека игр

Выход в магазин за продуктами.

октябрь

Проведена закупка продуктов.

Фотоматериал

Беседа: «Какие профессии есть в детском доме» (экскурсии).

октябрь

Проведена беседа о профессиях, которые есть в детском доме.

План беседы

Задача 3. Мониторинг эффективности проектной деятельности и создание инструктивно-методических материалов

Мониторинг реализации проекта

октябрь -ноябрь

Мониторинг реализации плана проектной деятельности.

Специалистами осуществлен мониторинг реализации плана проектной деятельности

9 участников целевой группы дали положительную динамику.

Отчет

Семинар для педагогов МО

-

-

ноябрь

Проведен семинар для специалистов

Представлен отчет о результатах работы

Протокол семинара

Составление картотеки игр

март -июнь

июль -август

октябрь-ноябрь

Предоставление картотеки игр по основам финансовой грамотности

Картотека игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевые познавательные проекты и конкурсы – один из путей формирования предметных и метапредметных учебных действий учащихся.

Проектная деятельность – одно из средств формирования метапредметных умений и навыков. Этот метод ориентирован на активное использование средств вычислительной техники и сетевых технологий. Основная е...

Доклад "Проект «Юные друзья природы» как один из методов профессионального самоопределения воспитанников РСОШ"

В работе рассматриваются теоретические основы выбора профессии и практический подход в решении данного вопроса. Организация и участие воспитанников РСОШ  в проектной деятельности анализируе...

Проект: «Нравственное воспитание- один из методов формирования личности»

laquo;Для  воспитания  детей  нужен  не  великий  ум, а  больше  сердце-способность  к  общению, к  признанию  равенства  ...

Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...

Правовая грамотность как один из методов по профилактике девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие правовой грамотности и правосознания воспитанников детского дома является одним из важных условий формирования правовой грамотности и законопослушных человека в обществе....

Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.

Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказы...

статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Одна из основных задач дошкольного учреждения  – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...