Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса, вариант 3,3
рабочая программа (5 класс)

Колмакова Людмила Михайловна

Данная рабочая программа ориентирована на учебник ФГОС ОВЗ «Русский язык. 5 класс»,  для детей с ОВЗ  и реализует требования АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями» под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской,  М.: «МИПО РЕПРО» 2015.  Адаптированная программа по русскому языку разработана на основе требований к  предметным результатам освоения АООП ООО ОВЗ и программы формирования  учебных действий для слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5o_kl._variant_3.3.docx333.96 КБ

Предварительный просмотр:

G:\Сканы (титул.)\003.JPG

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся  5 класса ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • Закон «Об образовании в Республике Бурятия» от 13.12.2013 г. (с изменениями)
  • Устав ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
  •    Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ООО УО) ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
  •     Учебный план ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида».
  • Положение об адаптированной рабочей программе;
  • Программы по русскому языку для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.  М.: Просвещение, 2013).
  • Методические материалы по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации ФГОС для слабовидящих детей, разработанные кафедрой тифлопедагогики  Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (далее - РГПУ им. А.И. Герцена) в результате научно-исследовательской работы «Разработка научно-методическое обоснование специальной адаптации содержания образования в рамках реализации ФГОС для слепых и слабовидящих детей». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации от 19.02.2016 года №07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

        

Данная рабочая программа ориентирована на учебник ФГОС ОВЗ «Русский язык. 5 класс»,  для детей с ОВЗ  и реализует требования АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями» под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской,  М.: «МИПО РЕПРО» 2015 

        Адаптированная программа по русскому языку разработана на основе требований к  предметным результатам освоения АООП ООО ОВЗ и программы формирования  учебных действий для слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями.       

        Изучение русского языка в основной школе  направлено на достижение следующих целей: Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на предметные результаты обучения, создание условий формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

                

                        Задачи учебного предмета:

        Рабочая программа полностью сохраняет поставленные в общеобразовательной программе цели и задачи, а также основное содержание, но для обеспечения особых образовательных потребностей слепых обучающихся имеет следующие особенности реализации. Эти особенности заключаются в:

1. постановке коррекционных задач:

  • формирование у слепых  учащихся правильных представлений об окружающем мире;
  • обучение оптимальным способам познания окружающего мира и общества;
  • формирование навыков действия в соответствии с алгоритмами, самостоятельного построения алгоритмов, использования невербальных способов общения;
  • повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
  • формирования умения получать информацию и передавать другим.
  • развитие тактильного, слухового  восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • корректировка нарушения  эмоционально-личностной сферы;
  • корректировка индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • корректировка и развитие связной устной речи;

2. методических приёмах, используемых на уроках:

  • при использовании классной доски все записи учителем и учениками сопровождаются словесными комментариями;
  • при рассматривании рисунков и схем учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается учащимися и для самостоятельной работы с графическими объектами и в целом постоянно уделяется внимание тактильному анализу;
  • оказывается индивидуальная помощь при ориентировке учащихся в учебнике;
  • для улучшения тактильного восприятия при необходимости применяются оптические приспособления.

3. коррекционной направленности каждого урока:

  • соблюдение оптимальной тактильной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);
  • рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;
  • соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;

4. требованиях к организации пространства:

Важным условием организации пространства, в котором обучаются слепые обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:

  • определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих  углов и другое);
  • соблюдение необходимого для частично-слепого обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);
  • оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;
  • определение местоположения парты в классе для слепых в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;
  • использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. В целях охраны и обеспечения работоспособности необходимо:

  • рассаживать учащихся с учётом особенности зрения;
  • непрерывная продолжительность чтения  не должна превышать 15 минут;
  • чередование тактильной и слуховой нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
  • проводить физкультминутки;
  • использовать индивидуальные средства коррекции;
  • осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.

При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:

  • материал должен быть крупным, четким, контурированным
  • содержать небольшое количество деталей;
  • сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ;
  • рельефные изображения должны быть не крупнее ладони;

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел.

Тема.

1.

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации

2.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.

3.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания  - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном  падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ьюв творительном падеже(сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

4.

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

5.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.

  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов: всего 136   часов; в неделю 4 часа

1 четверть

8 недель, 32 урока

Тема урока.

Кол-во час.

Тип урока[1]

Основные виды учебной деятельности

Примечания[2]

(корректировка программы в течение учебного года), дата

Повторение

Предложение. Распространение предложений.

1

Вводный

Знакомство с учебником, активное участие в беседе, работа с карточками, составление предложений о летних каникулах, запись предложений в тетрадь.Чтение с доски предложения, повторение правила написания предложения,

Предложение. Распространение предложений.

1

Комбинированный

составление предложений по картинкам, распространение предложений с помощью иллюстраций, списывание с доски текста.

Связь слов в предложении.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа с деформированным текстом. Подбор подписи к рисункам. Составление предложений из данных в разбивку слов.Составление предложений по вопросу, запись предложений в тетрадь, повторение орфограмм написания, работа с учебником.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

Повторение главных членов предложения, выделение главных членов предложения из предложений на доске, составление схем, работа с учебником, просмотр презентации, составление предложений по схеме, списывание в тетрадь, составление предложения с дополнением по картинке, выполнение упражнения с поиском  предложений без второстепенных членов, нахождение главных и второстепенных членов предложения в тексте.

Главные и второстепенные члены предложения.Подготовка к контрольному диктанту.

1

урок закрепления изученного

Повторение главных членов предложения, выделение главных членов предложения из предложений на доске, составление схем, работа с учебником, просмотр презентации, составление предложений по схеме, списывание в тетрадь, составление предложения с дополнением по картинке, выполнение упражнения с поиском  предложений без второстепенных членов, нахождение главных и второстепенных членов предложения в тексте.

Входной контрольный диктант №1 «Сады».

1

урок проверки и коррекции знаний

Самостоятельная работа учеников.

Различение предложений по интонации.

1

Урок усвоения новых знаний

Анализ предложений по интонации, выделение предложений на группы, активное участие в беседе, составление предложения с дополнением по картинке, выполнение упражнения с поиском  предложений на определенную интонацию, списывание текста с доски, работа с учебником и словарем

Различение предложений по интонации.

1

урок закрепления изученного

Анализ предложений по интонации, выделение предложений на группы, активное участие в беседе, составление предложения с дополнением по картинке, выполнение упражнения с поиском  предложений на определенную интонацию, списывание текста с доски, работа с учебником и словарем

Звуки и буквы

Звуки и буквы.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа с текстом, ответы на вопросы, работа с карточками, анализ слов по звуковому составу, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем.

Алфавит.

1

Комбинированный

Чтение алфавита наизусть, слуховой диктант, анализ слов по звуковому составу, составление схемы слов, работа с учебником

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.

1

Комбинированный

Работа с текстом, ответы на вопросы, работа с карточками, анализ слов по звуковому составу, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем.

Согласные твёрдые и мягкие.

1

Комбинированный

Выделение твердых и мягких согласных из слов, ответы на вопросы, работа с карточками, анализ слов по звуковому составу, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем.Составление предложений из данных в разбивку слов.

Буква ь как знак мягкости согласного

1

Урок изучения нового материала

Составление предложений по схемам,анализ слов по звуковому составу, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем.

Разделительный мягкий знак

1

Комбинированный

Составление предложений по схемам,анализ слов по звуковому составу, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем.

Правописание звонких и глухих согласных.

1

Урок усвоения новых знаний

Повторение правил правописания звонких и глухих согласных, анализ слов по звуковому составу, работа с учебником, составление схем слов в тетради, списывание с доски с заданием, составление предложений с заданными словами, нахождение слов в словаре, составление устного диалога на тему «Осень»

Гласные ударные и безударные.

1

Урок изучения нового материала

Зрительный диктант, звукобуквенный анализ слова, списывание слов с пропущенными гласными, составление предложений, работа с учебником.

Гласные ударные и безударные.

1

Комбинированный

Зрительный диктант, звукобуквенный анализ слова, списывание слов с пропущенными гласными, составление предложений, работа с учебником.

Упражнения на закрепление. Словарный диктант №1.

1

Урок закрепления изученного

Списывание с доски, активное участие в беседе, работа с учебником, словарный диктант.

Подготовка к контрольной работе.

1

Урок закрепления изученного

Выполнение слухового диктанта с грамматическими заданиями

Контрольная работа №1 «Звуки и буквы».

1

Урок проверки и коррекции знаний

Самостоятельная работа учеников

Слово

Состав слова.

1

Урок изучения нового материала

Работа с презентацией, прослушивание стихотворения, выделение родственных слов, изучение понятия корень слова, работа с учебником, изучения понятия однокоренные слова, выбор однокоренных слов, работа в тетради, выборочное списывание

Корень и однокоренные слова.

1

Урок изучения нового материала

Выделение родственных слов, изучение понятия корень слова, работа с учебником, изучения понятия однокоренные слова, выбор однокоренных слов, работа в тетради, выборочное списывание

Корень и однокоренные слова.

1

Комбинированный

Подбор родственных слов, повторение понятия корень слова, работа с учебником, изучения понятия однокоренные слова, выбор однокоренных слов, работа в тетради, выборочное списывание

Корень и однокоренные слова.

1

Урок закрепления изученного

Работа с деформированными предложениями, повторение понятия корень слова, работа с учебником, повторение понятия однокоренные слова, выбор однокоренных слов, работа в тетради, выборочное списывание, работа с учебником

Окончание.

1

Урок изучения нового материала

Обобщающая беседа, изучение понятия об окончании слов, выделение окончания в словах, работа с учебником, работа в тетради, списывание текста с доски, выполнение грамматических заданий

Приставка. Правописание приставок.

1

Урок изучения нового материала

Обобщающая беседа, изучение понятия о приставке, выделение приставок  в словах, образование с помощью приставок новых слов работа с учебником, работа в тетради, списывание текста с доски, выполнение грамматических заданий

Суффикс. Образование слов при помощи  суффикса и приставки.

1

Урок усвоения новых знаний

Обобщающая беседа, изучение понятия суффикса, выделение приставок, корня и суффикса  в словах, образование с помощью приставок и суффиксов новых слов, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем

Суффикс. Образование слов при помощи  суффикса и приставки.

1

Комбинированный

Повторение понятия суффикса, выполнение грамматических заданий на образование с помощью приставок и суффиксов новых слов, работа с учебником, работа в тетради, работа со словарем

Безударные гласные в корне слова. Сравнение их с ударными гласными. Подготовка к контрольному диктанту.

1

Урок усвоения новых знаний

Изучение орфограммы, работа с учебником, комментированное списывание с доски слов с орфограммой, разбор слов по составу. Обобщающая беседа, чтение слов с доски, подбор нужной орфограммы,  работа в тетради, работа с учебником

Контрольный диктант за I четверть №2 «Осень».

1

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа учеников

Резервный урок.

2

2 четверть

7 недель, 28 уроков

Тема урока.

Кол-во час.

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Примечания[3]

(корректировка программы в течение учебного года), дата

Состав слова(продолжение)

Проверка безударных гласных путём изменения формы слова.

1

Комбинированный

Повторение  орфограмм, работа с учебником, комментированное списывание с доски слов с орфограммой, разбор слов по составу, словарный диктант.

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Комбинированный

Изучение орфограммы, работа с учебником, комментированное списывание с доски слов с орфограммой, разбор слов по составу.

  1. .

Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных.

1

Урок усвоения новых знаний

Изучение орфограммы, работа с учебником, работа по карточкам, подбор проверочных слов, разбор слов по составу, списывание текста с доски, работа над ошибками

Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных.

1

Комбинированный

Повторение орфограммы, работа с учебником, работа по карточкам, подбор проверочных слов, разбор слов по составу, списывание текста с доски, работа над ошибками

Правописание парных согласных в корне слова.

1

Комбинированный

Списывание с доски, активное участие в беседе, работа с учебником, словарный диктант.

Способы проверки парных согласных в корне слов.

1

Урок изучения новых знаний

Просмотр и работа по презентации, ответы на вопросы учителя, анализ слов с парными согласными в корне слова, работа с учебником

Способы проверки парных согласных в корне слов.

1

Комбинированный

Списывание с доски, активное участие в беседе, разбор слов по составу, работа с учебником, работа в тетради

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Словарный диктант №2.

1

Комбинированный

Изучение орфограммы, работа с учебником, комментированное списывание с доски слов с орфограммой, разбор слов по составу.

Изложение №1 «Вьюга в лесу».

1

Комбинированный

Активное слушание, ответы на вопросы, словарная работа, выбор лексического материала, пересказ текста, составление плана изложения, работа над изложением

Приставка и предлог.

1

Урок изучения новых знаний

Обобщающая беседа, изучение понятия о приставке и предлоге, дифференциация приставок и предлогов из данных слов, изучение орфограммы написания приставок, работа с учебником, работа в тетради, списывание текста с доски, выполнение грамматических заданий

Правописание приставок.

1

Комбинированный

Работа с деформированным текстомизучение новых орфограмм, работа с учебником,работа по индивидуальным карточкам

Разделительный ъ после приставок. Правописание слов с ъ.

1

Урок изучения новых знаний

Изучение правила написания Ъ после приставок, работа с карточками, работа с учебником, выполнение упражнений на закрепление правила в тетради.

Разделительный ъ после приставок. Правописание слов с ъ.

1

Комбинированный

Повторение  орфограмм, работа с учебником, комментированное списывание с доски слов с орфограммой, разбор слов по составу

Подготовка к контрольной работе

1

урок обобщения и систематизации знаний

Повторение  орфограмм, работа с учебником, комментированное списывание с доски слов с орфограммой, разбор слов по составу, словарный диктант.

Контрольная работа № 2 «Состав слова».

1

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа учеников

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение новых орфограмм, работа по индивидуальным карточкам, работа у доски, работа в тетради, работа в учебнике

Части речи

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.

1

Урок изучения новых знаний

Обобщающая беседа о частях речи,  списывание с доски предложений, нахождение частей речи, работа с учебником, работа с карточками

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.

1

Комбинированный

Списывание с доски предложений, нахождение частей речи, работа с учебником, работа с карточками

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

1

Комбинированный

Нахождение частей речи списывание с доски предложений, , работа с учебником, работа с карточками

Упражнение на закрепление. Проверочная работа по теме «Части речи».

1

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа учеников

Имя существительное.

1

Урок изучения новых знаний

Устная характеристика имен существительных, списывание с доски имен существительных с подбором пропущенных орфограмм, работа с учебником, знакомство с одушевленными и неодушевленными именами существительными, изучение правила, подбор одушевленных и неодушевленных существительных к другим частям речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Урок изучения новых знаний

Устная характеристика имен существительных, списывание с доски имен существительных с подбором пропущенных орфограмм, работа с учебником, знакомство с одушевленными и неодушевленными именами существительными, изучение правила, подбор одушевленных и неодушевленных существительных к другим частям речи.

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Урок изучения новых знаний

Знакомство с понятием собственных и нарицательных имен существительных, работа с карточками, работа с учебником, списывание текста с пропущенными собственными или нарицательными именами существительными

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Комбинированный

Письмо по памяти, работа в тетради, работа с учебником, повторение групп имен собственных

Изменение имён существительных по числам. Единственное и множественное число.

1

Урок изучения новых знаний

Изучение правила, подбор имен существительных к разным родовым группам, составление словосочетаний с изменением числа существительного, работа с учебником

Изменение имён существительных по числам. Единственное и множественное число.

1

Комбинированный

Ответы на вопросы, составление предложений по картине, определение у существительных числа, работа с учебником

Контрольная работа №3 «Имя существительное»

1

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа учеников

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение новых орфограмм, работа по индивидуальным карточкам, работа у доски, работа в тетради, работа в учебнике

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

3 четверть

11недель,  44 урока

Тема урока.

Кол-во час.

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Примечания[4]

(корректировка программы в течение учебного года), дата

Род имен существительных.

1

Урок изучения новых знаний

Работа с текстом, ответы на вопросы, работа с карточками, анализ существительных по родам, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем.

Мужской род. Словарный диктант №3

1

Урок изучения новых знаний

Работа с текстом, ответы на вопросы, работа с карточками, анализ существительных по родам, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем.

Род имен существительных Женский род.

1

Комбинированный

Работа с текстом, ответы на вопросы, работа с карточками, анализ существительных по родам, работа с учебником, слуховой диктант, списывание с доски, составление схемы слов в тетради, работа со словарем.

Упражнения в определении рода существительных

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Ответы на вопросы, составление предложений по картине, определение у существительных рода, числа, работа с учебником

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце.

1

Урок усвоения новых знаний

Изучение орфограммы,работа с карточками, работа с учебником, выполнение упражнений на закрепление правила в тетради.

Части речи (продолжение)

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа существительных.

1

Урок изучения новых знаний

Чтение текста с доски, изменение существительных по вопросам, выделение окончаний у имен существительных, знакомство с падежами, работа с учебником, работа с карточками.

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа существительных.

1

Комбинированный

Чтение текста с доски, изменение существительных по вопросам, выделение окончаний у имен существительных, знакомство с падежами, работа с учебником, работа с карточками.

Именительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Урок изучения новых знаний

Знакомство с именительным падежом, чтение слов с доски, изучение алгоритма для определения падежа существительного, индивидуальные задания, работа с учебником

Именительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Комбинированный

Чтение слов с доски, изучение алгоритма для определения падежа существительного, индивидуальные задания, работа с учебником

Родительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Урок изучения новых знаний

Знакомство с родительным падежом, чтение слов с доски выписывание только существительных в родительном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником

Родительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Комбинированный

Чтение слов с доски выписывание только существительных в родительном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником

Дательный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Урок изучения новых знаний

Знакомство с дательным падежом, составление предложений с подбором слов в определенном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником

Дательный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Комбинированный

Составление предложений с подбором слов в определенном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником

Винительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных

1

Урок изучения новых знаний

Знакомство с винительным падежом, составление предложений с подбором слов в определенном падеже,индивидуальные задания, работа с учебником

Винительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных

1

Комбинированный

Составление предложений с подбором слов в определенном падеже,индивидуальные задания, работа с учебником

Творительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Урок изучения новых знаний

Знакомство с творительным падежом, составление предложений с подбором слов в определенном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником

Творительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Комбинированный

Составление предложений с подбором слов в определенном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником

Предложный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Урок изучения новых знаний

Знакомство с родительным падежом, чтение слов с доски выписывание только существительных в предложном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником

Предложный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

1

Комбинированный

Чтение слов с доски выписывание только существительных в предложном падеже, индивидуальные задания, работа с учебником

Упражнения в определении падежа имени существительного. Подготовка к контрольному диктанту.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщающая беседа, выполнение упражнений по определению падежей существительных, работа с учебником

Контрольный диктант № 3 «Что за зверь».

1

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа учеников

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Словарный диктант №4.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение новых орфограмм, работа по индивидуальным карточкам, работа у доски, работа в тетради, работа в учебнике

Понятие о 1, 2, 3-м склонении существительных .Упражнения в определении склонений.

1

Урок изучения новых знаний

Знакомство со склонениями имен существительных, изучение правила, выделение падежных окончаний, работа с карточками, работа с учебником.

Первое склонение имён существительных.  

1

Урок изучения новых знаний

Анализ слов с доски, выделение окончаний слов, составление таблицы падежных окончаний, изучение правила, работа с учебником

Первое склонение имён существительных. Упражнения в определении склонений

1

Комбинированный

Анализ слов с доски, выделение окончаний слов, составление таблицы падежных окончаний, изучение правила, работа с учебником

Второе склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

1

Урок изучения новых знаний

Знакомство со вторым склонением имен существительных, изучение правила, выделение падежных окончаний, работа с карточками, работа с учебником.

Второе склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

1

Комбинированный

Анализ слов с доски, выделение окончаний слов, составление таблицы падежных окончаний, изучение правила, работа с учебником

Третье склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с третьим склонением имен существительных, изучение правила, выделение падежных окончаний, работа с карточками, работа с учебником.

Третье склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

1

Комбинированный

Обобщающая беседа по склонениям имен существительных, выполнение упражнений в определении имен существительных, работа с учебником.

Упражнения в определении склонения существительных.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Составление предложений из данных слов, определение склонения и падежа у ряда слов, работа с учебником, работа в тетради

Изложение №2 (по вопросам) «Храбрый сторож».

1

Комбинированный

Активное слушание, ответы на вопросы, словарная работа, выбор лексического материала, пересказ текста, составление плана изложения, работа над изложением

Первое склонение имён существительных в единственном числе.

1

Комбинированный

Анализ слов с доски, выделение окончаний слов, составление таблицы падежных окончаний, изучение правила, работа с учебником

Именительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Повторение правила, составление предложений с выделением существительных первого склонения в именительном падеже, работа с учебником

Родительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Изучение родительного падежа имени существительного, списывание текста с доски с подбором существительных в нужном падеже, работа с учебником

Дательный падеж имён существительных 1-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Изучение дательного падежа имени существительного, списывание слов в сравнительную таблицу родительного и дательного падежей, работа с учебником

Винительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Изучение винительного падежа имени существительного,  повторение правила, списывание с доски предложений, определение падежей имен существительных, работа с учебником

Творительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Изучение творительного падежа имени существительного, чтение отрывка из сказки, постановка вопросов к существительным в т.п., выделение окончаний определение падежей имен существительных, работа с учебником

Предложный падеж имён существительных 1-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Повторение изученных падежей, изучение предложного падежа, списывание словосочетаний с карточек, работа с учебником

Упражнения в написании падежных окончаний существительных 1-го склонения.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Списывание слова с доски, изменение его по падежам, беседа по прочитанному тексту, комментирование орфограмм, работа с учебником, повторение всех падежей имен существительных

Контрольная работа №4 «Первое склонение имен существительных».

1

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа учеников

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение новых орфограмм, работа по индивидуальным карточкам, работа у доски, работа в тетради, работа в учебнике

Второе склонение имён существительных в ед.ч.

1

Урок изучения нового материала

Повторение существительных второго склонения, чтение слов с доски, выписывание существительных второго склонения, работа с учебником

Именительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, списывание с доски, работа по карточкам, повторение правила, работа с учебником.

Родительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Изучение родительного падежа имени существительного 2го склонения, списывание текста с доски с подбором существительных в нужном падеже, работа с учебником

4 четверть

8 недель, 32 урока

Тема урока.

Кол-во час.

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Примечания[5]

(корректировка программы в течение учебного года), дата

Дательный падеж имён существительных 2-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Изучение дательного падежа имени существительного 2 склонения, списывание слов в сравнительную таблицу дательного падежа имен суш. 1 и 2 склонения, работа с учебником

Винительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Изучение винительного падежа имени существительного 2 склонения,  повторение правила, списывание с доски предложений, определение падежей имен существительных, работа с учебником

Творительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Изучение творительного падежа имени существительного 2 склонения чтение стихотворения, постановка вопросов к существительным в т.п., выделение окончаний определение падежей имен существительных, работа с учебником

Предложный падеж имён существительных 2-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Повторение изученных падежей, изучение предложного падежа, списывание словосочетаний с карточек, работа с учебником

Упражнения в написании падежных окончаний существительных 2-госклонения. Подготовка к контрольному диктанту.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение определения существительных второго склонения, работа по карточкам, работа с учебником, упражнения на закрепление

Контрольный диктант№ 4 за III четверть «Как белочка зимует».

1

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа учеников

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение новых орфограмм, работа по индивидуальным карточкам, работа у доски, работа в тетради, работа в учебнике

Третье склонение имён существительных в единственном числе.

1

Урок изучения нового материала

Повторение существительных третьего склонения, чтение слов с доски, выписывание существительных третьего склонения, работа с учебником

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Именительный падеж.

1

Урок изучения нового материала

Повторение существительных третьего склонения, чтение слов с доски, выписывание существительных третьего склонения, работа с учебником

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Именительный падеж.

1

Урок изучения нового материала

Повторение существительных третьего склонения, чтение слов с доски, выписывание существительных третьего склонения, работа с учебником

Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения.

1

Урок изучения нового материала,

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, списывание с доски, работа по карточкам, повторение правила, работа с учебником.

Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения.

1

Комбинированный

Анализ слов с доски, выделение окончаний слов, составление таблицы падежных окончаний, изучение правила, работа с учебником

Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения.

1

Комбинированный

Изучение правила, беседа, работа с учебником, списывание слов с доски в винительном падеже, индивидуальные карточки, работа над словарными словами

Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения.

1

Комбинированный

Проверка знаний учащихся, опрос, частичная работа у доски, работа с карточками, работа с учебником, с тетрадью

Винительный падеж имён существительных 3-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Изучение правила, беседа, работа с учебником, списывание слов с доски в винительном падеже, индивидуальные карточки, работа над словарными словами

Винительный падеж имён существительных 3-го склонения.

1

Комбинированный

Проверка знаний учащихся, опрос, частичная работа у доски, работа с карточками, работа с учебником, с тетрадью

Творительный падеж имён существительных 3-го склонения.

1

Урок изучения нового материала

Подбор предлогов к существительным третьего склонения, повторение падежей, изучение правила, работа с учебником, списывание с доски, обсуждение орфограмм

Творительный падеж имён существительных 3-го склонения.

1

Комбинированный

Проверка знаний учащихся, опрос, частичная работа у доски, работа с карточками, работа с учебником, с тетрадью

Творительный падеж имён существительных 3-го склонения.

1

Комбинированный

Анализ слов с доски, выделение окончаний слов, составление таблицы падежных окончаний, изучение правила, работа с учебником

Упражнения в написании падежных окончаний существительных 3-го склонения.

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Проверка знаний учащихся, опрос, частичная работа у доски, работа с карточками, работа с учебником, с тетрадью

Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 3-го склонения.

Словарный диктант №5.

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Повторение определения существительных 1,2,3 склонения, работа по карточкам, работа с учебником, упражнения на закрепление

Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения.

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Проверка знаний учащихся, опрос, частичная работа у доски, работа с карточками, работа с учебником, с тетрадью

Контрольный диктант №5 «На реке».

1

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа учеников

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение новых орфограмм, работа по индивидуальным карточкам, работа у доски, работа в тетради, работа в учебнике

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Комбинированный,

Работа с карточками, составление предложений о летних каникулах, запись предложений в тетрадь. Чтение с доски предложения, повторение правила написания предложения, составление предложений по картинкам.распространение предложений с помощью иллюстраций, списывание с доски текста.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Урок обобщения и закрепления

Беседа по теме, ответы на вопросы, словарная работа, выбор лексического материала, составление плана домашнего сочинения, работа над сочинением

Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Комбинированный

Деление текста на части., составление предложений о летних каникулах, запись предложений в тетрадь. Чтение с доски предложения, повторение правила написания предложения, составление предложений по картинкам.распространение предложений с помощью иллюстраций, списывание с доски текста.

Связанная речь

Изложение по предложенному учителем плану

1

Комбинированный

Активное слушание, ответы на вопросы, словарная работа, выбор лексического материала, пересказ текста, составление плана изложения, работа над изложением

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

1

Комбинированный

Составление предложений о летних каникулах, запись предложений в тетрадь. Чтение с доски предложения, повторение правила написания предложения, составление предложений по картинкам.распространение предложений с помощью иллюстраций, списывание с доски текста.

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

1

Урок изучения нового материала

Изучение правила, выделение в предложении слов-обращений, составление рассказа с обращениями, подбор цитат к иллюстрированным авторам слов, работа с учебником

Годовой контрольный диктант  №6 «У бабушки».

 1

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа учеников

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение новых орфограмм, работа по индивидуальным карточкам, работа у доски, работа в тетради, работа в учебнике

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучающиеся научатся:
      • различать звуки и буквы, звуки - гласные и согласные, обозначать их на письме;
      •подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
      • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
      •обозначать мягкость согласных буквой
ь;
      •разбирать слова по составу;
      • выделять имя существительное как часть речи;
      • строить простое распространённое предложение.

Обучающийся получит возможность:

      • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

1.        ФГОС ОВЗ «Русский язык. 5 класс». Для детей с ОВЗ  с интеллектуальными нарушениями» под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской,  М.: «МИПО РЕПРО» 2015 

1.        Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах (VIII вид). М. Просвещение, 2014


[1]изучения нового материала (урок ознакомления с новым материалом, актуализации новых знаний, вводный, вступительный, чтения и изучения, чтения и анализа художественного произведения), урок закрепления изученного (тренировочный урок), урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний (контрольный урок, урок анализа ошибок), комбинированный урок (сочетаниезакрепления материала, изученного на прошлом уроке, и изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний и проверки знаний, закрепления материала, изученного на прошлом уроке (помимо проверки ДЗ!), и обобщения и систематизации знаний, проверки знаний и изучения нового материала.

[2]Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[3]Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[4]Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[5]Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса, вариант 4,2

Данная рабочая программа ориентирована на  учебник: ФГОС, авторы: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.  Русский язык: учебник    для 5 кл. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)

Адаптированная рабочая программа    учебного предмета «Русский язык» для обучающихся   6 класса с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Литература» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)

Адаптированная  рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса  с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» (девочки) 5-8 классы (Вариант 6.1)

Адаптированная рабочая программа по предмету технология для 5-8 классов обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата, вариант обучения 6.1 (НОДА), разработана на основе рабочей прогр...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс для обучающихся с ОВЗ (7.1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень); Программы по рус...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (вариант 2.2.2) 5 - 10 классы Срок освоения: 6 лет

На этапе освоения русского языка по АООП ООО (вариант 2.2.2) слабослышащие, позднооглохшие и кохлеарно имплантированные обучающиеся переходят от практического (реализованного в период НОО) к теоретико...