Положение об организации работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога)
материал
Работа учителя-дефектолга (олигофренопедагога) с обучающимися с ЗПР и УО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положение об организации работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
в ГОУ РК «С(К)Ш №42» г. Воркуты
Должность учителя-дефектолога (олигофренопедагога) вводится для обеспечения специального (дефектологического) сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, испытывающими трудности в овладении адаптированной основной общеобразовательной программы начального или основного общего образования, обусловленными задержкой (ЗПР) или нарушением (интеллектуальное нарушение - УО) психического развития у обучающихся.
Целью работы учителя-дефектолога является развитие познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ, социальной адаптации и преодоление трудностей в овладении учебными знаниями, умениями и навыками, связанными с неравномерностью, мозаичностью развития познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития (и другими сочетанными нарушениями), с интеллектуальными нарушениями в развитии у обучающихся с умственной отсталостью.
Учитель-дефектолог (олегофренопедагог) должен знать основные закономерности психического развития обучающихся с ЗПР, с УО, нормативно-правовые основы инклюзивного и специального образования, основы создания доступной архитектурной и предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ, инновационные технологии и методы в образовании, информационно-образовательные ресурсы в коррекционно-развивающей работе.
Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и трудностей в обучении у учащихся с особыми образовательными потребностями;
- определение причин и механизмов нарушений в развитии у обучающихся (диагностическое исследование познавательных процессов, учебных умений и навыков, жизненных компетенций);
- разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации лиц с ЗПР, с УО, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты;
- разработка и реализация индивидуальных маршрутов социально-психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ (индивидуальных коррекционных программ сопровождения обучающихся с инвалидностью) в условиях взаимодействия педагогов психолого-педагогического консилиума ОУ (заместителя директора, руководителя школьной службы по здоровьесбережению, учителей-логопедов, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника школы, учителя, воспитателя);
- разработка и реализация рабочих программ, индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, направленные на организацию деятельности обучающихся с ЗПР, с УО по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
- просвещение и консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения, воспитания, социальной адаптации, реабилитации, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка с ОВЗ;
- консультирование обучающихся с ЗПР, с УО по вопросам образования, развития, овладения средствами коммуникации, социальной адаптации, развития жизненных компетенций, профессиональной ориентации;
- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения и реальными достижениями, уровнем развития обучающегося, отслеживание результативности коррекционно-реабилитационных мероприятий в ОУ.
Обязательные направления деятельности учителя-дефектолога: организационно-методическая, диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная и просветительская деятельность.
Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 астрономических часов в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями), пунктом 2.3, примечанием 2; в соответствии с «Письмом Минпросвещения России от 24.11.2020 № ДГ-2210/07 О направлении разъяснений по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, при выполнении ими должностных обязанностей.
Зачисление детей на дефектологические занятия и комплектование групп проводится, из расчёта на 1 ставку учителя – дефектолога 12 обучающихся с особыми возможностями здоровья, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», разделом III «Особенности организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья», пунктом 32.
Комплектование подгрупп учитель-дефектолог проводит по схожим нарушениям развития у обучающихся:
- задержка психического развития (ЗПР);
- РАС и ЗПР;
- НОДА и ЗПР;
- слабослышащие и ЗПР;
- различные формы умственной отсталости (Интеллектуальные нарушения).
Зачисление детей на дефектологические занятия осуществляется на основе рекомендаций территориальной ПМПК, запроса учителей (на зачисление обучающиеся испытывающих наибольшие трудности в овладении АООП НОО, АООП ООО), по результатам диагностических исследований. Первичная, плановая диагностика проводится с 1.09 по 15.09 и неплановая по запросу учителя в течение года, динамическая диагностика проводится с 15.05 по 30.05. Отчисление обучающего с дефектологических занятий может проводится по окончании первого полугодия, если наблюдается положительная динамика психического развития и положительная динамика в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, или в конце учебного года (с диагностическим исследованием динамики развития, результативностью реализации коррекционно-развивающей работы).
В течение учебного года учителем - дефектологом ведётся обязательная документация:
годовой план работ учителя-дефектолога;
список обучающихся на дефектологическое сопровождение на первое и на второе полугодие;
расписание работы учителя-дефектолога (на первое и на второе полугодие);
рабочие программы групповых дефектологических занятий с обучающимися с ЗПР:
рабочие планы индивидуальных и подгрупповых дефектологических занятий с обучающимися с ОВЗ различных нозологических групп;
журнал коррекционно-развивающих занятий;
журнал консультаций;
протоколы диагностического исследования, использование КИМ;
индивидуальные карты (представление) обучающегося с ОВЗ по результатам дефектологического диагностического исследования;
заполняет свою часть (дефектологическое сопровождение) в индивидуальных маршрутах социально-психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в индивидуальных коррекционных программах сопровождения обучающихся с инвалидностью и оказывает методическую помощь при заполнении этих маршрутов сопровождения другим участникам социально-психолого-медико-педагогического сопровождения;
заполняет в картах индивидуального развития обучающихся (у тех обучающихся с которыми проводились диагностические исследования учителем-дефектологом) сводные таблицы по когнитивному развитию обучающегося (мониторинг развития с 1 по 9 класс);
аналитический и статистический отчёт за учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)
Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Результативность коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР зависит от эффективного взаимодействия специлистов, работающих в группе....
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»
Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....
Доклад " Организация взаимодействия учителя-дефектолога, специалиста по ЛФК , массажиста, врача-педиатра, невропатолога в работе с детьми с ОВЗ , находящимися в специализированном доме ребенка" .Из опыта работы.
Суть доклада: показать специфику работы дефектолога , работающего в специализированном доме ребенка, с детьми раннего возраста с ОВЗ....
«Организация взаимодействия в работе учителя – дефектолога в условиях образовательного учреждения»
laquo;Организация взаимодействия в работе учителя – дефектолога в условиях образовательного учреждения»...
Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья
Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детейс ограниченными возможностями здоровья...