Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков по звонкости-глухости: [п] – [б]. Лексическая тема «Профессии наших мам»
план-конспект
Конспект открытого логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_p-b.docx | 22.64 КБ |
kartinki_k_zanyatiyu.docx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Дифференциация звуков по звонкости-глухости: [п] – [б].
Лексическая тема «Профессии наших мам»
- Организационный момент. 1 мин
Логопед: Здравствуй! Как у тебя настроение? Ну что, начнем заниматься?
- Артикуляционная гимнастика. 4 мин
Логопед: Начнем с гимнастики для языка и губ. Для чего мы это делаем?
Ребенок: Чтобы хорошо говорить.
Логопед: Верно! Если ты правильно выполнишь упражнение, переворачивай кубик. После выполнения всех упражнений мы увидим, чем же будем заниматься сегодня. Начнем! (Улыбка, заборчик, улыбка-заборчик, трубочка, заборчик-трубочка, улыбка-заборчик-трубочка, воздушный шарик). Ребенок переворачивает 4 кубика, открываются изображения: сине-зеленый квадрат; наушники; колокольчик; губы, зубы, язык, струя воздуха, голосовые связки.
- Объявление темы урока. 2 мин
Логопед: Молодец, отлично получилось! Как ты думаешь, о чем мы сегодня будем говорить? Посмотри на картинки.
Ребенок: О звуках?
Логопед: Да, верно. Мы будем продолжать различать очень похожие звуки [п] и [б]. И одновременно поговорим о наших мамах.
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны!
Скажи пожалуйста, что я перечислила?
Ребенок: Их работу (профессии)?
Логопед: Да, профессии. Сегодня мы посмотрим, какие профессии могут быть у наших мам. А сейчас вернемся к нашим кубикам. Предлагаю вспомнить, как образуются звуки [п] и [б].
- Основная часть. Характеристика звуков. 5 мин
Логопед и ребенок: дают характеристику звукам. Сначала ребенок формулирует одну фразу по каждому из признаков, повторяет ее, при необходимости использует помощь логопеда. Затем повторяет характеристику звуков полностью сам.
[п] | [б] |
Губы сжаты | Губы сжаты |
Зубы разомкнуты | Зубы разомкнуты |
Язык лежит спокойно | Язык лежит спокойно |
Струя воздуха вырывается, теплая | Струя воздуха вырывается, теплая |
Горлышко не работает | Горлышко работает |
Изолированное произношение звуков. 4 мин
Логопед: Сначала мы поиграем со звуками [п] и [б].
Серия 1: я произношу звук, ты за мной повторяешь.
Серия 2: я закрываю твои ушки и произношу звук, ты кладешь ладошку мне на горло и слушаешь; повторяешь его, когда я открываю ушки. А теперь наоборот, ты закрываешь мне ушки и произносишь звук, я кладу ладошки тебе на горло и слушаю; повторяю, когда ты открываешь мне ушки.
Серия 3: Теперь я показываю тебе либо кубик с наушниками, либо кубик с колокольчиком, а ты называешь нужный звук.
Серия 4: Вспомним, в каких буквах живут звуки [п] и [б]. Встаем на наши дорожки, я показываю карточки с буквами П и Б. Нужно встать на соответствующую дорожку и произнести звук.
Ребенок: выполняет упражнение.
Дифференциация звуков в слогах. 4 мин
Логопед: Перед тобой слоги из нескольких слов, а у меня набор карточек. Я называю, что изображено на карточке, ты подбираешь соответствующий слог, который есть в этом названии. И выкладываешь цепочку из слогов. Слова: подошва, ободок, колба, банкомат, бумага, половник, пакет, пассажир, полотенце, купальник. Слоги: ПО, БО, БА, БАН, БУ, ПО, ПА, ПА, ПО, ПА.
Ребенок: выполняет упражнение.
Логопед: Отлично! Попробуй вспомнить, опираясь на слоги, какие слова я называла. По мере называния выдаются карточки, при необходимости оказывается помощь. Ребенок должен назвать все карточки. Предлагаю немного подвигаться.
Физминутка. 2 мин
Логопед: Много мам на белом свете, руки в стороны
Всех их очень любят дети! потом обхват за плечи
Журналист и инженер, поочередно загибаются пальцы
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
Мамы разные нужны, обе ладошки в «замочек»
Мамы разные важны! резко раскрываем руки
Повторяем еще раз, расширяя амплитуду движений и стоя на двух дорожках (одинаковых)
Логопед: Много мам на белом свете, руки в стороны
Всех их очень любят дети! потом обхват за плечи
Журналист и инженер, хлопки
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
Мамы разные нужны, руки в стороны
Мамы разные важны! потом обхват за плечи
Дифференциация в словах. 3 мин
Логопед: Мы отлично со всем справляемся! Разложи карточки еще раз. Я буду описывать другие картинки, твоя задача – их отгадать. Есть одна подсказка: предметы, которые я называю, связаны с теми картинками, которые у тебя уже есть.
Женские балетные туфли. ПУАНТЫ
Помещение, где можно подстричься и сделать красивую прическу. ПАРИКМАХЕРСКАЯ
Помещение, где производятся разные опыты и делаются анализы. ЛАБОРАТОРИЯ
Помещение, где можно снять или перечислить деньги. БАНК
Коробка, в которой содержится то, что послал человек. ПОСЫЛКА
Кухонные принадлежности. ПОСУДА
То, что мы совершаем в магазине. ПОКУПКА
Несколько вагонов, сцепленных друг с другом, с кабиной машиниста. ПОЕЗД
Место, где можно разместить вещи. ПОЛКА
Помещение с большим искусственным водоемом. БАССЕЙН
А теперь разложи пожалуйста пары слов, называя их. Подошва-пуанты, ободок-парикмахерская, колба-лаборатория, банкомат-банк, бумага-посылка, половник-посуда, пакет-покупка, пассажир-поезд, полотенце-полка, купальник-бассейн.
Дифференциация в словах. 3 мин
Логопед: Мы сегодня говорим о профессиях наших мам. К имеющимся двум карточкам подбери соответствующую профессию и назови ее. Если ты назовешь правильно, получишь карточку. И теперь назови последовательность из всех трех карточек.
БАЛЕРИНА-Подошва-пуанты, ПАРИКМАХЕР-ободок-парикмахерская, ЛАБОРАНТ-колба-лаборатория, БУХГАЛТЕР-банкомат-банк, ПОЧТАЛЬОН-бумага-посылка, ПОВАР-половник-посуда, ПРОДАВЕЦ-пакет-покупка, ПРОВОДНИК-пассажир-поезд, ПРАЧКА-полотенце-полка, ПЛОВЧИХА-купальник-бассейн.
У тебя все получилось, ты молодец!
- Итог занятия. Рефлексия. 2 мин
Логопед: Ты отлично поработала на занятии! Чем мы сегодня занимались? Какие новые профессии мам узнали? Какие звуки учились различать? Что у тебя получилось лучше всего? Что не получилось?
Ребенок: отвечает на вопросы.
Анализ занятия «Дифференциация звуков по звонкости-глухости: [п] – [б].
Лексическая тема «Профессии наших мам»
Цель: отработать навык дифференцирования парных согласных звуков [п] и [б] по звонкости-глухости изолированно, в слогах и словах.
Коррекционно-образовательные задачи:
-формирование навык дифференцирования звуков [п] и [б] по артикуляционно-акустическим признакам;
-актуализация характеристики звуков [п] и [б];
-формирование навыка выстраивания логических последовательностей по выделенному признаку;
-актуализация знания о различных профессиях и их составляющих;
-актуализация понятий «звук, слог, слово»
Коррекционно-развивающие задачи:
-развитие органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики;
-развитие фонематических восприятия, анализа и синтеза;
-полисенсорное развитие;
-развитие слухового внимания, концентрации и объема памяти;
-окончательное формирование навыков звуко-слогового анализа;
-коррекция навыков соотнесения фонемы и графемы;
-развитие навыка соотнесения развернутого понятия и краткого термина
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитание культуры речи;
-организация самоконтроля за собственной речью;
-воспитание целенаправленности и умения сконцентрироваться на инструкции и выполнении задания.
Здоровьесберегающие задачи:
-стимуляция речевой деятельности посредством работы с ортоковриками;
-организация смены деятельности.
Оборудование: кубики со упражнениями артикуляционной гимнастики и схемами, разрезные карточки со слогами, последовательности предметных карточек.
В данном занятии принимала участие ученица 3 А класса Маслова София, в школе-интернате обучается с 1 класса, логопедическое заключение «общее недоразвитие речи III уровня». На данный момент есть недостатки дифференцирования парных согласных звуков по звонкости-глухости из-за проблем с фонематическими восприятием и представлениями. Идет дифференциация звуков [п] и [б] в изолированном виде, в составе слогов и слов. Недостатки устной речи отражаются в письменное речи заменами звуков.
Занятие проведено удовлетворительно, указанная цель достигнута посредством выполнения задач. Сохранена последовательность выполнения упражнений, усложнение речевого материала от дифференциации в изолированном виде, до навыка отработки в слогах и словах. Помимо выполнения коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач, были выполнены и здоровьесберегающие: выполнялись различные упражнения с использованием ортоковриков, с вовлечением в процесс работы различных сенсорных систем. Речь была плавной, четкой, структурированной, сложные инструкции были раздроблены на более мелкие и доступные. Созданная эмоциональная атмосфера способствовала грамотному и последовательному выполнению заданий. В конце занятия была проведена рефлексия, подведены итоги занятия, вновь озвучена характеристика звуков.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...
Индивидуальное логопедическое занятие "Дифференциация звуков [р – л], [р\' - л\'] и букв р- л в словах и предложениях. Морское путешествие Незнайки"
Тема. Дифференциация звуков [р – л], [р\' - л\'] и букв р- л в словах и...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С –З]». «За золотым ключиком в сказку «Буратино»»
Цель: дифференцировать звуки [С –З ]Задачи:1. Коррекционные: формирование и закрепление навыков звуко-слогового анализа;- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;- различение з...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация звуков [Ж], [Ш]
Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш в словах и предложенияхЗадачи: Образовательные: -учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и...
Конспект индивидуального логопедического занятия Дифференциация звуков и букв Ш, С.
Учить различать звуки и буквы Ш, С, определять их качественные характеристики;учить определять наличие звука в слове, его местоположение;продолжать учить печатать слоги и слова с изученными буквами;ра...
Конспект индивидуального логопедического занятия Дифференциация звуков и букв К Т.
Продолжать учить детей различать звуки и буквы К, Т;определять наличие звука в слове;подбирать слова с заданным звуком; развитие внимания, мышления, мелкой моторики....
Индивидуальное логопедическое занятие "Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Большая стирка"
Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах, словах. Задачи: коррекционно-образовательные: уточнить артикуляцию [С], [Ш]; закрепить навык прав...