"Развитие творческой активности обучающих с ОВЗ(интеллектуальными нарушениями) на уроках столярного дела".
статья

Дмитрий Александрович Михаевский

Сообщение на МО учителей трудового обучения. 2018-2019 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Демидовская школа-интернат»

Сообщение по профильному труду

(столярное дело)

По теме: «Развитие творческой активности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках столярного дела»          

Учитель: Михаевский Дмитрий Александрович

                           

                                                    2018-1019 учебный год

«Развитие творческих способностей учащихся старших классов с    умственной отсталостью на уроках столярного дела»

 Основной задачей коррекционной школы сегодня является возможность адаптации обучающихся в современном обществе, выпускники должны быть готовы к жизненным изменяющимся условиям; в связи с этим развитие творческих способностей становится сегодня одной из проблем коррекционного образования.

 Одной из педагогических задач на сегодняшний день является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам профильного труда и в частности, урокам столярного дела.

 Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

 Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, пробуждает инициативу, способствует самовыражению и уверенности в себе. Важно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, оказывать детям разные виды помощи, поощрять их.

 У моих учеников умственное развитие весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индивидуального подхода в обучении столярному делу.

 В своей работе по развитию творческих способностей я делаю упор на самостоятельную работу учащихся с ОВЗ, где дети стараются предложить свой вариант создания работы, стараются использовать доказательную речь, сделать выводы, выразить свое отношение к созданию работы: "Почему именно это я хочу сделать?" Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

 Мне нравиться самому заниматься с учащимися различными видами изготовления изделий, поделок, я вижу в глазах учеников огонек, когда у них все получается, когда они сами начинают проявлять свою фантазию, творчество.

 Для повышения творческого потенциала учащихся существует много форм внеурочной деятельности. Это и экскурсионная работа, проведение недели труда, праздничных мероприятий, участие в конкурсах, выставках.

 К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки для педагогов и гостей школы.

 Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

 Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогики на современном этапе. Благодаря тому, что ученики делают изделия декоративно-прикладного искусства от начала до конца сами, то есть от не струганной доски до красивой разделочной доски, скамейки, элементов кухонной утвари и т.д., видят логическую завершённость своего труда, у них появляется огромный интерес к изготовлению этих изделий. На уроках столярного дела ученик, вытачивая деталь, мыслит, а как на эту деталь «ляжет» тот или другой расписной орнамент, и каков будет конечный результат. Чтобы сделать изделие более красивое и изящное, отличающееся индивидуальностью, ученики сами начинают искать и изучать специальную литературу. У них появляется интерес к изготовлению художественных изделий. При изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства учащиеся приобретают как трудовые, так и художественные навыки.

 Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

 Тема самообразования, взятая мной в 2017 году, звучит так: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках столярного дела». К данной теме я обратился в связи с тем, что  столкнулся со снижением интереса  к некоторым темам моего предмета. Творческие задания и упражнения способствуют развитию познавательной активности на уроках.

 Я убедился, что на уроках, где применяются творческие задания, ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте продолжим работу», что свидетельствует об успешности урока.

  Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности.

 Для решения этой цели я определил следующие задачи:

формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания;

развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

 В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. Свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета.

 Предмет «Столярное дело» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.

 В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.

 Особое внимание уделяю самостоятельной работе учеников, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, и другие).

 Если у учеников при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю им ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».

 При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся, тем самым, ставя перед учеником проблему.

 На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

 В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция правильного расположения рисунка на разделочной доске. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по выжиганию ставлю перед учениками проблему: предлагаю самостоятельно разложить рисунок на разделочной доске с учетом расположения рисунка точно по центру доски или нескольких рисунков по краям. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет ученикам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

 Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-соревнование и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед учениками задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу.

 Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить план работы для изготовления кухонной лопаточки, выбор орнамента для резьбы по дереву и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

 Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность. Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.

 Используемая литература:

Лук А.Н «Теоретические основы выявления творческих способностей».- М., 1991 г.

Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.

Хуторский А..В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.

Яковлева Г. В., Титеева И. Л. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 10 (18), 2012

Инернет-ресурсы: https://урок.рф; https://www.bibliofond.ru

Статья Мануйловой С.С «Развитие творческих способностей учащихся- одна из форм профессиональной самореализации педагога», 2011 г.

Доклад Петряковой О.В «Развитие творческих способностей учащихся в неурочное время»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка

Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...

Развитие творческой активности обучающихся 6 класса на уроках математики средствами ИКТ

Итоговая работа на курсах повышения квалификации на тему "Развитие творческой активности обучающихся 6 класса на уроках математики средствами ИКТ"...

Развитие навыков грамотного письма обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка.

Статья о формировании функционалной грамотноти обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на уроках русского языка....

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...

4.Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 уч. г.

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...

Доклад. Формирование учебной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела

Формирование мотивации обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка в целом. Это обусловле...