Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа
по предмету
«Графика и письмо»
9 класс
VIII
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pismu_9_kl.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) школа №439
Петродворцового района города Санкт-Петербурга
Программа утверждена
Педагогическим советом
Протокол №__________
От ____________ 2013 г.
«Утверждаю»
«___» _____________________
Директор школы
_____________ Е. В. Сорокина
Рабочая программа
по предмету
«Графика и письмо»
9 класс
VIII (II вариант)
Автор:
Тулисова Ирина Валерьевна
2013- 2014 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Данная программа будет реализовываться в 9 классе 8 вида 2 варианта
В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.
Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» — создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как к объекту взаимодействия), формирования у них предметных и предметно-игровых действий, способностей к коллективной деятельности, обучения его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:
- коммуникативный принцип;
- линейности и концентричности;
- коррекционной направленности;
- комплексного подхода;
- природосообразности и культуросообразности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются игровая деятельность, предметно-практическая деятельность.
Предполагаемые результаты:
- овладение навыком удерживания карандаша;
- умение концентрировать внимание на процессе действий с карандашом и листом бумаги;
- овладение графическими навыками;
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов на тему |
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 24 |
«Рисуночное письмо» | 14 |
Жестово-образные игры | 18 |
«Письменные упражнения» | 12 |
Календарно-тематическое планирование
I четверть-18 часов
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Дата | Количество часов | Виды и формы контроля | Примечание |
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 6 | ||||
1 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции | 1 | |||
2 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции | 1 | |||
3 | Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса | 1 | |||
4 | Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д. | 1 | |||
5 | Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д. | 1 | |||
6 | Составление узоров из крупной и мелкой мозаики | 1 | |||
«Рисуночное письмо» | 4 | ||||
7 | Рисование с помощью учителя узора в круге | 1 | |||
8 | Рисование с помощью учителя узора в полоске | 1 | |||
9 | Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку | 1 | |||
10 | Рисование учащихся по трафаретам округлых предметов | 1 | |||
Жестово-образные игры | 5 | ||||
11, 12 | Жестовые игры: «Под дождиком», «Ветер, ветер» | 2 | |||
13, 14 | Игры-пантомимы: «Падающие листья», «Пламя» | 2 | |||
15 | Игры-пантомимы: «Солнечные зайчики», «Солнце в разное время года», «Солнце и луна» | 1 | |||
Письменные упражнения | 3 | ||||
16 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги | 1 | |||
17 | «Письмо» линий на листе бумаги | 1 | |||
18 | «Письмо» линий на листе бумаги | 1 |
II четверть-14 часов
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Дата | Количество часов | Виды и формы контроля | Примечание |
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 6 | ||||
1 | Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук | 1 | |||
2 | Самомассаж рук с использованием различных массажеров | 1 | |||
3 | Игры на узнавание предметов на ощупь | 1 | |||
4 | Различные виды штриховки | 1 | |||
5 | Различные виды штриховки | 1 | |||
6 | Различные виды штриховки | 1 | |||
«Рисуночное письмо» | 3 | ||||
7 | Совместное рисование предметов округлой формы (шары, бусы, обручи) | 1 | |||
8 | Рисование учащихся по трафаретам с помощью учителя | 1 | |||
9 | Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации | 1 | |||
Жестово-образные игры | 3 | ||||
10 | Игры с музыкальным сопровождением и без него на равновесие, сохранение движения и покоя | 1 | |||
11 | Жестовые игры: Поездка в поезде" Подвижные игры- имитации | 1 | |||
12 | Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния | 1 | |||
Письменные упражнения | 2 | ||||
13 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги | 1 | |||
14 | Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам) | 1 |
III четверть – 21 час
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Дата | Количество часов | Виды и формы контроля | Примечание |
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 6 | ||||
1 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 1 | |||
2 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 1 | |||
3 | Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 1 | |||
4 | Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 1 | |||
5 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | 1 | |||
6 | Выработка динамической координации движений, выполняемых в ритме и темпе. Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д | 1 | |||
«Рисуночное письмо» | 4 | ||||
7 | Формирование понятий «длинное» и «короткое» звучание с использованием музыкальных инструментов | 1 | |||
8 | Обозначение различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками | 1 | |||
9 | Аппликация из геометрических фигур «Кот» | 1 | |||
10 | Дорисовывание учащимися деталей по указательному жесту и словесному пояснению учителя | 1 | |||
Жестово-образные игры | 6 | ||||
11,12 | Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях | 2 | |||
13,14 | Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях | 2 | |||
15 | Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе) | 1 | |||
16 | Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе) | 1 | |||
Письменные упражнения | 5 | ||||
17 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги | 1 | |||
18 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги | 1 | |||
19 | "Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги | 1 | |||
20 | Упражнения в написании знакомых букв по контурным линиям (точкам) | 1 | |||
21 | Запись своего имени по контурным ориентирам | 1 |
IV четверть – 15 часов
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Дата | Количество часов | Виды и формы контроля | Примечание |
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 6 | ||||
1 | Упражнения на развитие произвольных движений руками, ногами, головой. | 1 | |||
2 | Упражнения на развитие артикуляционной моторики. | 1 | |||
3 | Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся | 1 | |||
4 | Сгибание бумаги по образцу. Подготовка бумаги к рваной аппликации | 1 | |||
5 | Обводка по трафарету, раскрашивание | 1 | |||
6 | Обводка по трафарету, раскрашивание | 1 | |||
«Рисуночное письмо» | 3 | ||||
7 | Рисование совместно с учителем красками на большом листе бумаги | 1 | |||
8 | Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации | 1 | |||
9 | Составление аппликации путем составления целого из фрагментов | 1 | |||
Жестово-образные игры | 4 | ||||
10 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры | 1 | |||
11 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры | 1 | |||
12, 13 | Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью "звучащих" жестов. | 2 | |||
Письменные упражнения | 2 | ||||
14 | "Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги | 1 | |||
15 | Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам) | 1 |
Планируемые результаты на конец года:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога
- правильно пользоваться письменными принадлежностями
- выполнять выразительные движения
- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук
- копировать несложные изображения
Список литературы
Андрющенко Н. В.Монтессори- педагогика и Монтессори- терапия. — СПб.: Речь, 2010.
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.
Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
Ковалец И. В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.
Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.
Липакова В. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер цена, 2003.
Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. — СПб.: Речь, 2008.
Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
Пак ЧжэBy.Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2001.
Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.
Сенсорная комната — волшебный мир здоровья / Под ред. JI. Б. Ба-ряевой, Ю. С. Галлямовой, В. JI. Жевнерова. — СПб.: ХОКА, 2007.
Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Академия, 2007.
Фребелъ Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисл. Л. М. Во-лобуева. — М.: Карапуз, 2001.
Хилтунен Е. А. Звук и буква. Первая тетрадь для свободного письма. — М.: Генезис, 2006.
Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2009.
Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: СОЮЗ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
Примерная программа...
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
примерная программа...
Рабочая программа по предметам устная речь, письмо 6 класс
Рабочая программа по предметам устная речь и письмо составлена для 6 класса и рассчитана на учащихся, имеющих сложную структуру дефекта.Учебный план школы предполагает кроме чтения и русского яз...
Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7 класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)
Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)...
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 8Б класса 2 вариант
Рабочая программа составлена в соответствии с знаниями и умениями учащихся...
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 9 класса 2 вариант
Рабочая программа составлена в соответствии с интеллектуальными возможностями учащихся...