Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
план-конспект по теме
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет на рисунках недостающие детали, выполняет зрителную гимнастику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГУСО РС (Я) «Республиканский реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Нерюнгри».
учитель-дефектолог, логопед Левина Евгения Владимировна
Индивидуальное логопедическое занятие
Тема: автоматизация звука [Ж]. «Путешествие жука Жужжи».
Класс: подготовительная к школе группа.
Технологии: компьютерная презентация Microsoft Office Power Point.
Цель: автоматизация звука [Ж] на этапах «слог, слово, словосочетание, предложение.
Задачи:
- Повторение буквы Ж. Закрепление навыка чтения прямых слогов, одно и двусложных слов. Закрепление навыка ответа полным предложением.
- Автоматизация правильного произношения звука [Ж] - изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие лексического запаса, путем введения новых слов. Развитие фонематического восприятия и языкового анализа на основе выполнения заданий по звукобуквенному и слоговому анализу слов. Коррекция нарушений грамматического строя речи в упражнениях на согласование существительных и числительных, употребления в предложениях существительных в Р.п. Развитие мышления на основе упражнений в классификации. Развитие слухового внимания при подборе слов похожих по звучанию. Коррекция нарушений зрительного восприятия на основе упражнений в нахождении недостающих деталей в рисунках. Формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
- Воспитание мотивации высказывания, закрепление коммуникативных навыков.
Оснащение: фланелеграф, цветные фишки для звукового анализа слов, предметные картинки (жук, жужелица, журавль, божья коровка), плоскостное изображение жука Жужжи, счетные палочки, указка, компьютер, компьютерная презентация « Путешествие жука Жужжи».
Ход занятия:
- Организационный момент. Логопед предлагает ребенку назвать картинки и определить одну лишнюю: жук, жужелица, журавль, бражник. Ребенок выделяет журавля, объясняет свой выбор. Закрепляется обобщающее понятие «насекомые». Далее, логопед предлагает по схеме слова, представленной на фланенлеграфе, () определить, с кем они отправятся в путешествие - с жуком, жужелицей или бражником. Ребенок считает общее количество звуков в схеме слова, количество гласных звуков, повторяется правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Затем определяется количество слогов в словах «жужелица», «бражник» - 2 слога, в слове «жук» - 1 слог. Ребенок приходит к выводу о том, что на схеме – слово «жук», значит и в путешествие он отправится вместе с жуком. Логопед показывает плоскостное изображение жука Жужжи:
- Познакомься –это жук Жужжа.
Слайд № 2. Логопед:
- Однажды Жужжа решил отправиться в путешествие.
- Введение в тему.
Слайд № 3. Логопед:
- На лесной полянке Жужжа встретил жужелицу. Кто такая жужелица? (Одна из представителей самых больших и многочисленных семейств жуков). Они стали весело жужжать, перелетая с листа на листок. Послушай - как они жужжали. Как ты думаешь, какой звук на занятии мы будем стараться произносить четко и правильно? (Звук [ж]).
Слайд № 4. Логопед:
- Давай послушаем, как жужжат жук и жужелица, и пожужжим вместе с ними.
Слайд №5. Логопед:
- Потом жужелица улетела, а Жужжа отправился дальше, напевая свою любимую песенку: «ЖЖЖЖЖ….». (Логопед стимулирует ребенка произносить звук [ж]).
3. Повторение.
Слайд №6. Логопед:
- Шел Жужжа шел, и пришел в Лесную школу. Давай вспомним, какой буквой обозначается звук [ж]? (Буквой Ж). На что похожа эта буква? Сложи букву из палочек.
Слайд №7. Логопед:
- Посмотри, в Лесной школе тоже изучают букву Ж, послушай стихи про нее:
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук.
Издает жужжащий звук:
- Ж-ж-ж! (С. Маршак)
- Помоги нашему герою прочитать слоги и слова с буквой Ж: ЖА, ЖУ, ЖИ, ЖЕ.
Слайд № 8. Логопед:
- А теперь прочитаем слова: ЖУК, ЖАБА, КОЖА, ЛЫЖА.
Слайды №№ 9,10,11. Логопед:
- Учительница дала Жужже новое задание – подобрать к словам рифму. Скажи, пожалуйста, что такое «рифма»? (Слова похожие по звучанию в конце строк стихотворения). Кто пишет стихотворения? (Поэты). Значит, сейчас мы все превращаемся в поэтов. Но у Жужжи не получается подобрать рифму к словам, помоги ему. Ребенок подбирает слова, имеющие сходное звучание: НОЖИК-ЁЖИК, МОРЖИ-УЖИ, ПИРОЖНОЕ – МОРОЖЕНОЕ.
Слайд № 12. Логопед:
- Ты и Жужжа хорошо потрудились, давай посмотрим какую отметку заслужили? (5). Ты рад?
4. Физкультурная минутка с элементами зрительной гимнастики.
Слайд №13. Логопед:
- После уроков Жужжа решил заняться спортом и сделал несколько упражнений. Давай и мы не будем отставать. Логопед прикрепляет плоскостное изображение жука Жужжи к указке и предлагает ребенку проследить глазами, не поворачивая головы за движениями жука(движения выполняются в соответствии с текстом) :
В группу к нам жук влетел,
Зажужжал и запел: ж-ж-ж,
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди и здесь немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок сел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно:
Хлоп — хлоп — хлоп,
Чтоб в окошко улететь
Он смог.
Поочередная фиксация на кончике носа и на горизонте (от 1 до 2 мин)
- Закрепление.
Слайд № 14. Логопед:
Жужжа, пошел дальше. По дороге он что-то нашел. Давай посмотрим – что и кого. (Ребенок проговаривает словосочетания: шесть желудей, двух жаб, четыре ножа, одного ежа).
Слайд №15. Логопед:
- По дороге Жужжа встретил художника. Когда он присмотрелся к рисункам, то заметил, что в них не хватает деталей.
Слайд №№ 16,17, 18, 19. Логопед:
- Жук помог художнику, давай и мы посмотрим – что забыл нарисовать художник. Ребенок рассматривает рисунок, находит недостающую его часть, составляет предложение: «У жирафа нет рожек. У жука нет ножек. У ежа нет живота. У лыжника нет лыжи».
Слайд № 20. Логопед:
- Художник поблагодарил Жужжу и нарисовал сразу два его портрета.
- Рефлексия.
Слайд № 21. Логопед:
- Понравилось ли тебе путешествовать с Жужжей? Какой его любимый звук ты старался проговаривать четко и правильно? Выбери портрет Жужжи, который тебе больше понравился (ребенок выбирает жука с грустным или веселым настроением). Дома, ты можешь сам нарисовать портрет нашего героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук и буква Т».
Учить различать звук и букву Т, определять их качественные характеристики; учить определять наличие звука в слове, его местоположение в слове; развитие внимания, слухового восприятия, мышления....
Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Л]
Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах.Задачи:Коррекционная:- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].Обучающая:- согласовывать имена существительны...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [с]
Цель: автоматизация звука во фразах и предложениях .Задачи: Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] во фразах и предложениях;-закрепить навыки образования существительных с ...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [С-Ш]
Цель: дифференциация звуков С и ШЗадачи: 1. Коррекционно-развивающие:Закрепление навыков правильного звукопроизношения.Дифференциация звуков [C] –[Ш] в изолированном виде, в с...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Ш-Ж]
Цель: дифференциация звуков ш – жЗадачи:Образовательные:- Развивать фонематические способности ребёнка: различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)Коррекционно-развивающие:• Автом...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....