Развитие социально-трудовых компетенций на уроках столярного дела
статья (5, 6, 7 класс)
Основным направлением работы школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши воспитанники не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому, социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, но и средством компенсации первичного дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialno-trudovyh_kompetentsiy_na_urokah_stolyarnogo_dela.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА
учитель профильного труда
МКОУ «Белоярская ШИ»
Додонков П.Н.
27.02.2022
Основным направлением работы школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши воспитанники не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому, социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, но и средством компенсации первичного дефекта.
Возможность овладения профессией воспитанниками во многом зависит от проводимой в школе коррекционной работы. Её основными направлениями для учителей технологии служат повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время.
Цель трудового обучения:
Создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков устройства быта, социализацию и интеграцию в общество
Педагогическая деятельность учителей труда направлена на развитие социально-трудовой компетенции.
Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере и включает в себя:
- умение планировать свою деятельность;
- умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;
- умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
- умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владение различными способами контроля и оценки деятельности.
Профессия столяра – одна из древнейших в мире. С незапамятных времён человек украшает своё жилище разными поделками из дерева- столы, стулья, табуреты, шкафы, кровати. Изготовить ту или иную вещь из древесины - это ещё не всё. Нужно, чтобы эта вещь была красивой, прочной, удобной. А этого могут добиться только мастера своего дела – люди, которые любят и умеют хорошо работать.
Для школьников труд – это их учёба, работа в мастерских на уроках и кружках. Практическая деятельность на этих занятиях, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной, а разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.
Большое внимание уделялось обогащению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха ученика.
Дети в группах по своему развитию неоднородны, поэтому для достижения наилучших результатов используется разно уровневый подход, который помогает максимально раскрыть потенциал развития каждого ребёнка.
Умение планировать свою деятельность развивается у наших детей на протяжение всего времени обучения. Перед началом изготовления любого нашего изделия проводится анализ и планирование его изготовления. Наши дети не способны самостоятельно спланировать свою работу. Поэтому необходимо использовать дифференцированный подход при составлении плана изготовления изделия. Наиболее сильным детям необходима небольшая подсказка, а для слабых достаточно научить их планировать в рамках одной операции( какой подготовить инструмент, как закрепить деталь и др.).
Умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата
Нашим детям необходима сильная мотивация , чтобы они захотели самостоятельно что-то делать. Это может быть соревнование кто лучше сделает, изготовление необычного экспоната, например. Эти работы хороши тем, что они заставляют ребят задумываться над тем, как изготовить такое изделие, самостоятельно планировать его изготовление.
Умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы
Это умение отрабатывается нашими учениками на протяжении всего периода обучения. Дети постоянно изучают и повторяют правила безопасной работы ручным столярным инструментом, а в старших классах также и электрифицированным. При работе на сверлильном и токарном станках.
Умение владеть этикой трудовых и гражданских отношений
Для развития таких умений необходимо создать условия, при которых дети должны взаимодействовать между собой. Таким условием является коллективная работа, когда членам коллектива необходимо поддерживать друг друга для достижения своей цели.
Владение различными способами контроля и оценки деятельности
Это наиболее сложное умение для наших детей. Часто наши дети обладают завышенной самооценкой или наоборот, что у них сделано плохо. Для правильной оценки своих работ для ребят необходимо разрабатывать многоступенчатые критерии, например, проверить размеры, проверить шероховатость, сравнить с образцом методом наложения и др.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ на уроках столярного дела»
из опыта работы...
Доклад по теме: «Развитие социально-трудовых компетенций на уроках швейного дела»
Доклад на школьном методическом объединении....
«Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»
laquo;Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»...
"Развитие творческой активности обучающих с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями) на уроках столярного дела".
Сообщение на МО учителей трудового обучения. 2018-2019 учебный год....
Развитие двигательных навыков обучающихся на уроках столярного дела
Методическая разработка "Развитие двигательных навыков обучающихся на уроках столярного дела"...
Доклад «Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»
Доклад«Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»...
Выступление «Развитие личности и творческих способностей на уроках столярного дела».
Выступление «Развитие личности и творческих способностей на уроках столярного дела»....