Доклад «Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»
материал по технологии

Руслан Андреевич Каранов

Доклад

«Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Богородская школа №8»

Доклад

«Развитие творческой активности и навыков самостоятельности на уроках столярного дела»

Выполнил:

Учитель первой квалификационной категории

Каранов  Руслан Андреевич

2023 – 2024 уч.год

Основной задачей работы с обучающимися с ОВЗ является возможность адаптации в современном обществе, выпускники должны быть готовы к жизненным изменяющимся условиям, в связи с этим развитие творческих способностей становится сегодня одной из проблем коррекционного образования.

Важной педагогической задачей является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческую активность, где важная роль отводится урокам профильного труда и в частности, урокам столярного дела.

Для учителя задача развития творческой активности и навыков самостоятельности учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Для реализации направления как, создание условий для развития самостоятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к самостоятельности.

Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, пробуждает инициативу, способствует самовыражению и уверенности в себе. Важно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, оказывать детям разные виды помощи, поощрять их.

В своей работе по развитию творческой активности и навыков самостоятельности применяю инновационные технологии (здоровьесберегающие, личностно-ориентированные и информационные) на уроках  профессионально - трудового обучения в школах для обучающихся с ОВЗ и внедряю в педагогическую практику   индивидуально -дифференцированный подход, это позволяет активизировать потенциальные возможности организма школьников и способствует  развитию творческих способностей, самоанализа и самоконтроля. 

Так же я делаю упор на самостоятельную работу учащихся с ограниченными возможностями здоровья, где дети стараются предложить свой вариант создания работы, стараются использовать доказательную речь, сделать выводы, выразить свое отношение к созданию работы. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Когда вместе с учащимися изготавливаю различные изделия, поделки, я вижу в глазах учеников огонек, когда у них все получается, когда они сами начинают проявлять свою фантазию, творчество.

Для повышения творческой активности и навыков самостоятельности  организуем разнообразные формы внеурочной деятельности. Это и экскурсионная работа, проведение творческой недели, праздничных мероприятий, участие в конкурсах, выставках.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогики на современном этапе. Благодаря тому, что ученики делают изделия декоративно-прикладного искусства от начала до конца сами, то есть от не струганной доски до красивой разделочной доски, скамейки, элементов кухонной утвари и т.д., видят логическую завершённость своего труда, у них появляется огромный интерес к изготовлению этих изделий. Чтобы сделать изделие более красивое и изящное, отличающееся индивидуальностью, ученики сами начинают искать и изучать специальную литературу. У них появляется интерес к изготовлению художественных изделий. При изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства учащиеся приобретают как трудовые, так и художественные навыки.

Творческие задания и упражнения способствуют развитию познавательной активности на уроках.

Предмет «Столярное дело» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.

На уроках необходимо  использовать проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученик при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследует пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание необходимо уделять практической работе, поощрять творческую инициативу, поддерживать слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использовать и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-соревнование и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность. Развитие творческой активности и навыков самостоятельности учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.


Используемая литература:

Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.

Хуторский А..В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.

Яковлева Г. В., Титеева И. Л. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 10 (18), 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Доклад "Развитие творческой активности школьников методом проектов"

Цели общеобразовательной области « Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включает...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ на уроках поварского дела и подготовка к самостоятельной жизни»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.  Если учитель имеет только любовь к ученикам,  как отец, мать он будет лучше тогоучителя, который прочел все книги, но не и...

Развитие двигательных навыков обучающихся на уроках столярного дела

Методическая разработка "Развитие двигательных навыков обучающихся на уроках столярного дела"...