Положение учителя-дефектолога
учебно-методический материал
Об организации работы учителя-дефектолога в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Хатынчаана"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Хатынчаана»
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ
«Детский сад
общеразвивающего
вида «Хатынчаана»
МР «Амгинский улус (район)»
Петрова С.Г.___________
ПОЛОЖЕНИЕ
«Об организации работы
учителя-дефектолога
в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Хатынчаана»
с.Амга 2020г.
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-дефектолога МБДОУ детский сад «Хатынчаана» (далее Детский сад). На современном этапе должность учителя-дефектолога вводится в Детский сад для обеспечения специальной (коррекционной) помощи детям, имеющие нарушения, препятствующие их успешному освоению образовательных программ, не имеющем коррекционных групп.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- ФЗ РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"( 21.ХII.04 № 170 -ФЗ);
- Конвенция о правах ребенка.(20.ХI.89);
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.(10.III.00 № 212);
- Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21.2.2001 №1;"О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях";
- Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии;
1.3.Учитель-дефектолог работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы на 1 ставку- 20; на 0,5 ставки - 10). Это время непосредственной работы с детьми. График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.
1.4. Обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 4—6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.
В случае необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-дефектологом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) и в районную психолого-медико-педагогическую комиссию.
1.5.Работа по коррекции проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный, подгрупповой и групповой характер. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения познавательного развития. По мере необходимости учитель-дефектолог выводит детей и заменяет их другими.
1.6.Учитель-дефектолог берет детей на свои занятия с любых воспитательских занятий (по согласованию с воспитателями и администрацией МБДОУ) и в свободное от занятий время.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в дефектологическом кабинете несут учитель-дефектолог, воспитатель и руководитель общеобразовательного учреждения.
1.7. Учитель-дефектолог взаимодействует с учителями-дефектологами, учителями-логопедами других образовательных учреждений района, врачами поликлиники.
1.8.Аттестация учителя-дефектолога на квалификационную категорию должна проводиться с участием учителя-логопеда или учителя-дефектолога, курирующего муниципальную территорию.
2. Цель и основные задачи
Целью работы учителя-дефектолога является:
- своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;
- коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.
Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:
- обследование воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
- комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
- проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
- осуществление работы, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями в развитии;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
- ведение необходимой документации;
- формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ;
- разработка и реализация индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед, психолог, тьютор, воспитатель);
- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;
- проведение занятий, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий;
- соблюдение прав и свободы воспитанников;
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
- участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям);
- выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности.
Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.
3. Направления деятельности учителя-дефектолога
3.1. В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-дефектолога:
3.1.1. Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.
3.1.2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
3.1.3. Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
3.1.4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
3.1.5. Организационно-методическое направление: участие в ПМПк и ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога (формы прилагаются).
4. Организация работы учителя-дефектолога
4.1. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям-дефектологам установлена норма рабочего времени в объеме 20 часов в неделю. Это время непосредственной работы с детьми. Другая педагогическая работа (подготовка дидактического материала, составление конспектов занятий, повышение квалификации и др.) в часах не определяется и выполняется работником, как в стенах учреждения, так и вне него.
4.2.Первые две недели отводятся для полного комплектования групп и подгрупп воспитанников, которые будут заниматься с учителем-дефектологом в текущем учебном году.
4.3. В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в освоении образовательных программ. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм.
4.4. Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не более 20 человек.
4.5. Зачисление и выпуск детей проводится только на основании решения районной психолого-медико-педагогической комиссии.
Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05–25.05 ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.
4.6. Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1–2 чел.) – 15-20 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 15–30 минут. Периодичность занятий – не менее 2–3 раз в неделю.
5. Руководство работой учителя-дефектолога
Непосредственное руководство работой учителя-дефектолога осуществляется руководителем общеобразовательного учреждения, в ведении которого находится дефектологический кабинет.
6. Оборудование дефектологического кабинета
6.1. Для дефектологического кабинета выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам.
6.2.На двери дефектологического кабинета должно висеть расписание работы учителя-дефектолога.
6.3.В дефектологическом кабинете должно находиться:
- Стеллажи (шкафы), для хранения разнообразных учебные средства и материалов для использования детьми во время занятий. Все средства и материалы должны быть сгруппированы на стеллажах (шкафах) в определенном порядке, а места их расположения иметь соответствующие словесные или символические обозначения (ярлыки). Эти средства и материалы должны регулярно обновляться педагогом в зависимости от прохождения программы, изменения интересов и возможностей детей.
- Столы и стулья по количеству занимающихся в группе детей. Планировка столов регулярно изменяется в соответствии с использованием различных форм работы, либо постоянно стоять таким образом, что это позволяет использовать на занятии различные формы работы детей (фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную и т.п.)
- Доска, расположенная на высоте, соответствующей росту ребенка.
- Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна /в любом месте, но со специальным освещением.
- Зеркала 9хI2 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения
- Современные технические средства и программы, отвечающими требованиям государственного образовательного стандарта
- Методическая литература по проблеме обучения детей с отклонениями в развитии в соответствии с ФГОС ДО
- Вариативный дидактический материал по основным темам обучения (карточки с вариантами заданий, упражнений и т.п.) Этот дидактический материал должен обновляться педагогом по мере необходимости в соответствии с прохождением программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях
- Диагностический материал для работы с детьми:
•Диагностика речевого развития /понимание речи, лексика, грамматика, связная речь, произношение/
•Диагностика познавательных процессов/педагогическая диагностика восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения/
•Диагностика определения степени готовности ребенка к школьному обучению /диагностика познавательного развития, диагностика речевого развития/
- Планы и отчѐты работы педагога, педагогическое портфолио: планы-конспекты открытых занятий, выступлений на заседаниях, методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы педагога, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации, диагностические материалы, составляемые ежегодно на основе новых данных педагогических наблюдений, программы психолого-педагогической поддержки воспитанников и т.д.
6.4. Общеобразовательное учреждение для санитарно-гигиенической обработки логопедического оборудования (зонды, шпатели) выделяет учителю-дефектологу из расчета на одного ребенка в год 2 грамма этилового спирта.
6.5.Дефектологический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.
7. Документация и ее ведение
7.1. Документы, регламентирующие деятельность учителя-дефектолога:
- Положение об организации работы учителя-дефектолога;
- Должностная инструкция.
7.2. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-дефектолог ведет следующую документацию:
- карты обследования (индивидуальная карта развития), с указанием даты начала и окончания занятий (заполняется 2 раза в год) (приложение 1);
- журнал учёта обследуемых детей, журнал движения ребёнка (приложение 2);
- журнал учета посещаемости занятий;
- расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное руководителем общеобразовательного учреждения;
- график работы учителя-дефектолога, утвержденный руководителем общеобразовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения;
- перспективный план работы (по направлениям) (приложение 3);
- перспективные планы по группам, имеющим однородность дефекта;
- календарные планы групповых и индивидуальных занятий;
- индивидуальная программа развития на каждого ребёнка;
- копии отчетов об эффективности коррекционной работы за учебный год (не менее чем за последние три года);
- методическая тетрадь, отражающая посещения дефектологом занятий, семинаров, педсоветов;
- тетрадь для консультаций с родителями, педагогами;
- тетради-дневники для индивидуальных занятий детей;
- план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для педагогов, других специалистов общеобразовательного учреждения, родителей (законных представителей));
- картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в дефектологическом кабинете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».
Данная статья является результатом анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...
Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)
Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
Отчет руководителя творческой группы учителей-дефектологов о проделанной работе в рамках ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов
Отчет руковидителя творческой группы...
Положение об организации работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога)
Работа учителя-дефектолга (олигофренопедагога) с обучающимися с ЗПР и УО...
Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями. Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова К.В., учитель-дефектолог Гусева И.В.
Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями.Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова ...
Информация для стенда учителя-дефектолога. Кто такой учитель-дефектолог?
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28831377","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...