ДОКЛАД "ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТМНР. Автор:Быкова Ольга Александровна, учитель начальных классов, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
методическая разработка (9 класс)
Организация обучения умственно отсталого ребенка должна носить творческий характер, под которым подразумевается не только разработка новых учебных методик, но и способов подачи учебных знаний, соответствующих условиям меняющейся реальности. Жизнь ставит перед нами все новые задачи. Многие дети учатся показывать новые жесты только «рука-в-руке» с педагогом. Несомненным преимуществом уроков являются: возможность продолжать обучение новым жестам и символам; контроль усвоения материала; возможность неоднократного закрепления и повторения; интересная и доступная форма подачи материала.
Трудности, с которыми приходится сталкиваться в ходе учебной деятельности, напрямую обусловлены недоразвитием высших психических функций.
Наиболее значительные из них:
- низкая познавательная активность, отсутствие мотивации к обучению;
- отсутствие речи (80 % детей не владеют вербальной речью);
- несформированность эмоционально-волевой сферы (частая смена настроения, вспышки агрессии и самоагрессии, полевое поведение);
- нарушения двигательной сферы (координации движений, мелкой и общей моторики);
- трудности восприятия окружающей действительности (несформированность сенсорных эталонов, низкая концентрация внимания).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Д О К Л А Д
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Быкова Ольга Александровна,
учитель начальных классов,
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».
(В. А. Сухомлинский)
В моем классе обучаются 5 детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ГУО и ТМНР). Трудности, с которыми приходится сталкиваться в ходе учебной деятельности, напрямую обусловлены недоразвитием высших психических функций.
Наиболее значительные из них:
- низкая познавательная активность, отсутствие мотивации к обучению;
- отсутствие речи (80 % детей не владеют вербальной речью);
- несформированность эмоционально-волевой сферы (частая смена настроения, вспышки агрессии и самоагрессии, полевое поведение);
- нарушения двигательной сферы (координации движений, мелкой и общей моторики);
- трудности восприятия окружающей действительности (несформированность сенсорных эталонов, низкая концентрация внимания).
Состав обучающихся в классе смешанный, дети разные по возрасту, психофизическим особенностям, уровню интеллектуального развития. Как же организовать обучение, чтобы оно было результативным во всех аспектах: учебные навыки, умения, коррекция недостатков ученика, развитие и становление личности? В основе технологии планирования коррекционно-развивающих уроков лежат идеи Леонида Семеновича Выготского о компенсации дефекта и развитии потенциальных возможностей любого ребенка. Это возможно при условии постоянного включения в занятия специальных коррекционно-развивающих упражнений, способствующих развитию, а не «натаскиванию» ребенка. Система специальных заданий и упражнений с одновременной опорой на несколько анализаторов позволяют ребенку лучше и эффективней познавать окружающий мир (посмотрел, послушал, потрогал, постучал, попробовал – запомнил). Игровая форма является доминирующей. Игра – средство обучения и коррекции. Поэтому весь учебный процесс выстраивается в виде игры, базирующейся на выполнении цепочки коррекционно-развивающих упражнений, с постепенным усложнением. В то же время мы уделяем достаточное внимание организации активной практической деятельности детей с конкретными предметами: учащиеся их сортируют, наполняют, нанизывают, завинчивают. Тем самым обеспечивается предметно-действенный характер обучения. Мы предусматриваем частую повторяемость материала, создаем условия для применения изученного в новых ситуациях. На каждом уроке обеспечиваем частую смену видов деятельности, привлекаем внимание детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Предусматриваем комбинированное построение урока, когда на одном уроке проводятся различные виды работ по разным разделам программы. Большое значение в обучении придается эмоциональной стороне. Мы рассматриваем эмоциональную составляющую как главный стимул к формированию мотивации к обучению умственно отсталых детей. Эмоции в учебном процессе – это не только эмоциональная выразительная речь педагога, но и умение удивить, а значит, и заинтересовать, вовлечь в учебный процесс ребенка. Поэтому удивляем, придумываем нестандартные ситуации, упражнения, игры. В учебном процессе мы опираемся на подражательность, свойственную детям с ГУО и ТМНР. Если нужно, чтобы ребенок научился выполнять какое-либо действие, показываем ему, как правильно это делать, подробно, детально, с комментариями. Если действие ребенку недоступно, выполняем «рука в руке». По мере освоения умения мы осуществляем постепенное усложнение самостоятельной деятельности детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко и грамотно сформулирована. Учитывая широту индивидуальных различий, мы всегда планируем и организуем индивидуальную и дифференцированную работу на уроке. Предлагаемые задания, в зависимости от возможностей ребенка, различаются по объему предъявляемого материала, по уровню трудности и степени самостоятельности при выполнении (например, одни выполняют задание самостоятельно, а другие – «рука в руке»). Значительным препятствием для осуществления всего образовательного процесса становится отсутствие речи у большинства обучающихся. Дети развиваются в общении, и поэтому перед педагогами остро встает проблема освоения альтернативных средств коммуникации. Преимущество нашей программы обучения заключается в том, что одному понятию соответствуют жест, символ и звучащее слово. Символы довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка. Дети могут использовать для общения либо жесты, либо символы – то, что для них удобнее. На обучение новым жестам и символам отводится минимум два урока, закрепление осуществляется в межпредметных связях: например, рисуя мячик – повторяем жест и символ «Мяч», рисуем корову – дети повторяют жест «Корова». Развивающие и обучающие задания, проводимые в игровой форме, позволяют создавать благоприятную атмосферу и поддерживать интерес детей к процессу общения, а именно:
− работа с силуэтными и контурными картинками, облегчающая процесс соотнесения объемного предмета и плоскостного изображения;
− выкладывание символа из геометрических фигур и счетных палочек, улучшающая процесс запоминания символа;
− дидактические игры по принципу «Лото», где детям предлагается разложить символы на соответствующие предметные картинки (или наоборот), также способствующая их запоминанию;
− упражнение по принципу «Лото», в котором за основу берется сюжетная картинка с несколькими объектами (например, с персонажами сказки);
− выкладывание коротких предложений или словосочетаний из символов с опорой на сюжетную картинку «Девочка ест», «Девочка смотрит»;
− показ жестом объекта, предмета (ребенок показывает «Дедушка», «Бабушка»);
− выбор показанного жестом предмета из группы предметов;
− инсценировка сказки или фрагмента сказки (дети показывают своих персонажей жестами и «озвучивают» их при помощи жестов (с подсказкой педагога)).
Улучшению восприятия умственно отсталых детей способствуют показ предмета, позволяющий увидеть его возможно более четко, а также различные приемы, облегчающие восприятие – стимулирующие реплики учителя и система вопросов, направляющих внимание
школьников к устному описанию того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов. Особым оказывается вопрос о восприятии школьниками иллюстраций. В этом случае своеобразие высказываний детей обусловлено непониманием изображенной ситуации, взаимоотношений между персонажами, а также используемых в живописи приемов. На зрительном восприятии основывается ориентировка в пространстве, которая у детей настолько несовершенна, что ее недостаточность издавна считалась одним из основных признаков умственной отсталости. Недостатки пространственного восприятия отчетливо проявляются в процессе овладения речью, на уроках профильного труда, изобразительной деятельности и др. Учащиеся с трудом ориентируются на листе бумаги, не соблюдают строку, не могут расположить материал в тетради в нужном порядке. Изображая объекты, резко изменяют их размеры, перемещают вправо или влево.
Организация обучения умственно отсталого ребенка должна носить творческий характер, под которым подразумевается не только разработка новых учебных методик, но и способов подачи учебных знаний, соответствующих условиям меняющейся реальности. Жизнь ставит перед нами все новые задачи. Многие дети учатся показывать новые жесты только «рука-в-руке» с педагогом. Несомненным преимуществом уроков являются: возможность продолжать обучение новым жестам и символам; контроль усвоения материала; возможность неоднократного закрепления и повторения; интересная и доступная форма подачи материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекционный курс «Сенсорное развитие». Сенсорное развитие ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность , узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. С трудом воспринимают простую инструкцию педагога. У детей данной группы нарушена моторная сфера. Движения частей тела неточные, неловкие. У многих нарушена координация движений, двигательная активность слабая. Обучающиеся не соотносят образ предмета с его названием, затрудняются в определении на ощупь предметов. Не умеют обобщать и классифицировать предметы по признаку. Они частично знакомы с понятиями: верх, низ. Многие дети с трудом ориентируются на собственном теле, на листе бумаги. У них не сформированы временные представления: путают названия частей суток, времен года, не знают их последовательность.
Тактильная дорожка – это специальная поверхность, изготовленная из различных материалов и структур, таких как дерево, пластик, резина, велюр, искусственная трава и др. Дети, при ходьбе по тактильным дорожкам, испытывают различные ощущения подошвами стоп.
Предмет «Математические представления» для детей с ГУО. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Мной используется в работе индивидуальный подход в обучении предмету «Математические представления», передовые методы и компьютерные технологии, а также силиконовая насадка-тренажер на шариковую ручку для постановки письма у детей со слаборазвитой мелкой моторикой кистей рук.
Изучаем с Данилом цифру 5, прописываем по опорным точкам способом «рука в руке» ручкой с силиконовой насадкой-тренажером.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия». Актуальность коррекционного курса «Предметно-практические действия» заключается в коррекции недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью, используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разнообразными игрушками, ручной труд и т.д.). Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку предлагается специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Развиваем мелкую моторику с помощью сбора мелких игрушек.
Предмет «Изобразительная деятельность». «Изобразительная деятельность» занимает особое место в развитии и воспитании детей с ГУО. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами; используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Данил на уроке по предмету «Изобразительная деятельность» гуашью раскрашивает обезьянку!
Наносим клей на детали новогодней игрушки «Дед Мороз»!
Предмет «Окружающий природный мир». Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Наблюдаем за птицами, изменением природных явлений.
Дети внимательно смотрят фильм про животных!
Предмет «Речь и альтернативные коммуникации». Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено , либо невозможно. В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Повторение буквы А, конструирование по опорным точкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и обучение детей с глубокой умственной отсталостью на современном этапе
Доклад на пед.совет для школ VIIIвида...
Программа индивидуального обучения детей с глубокой умственной отсталостью (F-72). 3 класс
Рабочая программа для 3 класса (F-72)....

СИПР обучающегося 4 класса КГБОУ "Рубцовская общеобразовательная школа - интернат №2"
Специальная индивидуальная программа развития...

КГБОУ «ОЗЁРСКАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Составитель: Юрина Галина Николаевна, учитель -дефектолог
Рабочаа индивидуальная программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации разработана для школьников, обучающихся в среднем и старшем звене школы для детей с нарушениями слу...
Портфолио Туровской Марии Ивановной учителя начальных классов КОУ ВО Воронежская школа- интернат №6
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯФамилия. Имя, отчество Туровская Мария Ивановна...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с глубокой умственной отсталостью
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения....