Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков по звонкости-глухости: [п] – [б]. Лексическая тема «Профессии наших мам»
план-конспект

Хасанова Диля Маликовна

Конспект открытого логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_p-b.docx22.64 КБ
Файл kartinki_k_zanyatiyu.docx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Дифференциация звуков по звонкости-глухости: [п] – [б].

Лексическая тема «Профессии наших мам»

  1. Организационный момент. 1 мин

Логопед: Здравствуй! Как у тебя настроение? Ну что, начнем заниматься?

  1. Артикуляционная гимнастика. 4 мин

Логопед: Начнем с гимнастики для языка и губ. Для чего мы это делаем?

Ребенок: Чтобы хорошо говорить.

Логопед: Верно! Если ты правильно выполнишь упражнение, переворачивай кубик. После выполнения всех упражнений мы увидим, чем же будем заниматься сегодня. Начнем! (Улыбка, заборчик, улыбка-заборчик, трубочка, заборчик-трубочка, улыбка-заборчик-трубочка, воздушный шарик). Ребенок переворачивает 4 кубика, открываются изображения: сине-зеленый квадрат; наушники; колокольчик; губы, зубы, язык, струя воздуха, голосовые связки.

  1. Объявление темы урока. 2 мин

Логопед: Молодец, отлично получилось! Как ты думаешь, о чем мы сегодня будем говорить? Посмотри на картинки.

Ребенок: О звуках?

Логопед: Да, верно. Мы будем продолжать различать очень похожие звуки [п] и [б]. И одновременно поговорим о наших мамах.

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

Скажи пожалуйста, что я перечислила?

Ребенок: Их работу (профессии)?

Логопед: Да, профессии. Сегодня мы посмотрим, какие профессии могут быть у наших мам. А сейчас вернемся к нашим кубикам. Предлагаю вспомнить, как образуются звуки [п] и [б].

  1. Основная часть. Характеристика звуков. 5 мин

Логопед и ребенок: дают характеристику звукам. Сначала ребенок формулирует одну фразу по каждому из признаков, повторяет ее, при необходимости использует помощь логопеда. Затем повторяет характеристику звуков полностью сам.

[п]

[б]

Губы сжаты

Губы сжаты

Зубы разомкнуты

Зубы разомкнуты

Язык лежит спокойно

Язык лежит спокойно

Струя воздуха вырывается, теплая

Струя воздуха вырывается, теплая

Горлышко не работает

Горлышко работает

Изолированное произношение звуков. 4 мин

Логопед: Сначала мы поиграем со звуками [п] и [б].

Серия 1: я произношу звук, ты за мной повторяешь.

Серия 2: я закрываю твои ушки и произношу звук, ты кладешь ладошку мне на горло и слушаешь; повторяешь его, когда я открываю ушки. А теперь наоборот, ты закрываешь мне ушки и произносишь звук, я кладу ладошки тебе на горло и слушаю; повторяю, когда ты открываешь мне ушки.

Серия 3: Теперь я показываю тебе либо кубик с наушниками, либо кубик с колокольчиком, а ты называешь нужный звук.

Серия 4: Вспомним, в каких буквах живут звуки [п] и [б]. Встаем на наши дорожки, я показываю карточки с буквами П и Б. Нужно встать на соответствующую дорожку и произнести звук.

Ребенок: выполняет упражнение.

Дифференциация звуков в слогах. 4 мин

Логопед: Перед тобой слоги из нескольких слов, а у меня набор карточек. Я называю, что изображено на карточке, ты подбираешь соответствующий слог, который есть в этом названии. И выкладываешь цепочку из слогов. Слова: подошва, ободок, колба, банкомат, бумага, половник, пакет, пассажир, полотенце, купальник. Слоги: ПО, БО, БА, БАН, БУ, ПО, ПА, ПА, ПО, ПА.

Ребенок: выполняет упражнение.

Логопед: Отлично! Попробуй вспомнить, опираясь на слоги, какие слова я называла. По мере называния выдаются карточки, при необходимости оказывается помощь. Ребенок должен назвать все карточки. Предлагаю немного подвигаться.

Физминутка. 2 мин

Логопед: Много мам на белом свете,           руки в стороны

Всех их очень любят дети!                           потом обхват за плечи

Журналист и инженер,                                  поочередно загибаются пальцы

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Мамы разные нужны,                                   обе ладошки в «замочек»

Мамы разные важны!                                   резко раскрываем руки

Повторяем еще раз, расширяя амплитуду движений и стоя на двух дорожках (одинаковых)

Логопед: Много мам на белом свете,           руки в стороны

Всех их очень любят дети!                           потом обхват за плечи

Журналист и инженер,                                  хлопки

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Мамы разные нужны,                                   руки в стороны

Мамы разные важны!                                   потом обхват за плечи

Дифференциация в словах. 3 мин

Логопед: Мы отлично со всем справляемся! Разложи карточки еще раз. Я буду описывать другие картинки, твоя задача – их отгадать. Есть одна подсказка: предметы, которые я называю, связаны с теми картинками, которые у тебя уже есть.

Женские балетные туфли. ПУАНТЫ

Помещение, где можно подстричься и сделать красивую прическу. ПАРИКМАХЕРСКАЯ

Помещение, где производятся разные опыты и делаются анализы. ЛАБОРАТОРИЯ

Помещение, где можно снять или перечислить деньги. БАНК

Коробка, в которой содержится то, что послал человек. ПОСЫЛКА

Кухонные принадлежности. ПОСУДА

То, что мы совершаем в магазине. ПОКУПКА

Несколько вагонов, сцепленных друг с другом, с кабиной машиниста. ПОЕЗД

Место, где можно разместить вещи. ПОЛКА

Помещение с большим искусственным водоемом. БАССЕЙН

А теперь разложи пожалуйста пары слов, называя их. Подошва-пуанты, ободок-парикмахерская, колба-лаборатория, банкомат-банк, бумага-посылка, половник-посуда, пакет-покупка, пассажир-поезд, полотенце-полка, купальник-бассейн.

Дифференциация в словах. 3 мин

Логопед: Мы сегодня говорим о профессиях наших мам. К имеющимся двум карточкам подбери соответствующую профессию и назови ее. Если ты назовешь правильно, получишь карточку. И теперь назови последовательность из всех трех карточек.

БАЛЕРИНА-Подошва-пуанты, ПАРИКМАХЕР-ободок-парикмахерская, ЛАБОРАНТ-колба-лаборатория, БУХГАЛТЕР-банкомат-банк, ПОЧТАЛЬОН-бумага-посылка, ПОВАР-половник-посуда, ПРОДАВЕЦ-пакет-покупка, ПРОВОДНИК-пассажир-поезд, ПРАЧКА-полотенце-полка, ПЛОВЧИХА-купальник-бассейн.

У тебя все получилось, ты молодец!

  1. Итог занятия. Рефлексия. 2 мин

Логопед: Ты отлично поработала на занятии! Чем мы сегодня занимались? Какие новые профессии мам узнали? Какие звуки учились различать? Что у тебя получилось лучше всего? Что не получилось?

Ребенок: отвечает на вопросы.

Анализ занятия «Дифференциация звуков по звонкости-глухости: [п] – [б].

Лексическая тема «Профессии наших мам»

Цель: отработать навык дифференцирования парных согласных звуков [п] и [б] по звонкости-глухости изолированно, в слогах и словах.

Коррекционно-образовательные задачи:

-формирование навык дифференцирования звуков [п] и [б] по артикуляционно-акустическим признакам;

-актуализация характеристики звуков [п] и [б];

-формирование навыка выстраивания логических последовательностей по выделенному признаку;

-актуализация знания о различных профессиях и их составляющих;

-актуализация понятий «звук, слог, слово»

Коррекционно-развивающие задачи:

-развитие органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики;

-развитие фонематических восприятия, анализа и синтеза;

-полисенсорное развитие;

-развитие слухового внимания, концентрации и объема памяти;

-окончательное формирование навыков звуко-слогового анализа;

-коррекция навыков соотнесения фонемы и графемы;

-развитие навыка соотнесения развернутого понятия и краткого термина

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитание культуры речи;

-организация самоконтроля за собственной речью;

-воспитание целенаправленности и умения сконцентрироваться на инструкции и выполнении задания.

Здоровьесберегающие задачи:

-стимуляция речевой деятельности посредством работы с ортоковриками;

-организация смены деятельности.

Оборудование: кубики со упражнениями артикуляционной гимнастики и схемами, разрезные карточки со слогами, последовательности предметных карточек.

В данном занятии принимала участие ученица 3 А класса Маслова София, в школе-интернате обучается с 1 класса, логопедическое заключение «общее недоразвитие речи III уровня». На данный момент есть недостатки дифференцирования парных согласных звуков по звонкости-глухости из-за проблем с фонематическими восприятием и представлениями. Идет дифференциация звуков [п] и [б] в изолированном виде, в составе слогов и слов. Недостатки устной речи отражаются в письменное речи заменами звуков.

Занятие проведено удовлетворительно, указанная цель достигнута посредством выполнения задач. Сохранена последовательность выполнения упражнений, усложнение речевого материала от дифференциации в изолированном виде, до навыка отработки в слогах и словах. Помимо выполнения коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач, были выполнены и здоровьесберегающие: выполнялись различные упражнения с использованием ортоковриков, с вовлечением в процесс работы различных сенсорных систем. Речь была плавной, четкой, структурированной, сложные инструкции были раздроблены на более мелкие и доступные. Созданная эмоциональная атмосфера способствовала грамотному и последовательному выполнению заданий. В конце занятия была проведена рефлексия, подведены итоги занятия, вновь озвучена характеристика звуков.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С –З]». «За золотым ключиком в сказку «Буратино»»

Цель: дифференцировать звуки [С –З ]Задачи:1. Коррекционные: формирование и закрепление навыков звуко-слогового анализа;- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;- различение з...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Дифференциация звуков [Ж], [Ш]

Тема: Дифференциация звуков  [ж], [ш]Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш в словах и предложенияхЗадачи: Образовательные: -учить дифференцировать  звуки [ж]  и [ш]  в словах и...

Конспект индивидуального логопедического занятия Дифференциация звуков и букв Ш, С.

Учить различать звуки и буквы Ш, С, определять их качественные характеристики;учить определять наличие звука в слове, его местоположение;продолжать учить печатать слоги и слова с изученными буквами;ра...

Конспект индивидуального логопедического занятия Дифференциация звуков и букв К Т.

Продолжать учить детей различать звуки и буквы К, Т;определять наличие звука в слове;подбирать слова с заданным звуком; развитие внимания, мышления, мелкой моторики....

Индивидуальное логопедическое занятие "Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Большая стирка"

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах, словах. Задачи: коррекционно-образовательные:  уточнить артикуляцию [С], [Ш]; закрепить навык прав...