Адаптированная программа по литераруре для обучающихся с ОВЗ 8 класс (индивидуальное обучение).
рабочая программа (8 класс)

Адаптированная программа по литературе для обучающихся с ОВЗ 8 класс (индивидуальное обучение). Составила учитель русского языка и литературы Е.Ф. Платонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_po_literature_8_klass.docx61.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Адаптированная рабочая программа по литературе

                                                                                     Индивидуальное обучение (35 час)

                                                                                             Пояснительная записка.

     Адаптированная рабочая программа  учебного курса «Литература» для  обучающихся  8 класса  с ОВЗ ( индивидуальное обучение )составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). Учебник «Литература. 8 класс» в 2-х частях под редакцией  Г.С. Меркина, издательство «Русское слово», 2019г, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

             В соответствии с этим изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

.  воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 . развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

.  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

 . овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.      

      Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

•        формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

•        осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

•        формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

•        формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

•        формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

•        формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

•        формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

                                                       Общая  характеристика  учебного предмета.

 В результате обучения по данной программе учащиеся повышают информационную, коммуникативную, деятельностную, культуроведче-

скую, социальную компетентности.

Реализовать личностно-ориентированный подход к обучению помогут учителю Рабочие тетради с дифференцированными, творческими заданиями (издательство «Русское слово»); рубрика учебника «Вопросы и задания», в том числе по краеведению; рубрика «Для вас, любознательные!» может быть использована для индивидуальных заданий. Более подготовленным учащимся можно предложить составлять (подбирая материал) такие рубрики к другим статьям и разделам учебника и затем предоставлять этим ученикам слово на уроке. Обучению творческой литературно-критической деятельности способствуют в учебнике статьи «В мире художественного слова...», сопровождающиеся заданиями разного уровня сложности, которые учитель должен предлагать учащимся с учетом дифференцированного подхода к обучению.

 Компетентностный подход – рубрика «Вопросы и задания» (межпредметные и внутрипредметные связи: литература, музыка, ИЗО, история, русский язык); рубрика «В мире художественного слова» (ИВС, интеграция с русским языком, работа с источниками, культура речи).

Системно-деятельностный подход – рубрика «Вопросы и задания» – развитие речи: урок-диалог, урок-экскурсия и т.д.; рубрика «После уроков» – внеурочная деятельность: Игра «Умники и умницы», КВН, литературные гостиные, исследовательские и творческие проекты, конкурсы, коллективные дела (типы и модели) и т.д.

Практико-ориентированный подход – рубрика «Вопросы и задания» урок-практикум; рубрика «Краткий словарь»; рубрика «Живое слово»; рубрика «Пофантазируем!»; рубрика «Советуем прочитать!».

     В реализации современных подходов к преподаванию литературы представляет интерес и работа с тестовыми заданиями, которые автор-

составитель учебника Г.С. Меркин предлагает к темам и разделам. Эти тесты могут использоваться как форма текущего и итогового контроля знаний. В пространстве урока рекомендуется практиковать не только устные, но и небольшие письменные ответы на вопросы развивающего характера с последующим их обсуждением и элементами устного рецензирования учащимися лучших ответов своих одноклассников. Для организации работы с текстом учащимся следует в первую очередь предлагать вопросы, которые актуализируют опыт личностного восприятия и развивают аналитические умения .Необходимо при этом ориентировать учащихся на то, чтобы они давали развернутые, доказательные (с опорой на текст) ответы, избегая излишнего пересказа.

Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного ученика. Особая роль практически на каждом уроке литературы отводится развитию речи. Задания, позволяющие повышать речевую культуру школьников, содержатся в рубриках «Живое слово», «Пофантазируем!», «После уроков» и т.д.

Ряд заданий учебника подразумевает включение воображения. Как правило, ученикам предлагается нарисовать иллюстрацию к произведению, самостоятельно написать рассказ и т.д.  Особое место в учебнике и в предполагаемых уроках отводится освоению теоретико-литературных понятий, дающих возможность эстететического восприятия и эстетической характеристики изученного произведения.

     В учебнике использованы основные способы обеспечения преемственности ступеней образования.

Педагогическая ситуация, при которой ученики воспринимают учебный процесс как равноправное сотрудничество с учителем, создается, когда педагог через систему вопросов и заданий позволяет им прийти к собственным «открытиям». При этом важнейшую роль играет постижение ими эстетической ценности произведения и его нравственных аспектов. Учебник-хрестоматия включает также справочный материал. В содержание самого учебника включены задания и упражнения, позволяющие характеризовать образ героя в единстве с развитием сюжета, своеобразием композиции и языковой художественной системой. Эта возможность моделируется в различных рубриках: «Вопросы и задания», «Живое слово», «В художественном мире произведения».

  Важнейшим фактором формирования читателя является развитие возможностей ученика, направленных на понимание и характеристику текста. Приемы понимания текста в учебнике представлены в системе дифференцированных заданий к художественным произведениям, позволяющих каждому ребенку осваивать знания в соответствии с индивидуальными возможностями.

                   Место учебного предмета «Литература» в учебном плане. В соответствии с учебным планом школы на изучение литературы в 8 классе на базовом уровне  отводится  35 часов ( И/О. из расчета 21учебный час в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи. Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом

чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения

выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

      В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5– классов общеобразовательных учреждений основана на применении системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

•        –формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•        –активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

•        –построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»;

•        - формирование умений и навыков квалифицированного читателя:

•        –умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

•        –выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть

•        – осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава

•        повести и пр.);

•        – умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

•        – умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

•        – умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

•        – умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

•        – умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

•        – умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

•        – умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

•        – умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

•        – умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

                                              СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

  Введение(1ч.)Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значе-ние художественного произведения в  культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

 Из устного  народного  творчества (3ч.)Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря  одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

     Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

  Из древнерусской литературы (3ч.) «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского»( фрагмент),  «Житие Сергия Радонежского».Б.К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский»( фрагмент). Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость,  готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление   как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки   и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы  XVIII  века .Г. Р. ДЕРЖАВИН ( 2 часа). Поэт  и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на   вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН (3 часа.). Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.Теория: жанр сентиментальной повести. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка  и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата   «Карамзин   на   страницах   романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

 Из литературы 19 века .  В.А.Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».( 1 час)

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин.»,  «Смерть Ермака».(2 ч)

  Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм. Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана,  выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала  XIX века».

 А.С.ПУШКИН (8ч.) Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «Бесы», «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания  и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Роман  «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература  и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям  и героям. Новый тип исторической прозы.

         Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная  роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман. Развитие  речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления  планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (3ч.) Кавказ в  жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность  к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные      мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория  литературы: сюжет  и фабула в поэме; лироэпическая  поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

 Развитие  речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления  цитатного плана, устное сочинение.

Связь с  другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»

Н.В. ГОГОЛЬ (6ч.) Основные  вехи   биографии   писателя.   А.С.  Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости  и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для  обсуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.  

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия  в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час   эстетического   воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

 И.С. ТУРГЕНЕВ (3ч.). Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения  писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.     Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

Н.А.НЕКРАСОВ (2 ч.).Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.   «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность  (создание первичных представлений); выразительные  средства художественной речи: эпитет, бессоюзие;  роль глаголов и глагольных форм.    

Развитие    речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

 А. А.ФЕТ (2ч.).Краткие  сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:Н. И.  Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский.   «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в.  «Отчизна»; Н.П.  Огарев.  «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

 А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3ч.)        Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» -  своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.Теория литературы: драма. Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

 Л.Н. ТОЛСТОЙ (3).Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план сочинения-рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из  литературы XX  века. М. ГОРЬКИЙ (3ч.).Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные  ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы   Горького. Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный  план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

В.В.МАЯКОВСКИЙ (2ч.). Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер». Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина  по материалам конкурсных работ учащихся.

 О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)  (2ч.) Н.Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек  и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного  анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому  рассказу.Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм  (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления  словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2ч.) Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества  лирике       Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..». М.В.ИСАКОВСКИЙ. ( 2 часа).Основные вехи биографии поэта. Стихотворения :  «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве  М. В, Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики 19 века. Теория литературы: стилизация; устная народная поэзия; тема стихотворения. Развитие речи: выразительное чтение

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М. В. Исаковского»

  В.П. АСТАФЬЕВ  (3ч.) Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа. Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »; М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др

 А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.). Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: Л.Л. Блок.  «Есть минуты, когда не тревожит...»;В.В. Хлебников.  «Мне мало нужно...»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;М.В.Исаковский.  «Катюша»; М. Л. Светлов. «Веселая песня»;Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский.    «Мне такою нравится земля» В.С.. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

 В .Г. РАСПУТИН (3ч.). Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы  В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки  Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих  различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту. Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

 Из  зарубежной  литературы. У.ШЕКСПИР (3ч.). Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра). Связь с другими искусствами: история театра.

 М.СЕРВАНТЕС (3ч.).Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Теория литературы: роман, романный герой. Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Автором рабочей программы внесены следующие изменения:

                              Тема

Количество часов

Введение(1ч.)

1

Из устного  народного  творчества (3ч.)

1

  Из древнерусской литературы (3ч.)

3

Из литературы  XVIII  века

2

Г. Р. ДЕРЖАВИН

1

Н.М. КАРАМЗИН

1

Из литературы 19 века .  

17

В.А.ЖУКОВСКИЙ

1

К.Ф. РЫЛЕЕВ

1

А.С.ПУШКИН (8ч.)

6

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (3ч.)

1

Н.В. ГОГОЛЬ (6ч

3

И.С. ТУРГЕНЕВ (3ч.).

1

Н.А.НЕКРАСОВ (2 ч.).

1

А. А.ФЕТ (2ч.).

1

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3ч.)

1

Л.Н. ТОЛСТОЙ (3).

1

Из  литературы XX  века.

10

М. ГОРЬКИЙ (3ч.).

2

В.В.МАЯКОВСКИЙ (2ч.).

1

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)  (2ч.)

1

Н.Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык».

1

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2ч.)

1

М.В.ИСАКОВСКИЙ. ( 2 часа).

1

  В.П. АСТАФЬЕВ  (3ч.)

1

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.).

1

В .Г. РАСПУТИН (3ч.).

1

Из  зарубежной  литературы

2

У.ШЕКСПИР (3ч.).

1

М.СЕРВАНТЕС (3ч.).

1

                                                                ИТОГО

35 ч

                                                           

                                                 Планируемые результаты изучения учебного предмета

          Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного

отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром ав-

торов и судьбами их героев.

         Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

      Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, ли-

тературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравст-

венных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и

формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или

нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскры-

тии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями

других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь

вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние твор-

ческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми-

рование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художествен-

ных образов литературных произведений.

                                         КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

(по программе под редакцией Г.С. Меркина – 35 часов) .          Индивидуальное обучение.

п/п

Тема урока

Виды учебной деятельности

Дата проведения.

Домашнее задание

1

Введение

Художественная литература и история.

Составление вопросов к статье учебника, беседа.

Стр.3-4(изучить)

2

Исторические песни :  «Иван Грозный молится о сыне». Периоды создания русских исторических песен.

« Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»,

( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.

Работа с учебником, сообщения учителя , выразительное чтение,., исследовательская работа с текстом, беседа

Чтение песен. Прочитать статью «Темы и герои. XVII век. Песня-плач». «Исторические песни XVII века». Вопросы.

3

«Слово о погибели  Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

Лексическая работа, выразительное чтение, сообщения учителя, исследовательская работа с текстом

Подготовить выразительное чтение «Слова о погибели Русской земли...».

4

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу

Составление цитатного плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, исследовательская работа с текстом, пересказ

Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы». Выразительное чтение.

5

«Житие Александра Невского».  Основные проблемы житийной литературы.

Пересказ, выразительное чтение, работа со статьей учебника и иллюстрациями.

Прочитать «Житие Александра Невского». Составить цитатный план.

6

Державин Г.Р. Поэт и государственный  чиновник. Служба, служение, власть и народ. «Вельможа» .  Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

Составление вопросов к статье учебника, ответы на вопросы ,работа с иллюстрациями, выразительное чтение, лексическая работа.

Выразительное чтение, стр.47 (в.4 устно) Наизусть стих. «Памятник»,

7

Карамзин Н.М.  Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.  «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика. Образ Лизы. Новый тип героя. Сентиментализм

Работа со статьями и иллюстрациями учебника, составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение, план характеристики образов героев

Прочитать повесть. Стр.65 (в.1,2,3,4,8 устно) Письменно «И бедные тоже любить умеют»

8

 Основные темы, мотивы  лирики В.А.Жуковского. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин художников. Исследовательская работа.

Стр.72-74 (изучить), выразит.чтение стих.Жуковского (по выбору)

9

К.Ф. Рылеев. Думы «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».

Составление плана статьи учебника, выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин художников.

Стр.97,в.1 устно, повторить биографию  А.С. Пушкина.

10

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« Бесы».

Конструирование вопросов к статье учебника, лексическая работа. Выразительное чтение, беседа, работа со статьёй учебника

Стр.115, вопросы 1-5 устно

11

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», «Пиковая дама».

Сообщение учителя, пересказ статьи учебника, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа

«Капитанская дочка» 1 гл рассказ о герое.

12

Пушкин А.С.Повесть  «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика. Формирование характера Петра Гринева.

Сообщения учителя , пересказ статьи учебника, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа

Главы 2-5 прочитать Составить цитатный план главы «Поединок» и пересказ главы.

13

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости

Составление плана, подбор тезисов, беседа, составление рассказа о герое, исследовательская работа с текстом

Составить характеристику героя по заданному плану.

14

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»

Образ Маши Мироновой.

Работа со статьями учебника,  работа с иллюстрациями, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов повести, беседа

Образ Маши Мироновой. Письменно характеристику

15

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.

Работа со статьями учебника,  работа с иллюстрациями, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов повести, беседа

Стр.232 вопросы 3,4 устно сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

16

Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве. Поэма «Мцыри». Основные мотивы, художественная идея и  средства ее выражения. Образ-персонаж, образ- пейзаж. «Мцыри – любимый идеал поэта»- В.Белинский.

Составление тезисного плана статьи учебника, выразительное чтение, беседа .

Выразительное чтение поэмы. Отрывок наизусть.

17

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Петербург в жизни Гоголя. Интерес писателя к театру. Творческая  история комедии «Ревизор»

Составление вопросов к статье учебника, построение диалога, работа с портретом писателя, лексическая работа Комментированное чтение,  исследовательская работа с текстом. Подготовка вопросов для обсуждения

Прочитать 1 и 2 действия комедии.

Сообщение об образе Хлестакова.

18

Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.Хлестаковщина  как общественное явление

Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом,  лексическая работа.

Дочитать комедию до конца. подготовить сообщения по образам чиновников

19

Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

Выразительное чтение по ролям, беседа,  составление цитатного плана-характеристики образа героя

Стр. 378 (в.3,5,6,7 устно). Сочинение

20

Тургенев И.С. Произведения писателя о любви. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность , противоречивость характера – основное в образе героини.Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

Тезисный план, выразительное чтение, беседа, исследовательская работа с текстом,  пересказ, лексическая работа

Озаглавить части повести, Составить цитатный портрет Аси (глава 2).

21

Некрасов Н.А.  Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны» .  «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова

Составление тезисного плана статьи учебника, выразительное чтение, лексическая работа, беседа

Наизусть выучить стихотворение Некрасова (по выбору).

22

Фет А.А.  Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы» «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета

Лексическая работа, составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями, беседа, исследовательская работа с текстом

Стр. 75, вопрос 7 устно.Составить план статьи. Наизусть по выбору.

23

Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. Пьеса –сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Особенности конфликта пьесы- сказки. Связь с мифологическими  и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

Работа со статьей учебника, заполнение рефлексивной таблицы, беседа. Лексическая работа (эгоизм, лицемерие)

Прочитать пьесу «Снегурочка». Стр.97-103 прочитать. Ответить на вопросы.

24

Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

Составление рассказа о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, выразительное чтение, пересказ, лексическая работа, беседа.

Стр.117, вопросы 3,5 устно. Пересказ.

25

Горький М.  Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

Художественный пересказ,

беседа, работа со статьей учебника, выразительное чтение,  работа с иллюстрациями

Ответить на вопросы. Подготовить пересказ легенды о Лойко и Радде.

26

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа  «Мой спутник»

 Работа со статьей учебника, выразительное чтение,работа с иллюстрациями, беседа

Прочитать рассказ «Мой спутник»

27

Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе,  слайдовой презентации.

Стр. 190, вопросы 1-5

устно. Наизусть

28

Тэффи Н.А. «Свои и чужие».  Большие проблемы «маленьких» людей .     Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

Выразительное чтение, лексическая работа, беседа. Составление плана статьи

учебника.

Чтение рассказов. Стр. 205, вопросы 9, 10,11, 12 устно.

29

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

Составление плана статьи учебника, рассказа о поэте, выразительное чтение, прослушивание музыкальных произведений, беседа

Наизусть стихотворение Заболоцкого по выбору.

30

М. В. Исаковский. Основные вехи биографии. Стихотворения «»Враги сожгли родную хату». «Три ровесницы» «Катюша». Продолжение традиций устной народной поэзии.

Беседа, работа со статьей учебника, выразительное чтение

Наизусть

31

Твардовский А.Т.  Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». ». Россия на станицах поэмы. Образ автора.  Художественное своеобразие изученных глав

Составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение, исследовательская работа

с текстом, сообщения учителя

Стр. 248, вопросы 1,2 устно

32

Астафьев В.П.  Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Образ бабушки и учителя. Проблема нравственной памяти.

Исследовательская работа

с текстом, художественный пересказ глав книги «Последний поклон»,  беседа

Стр. 270, вопросы 6-11

33

Распутин В.Г.  Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского» Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

Работа со статьей учебника, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с портретом писателя, беседа , лексическая работа.

Дочитать. Стр. 303, вопросы 1,2 устно, вопрос 4 письменно

34

Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».. Певец великих чувств и вечных тем.  Основной конфликт пьесы. Проблема отцов и детей.

Работа с материалами учебника .

 Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, сообщения  учащихся, беседа

Срт.340-344, изучить. Прочитать трагедию. Цитатный план характеристики главного героя

35

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа..Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство

Составление плана рассказа о писателе, выразительное чтение, беседа, работа

с иллюстрациями, сообщение учителя.

Стр.359, вопросы 1,2 устно Художественный пересказ гл 4 части 1

36

Подведение итогов. Отзыв о прочитанном произведении. Рекомендация книг для  летнего чтения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по математике для обучающихся 10 - 12 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная Адаптированная программа по математике для 10-12 классов составленаВалах Е.В., разработана на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ...

Рабочая программа по письму и развитию речи 5 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа разработана на основе «Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида».«Письмо и развитие речи». А. К. Аксёнова, Москва, «Просвещение», 2010 г.Программа рас...

Рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа разработана на основе «Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Русский язык», А.К. Аксенова, Н.Г.Галунчикова,  Москва, «Просвещение» 2009....

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс ( индивидуальное обучение, 2 ч. в неделю) учебник М.Ю.Колягина...

Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа  по предмету «Альтернативное чтение» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных особенносте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 8– х классов (индивидуальное обучение)

Программа по английскому языку ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметныхобразовательных результатов, что предполагает организацию ...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс  (индивидуальное обучение)...