Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 8Б класса 2 вариант
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с знаниями и умениями учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8b.docx | 198.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46
Калининского района Санкт – Петербурга
«Центр Реабилитации и Милосердия»
Рабочая программа по предмету
«Графика и письмо»
для 8Б класса
2 вариант
Учитель: Дроздова Л.В.
г. Санкт-Петербург
2021 -2022 уч. год
Пояснительная записка
Программа «Графика и письмо» составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
I уровень
- Учить правильно располагать тетрадь на поверхности стола.
- Правильно сидеть во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса).
- Правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски.
- Рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении.
- Штриховать изображения простых предметов.
- Штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.
- Обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.
II уровень.
- Печатать буквы на листе бумаги.
- Составлять буквы из палочек, полосок, проволоки.
- Ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать изображения, ориентируясь на заданные линии.
- Изображать графически буквы, слоги, сигнальные слова по трафарету, по обводке, по образцу (печатный вариант).
III уровень.
- Составлять слова из изученных слоговых структур.
- Дополнять слог до слова.
- Писать предложения из двух-трех слов.
- Писать (копировать) короткие предложения.
- Знать режим работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.
- Писать печатными буквами слоги, слова, короткие предложения, списывать с печатного варианта.
- Записывать Имя и Фамилию.
- Писать Фамилию, имя на обложке тетради, подписывать свою работу.
- Списывание значимой информации о режиме дня, о времени какого-либо события, телефонов специальных служб.
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо»(8 класс) в соответствие с учебным планом на 2021-2022 год рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год).
Содержание программы
Первое полугодие.
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
Упражнения для произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.
Развитие двигательных стереотипов и графических способностей (штриховки, дорисовки, графические ряды).
Упражнения на развитие артикуляционной моторики, закрепление навыков правильного воспроизведения артикуляторных укладов звуков речи.
Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся.
Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.
Самомассаж рук с использованием различных массажеров.
Пальчиковая гимнастика.
«Рисуночное письмо».
Рисование дуба, связывая образ с «характером» дерева.
Рисование натюрмортов (цветы, грибы, овощи и фрукты) с помощью трафаретов и самостоятельно.
Произнесение учителем слова, написанного на листе бумаги. Рисование учащимися (самостоятельно или с использованием трафаретов) картинок, соответствующих этому слову.
Упражнения в тетрадях.
Жестово-образные игры.
Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм.
«Письменные упражнения».
«Письмо» по трафарету и по точкам букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер трафаретов-букв 1-2 см).
Письмо слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове.
Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами
Практические действия учащихся с принадлежностями для письма.
Второе полугодие.
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
Статические и динамические упражнений для кистей и пальцев рук.
Развитие двигательных стереотипов и графических способностей (штриховки, дорисовки, графические ряды).
Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся.
Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.
Самомассаж рук с использованием различных массажеров.
Пальчиковая гимнастика.
«Рисуночное письмо».
Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона.
Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.
Аппликация из предлагаемого набора, в котором есть «лишние».
Аппликация по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмо
Изображения природных объектов: «Дубовая роща», «Зима в парке. Деревья в снегу» и т. п.
Рисование разных деревьев (береза, дуб, елка) весной, летом, осенью и зимой, передавая основные цвета времен года.
Рисование городского многоэтажного дома по контурным изображениям и самостоятельно. Дорисовывание (рисование) окон на этажах.
Рисование форм, расположенных в определенном ритмическом порядке.
Жестово-образные игры.
Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх).
Дорисовывания пиктограмм (эмоции).
«Письменные упражнения».
Письмо букв, слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове.
Обучение учащихся написанию своих имен (фамилий): по контурным ориентирам и самостоятельно. Подписывание учащимися поздравительных открыток, в которых текст может быть заранее напечатан или написан учителем, ученики его обводят, а учитель читает его учащемуся.
Совместное с учащимися списывание (записывание) значимой для учащихся информации о режиме дня, о времени какого-либо события, телефонов специальных служб и т. п.
На диагностику и тестирование учащихся отводится 6 часа: 2 часа на первой учебной неделе с целью диагностики, 2 часа в конце второй четверти с целью промежуточного тестирования и 2 часа в конце четвертой четверти с целью контрольного тестирования.
Учебно-методическое обеспечение: учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методическое пособие, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, демонстрационный материал.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для учителя.- СПб.: СОЮЗ, 2004.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребёнок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.- М.: ДРОФА, 2007.
- Музыкальная гимнастика для пальчиков/ Сост. М. Ковалевская, худ. А.Веселов.- СПб.: Союз художников, 2007.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.: Эксто-Пресс, 2001.
- Хилтунен Е.А. Звук и буква: Первая тетрадь для свободного письма.- М.: Генезис, 2006.
- Хилтунен Е.А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори.- М.: Генезис, 2009.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Графика и письмо»
8 класс (3 часа в неделю – 102 часа)
1 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Иформационно-методическое обеспечение, оборудование | Дата |
Диагностика | ||||
Диагностика. | 1 | Опорные листы | 01.09.21 | |
Диагностика. | 1 | Опорные листы | 02.09.21 | |
Упражнения для развития тонкой моторики рук | ||||
Пальчиковая гимнастика «барабанные палочки» | 1 | 07.09.21 | ||
Пальчиковая гимнастика «барабанные палочки» | 1 | 08.09.21 | ||
Упражнения на штриховку (овощи, фрукты). Цветные карандаши. | 1 | Опорный лист, карандаши | 09.09.21 | |
Упражнения на штриховку (овощи, фрукты). Цветные карандаши. | 1 | Опорный лист, карандаши | 14.09.21 | |
Упражнения на штриховку (овощи, фрукты). Цветные карандаши. | 1 | Опорный лист, карандаши | 15.09.21 | |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики. | 1 | Музыкальное сопровождение, карточки | 16.09.21 | |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики. | 1 | Музыкальное сопровождение, карточки | 21.09.21 | |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики. | 1 | Музыкальное сопровождение, карточки | 22.09.21 | |
«Продолжи ряд» (Наклонные палочки). Шариковая ручка | 1 | Опорный лист, учебные принадлежности | 23.09.21 | |
«Продолжи ряд» (Наклонные палочки). Шариковая ручка | 1 | Опорный лист, учебные принадлежности | 28.09.21 | |
«Продолжи ряд» (Наклонные палочки). Шариковая ручка | 1 | Опорный лист, учебные принадлежности | 29.09.21 | |
«Рисуночное письмо». | ||||
Упражнения трафаретами «Деревья» | 1 | Трафареты | 30.09.21 | |
Упражнения трафаретами «Дуб» | 1 | Трафареты | 05.10.21 | |
Упражнения трафаретами «Фруктовая тарелка» | 1 | Трафареты | 06.10.21 | |
Обводка по контурам изображений овощей и фруктов | 1 | Трафареты | 07.10.21 | |
Обводка по контурам изображений овощей и фруктов | 1 | Трафареты | 12.10.21 | |
Штриховка рисунков прямыми, косыми линиями «Грибы» | 1 | Трафареты | 13.10.21 | |
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги | 1 | Контуры цифр и букв | 14.10.21 | |
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги | 1 | Контуры цифр и букв | 19.10.21 | |
Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги | 1 | Контуры цифр и букв | 20.10.21 | |
Жестово-образные игры. | ||||
Игры-пантомимы на выражение эмоционального состояния: удивление, страх. | 1 | Музыкальное сопровождение | 21.10.21 | |
Игры-пантомимы на выражение эмоционального состояния: удивление, страх. | 1 | Музыкальное сопровождение |
2 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Иформационно-методическое обеспечение, оборудование | Дата |
Жестово-образные игры. | ||||
Радость, злость, печаль, удивление, страх. Дорисовывание пиктограмм. | 1 | Опорный лист | 04.11.21 | |
Радость, злость, печаль, удивление, страх. Дорисовывание пиктограмм. | 1 | Опорный лист | 09.11.21 | |
Радость, злость, печаль, удивление, страх. Дорисовывание пиктограмм. | 1 | Опорный лист | 10.11.21 | |
«Письменные упражнения» | ||||
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н | 1 | Трафареты букв | 11.11.21 | |
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н | 1 | Трафареты букв | 16.11.21 | |
«Письмо» по трафарету слов | 1 | Трафареты букв | 17.11.21 | |
«Письмо» в тетради слов | 1 | Трафареты букв | 18.11.21 | |
«Письмо» в тетради слов | 1 | Трафареты букв | 23.11.21 | |
Письмо слов по контурным линиям (точкам). | 1 | Тетради в клетку и линейку | 24.11.21 | |
Письмо слов по контурным линиям (точкам). | 1 | Тетради в клетку и линейку | 25.11.21 | |
Письмо слов по контурным линиям (точкам). | 1 | Тетради в клетку и линейку | 30.11.21 | |
Упражнения на выбор буквы в слове | 1 | Опорные листы | 01.12.21 | |
Упражнения на выбор буквы в слове | 1 | Опорные листы | 02.12.21 | |
«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 07.12.21 | |
«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 08.12.21 | |
«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 09.12.21 | |
«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 14.12.21 | |
Письмо букв по принципу «свободного письма». | 1 | Лист А4 | 15.12.21 | |
Письмо букв по принципу «свободного письма». | 1 | Лист А4 | 16.12.21 | |
Письмо букв по принципу «свободного письма». | 1 | Лист А4 | 21.12.21 | |
Копирование букв и знакомых слов | Учебные принадлежности | 22.12.21 | ||
Копирование букв и знакомых слов | 1 | Учебные принадлежности | ||
Диагностика и тестирование | ||||
Диагностика | 1 | Опорные листы | 23.12.21 | |
Диагностика | 1 | Опорные листы | 28.12.21 |
3 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Иформационно-методическое обеспечение,оборудование | Дата |
Упражнения для развития тонкой моторики рук. | ||||
Статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. | 1 | Музыкальное сопровождение | 11.01.22 | |
Статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. | 1 | 12.01.22 | ||
Статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. | 1 | 13.01.22 | ||
Самомассаж рук с использованием массажеров. | 1 | Музыкальное сопровождение | 18.01.22 | |
Самомассаж рук с использованием массажеров. | 1 | Музыкальное сопровождение | 19.01.22 | |
Развитие двигательных стереотипов и графических способностей | 1 | Музыкальное сопровождение | 20.01.22 | |
Упражнения на движения с предлогами и местоимениями | 1 | Пиктограммы | 25.01.22 | |
Упражнения на движения с предлогами и местоимениями | 1 | Пиктограммы | 26.01.22 | |
Упражнения на движения с предлогами | 1 | Пиктограммы | 27.01.22 | |
Упражнения на движения с предлогами | 1 | Пиктограммы | 01.02.22 | |
Пальчиковая гимнастика. | 1 | Музыкальное сопровождение | 02.02.22 | |
Пальчиковая гимнастика. | 1 | Музыкальное сопровождение | 03.02.22 | |
«Рисуночное письмо». | ||||
Штриховка «Деревья зимой». Карандаши. | 1 | Трафареты, учебные принадлежности | 08.02.22 | |
Штриховка «Дубовая роща». Постой карандаш. | 1 | Трафареты, учебные принадлежности | 09.02.22 | |
Обводка по трафарету «Ель». Шариковая ручка | 1 | Трафареты, учебные принадлежности | 10.02.22 | |
Аппликация «береза» в разное время года | 1 | Учебные принадлежности, набор для творчества | 15.02.22 | |
Аппликация узор в полосе «Закладка» | 1 | Учебные принадлежности, набор для творчества | 16.02.22 | |
Аппликация узор в круге «Тарелка» | 1 | Учебные принадлежности, набор для творчества | 17.02.22 | |
Рисование городского многоэтажного дома | 1 | Учебные принадлежности, набор для творчества | 22.02.22 | |
Рисование городского многоэтажного дом | 1 | Учебные принадлежности, набор для творчества | 24.02.22 | |
Дорисовывание окон на этажах дома | 1 | Учебные принадлежности, набор для творчества | 01.03.22 | |
Рисование форм, расположенных в определенном ритмическом порядке | 1 | Тетради | 02.03.22 | |
Рисование форм, расположенных в определенном ритмическом порядке | 1 | Тетради | 03.03.22 | |
Рисование форм, расположенных в определенном ритмическом порядке | 1 | Тетради | 09.03.22 | |
Аппликация «Любимый мультфильм» | 1 | Учебные принадлежности, набор для творчества | 10.03.22 | |
Обводка букв и цифр по трафаретам | 1 | Трафареты, учебные принадлежности | 15.03.22 | |
Обводка букв и цифр по трафаретам | 1 | Трафареты, учебные принадлежности | 16.03.22 | |
Жестово-образные игры. | ||||
Игры-пантомимы «Мои эмоции» | 1 | Пиктограммы | 17.03.22 | |
Игры-пантомимы «Мои эмоции» | 1 | Пиктограммы | 22.03.22 | |
Радость, злость, печаль, удивление, страх. Дорисовывание пиктограмм. | 1 | Пиктограммы | 23.03.22 |
4 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Иформационно-методическое обеспечение, оборудование | Дата |
«Письменные упражнения». | ||||
«Письмо» букв А,О,У,И,Э,Ы,П,Б,М,Т,Д,Н по точкам. | 1 | Учебные принадлежности | 05.04.22 | |
«Письмо» букв А,О,У,И,Э,Ы,П,Б,М,Т,Д,Н по точкам. | 1 | Учебные принадлежности | 06.04.22 | |
«Письмо» букв А,О,У,И,Э,Ы,П,Б,М,Т,Д,Н по точкам. | 1 | Учебные принадлежности | 07.04.22 | |
Письмо своего имени, фамилии в тетради | 1 | Учебные принадлежности | 12.04.22 | |
Письмо своего имени, фамилии в тетради | 1 | Учебные принадлежности | 13.04.22 | |
Письмо своего имени, фамилии в тетради | 1 | Учебные принадлежности | 14.04.22 | |
Письмо слов по контурным ориентирам. | 1 | Учебные принадлежности | 19.04.22 | |
Письмо слов по контурным ориентирам. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 20.04.22 | |
Письмо слов по контурным ориентирам. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 21.04.22 | |
Копирование слов | 1 | Тетради в клетку и линейку | 26.04.22 | |
Копирование слов | 1 | Тетради в клетку и линейку | 27.04.22 | |
Копирование слов и предложений | 1 | Тетради в клетку и линейку | 28.04.22 | |
Копирование слов и предложений | 1 | Тетради в клетку и линейку | 03.05.22 | |
Записывание номера телефона родителей, своего. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 04.05.22 | |
Записывание номера телефона родителей, своего. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 05.05.22 | |
Записывание номера телефона родителей, своего. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 10.05.22 | |
Записывание значимой информации. Телефоны специальных служб. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 11.05.22 | |
Записывание значимой информации. Телефоны специальных служб. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 12.05.22 | |
Записывание значимой информации. Телефоны специальных служб. | 1 | Тетради в клетку и линейку | 17.05.22 | |
Письмо букв и слов по принципу «Свободного письма». | 1 | Тетради в клетку и линейку | 18.05.22 | |
Письмо букв и слов по принципу «Свободного письма». | 1 | Тетради в клетку и линейку | 19.05.22 | |
Письмо букв и слов по принципу «Свободного письма». | 1 | Тетради в клетку и линейку | ||
Диагностика и тестирование | ||||
Диагностика. | 1 | Опорные листы | 24.05.22 | |
Диагностика. | 1 | Опорные листы | 25.05.22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
Примерная программа...
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
примерная программа...
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» 9 класс
Рабочая программапо предмету«Графика и письмо»9 классVIII...
Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7 класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)
Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса, вариант 3,3
Данная рабочая программа ориентирована на учебник ФГОС ОВЗ «Русский язык. 5 класс», для детей с ОВЗ и реализует требования АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 9 класса 2 вариант
Рабочая программа составлена в соответствии с интеллектуальными возможностями учащихся...