Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов, в условиях общеобразовательной школы.
статья
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса, и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов в условиях общеобразовательной школы
В школу поступает много детей, у которых есть проблемы с речевым развитием, и они не малые. В настоящее время в общеобразовательных школах возросло количество учащихся с различными нарушениями устной и письменной речи.
Взаимодействие учителя-логопеда и учителей начальных классов, и тесное их сотрудничество во всех направлениях работы, является необходимым условием обеспечения результативной работы и развития личности ребенка в целом.
В нашей школе присутствует комплексная работа коррекционного воздействия учителя и логопеда. Взаимосвязь и преемственность коррекционных и учебных задач позволяет нам повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения среди учащихся нашей школы.
Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Встречаются дети, которые плохо подготовлены к учебной деятельности. У данных детей: отсутствует интерес к обучению, снижение внимание, низкий уровень развития речи, они легко отвлекаются, быстро утомляются. Эти учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции учебной деятельности, логопедических занятиях. Коррекционные занятия логопеда являются частью учебно-воспитательного процесса, во время которого у детей развивается память, внимание, мышление. Логопед, совместно с учителем, учитывают индивидуальные особенности учащихся, и используют развивающий материал, руководствуясь онтогенетическим принципом, осуществляют при этом дифференцированный подход в обучении. Все коррекционные занятия проходят в форме занятий. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с минутками физической активности. Цель работы учителя - логопеда заключается в оказание помощи учащимся, которые имеют нарушения в развитие письменной и устной речи, а также которые испытывают трудности в общении со сверстниками и преподавателями. Логопед формирует учебные навыки и положительные личностные качества.
Учитель и логопед в своей работе решают разные задачи, но пути и способы достижения оказываются у них общими. Учитель начальных классов – это проводник детей в мир знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.
Рассмотрим все плюсы этого взаимодействия. Начнем с начала учебного года. После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.
После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.
Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителем, целью которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации. Темы консультаций могут выглядеть следующим образом:
- «Виды речевых нарушений». Логопед знакомит учителя с видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.
- «Педагогический такт по отношению к детям, имеющим нарушения в речевом развитии». Логопед подробным образом останавливается на психологических особенностях детей, имеющих нарушения речи, побуждает учителя более терпимо относиться к подобным учащимся.
- «Традиционные и нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики». Логопед знакомит с требованиями к проведению артикуляционной гимнастики.
- «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности». Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи.
- «Методические рекомендации в работе с детьми, имеющими речевую патологию». Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, способствующих благоприятно влиять на развитие речи детей.
- «Закрепление приобретенных речевых навыков». Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.
- «Дидактическая игра и ее роль в коррекции и формировании речевых навыков учащихся». Логопед показывает методы и приемы проведения дидактических игр. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же на развитие фонематического восприятия. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их сверстникам, развивающимся в норме.
Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.
По средствам совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.
Выпуск из логопедической группы должен осуществляться после совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов. Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь может прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место займет ребенок, который остро нуждается в логопедической помощи.
Таки образом, взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения.
Литература:
- Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога. - М.: Академия, 2003.
- Гаврикова М. Ю. Коррекционно-развивающие занятия. - Волгоград: Учебно-методическое пособие, 2007.
- Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто.- М.:1980.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
- Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1987.
- Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.
- Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"
В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...
«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».
В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...
"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".
I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ Секция 6 "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...
Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"
Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...