Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности по сопровождению детей с ОВЗ в рамках реализации АОП
презентация к уроку
Данный материал может быть использован воспитателями и учителями-логопедами по сопровождению детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1 Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности по сопровождению детей с ОВЗ в рамках реализации АОП
Дементьева Татьяна Николаевна
учитель - логопед МБДОУ №25 г. Канск
Петрусина Надежда Александровна
воспитатель МБДОУ №25 г. Канск
Цель: Цель: выстраивание взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности в ДОУ
2. Существующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования содержит требования к созданию специальных условий для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Под одним из специальных условий подразумевается создание для коррекционной работы с детьми ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с особыми возможностями здоровья.
3. Создание и использование специальных условий возможно в тесном взаимодействии воспитателя с учителем - логопедом и другими педагогами ДОУ.
Образовательное пространство для указанной деятельности выстраивается в соответствии с принципами, представленными на слайде.
Принципы построения инклюзивного образовательного пространства.
- Принцип индивидуального подхода
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип вариативной развивающей среды.
- Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания
- Принцип модульной организации образовательных программ.
- Принцип самостоятельной активности ребенка.
- Принцип семейно-ориентированного сопровождения.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада
- Принцип активного включения всех участников образовательного процесса
(Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном
образовании. – М, 2011г.)
Мы хотим поделиться опытом по выстраиванию взаимодействия с использованием эффективных методов и приемов работы с детьми ОВЗ учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности при реализации АОП.
4. На первом этапе проводится углубленная диагностика всеми специалистами и воспитателями ДОУ, заполняются протоколы, индивидуальная карта развития, пишутся характеристики и представления на ребенка.
5. На основе полученных диагностических данных, коллегиально, т.е. на консилиуме проговаривается вся система работы с ребёнком, разрабатывается АОП, определяются психолого-педагогические условия, содержание образовательных областей, комплекс коррекционных мероприятий, которые будут способствовать достижению максимально положительной динамики в развитии ребёнка.
6. Специалисты дают рекомендации воспитателям по организации индивидуальной работы с детьми с речевыми нарушениями во время проведения групповых занятий , в режимных моментах, игровой деятельности. Для получения наиболее максимального результата, планируемая деятельность с ребёнком, согласовывается с родителями, т.к. они являются активными участниками, а не сторонними наблюдателями. В процессе беседы обсуждаются проблемные вопросы, даются рекомендации по воспитанию и развитию ребёнка в домашних условиях.
Взаимодействие воспитателей с логопедом осуществляется не только одностороннем порядке, т.е когда логопед даёт рекомендации, но и воспитатель имеет возможность обратиться за помощью к логопеду если у ребёнка возникают пробелы в усвоении материала в образовательной области «Речевое развитие». В таких случаях логопед может подкорректировать свой индивидуальный план работы с ребёнком.
При реализации АОП работа по развитию речи и закреплению кор работы логопедом, ведется воспитателями в группе повседневно и организованно и включается во все виды деятельности: быту, игре, обучении.
- Совместно нами был адаптирован под контингент нашей группы комплекс утренней гимнастики в стихах (Харитонова К.Д). Которая одновременно помогает успешному формированию речи, так же развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияет на психологического состояние.
- В утренние часы проводятся комплексы артикуляционных упражнений (Рыжова Н.В.) со всеми детьми группы. А вечерние часы артикуляционная гимнастика с использованием элементов биоэнергопластики проводится повторно с детьми логопатами. Биоэнергопластика - это соединение движения кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата, что позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в работе, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга. (фрагмент из которой мы представим вашему вниманию)
- Воспитатель осуществляет контроль за речью детей с ОВЗ на занятиях и во время режимных моментов. Уделяет большое внимание развитию мелкой моторики: через пальчиковые игры складывании мозаики, пазл, шнуровки, фигур из спичек или счетных палочек, мелкого-лего и др.
- В свободной деятельности с целью коррекции речевого развития детей организуется деятельность в центре двигательной активности. Так, например, с/р игра «Магазин» позволяет нам решать разные задачи:
развития активного словаря, грамматических категорий речи, связной речи. В начале использование данной игры дети испытывали большие затруднения при описании предмета, не могли даже назвать какой он формы, для чего он нужен. На сегодняшний день, мы уже играем в «Рекламных агентов», когда товар необходимо разрекламировать, рассказав как можно больше об этом товаре;
- В ходе освоения элементов театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй Ребенок логопат активно и с интересом участвует в качестве актера(героя) в разного вида театра. (кукольного, пальчикового, театр теней, настольного) Работа по обучению детей с нарушениями речи сюжетно-ролевой игре, ведется постоянно.
- С целью закрепление результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях, учитель-логопед прописывает в журнале взаимодействия индивид задания, используя дидактический материал:
- Артикуляционной гимнастики
- Дыхательной гимнастики
- Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики.
- Картотека по закреплению звука (в слогах, словах, фразе, рассказе)
- Речевые игры и упражнения по развитию грамматического строя речи
- Речевые игры и упражнения по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза
- Связная речь
- Настольные логопедические игры.
О результатах выполнения индивидуальной работы с детьми воспитатели делает пометку в «Журнале Взаимодействия»
- Так же в группе есть «Экран взаимодействия педагогов ДОУ». На «экране» мы отображаем результат наблюдений за всеми детьми группы в режимных моментах. Для каждого ребенка существует свое окошечко, в котором мы фиксируем результаты наблюдения уровня сформированности показателей индивидуального развития. Дефициты фиксируются красным стикером, сформированный показатель зеленым стикером. Желтым цветом – не достаточно сформированный. У одного ребенка может быть одновременно несколько цветов. Все показатели мы берем из Индивидуальной карты развития детей.
Например: Учитель-логопед на своем занятии поставила звук [С], после занятия говорит, что у Вани этот звук поставлен и идет этап автоматизации этого звука в словах, я записываю на желтом стикере и помещаю на «Экран взаимодействия педагогов ДОУ», что необходимо автоматизировать звук [С] в словах. И в режимных моментах дня, мы начинаем контролировать и наблюдать за речью ребенка исправляя и давая правильный образец.
А у Маши не получается употреблять уменьшительно-ласкательные формы слова, тогда на экран помещается красный стикер. В свободной деятельности мы отрабатываем с помощью игр данный дефицит которые рекомендует логопед.
Раз в 2 (1) тематические недели мы со вторым воспитателем в совместное время начинаем проводить анализ нашей работы с детьми. И начинаем менять цвета стикеров, с красного на желтый или даже сразу на зеленый. И тогда просматривая Индивидуальную карту развития детей, выявляем новые дефициты и заполняем то, что сформировалось.
Идею использования «Экрана взаимодействия педагогов ДОУ» взяли из системы дошкольного образования Германии и адаптировали под условия своего детского сада.
Результатами взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности по сопровождению детей с ОВЗ свидетельствует положительная динамика и устойчивость результата коррекции и развития обучающихся, что подтверждается выводами динамического контроля специалистами городской ПМПК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Свидетельство о публикации в электронном СМИ(nsportal.ru).Итоговое мероприятие в рамках проекта "Дорогая моя столица,дорогая моя Москва!".Досуг по теме "Мой город Москва"(взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы).сентябрь 2015 г.
Способствовать социализации детей через формирование коммуникативно- речевой ,познавательной деятельности....
Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.
Этапы логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ. Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами на каждом этапе....
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями старшей группы компенсирующего обучения «Радуга» по коррекции дизартрии в рамках проекта «Вместе с мамой»
В презентации рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и учителя-логопеда группы компенсирующего обучения, в целях преодоления имеющихся у ребенка нарушений речевого развития....
Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и профильными специалистами на 2021-2022 учебный год
Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.Взаи...
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися в рамках реализации ФГОС
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.Преемственность и взаимосв...
" Формы взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации учителя - логопеда ДОУ для воспитателей групп компенсирующей направленности...