Рабочая программа "сенсорное развитие"
рабочая программа (5 класс)
Программу можно использовать для индивидуального и фронтального занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46
Калининского района Санкт-Петербурга "Центр реабилитации и милосердия"
Рабочая программа
по коррекционному курсу СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития
II вариант
Составитель:
Дроздова Л.В.
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Актуальность.
Внимание детей с ОВЗ второго варианта обучения всегда в той или иной степени нарушено: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание, необходимое для достижения определенной цели, у них крайне слабо. Привлечь внимание ребенка младшего возраста возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточиться на чем-либо им чрезвычайно трудно.
Сенсорное развитие ребёнка очень тесно связано с развитием у него моторных умений и навыков. Чтобы познать какой-либо предмет, ребёнку нужно произвести ряд целенаправленных действий: сжать, покатать, погладить, провести пальчиком по контуру, то есть использовать сенсомоторные движения. Формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений и др., который и называют сенсомоторным.
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнат для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель занятий, проводимых в рамках данной программы – коррекция и развитие внимания и сенсорно-перцептивных процессов школьников с умеренной степенью интеллектуальных нарушений.
Основные задачи программы:
-развитие произвольности внимания;
- систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
- развитие кинестетики;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования;
- релаксация.
Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Поэтому программа включает в себя следующие основные разделы:
-зрительное восприятие;
-тактильно-двигательное восприятие;
-слуховое восприятие;
-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния.
Программный материал
Материал подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ, подается по концентрическому принципу. Для каждого уровня развития определенное количество часов на изучение каждой темы. В каждом разделе программы представлены основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе занятий по развитию сенсорных и психомоторных процессов в соответствии с лексическими темами.
Методы и приёмы работы
- элементы поведенческой терапии (гашение негативного поведения, генерализация навыка и др.);
- коммуникативные игры;
- доверительные беседы;
- развивающие и дидактические игры;
- двигательные игры;
- пальчиковая гимнастика;
- кинезиологические комплексы упражнений;
- элементы телесноориентированной терапии;
- элементы песочной терапии.
Необходимо отметить, что обучение должно носить наглядно-действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно.
У детей с умеренной умственной отсталостью процесс усвоения ими программного материала затруднён и растянут во времени (т.е. значительно снижен темп усвоения материала). Поэтому распределение часов по темам в данных группах детей проводится индивидуально, исходя из особенностей развития детей.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
ГБОУ школа №46 «Центр РиМ»
Нестерова Л.Г.
«_____» _________________ 2018г.
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
"СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ" 4 кл.
№ п/п | Тема и содержание занятий | Методическое оснащение, оборудование, материалы | Число |
1 четверть | |||
Развитие мелкой моторики. Сортировка мелких предметов. | Горох и фасоль | ||
Развитие мелкой моторики. Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. | Манная крупа, горох и фасоль | ||
Релаксация. Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку | Музыкальное сопровождение, приспособления для массажа | ||
Развитие мелкой моторики, внимания. Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. | Манная крупа, горох и фасоль | ||
Развитие мелкой моторики, внимания. Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. | Манная крупа, горох и фасоль | ||
Развитие кинестетики. | |||
Релаксация. Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку | Музыкальное сопровождение, приспособления для массажа | ||
2 четверть | |||
Релаксация. Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку, работа с модулями | |||
Развитие межполушарного взаимодействия. Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому. | Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера | ||
Разучивание стихов с движениями | |||
Развитие межполушарного взаимодействия. Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому. | Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера | ||
Релаксация.Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку | |||
Развитие межполушарного взаимодействия. Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому. | Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера | ||
Развитие кинестетики. Разучивание стихов с движениями | |||
Развитие межполушарного взаимодействия. Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому. | Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера | ||
3 четверть | |||
Пальчиковая гимнастика. Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому. | Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера | ||
Развитие кинестетики. | |||
Пальчиковая гимнастика. Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому. | Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера | ||
Пальчиковая гимнастика. Заполнение отверстий втулками. Обучение. | Почтовый ящик, доски Сегена | ||
Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку | |||
Пальчиковая гимнастика. Заполнение отверстий втулками. Формирование навыка. | Почтовый ящик, доски Сегена | ||
Разучивание стихов с движениями | |||
Пальчиковая гимнастика. Заполнение отверстий втулками. Закрепление. | Почтовый ящик, доски Сегена | ||
Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку, работа с модулями | Оснащение темной сенсорной комнаты | ||
Пальчиковая гимнастика. Складывание кубиков в закрывающуюся коробку. Обучение. | Коробка, кубики разной величины, игрушка-тренажер | ||
4 четверть | |||
Разучивание стихов с движениями | |||
Пальчиковая гимнастика. Бросание мелких предметов в отверстие. Обучение. | Игрушка-тренажер | ||
Пальчиковая гимнастика. Бросание мелких предметов в отверстие. Формирование навыка. | Игрушка-тренажер | ||
Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку | |||
Развитие кинестетики. Разучивание стихов с движениями | |||
Пальчиковая гимнастика. Выделение формы по словесной инструкции: "Покажи круг" Группировка предметов по форме | Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Предметы круглой, квадратной, треугольной формы | ||
Развитие кинестетики. Разучивание стихов с движениями | |||
Пальчиковая гимнастика. Выделение формы по словесной инструкции: "Покажи квадрат" Группировка предметов по форме | Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Предметы круглой, квадратной, треугольной формы |
Список основной литературы
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб,2010-80 с.
- Житко И.В., Ярмолинская М.М. 200 развивающих упражнений для подготовки ребёнка к школе: практическое пособие- Мн.: ЧУП "Изд-во Юнипресс", 2005 – 48 с.
- Крановиц К.С. Разбалансированный ребенок. М, 2012
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми: М.: Генезис, 2000 – 192с.
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003 г. – 47 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М,
2001 - Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
- Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М, 1997
Список дополнительной литературы
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии - М.. "Просвещение" 1973 г.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии - СПб., "Лань",2003 г.
- Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры [Текст] / С.И. Веневцев, А.А. Дмитриев. - М.: Советский спорт, 2004. - 104 с.
- Забрамная С.Д. "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов" - М.: Просвещение:Владос, 1995.- 112 с.
- Малофееф Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология 2004 г. №6, 67-74 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: М.: Академия, 2003.- 456 с.
- Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 Дефектология - М.: Просвещение, 1979 . – 192 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений - М.: "Академия", 2002. – 232 с.
Мультимедиа
- Программа "Учимся говорить правильно". Разработано компанией "Новый Диск" , 2008 г.
- Программа "Мир вокруг нас". Разработано компанией "Бука", 2009 г.
- Развивающий мультфильм для самых маленьких, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"
Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....
рабочая программа "Развитие графических навыков"
Рабочая программа для проведения дополнительных заданий по черчению...
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"
Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности ....
Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях детских домов - интернатов. Рабочая ...
Рабочая программа «Развития памяти, внимания, логического мышления» студии развития детей «Подготовительный класс»
Дополнительная общеразвивающая программа. Возраст 5-7 лет...