Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Тулисова Ирина Валерьевна

 

Рабочая программа

по предмету

«Графика и письмо»

9 класс

VIII 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_pismu_9_kl.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа №439

Петродворцового района города Санкт-Петербурга

Программа утверждена

Педагогическим советом

                                                                                                                 Протокол №__________

                                                                                                                 От ____________ 2013 г.

«Утверждаю»

«___» _____________________

Директор школы

_____________ Е. В. Сорокина

Рабочая программа

по предмету

«Графика и письмо»

9 класс

VIII (II вариант)

        Автор:    

                                                                                    Тулисова  Ирина Валерьевна        

2013- 2014 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

Данная программа будет реализовываться в 9 классе 8 вида 2 варианта

В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.

Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» — создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как к объекту взаимодействия), формирования у них предметных и предметно-игровых действий, способностей к коллективной деятельности, обучения его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:

  • коммуникативный принцип;
  • линейности и концентричности;
  • коррекционной направленности;
  • комплексного подхода;
  • природосообразности и культуросообразности;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются игровая деятельность, предметно-практическая деятельность.

Предполагаемые результаты:

- овладение навыком удерживания карандаша;

- умение концентрировать внимание на процессе действий с карандашом и листом бумаги;

- овладение графическими навыками;

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов на тему

Упражнения для развития тонкой моторики рук

24

«Рисуночное письмо»

14

Жестово-образные игры

18

«Письменные упражнения»

12

Календарно-тематическое планирование

I четверть-18 часов

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Дата

Количество часов

Виды и формы контроля

Примечание

Упражнения для развития тонкой моторики рук

6

1

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции

1

2

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции

1

3

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса

1

4

Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д.

1

5

Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д.

1

6

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики

1

«Рисуночное письмо»

4

7

Рисование с помощью учителя узора в круге

1

8

Рисование с помощью учителя узора в полоске

1

9

Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку

1

10

Рисование учащихся по трафаретам округлых предметов

1

Жестово-образные игры

5

11, 12

Жестовые игры: «Под дождиком», «Ветер, ветер»

2

13, 14

Игры-пантомимы: «Падающие листья», «Пламя»

2

15

Игры-пантомимы: «Солнечные зайчики», «Солнце в разное время года», «Солнце и луна»

1

Письменные упражнения

3

16

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

17

«Письмо» линий на листе бумаги

1

18

«Письмо» линий на листе бумаги

1

II четверть-14 часов

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Дата

Количество часов

Виды и формы контроля

Примечание

Упражнения для развития тонкой моторики рук

6

1

Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук

1

2

Самомассаж рук с использованием различных массажеров

1

3

Игры на узнавание предметов на ощупь

1

4

Различные виды штриховки

1

5

Различные виды штриховки

1

6

Различные виды штриховки

1

«Рисуночное письмо»

3

7

Совместное рисование предметов округлой формы (шары, бусы, обручи)

1

8

Рисование учащихся по трафаретам с помощью учителя

1

9

Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации

1

Жестово-образные игры

3

10

Игры с музыкальным сопровождением и без него на равновесие, сохранение движения и покоя

1

11

Жестовые игры: Поездка в поезде" Подвижные игры- имитации

1

12

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния

1

Письменные упражнения

2

13

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

14

Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам)

1

III четверть – 21 час

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Дата

Количество часов

Виды и формы контроля

Примечание

Упражнения для развития тонкой моторики рук

6

1

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

2

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

3

Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1

4

Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1

5

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

1

6

Выработка динамической координации движений, выполняемых в ритме и темпе. Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д

1

«Рисуночное письмо»

4

7

Формирование понятий «длинное» и «короткое» звучание с использованием музыкальных инструментов

1

8

Обозначение различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками

1

9

Аппликация из геометрических фигур «Кот»

1

10

Дорисовывание учащимися деталей по указательному жесту и словесному пояснению учителя

1

Жестово-образные игры

6

11,12

Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях

2

13,14

Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях

2

15

Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе)

1

16

Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе)

1

Письменные упражнения

5

17

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

18

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

19

"Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги

1

20

Упражнения в написании знакомых букв по контурным линиям (точкам)

1

21

Запись своего имени по контурным ориентирам

1

IV четверть – 15 часов

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Дата

Количество часов

Виды и формы контроля

Примечание

Упражнения для развития тонкой моторики рук

6

1

Упражнения на развитие произвольных движений руками, ногами, головой.

1

2

Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

1

3

Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся

1

4

Сгибание бумаги по образцу. Подготовка бумаги к рваной аппликации

1

5

Обводка по трафарету, раскрашивание

1

6

Обводка по трафарету, раскрашивание

1

«Рисуночное письмо»

3

7

Рисование совместно с учителем красками на большом листе бумаги

1

8

Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации

1

9

Составление аппликации путем составления целого из фрагментов

1

Жестово-образные игры

4

10

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры

1

11

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры

1

12, 13

Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью "звучащих" жестов.

2

Письменные упражнения

2

14

"Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги

1

15

Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам)

1

Планируемые результаты на конец года:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями
  • выполнять выразительные движения
  • согласовывать движения руки и глаза, обеих рук
  • копировать несложные изображения

Список литературы

Андрющенко Н. В.Монтессори- педагогика и Монтессори- терапия. — СПб.: Речь, 2010.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.

Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.

Ковалец И. В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.

Липакова В. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер цена, 2003.

Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. — СПб.: Речь, 2008.

Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.

Пак ЧжэBy.Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2001.

Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.

Сенсорная комната — волшебный мир здоровья / Под ред. JI. Б. Ба-ряевой, Ю. С. Галлямовой, В. JI. Жевнерова. — СПб.: ХОКА, 2007.

Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Академия, 2007.

Фребелъ Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисл. Л. М. Во-лобуева. — М.: Карапуз, 2001.

Хилтунен Е. А. Звук и буква. Первая тетрадь для свободного письма. — М.: Генезис, 2006.

Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2009.

Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: СОЮЗ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида

Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...

Рабочая программа по предметам устная речь, письмо 6 класс

Рабочая программа по предметам устная речь и письмо составлена для 6 класса и рассчитана на учащихся, имеющих сложную структуру дефекта.Учебный план школы предполагает кроме чтения и русского яз...

Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7 класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)

Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)...

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 8Б класса 2 вариант

Рабочая программа составлена в соответствии с знаниями и умениями учащихся...

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 9 класса 2 вариант

Рабочая программа составлена в соответствии с интеллектуальными возможностями учащихся...