Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися в рамках реализации ФГОС
методическая разработка

Абрамычева Татьяна Юрьевна

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

https://cloud.mail.ru/public/ChMU/txXPgNstF 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/public/ChMU/txXPgNstF

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися в рамках реализации ФГОС.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития занимается не только учитель-логопед, но и учитель по адаптивной физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение обучающихся, то учитель по адаптивной физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности учителем по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-   координации движений;
-   общей и мелкой моторики;
-  закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
-   речевого и физиологического  дыхания;
-   формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-   работа над мимикой лица.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием обучающихся. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно, как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития обучающихся, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре обучающиеся прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит учителя по адаптивной физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему, совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность обучающихся, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями обучающихся, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет учитель по адаптивной физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Обучающиеся научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи обучающихся, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Во время физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат обучающихся, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность обучающихся, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для допрофессиональной подготовки обучающихся в рамках реализации ФГОС

Обобщение опыта на совещании педагогических работников Пуровского района...

Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС

Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение...

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мо...

Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...

«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».

В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда  при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....