Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 9 класса 2 вариант
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с интеллектуальными возможностями учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9v.docx | 198.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46
Калининского района Санкт – Петербурга
«Центр Реабилитации и Милосердия»
Рабочая программа по предмету
«Графика и письмо»
для 9В класса
2 вариант
Учитель: Дроздова Л.В.
г. Санкт-Петербург
2021 -2022 уч. год
Пояснительная записка.
Программа «Графика и письмо» составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Планируемые результаты освоения предмета:
I уровень
- Правильно сидеть во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса).
- Правильно использовать разнообразные материалы для графических действий: мел, карандаш, ручка, фломастеры, краски.
- Рисовать на нелинованной бумаге линии в различном направлении.
- Штриховка изображений простых предметов.
- Штриховать контур изучаемой буквы совместно с педагогом.
- Обводить букву пальцем по контуру совместно с педагогом.
II уровень.
- Печатать буквы на песке, крупе.
- Составлять буквы из палочек, полосок, проволоки.
- Ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать изображения, ориентируясь на заданные линии.
- Изображать графически буквы, слоги, сигнальные слова по трафарету, по обводке, по образцу (печатный вариант).
III уровень.
- Составлять слова из изученных слоговых структур.
- Дополнять слог до слова.
- Писать предложения из двух-трех слов.
- Писать (копировать) небольшие тексты (2-3 предложения).
- Знать режим работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.
- Писать рукописным шрифтом слоги, слова, короткие предложения, списывать с печатного варианта.
- Записывать Имя и Фамилию.
- Писать Фамилию, имя на обложке тетради, подписывать свою работу.
- Заполнять адрес на конверте, подписывать поздравительную открытку («Маме», «Учителю», «Сестре» и т.д. от Саши, Маши и т.д.).
- Писать под диктовку буквы, слоги, короткие слова.
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» (9 класс) в соответствие с учебным планом на 2021-2022 год рассчитана на 102 часа, исходя из 34 учебных часов (3 часа в неделю).
Содержание программы
Упражнения для развития тонкой моторики рук.
Первое полугодие:
- Развитие кинестетической основы движений пальцев рук по образцу и по словесной инструкции.
- Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.
Второе полугодие:
- Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
- Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
- Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.
«Рисуночное письмо».
Первое полугодие:
- Выполнение узоров в круге и в полоске.
- Рисование по трафаретам, по точкам и самостоятельно простых натюрмортов с натуры.
Второе полугодие:
- Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура.
Жестово-образные игры.
Первое полугодие:
- Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры.
- Упражнения с использованием воображаемых движений (пантомимы и игры-пантомимы).
Второе полугодие:
- Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах.
«Письменные упражнения».
Первое полугодие:
- «Письмо» букв по трафарету.
- Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).
- Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.
- Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.
- Подписывание открыток (самостоятельно или по контурным опорам).
- Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.
- Списывание информации о режиме дня, о событии, телефонов специальных служб.
Второе полугодие:
- «Письмо» букв по трафарету.
- Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).
- Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.
- Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.
- Подписывание открыток (самостоятельно или по контурным опорам).
- Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.
На диагностику и тестирование учащихся отводится 6 часа: 2 часа на первой учебной неделе с целью диагностики, 2 часа в конце второй четверти с целью промежуточного тестирования и 2 часа в конце четвертой четверти с целью контрольного тестирования.
Учебно-методическое обеспечение: учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методическое пособие, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, демонстрационный материал.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для учителя.- СПб.: СОЮЗ, 2004.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребёнок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми.- М.: ДРОФА, 2007.
- Музыкальная гимнастика для пальчиков/ Сост. М. Ковалевская, худ. А.Веселов.- СПб.: Союз художников, 2007.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.: Эксто-Пресс, 2001.
- Хилтунен Е.А. Звук и буква: Первая тетрадь для свободного письма.- М.: Генезис, 2006.
- Хилтунен Е.А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори.- М.: Генезис, 2009.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Графика и письмо»
9 В класс (3 часа в неделю).
1 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Иформационно-методическое обеспечение, оборудование | Дата |
Раздел программы: Диагностика и тестирование. | ||||
Диагностика. | 1 | Учебные принадлежности, опорные листы | 02.09.21 | |
Диагностика. | 1 | Учебные принадлежности, опорные листы | 03.09.21 | |
Раздел программы: Упражнения для развития тонкой моторики рук. | ||||
Пальчиковые игры | 1 | Музыкальное сопровождение | 07.09.21 | |
Пальчиковые игры | 1 | Музыкальное сопровождение | 09.09.21 | |
Пальчиковые игры | 1 | Музыкальное сопровождение | 10.09.21 | |
Статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. | 1 | Музыкальное сопровождение | 14.09.21 | |
Статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. | 1 | Музыкальное сопровождение | 16.09.21 | |
Рисование узора в круге «Клумба» | 1 | Учебные принадлежности | 17.09.21 | |
Рисование узора в полоске «Галстук» | 1 | Учебные принадлежности | 21.09.21 | |
Рисование по точка «Натюрморт» | 1 | Учебные принадлежности | 23.09.21 | |
Раздел программы: «Письменные упражнения» | ||||
«Письмо» букв по трафарету | 1 | Трафареты | 24.09.21 | |
«Письмо» букв по трафарету | 1 | Трафареты | 28.09.21 | |
«Письмо» букв по трафарету | 1 | Трафареты | 30.09.21 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Рабочие тетради | 01.10.21 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Рабочие тетради | 05.10.21 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Рабочие тетради | 07.10.21 | |
Запись числа и названия месяца | 1 | Рабочие тетради | 08.10.21 | |
Запись числа и названия месяца | 1 | Рабочие тетради | 12.10.21 | |
Раздел программы: Жестово-образные игры. | ||||
Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры. | 1 | Музыкальное сопровождение | 14.10.21 | |
Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры. | 1 | Музыкальное сопровождение | 15.10.21 | |
Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры. | 1 | Музыкальное сопровождение | 19.10.21 | |
Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры. | 1 | Музыкальное сопровождение | 21.10.21 | |
Упражнения с использованием воображаемых движений | 1 | Музыкальное сопровождение | 22.10.21 | |
Упражнения с использованием воображаемых движений | 1 | Музыкальное сопровождение |
2 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Информационно-методическое обеспечение, оборудование | Дата |
Раздел программы: «Письменные упражнения». | ||||
«Письмо» букв по трафарету. | 1 | Трафареты букв | 4.11.21 | |
«Письмо» букв по трафарету. | 1 | Трафареты букв | 5.11.21 | |
«Письмо» букв по трафарету. | 1 | Трафареты букв | 09.11.21 | |
«Письмо» букв по трафарету. | 1 | Трафареты букв | 11.11.21 | |
Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям | 1 | Опорные листы | 12.11.21 | |
Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 16.11.21 | |
Упражнения в написании букв и слов по точкам | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 18.11.21 | |
Упражнения в написании букв и слов по точкам | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 19.11.21 | |
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 23.11.21 | |
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 25.11.21 | |
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 26.11.21 | |
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 30.11.21 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 02.12.21 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 03.12.21 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 07.12.21 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 09.12.21 | |
Подписывание открыток | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 10.12.21 | |
Подписывание открыток | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 14.12.21 | |
Подписывание открыток | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 16.12.21 | |
Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 17.12.21 | |
Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 21.12.21 | |
Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | 1 | Тетради, учебные принадлежности | 23.12.21 | |
Раздел программы: Диагностика и тестирование. | ||||
Диагностика. | 1 | Учебные принадлежности, опорные листы | 24.12.21 | |
Диагностика. | 1 | Учебные принадлежности, опорные листы | 28.12.21 |
3 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Иформационно-методическое обеспечение, оборудование | Дата |
Раздел программы: Упражнения для развития тонкой моторики рук. | ||||
1 | Артикуляционная гимнастика | 1 | Картотека | 11.01.22 |
2 | Артикуляционная гимнастика | 1 | Картотека | 13.01.22 |
3 | Артикуляционная гимнастика | 1 | Картотека | 14.01.22 |
4 | Пальчиковые игры | 1 | Музыкальное сопровождение | 18.01.22 |
5 | Пальчиковые игры | 1 | Музыкальное сопровождение | 20.01.22 |
6 | Пальчиковые игры | 1 | Музыкальное сопровождение | 21.01.22 |
7 | Мимические игры | 1 | Музыкальное сопровождение | 25.01.22 |
8 | Мимические игры | 1 | Музыкальное сопровождение | 27.01.22 |
9 | Мимические игры | 1 | Музыкальное сопровождение | 28.01.22 |
10 | Совершенствование движений мимической мускулатуры | 1 | Музыкальное сопровождение | 01.02.22 |
11 | Совершенствование движений мимической мускулатуры | 1 | Музыкальное сопровождение | 03.02.22 |
12 | Совершенствование движений мимической мускулатуры | 1 | Музыкальное сопровождение | 04.02.22 |
Раздел программы: «Рисуночное письмо». | ||||
13 | Аппликации из частей «Игрушки» | 1 | Учебные принадлежности | 08.02.22 |
14 | Аппликации из частей «Кот» | 1 | Учебные принадлежности | 10.02.22 |
15 | Аппликации из частей «Пёс» | 1 | Учебные принадлежности | 11.02.22 |
16 | Аппликации из частей «Заяц» | 1 | Учебные принадлежности | 15.02.22 |
17 | Вырезание из бумаги, сложенной вдвое (овощи) | 1 | Учебные принадлежности | 17.02.22 |
Раздел программы: Жестово-образные игры. | ||||
18 | Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах. | 1 | Музыкальное сопровождение | 18.02.22 |
19 | Формирование представлений об эмоциях в игровых этюдах. | 1 | Музыкальное сопровождение | 22.02.22 |
20 | Дорисовывание пиктограмм (эмоции) | 1 | Опорный лист | 24.02.22 |
21 | Дорисовывание пиктограмм (эмоции) | 1 | Опорный лист | 25.02.22 |
22 | Дорисовывание пиктограмм (эмоции) | 1 | Опорный лист | 01.03.22 |
Раздел программы: «Письменные упражнения». | ||||
23 | «Письмо» букв по трафарету. | 1 | Трафареты букв | 03.03.22 |
24 | «Письмо» букв по трафарету. | 1 | Трафареты букв | 04.03.22 |
25 | «Письмо» букв по трафарету. | 1 | Трафареты букв | 10.03.22 |
26 | Упражнения в написании слов и предложений по контурным линиям и самостоятельно | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 11.03.22 |
27 | Упражнения в написании слов и предложений | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 15.03.22 |
28 | Упражнения в написании слов по контурным линиям | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 17.03.22 |
29 | Копирование слов и коротких предложений | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 18.03.22 |
30 | Копирование слов и коротких предложений | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 22.03.22 |
4 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Иформационно-методическое обеспечение, оборудование | Дата |
Раздел программы: «Письменные упражнения». | ||||
Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам). | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 05.04.22 | |
Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам). | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 07.04.22 | |
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 08.04.22 | |
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 12.04.22 | |
Написание слов по точкам | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 14.04.22 | |
Написание слов по точкам | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 15.04.22 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 19.04.22 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 21.04.22 | |
Запись своего имени (фамилии) | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 22.04.22 | |
Списывание информации о режиме дня | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 26.04.22 | |
Списывание информации о режиме дня | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 28.04.22 | |
Подписывание открыток | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 29.04.22 | |
Подписывание открыток | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 03.05.22 | |
Подписывание открыток | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 05.05.22 | |
Записывание телефонов специальных служб | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 06.05.22 | |
Записывание телефонов специальных служб | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 10.05.22 | |
Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 12.05.22 | |
Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 13.05.22 | |
Уточнение знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 17.05.22 | |
Запись числа и названия месяца. | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | 19.05.22 | |
Запись числа и названия месяца. | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | ||
Запись числа и названия месяца. | 1 | Учебные принадлежности, тетрадь | ||
Раздел программы: Диагностика и тестирование. | ||||
Диагностика. | 1 | Учебные принадлежности, опорные листы | 20.05.22 | |
Диагностика. | 1 | Учебные принадлежности, опорные листы | 24.05.22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
Примерная программа...
Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида
примерная программа...
Рабочая программа по предметам устная речь, письмо 6 класс
Рабочая программа по предметам устная речь и письмо составлена для 6 класса и рассчитана на учащихся, имеющих сложную структуру дефекта.Учебный план школы предполагает кроме чтения и русского яз...
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» 9 класс
Рабочая программапо предмету«Графика и письмо»9 классVIII...
Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7 класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)
Рабочая программа учебного предмета «Графика и письмо» для обучающихся 7класса (АООП с умеренной, тяжёлой УО (интеллектуальными нарушениями),ТМНР)...
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для 8Б класса 2 вариант
Рабочая программа составлена в соответствии с знаниями и умениями учащихся...