Деятельность педагога СКОУ по формированию здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
учебно-методический материал

Германова Людмила Валерьевна

Эта статья представляет разработанную программу по формированию здорового и безопасного образа жизни, предназначенную для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это направление в настоящий момент является одним из приоритетов государственной политики в области образования. Особенно это актуально в воспитательной работе с детьми с особенными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_mart_22.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деятельность педагога СКОУ по формированию здорового и

безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)».

Автор: Германова Людмила Валерьевна

Воспитатель ГБОУ школа-интернат г.о. Отрадный Самарской области

2022 год

Введение.

 В  федеральном  законе  от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» в ст.41 «Охрана здоровья обучающихся» говорится о пропаганде и обучении навыкам здорового образа жизни:  «Формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом» (федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в  РФ»).

Программа по формированию здорового и безопасного образа жизни предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это в настоящий момент является одним из приоритетов государственной политики в области образования. Показатели здоровья российских школьников далеки от идеальных.

Становление ценностей здорового образа жизни у подрастающего поколения является одним из приоритетов государственной политики в области российского образования. Это особо отмечено в основных законодательных актах РФ, таких как Конституция РФ, закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и  законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка и о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

Стандарт направлен, в том числе, на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование общей культуры, обеспечивающей разносторонней развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает пробуждение в детях желания заботится о своем здоровье, путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной и внеучебной деятельности; формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов с учетом возрастных и психофизических особенностей; развитие потребностей в занятиях физкультурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровья обучающихся; становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя; формирование потребности у ребенка безбоязненно обращаться к специалистам по любым вопросам состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.

Традиционное содержание работы воспитателя по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) складывается из организации и проведения воспитательных и коррекционно-развивающих занятий соответственной тематики, подвижных игр и упражнений на всех видах прогулок, физкультминуток на внеклассных занятиях и в выполнении режимных моментов. Воспитатель организует посещение занятий ЛФК по назначению специалиста и секций дополнительного образования по утвержденному расписанию учреждения.

Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное, которые реализуются через формы – индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно-полезные (трудовые) практики.  

По материалам научного Центра здоровья детей РАМН в России около 30 млн. детей, из них 20 млн. посещают образовательные учреждения, в том числе школьников – 15 млн. За последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья российских школьников. В младших классах число отклонений от нормы и хронических заболеваний увеличилось на 55%. Если в 1988 году абсолютно здоровых (1 группа здоровья) было 5 % учащихся младших классов, в 2008 году - менее 2% здоровых детей, в 2013 году менее 1% здоровых детей. Среди младших школьников замечен рост, во-первых, нарушений сердечно-сосудистой системы, во-вторых, нервно-психических расстройств, в-третьих, нарушений костно-мышечной системы.

Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения, хотя охрана материнства и детства, защита прав и охрана здоровья детей являются одними из стратегических направлений государственной политики России. В настоящее время при общей положительной динамике наиболее социально значимых показателей сохраняется ряд негативных тенденций. Растут показатели заболеваемости, инвалидности детей. Стабильно высокими остаются показатели смертности в группе детей старшего возраста, ухудшается качество здоровья детей (6.1.Основные законодательные и нормативные методические документы).

По данным физиолого – гигиенического мониторинга число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Только 10% молодежи имеет состояние  здоровья близкое к норме. За последнее 20 лет увеличилось число детей биологически не соответствующих  6-7 годам, 30% из них нуждаются в реабилитации.

 По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние 10 лет обучения в школе ухудшается на 9,3 процента, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания. (Эксперт журнала «Региональная Россия», помощник президента РФ Голикова Т.А.).   

К факторам, влияющим на ухудшение здоровья младших школьников, относятся: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, низкая двигательная активность, недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию основ здорового образа жизни у современных школьников. Работа педагога  по формированию положительной мотивации к ведению здорового  образа жизни состоит из следующих компонентов: создавать условия для достаточной двигательной активности детей; учить основам закаливания и рационального питания; соблюдать режим дня; обучать грамотному экологическому поведению; осваивать основы психогигиены, направленной на формирование умения управлять своими эмоциями; вырабатывать позитивные привычки и навыки безопасного поведения дома, на улице, в любых жизненных ситуациях; давать основы сексуальной грамотности.

Для коррекционных школ, где учатся дети с ОВЗ, проблема здоровья является наиболее актуальной. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. И очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье.

 В основе вышеперечисленных проблем лежит, в том числе, отсутствие у ребёнка понимания необходимости стремиться быть здоровым духовно и физически. С раннего детства нужно воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью.  Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.

         Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.  Этому поможет использование в воспитательной работе  разнообразия педагогических средств, как один  из вариантов по формированию здорового образа жизни воспитанника.

Используя наблюдение за  деятельностью ребёнка, можно выяснить, как у него формируется положительная мотивация к здоровому образу жизни; знает ли он о собственных возможностях; как овладевает социально-бытовыми умениями; владеет ли навыками коммуникации; умеет ли соблюдать элементарные правила безопасного поведения; как осваивает двигательные навыки; проявляет ли познавательную активность и самостоятельность; умеет ли определять своё самочувствие при физических нагрузках; как осваивает доступные виды физкультурно-спортивной деятельности. Исходя из этих наблюдений, прослеживаются недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

  Выделяется ряд недостатков в результатах профессиональной деятельности:

- однообразие применяемых педагогических средств;

- слабая мотивация детей;

- не может контролировать свои движения (не подчиняется правилам игры);

- не сформированы волевые качества;

- ребенок не обладает развитым двигательным творчеством( не может прыгать как зайчик, стоять как цапля);

Недостатки в основном процессе:

- педагог слабо владеет информационно-коммуникационными технологиями и не умеет применять их на практике, что не позволяет разнообразить виды двигательной деятельности;

- не проводится работы с родителями по их знакомству с подвижными играми;

-несоответствие тематике выбранной игры для места проведения игры, подготовленности детей, их индивидуальных особенностей;

- нерегулярное вовлечение родителей в образовательную  деятельность по овладению подвижными играми;

Недостатки в условиях:

- отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных методических пособий;

- недостаточно оснащение материальной базы: спортивной площадки, спортивного  инвентаря для проведения подвижных игр на прогулке;

- в организации подвижных игр не созданы условия для индивидуальной работы с детьми ОВЗ;

- рассогласование требований к физическому развитию  ребенка со стороны педагога и родителей.

Из всего этого определяется противоречие:

  • создание  психолого-педагогических условий овладения детьми дошкольного возраста подвижными играми  должно осуществляться посредством  организованной в группах развивающей среды по данному направлению, однако в ДОУ не в полной мере обеспечены  различные виды условий.
  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Становление ценностей здорового образа жизни у современных школьников очень важно, особенно для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Но в практической воспитательной деятельности по выработке положительной мотивации к здоровому образу жизни, чаще всего используются традиционные однообразные педагогические средства. Необходимо отобрать наиболее эффективные активные педагогические средства для использования их в решении вышестоящей проблемы.

Формирование норм и правил здорового образа жизни у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает мотивационный компонент, однако в практической воспитательной деятельности (в образовательном процессе) не всегда педагогические средства, направленные на формирование этой мотивации, используются эффективно.

Формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) норм и правил (ценностей) здорового образа жизни предполагает наличие у детей сформированных познавательных интересов (мотивации), однако, особенности обучающихся с у о (и н), не позволяет реализовать эту цель в образовательном процессе в полной мере.

Развитие положительной мотивации к здоровому образу жизни у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит в различных видах деятельности, однако однообразие применяемых при этом педагогических средств, делает этот процесс затруднительным. Назрела необходимость отбора эффективных педагогических средств, с учетом особенностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Проблема заключается в определении наиболее эффективных педагогических средств становления у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ценностей здорового образа жизни.

На основании проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях реализации  образования,  можно сформулировать проблему: использование эффективных педагогических средств для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  положительной мотивации к здоровому образу жизни.

2.        Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок проявляет способность контролировать свои движения в игре, умеет находить общие интересы.

Владеет умением организовать самостоятельно игру.

.

Игра «Совушка», « Два мороза». Игра « Волк во рву».

Игра « Кто скорее добежит до флажка».

 Владеет состязательными отношениями между сверстниками.

 Соблюдает правила игры, владеет состязательными отношениями  между сверстниками.

Умеет подбирать участников для подвижной игры.

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 Достаточная степень физической подготовленности детей.

Умеет  выполнять различные ОВД и регулировать ими.

 

Эстафета « Веселые ребята».

 Игра « Ловишки».

Умение двигаться в заданном направлении.

Игра - эстафета «Дорожка препятствий». « По мостику».

Выполняет основными видами общих развивающих упражнений.

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Способен выполнять задание, связанные с обязательными для всех правилами.

Овладевает нормами безопасного поведения в подвижных играх и умение управлять ими.

Умеет подчиняться правилам игры, играть дружно.

Игра « Охотники и звери».

Интересуется результатом двигательных действий в подвижной игре.

Игровое упражнение

 « Самый меткий».

Способен выполнять движения в изменяющихся условиях.

Действовать по сигналу и выполнять двигательные движения в подвижных играх по правилам.

Способен проявлять свои волевые качества.

3.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешной реализации проблемы по обеспечению организованных и психолого-педагогических условий для детей дошкольного возраста с целью формирования у дошкольников среднего возраста первичных представлений об объектах живой природы необходимо произвести изменения во всех составляющих образовательного процесса: содержании, средствах обучения и воспитания, а также в контроле образовательных результатов.

В содержании:

  • перспективное планирование по ознакомлению с подвижными играми с правилами с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их проведение и в каком месте (приусадебный участок, на улице или в группе);
  •  организация подвижных игр разного содержания по классификации: сюжетные, бессюжетные, игры - соревнования, спортивные игры.
  • Разработка конспектов итоговых мероприятий совместно с родителями.
  • Совместные праздники с участием родителей.
  • Семинары-практикумы с родителями « подвижные игры на улице», « народные подвижные игры»

В средствах обучения и воспитания:

В средства обучения необходимо включить:

- Проектная деятельность (по физическому развитию) « Любимые подвижные игры нашей семьи»

- Мультимедийные дидактические игры по образовательной деятельности « Физическое развитие».

  •    Информация для родителей « В какие игры играем дома»;
  •     анкетирование «Опросник для педагогов»;
  •      проект:   «Любимые подвижные игры нашей семьи».
  • проведение с детьми мультимедийных игр  «Подвижные игры с правилами» с целью определения сформированности знаний по ознакомлению детей с разными подвижными играми с правилами.
  • проведение бесед, наблюдение и рассматривание рисунков;
  •  использование обыгрывания конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них;
  • проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем ближнему», «Что можно сделать для друга»;
  • проведение мимических и пантомимических упражнений: «Тренируем эмоции» (нахмурься, как осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций», «Азбука настроения»;

Педагогические средства обучения – это материальный или идеальный объект, который использован педагогом и обучающимся для усвоения новых знаний. К предметам материальной культуры относятся: натуральные объекты (объекты растительного и животного мира); изобразительная наглядность; игрушки (сюжетные, дидактические, спортивные, музыкальные, технические, театрализованные, строительные и конструктивные, самоделки); оборудование для опытов; учебно-игровые пособия; дидактический  материал (раздаточный).

К техническим средствам обучения относятся технические устройства экранной проекции; звуковая аппаратура; экранно-звуковая аппаратура; вспомогательные технические средства (экраны, панели, электронные доски). К дидактическим средствам обучения относятся экранные (диафильмы, анимационные фильмы); звуковые (магнитофонные, цифровые записи); экранно-звуковые (звуковое и учебное кино, телепередачи).

Учебно – методическое обеспечение (учебные пособия, методические разработки).

К идеальным средствам обучения относятся: художественные средства (произведения искусства); средства наглядности (картины, фотографии, предметно – схематические и графические модели); средства общения (вербальные и невербальные); средства стимулирования познавательной деятельности (помощь в обучении, противодействие обучению).

Выбор средств зависит от: закономерностей и принципов обучения; общих целей обучения, воспитания и развития; конкретных образовательных задач; уровня мотивации обучаемых; содержания материала; времени; объема и сложности материала; уровня подготовленности обучаемых; возрастных и индивидуальных особенностей; тупа и структуры занятия; интереса обучаемых; взаимодействия между педагогом и детьми; материально-технического обеспечения; особенностей личности педагога, его квалификации.

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые изменения:

  • курсы повышения квалификации педагогов по теме: «Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания»;
  • повышение компетентности и профессионализма педагога;
  • семинар по теме «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»;
  • овладение педагогами новыми инновационными технологиями;
  •  педагогический совет «Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей»;
  • привлечение к работе музыкального руководителя, воспитателя (инструктора по физической культуре).

Научно-методические изменения:

  • составление картотеки дидактических игр;
  • разработка методических рекомендаций для воспитателей по ознакомлению дошкольников с различными подвижными играми с правилами и по развитию эмоциональной сферы дошкольников;
  • составление перспективных планов по ознакомлению дошкольников с различными подвижными играми для разных возрастных групп.
  •  Подборка методической литературы о различных видах подвижных игр с правилами усложнённого характера;
  • разработка методических рекомендаций для родителей, способствующих к совместному приобщению с детьми к подвижным играм с правилами и способствующих развитию коммуникативных качеств дошкольников;
  • создание картотеки подвижных игр в группе на прогулке.

Материально-технические изменения:

  • Обогащение предметно-развивающей среды в группах: увеличение раздаточного материала, материальное обеспечение спортивных уголков;

- спортивные уголки с различным спортинвентарём и игрушками, предметами и пособиями для снятия мышечного и эмоционального напряжения;

- приобретение интерактивной техники;

- электронная презентация;

- пополнение библиотеки справочной и методической литературой по теме социально-личностного развития дошкольников;

- пополнение медиатеки современными цифровыми ресурсами.

Нормативно-правовые изменения: 

  • ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Основная образовательная программа ДОО;
  • Концепция дошкольного воспитания (от 16.06.1989 г.);
  • Концепция содержания непрерывного образования     (от17.06.2003 г.).

Информационные изменения:

 - электронная презентация по ознакомлению с видами подвижных игр;

- создание электронных образовательных пособий, использование ИКТ в работе;

- подключение Интернет в группу;

- пополнение медиатеки (использование подвижных игр в образовательной деятельности).

Организационные изменения:

  • Проведение открытых мероприятий в ОУ для родителей по физическому воспитанию;
  • организация педсоветов по теме: «Эмоциональное благополучие как фактор успешного развития детей», «Развитие коммуникативных качеств детей в игре», семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых мероприятий в ДОУ с целью закрепления практических навыков педагогов в организации НОД по данной теме.

Методическое обеспечение:

        Литература для руководителя.

  1. Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. Волгоград, 2010.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2011.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб.2010.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПБ, 2010.
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение. СПб.,2010.
  6. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 2012
  7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 2012.
  8. Образовательные программы дополнительного образования. М., 2013.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-5 класс. М., 2013.
  10. Татарникова Л.Т. и др. Я и мое здоровье. Волгоград, 2011.

                               Литература для воспитанников.

  1. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 2012
  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 2012.
  3. www/igraemsa/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.

В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель программы: социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопа...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая программа учебного предмета "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов

Данная  рабочая программа составлена на основании: - Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования  России от 5.03.2004г.№1089.-За...

Рекомендации педагогам начальных классов "Формирование саморегуляции познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

В основе рекомендаций учителям, воспитателям лежит личностно-ориентированное общение взрослого с ребёнком, при котором учитываются его возрастные и индивидуальные особенности и реальные возможности....