Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов, в условиях общеобразовательной школы.
статья

Копликова Наталья Николаевна

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса, и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда  и учителя начальных классов в условиях общеобразовательной школы

               В школу поступает много детей, у которых есть проблемы с речевым развитием, и они не малые. В настоящее время в общеобразовательных школах возросло количество учащихся с различными нарушениями устной и письменной речи. 

Взаимодействие учителя-логопеда и учителей начальных классов, и тесное их сотрудничество во всех направлениях работы, является необходимым условием обеспечения результативной работы и развития личности ребенка в целом.

               В нашей школе присутствует комплексная работа коррекционного воздействия учителя и логопеда. Взаимосвязь и преемственность коррекционных  и учебных задач позволяет нам повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения среди учащихся нашей школы.

              Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Встречаются дети, которые плохо подготовлены к учебной деятельности. У данных детей: отсутствует интерес к обучению, снижение внимание, низкий уровень развития речи, они легко отвлекаются, быстро утомляются. Эти учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции учебной деятельности, логопедических занятиях. Коррекционные занятия  логопеда являются частью учебно-воспитательного процесса, во время которого у детей  развивается память, внимание, мышление. Логопед, совместно с учителем,  учитывают индивидуальные особенности учащихся, и используют развивающий материал,  руководствуясь онтогенетическим принципом, осуществляют при этом дифференцированный подход в обучении. Все коррекционные занятия проходят в форме занятий. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с минутками физической активности. Цель работы учителя - логопеда заключается в оказание помощи учащимся, которые имеют нарушения в развитие письменной и устной речи, а также которые испытывают трудности в общении со сверстниками и преподавателями.  Логопед формирует учебные навыки и положительные личностные качества.

              Учитель и логопед в своей работе решают разные задачи, но пути и способы достижения оказываются у них общими. Учитель начальных классов – это проводник детей в мир знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.          

             Рассмотрим все плюсы этого взаимодействия. Начнем с начала учебного года. После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.

           После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.

           Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителем, целью которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации. Темы консультаций могут выглядеть следующим образом:

  1. «Виды речевых нарушений». Логопед знакомит учителя с видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.
  2. «Педагогический такт по отношению к детям, имеющим нарушения в речевом развитии». Логопед подробным образом останавливается на психологических особенностях детей, имеющих нарушения речи, побуждает учителя более терпимо относиться к подобным учащимся.
  3. «Традиционные и нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики». Логопед знакомит с требованиями к проведению артикуляционной гимнастики.
  4. «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности». Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи.
  5. «Методические рекомендации в работе с детьми, имеющими речевую патологию». Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, способствующих благоприятно влиять на развитие речи детей.
  6. «Закрепление приобретенных речевых навыков». Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.
  7. «Дидактическая игра и ее роль в коррекции и формировании речевых навыков учащихся». Логопед показывает методы и приемы проведения дидактических игр. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же на развитие фонематического восприятия. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их сверстникам, развивающимся в норме.

             Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.

            По средствам совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.

            Выпуск из логопедической группы должен осуществляться после совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов. Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь может прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место займет ребенок, который остро нуждается в логопедической помощи.

            Таки образом, взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения.

Литература:

  1. Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога. - М.: Академия, 2003.
  2. Гаврикова М. Ю. Коррекционно-развивающие занятия. - Волгоград: Учебно-методическое пособие, 2007.
  3. Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто.- М.:1980.  
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1987.
  6. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.
  7. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...

Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...

«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».

В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда  при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...