Адаптированная программа по литераруре для обучающихся с ОВЗ 8 класс (индивидуальное обучение).
рабочая программа (8 класс)
Адаптированная программа по литературе для обучающихся с ОВЗ 8 класс (индивидуальное обучение). Составила учитель русского языка и литературы Е.Ф. Платонова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_po_literature_8_klass.docx | 61.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по литературе
Индивидуальное обучение (35 час)
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литература» для обучающихся 8 класса с ОВЗ ( индивидуальное обучение )составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). Учебник «Литература. 8 класс» в 2-х частях под редакцией Г.С. Меркина, издательство «Русское слово», 2019г, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с этим изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
• формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
• осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
• формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
• формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
• формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
• формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
• формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Общая характеристика учебного предмета.
В результате обучения по данной программе учащиеся повышают информационную, коммуникативную, деятельностную, культуроведче-
скую, социальную компетентности.
Реализовать личностно-ориентированный подход к обучению помогут учителю Рабочие тетради с дифференцированными, творческими заданиями (издательство «Русское слово»); рубрика учебника «Вопросы и задания», в том числе по краеведению; рубрика «Для вас, любознательные!» может быть использована для индивидуальных заданий. Более подготовленным учащимся можно предложить составлять (подбирая материал) такие рубрики к другим статьям и разделам учебника и затем предоставлять этим ученикам слово на уроке. Обучению творческой литературно-критической деятельности способствуют в учебнике статьи «В мире художественного слова...», сопровождающиеся заданиями разного уровня сложности, которые учитель должен предлагать учащимся с учетом дифференцированного подхода к обучению.
Компетентностный подход – рубрика «Вопросы и задания» (межпредметные и внутрипредметные связи: литература, музыка, ИЗО, история, русский язык); рубрика «В мире художественного слова» (ИВС, интеграция с русским языком, работа с источниками, культура речи).
Системно-деятельностный подход – рубрика «Вопросы и задания» – развитие речи: урок-диалог, урок-экскурсия и т.д.; рубрика «После уроков» – внеурочная деятельность: Игра «Умники и умницы», КВН, литературные гостиные, исследовательские и творческие проекты, конкурсы, коллективные дела (типы и модели) и т.д.
Практико-ориентированный подход – рубрика «Вопросы и задания» урок-практикум; рубрика «Краткий словарь»; рубрика «Живое слово»; рубрика «Пофантазируем!»; рубрика «Советуем прочитать!».
В реализации современных подходов к преподаванию литературы представляет интерес и работа с тестовыми заданиями, которые автор-
составитель учебника Г.С. Меркин предлагает к темам и разделам. Эти тесты могут использоваться как форма текущего и итогового контроля знаний. В пространстве урока рекомендуется практиковать не только устные, но и небольшие письменные ответы на вопросы развивающего характера с последующим их обсуждением и элементами устного рецензирования учащимися лучших ответов своих одноклассников. Для организации работы с текстом учащимся следует в первую очередь предлагать вопросы, которые актуализируют опыт личностного восприятия и развивают аналитические умения .Необходимо при этом ориентировать учащихся на то, чтобы они давали развернутые, доказательные (с опорой на текст) ответы, избегая излишнего пересказа.
Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного ученика. Особая роль практически на каждом уроке литературы отводится развитию речи. Задания, позволяющие повышать речевую культуру школьников, содержатся в рубриках «Живое слово», «Пофантазируем!», «После уроков» и т.д.
Ряд заданий учебника подразумевает включение воображения. Как правило, ученикам предлагается нарисовать иллюстрацию к произведению, самостоятельно написать рассказ и т.д. Особое место в учебнике и в предполагаемых уроках отводится освоению теоретико-литературных понятий, дающих возможность эстететического восприятия и эстетической характеристики изученного произведения.
В учебнике использованы основные способы обеспечения преемственности ступеней образования.
Педагогическая ситуация, при которой ученики воспринимают учебный процесс как равноправное сотрудничество с учителем, создается, когда педагог через систему вопросов и заданий позволяет им прийти к собственным «открытиям». При этом важнейшую роль играет постижение ими эстетической ценности произведения и его нравственных аспектов. Учебник-хрестоматия включает также справочный материал. В содержание самого учебника включены задания и упражнения, позволяющие характеризовать образ героя в единстве с развитием сюжета, своеобразием композиции и языковой художественной системой. Эта возможность моделируется в различных рубриках: «Вопросы и задания», «Живое слово», «В художественном мире произведения».
Важнейшим фактором формирования читателя является развитие возможностей ученика, направленных на понимание и характеристику текста. Приемы понимания текста в учебнике представлены в системе дифференцированных заданий к художественным произведениям, позволяющих каждому ребенку осваивать знания в соответствии с индивидуальными возможностями.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане. В соответствии с учебным планом школы на изучение литературы в 8 классе на базовом уровне отводится 35 часов ( И/О. из расчета 21учебный час в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи. Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5– классов общеобразовательных учреждений основана на применении системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
• –формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• –активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• –построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»;
• - формирование умений и навыков квалифицированного читателя:
• –умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
• –выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть
• – осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава
• повести и пр.);
• – умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
• – умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
• – умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
• – умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
• – умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
• – умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
• – умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
• – умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
• – умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
Введение(1ч.)Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значе-ние художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества (3ч.)Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы (3ч.) «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского»( фрагмент), «Житие Сергия Радонежского».Б.К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский»( фрагмент). Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века .Г. Р. ДЕРЖАВИН ( 2 часа). Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. КАРАМЗИН (3 часа.). Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.Теория: жанр сентиментальной повести. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы 19 века . В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».( 1 час)
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин.», «Смерть Ермака».(2 ч)
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм. Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С.ПУШКИН (8ч.) Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «Бесы», «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (3ч.) Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»
Н.В. ГОГОЛЬ (6ч.) Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации
комический рассказ.Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ (3ч.). Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)
Н.А.НЕКРАСОВ (2 ч.).Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ (2ч.).Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3ч.) Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.Теория литературы: драма. Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (3).Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план сочинения-рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы XX века. М. ГОРЬКИЙ (3ч.).Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
В.В.МАЯКОВСКИЙ (2ч.). Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер». Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) (2ч.) Н.Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2ч.) Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..». М.В.ИСАКОВСКИЙ. ( 2 часа).Основные вехи биографии поэта. Стихотворения : «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М. В, Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики 19 века. Теория литературы: стилизация; устная народная поэзия; тема стихотворения. Развитие речи: выразительное чтение
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М. В. Исаковского»
В.П. АСТАФЬЕВ (3ч.) Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа. Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »; М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.). Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;М.В.Исаковский. «Катюша»; М. Л. Светлов. «Веселая песня»;Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;
Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля» В.С.. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В .Г. РАСПУТИН (3ч.). Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту. Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы. У.ШЕКСПИР (3ч.). Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра). Связь с другими искусствами: история театра.
М.СЕРВАНТЕС (3ч.).Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Теория литературы: роман, романный герой. Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Автором рабочей программы внесены следующие изменения:
Тема | Количество часов |
Введение(1ч.) | 1 |
Из устного народного творчества (3ч.) | 1 |
Из древнерусской литературы (3ч.) | 3 |
Из литературы XVIII века | 2 |
Г. Р. ДЕРЖАВИН | 1 |
Н.М. КАРАМЗИН | 1 |
Из литературы 19 века . | 17 |
В.А.ЖУКОВСКИЙ | 1 |
К.Ф. РЫЛЕЕВ | 1 |
А.С.ПУШКИН (8ч.) | 6 |
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (3ч.) | 1 |
Н.В. ГОГОЛЬ (6ч | 3 |
И.С. ТУРГЕНЕВ (3ч.). | 1 |
Н.А.НЕКРАСОВ (2 ч.). | 1 |
А. А.ФЕТ (2ч.). | 1 |
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3ч.) | 1 |
Л.Н. ТОЛСТОЙ (3). | 1 |
Из литературы XX века. | 10 |
М. ГОРЬКИЙ (3ч.). | 2 |
В.В.МАЯКОВСКИЙ (2ч.). | 1 |
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) (2ч.) | 1 |
Н.Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». | 1 |
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2ч.) | 1 |
М.В.ИСАКОВСКИЙ. ( 2 часа). | 1 |
В.П. АСТАФЬЕВ (3ч.) | 1 |
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.). | 1 |
В .Г. РАСПУТИН (3ч.). | 1 |
Из зарубежной литературы | 2 |
У.ШЕКСПИР (3ч.). | 1 |
М.СЕРВАНТЕС (3ч.). | 1 |
ИТОГО | 35 ч |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром ав-
торов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, ли-
тературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравст-
венных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскры-
тии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние твор-
ческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми-
рование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художествен-
ных образов литературных произведений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС
(по программе под редакцией Г.С. Меркина – 35 часов) . Индивидуальное обучение.
№ п/п | Тема урока | Виды учебной деятельности | Дата проведения. | Домашнее задание |
1 | Введение Художественная литература и история. | Составление вопросов к статье учебника, беседа. | Стр.3-4(изучить) | |
2 | Исторические песни : «Иван Грозный молится о сыне». Периоды создания русских исторических песен. « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка», ( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне. | Работа с учебником, сообщения учителя , выразительное чтение,., исследовательская работа с текстом, беседа | Чтение песен. Прочитать статью «Темы и герои. XVII век. Песня-плач». «Исторические песни XVII века». Вопросы. | |
3 | «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. | Лексическая работа, выразительное чтение, сообщения учителя, исследовательская работа с текстом | Подготовить выразительное чтение «Слова о погибели Русской земли...». | |
4 | «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу | Составление цитатного плана статьи учебника, работа с иллюстрациями учебника, исследовательская работа с текстом, пересказ | Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы». Выразительное чтение. | |
5 | «Житие Александра Невского». Основные проблемы житийной литературы. | Пересказ, выразительное чтение, работа со статьей учебника и иллюстрациями. | Прочитать «Житие Александра Невского». Составить цитатный план. | |
6 | Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Служба, служение, власть и народ. «Вельможа» . Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» | Составление вопросов к статье учебника, ответы на вопросы ,работа с иллюстрациями, выразительное чтение, лексическая работа. | Выразительное чтение, стр.47 (в.4 устно) Наизусть стих. «Памятник», | |
7 | Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика. Образ Лизы. Новый тип героя. Сентиментализм | Работа со статьями и иллюстрациями учебника, составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение, план характеристики образов героев | Прочитать повесть. Стр.65 (в.1,2,3,4,8 устно) Письменно «И бедные тоже любить умеют» | |
8 | Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». | Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы, лексическая работа, работа с репродукциями картин художников. Исследовательская работа. | Стр.72-74 (изучить), выразит.чтение стих.Жуковского (по выбору) | |
9 | К.Ф. Рылеев. Думы «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». | Составление плана статьи учебника, выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин художников. | Стр.97,в.1 устно, повторить биографию А.С. Пушкина. | |
10 | Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « Бесы». | Конструирование вопросов к статье учебника, лексическая работа. Выразительное чтение, беседа, работа со статьёй учебника | Стр.115, вопросы 1-5 устно | |
11 | А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», «Пиковая дама». | Сообщение учителя, пересказ статьи учебника, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа | «Капитанская дочка» 1 гл рассказ о герое. | |
12 | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика. Формирование характера Петра Гринева. | Сообщения учителя , пересказ статьи учебника, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа | Главы 2-5 прочитать Составить цитатный план главы «Поединок» и пересказ главы. | |
13 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости | Составление плана, подбор тезисов, беседа, составление рассказа о герое, исследовательская работа с текстом | Составить характеристику героя по заданному плану. | |
14 | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой. | Работа со статьями учебника, работа с иллюстрациями, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов повести, беседа | Образ Маши Мироновой. Письменно характеристику | |
15 | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева. | Работа со статьями учебника, работа с иллюстрациями, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов повести, беседа | Стр.232 вопросы 3,4 устно сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | |
16 | Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве. Поэма «Мцыри». Основные мотивы, художественная идея и средства ее выражения. Образ-персонаж, образ- пейзаж. «Мцыри – любимый идеал поэта»- В.Белинский. | Составление тезисного плана статьи учебника, выразительное чтение, беседа . | Выразительное чтение поэмы. Отрывок наизусть. | |
17 | Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Петербург в жизни Гоголя. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор» | Составление вопросов к статье учебника, построение диалога, работа с портретом писателя, лексическая работа Комментированное чтение, исследовательская работа с текстом. Подготовка вопросов для обсуждения | Прочитать 1 и 2 действия комедии. Сообщение об образе Хлестакова. | |
18 | Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.Хлестаковщина как общественное явление | Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, лексическая работа. | Дочитать комедию до конца. подготовить сообщения по образам чиновников | |
19 | Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора. | Выразительное чтение по ролям, беседа, составление цитатного плана-характеристики образа героя | Стр. 378 (в.3,5,6,7 устно). Сочинение | |
20 | Тургенев И.С. Произведения писателя о любви. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность , противоречивость характера – основное в образе героини.Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. | Тезисный план, выразительное чтение, беседа, исследовательская работа с текстом, пересказ, лексическая работа | Озаглавить части повести, Составить цитатный портрет Аси (глава 2). | |
21 | Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны» . «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова | Составление тезисного плана статьи учебника, выразительное чтение, лексическая работа, беседа | Наизусть выучить стихотворение Некрасова (по выбору). | |
22 | Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы» «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета | Лексическая работа, составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями, беседа, исследовательская работа с текстом | Стр. 75, вопрос 7 устно.Составить план статьи. Наизусть по выбору. | |
23 | Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. Пьеса –сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Особенности конфликта пьесы- сказки. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки | Работа со статьей учебника, заполнение рефлексивной таблицы, беседа. Лексическая работа (эгоизм, лицемерие) | Прочитать пьесу «Снегурочка». Стр.97-103 прочитать. Ответить на вопросы. | |
24 | Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. | Составление рассказа о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, выразительное чтение, пересказ, лексическая работа, беседа. | Стр.117, вопросы 3,5 устно. Пересказ. | |
25 | Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра». | Художественный пересказ, беседа, работа со статьей учебника, выразительное чтение, работа с иллюстрациями | Ответить на вопросы. Подготовить пересказ легенды о Лойко и Радде. | |
26 | Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа «Мой спутник» | Работа со статьей учебника, выразительное чтение,работа с иллюстрациями, беседа | Прочитать рассказ «Мой спутник» | |
27 | Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям» | Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, слайдовой презентации. | Стр. 190, вопросы 1-5 устно. Наизусть | |
28 | Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей . Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. | Выразительное чтение, лексическая работа, беседа. Составление плана статьи учебника. | Чтение рассказов. Стр. 205, вопросы 9, 10,11, 12 устно. | |
29 | Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта | Составление плана статьи учебника, рассказа о поэте, выразительное чтение, прослушивание музыкальных произведений, беседа | Наизусть стихотворение Заболоцкого по выбору. | |
30 | М. В. Исаковский. Основные вехи биографии. Стихотворения «»Враги сожгли родную хату». «Три ровесницы» «Катюша». Продолжение традиций устной народной поэзии. | Беседа, работа со статьей учебника, выразительное чтение | Наизусть | |
31 | Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». ». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав | Составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя | Стр. 248, вопросы 1,2 устно | |
32 | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Образ бабушки и учителя. Проблема нравственной памяти. | Исследовательская работа с текстом, художественный пересказ глав книги «Последний поклон», беседа | Стр. 270, вопросы 6-11 | |
33 | Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского» Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. | Работа со статьей учебника, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с портретом писателя, беседа , лексическая работа. | Дочитать. Стр. 303, вопросы 1,2 устно, вопрос 4 письменно | |
34 | Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».. Певец великих чувств и вечных тем. Основной конфликт пьесы. Проблема отцов и детей. | Работа с материалами учебника . Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учащихся, беседа | Срт.340-344, изучить. Прочитать трагедию. Цитатный план характеристики главного героя | |
35 | Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа..Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство | Составление плана рассказа о писателе, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями, сообщение учителя. | Стр.359, вопросы 1,2 устно Художественный пересказ гл 4 части 1 | |
36 | Подведение итогов. Отзыв о прочитанном произведении. Рекомендация книг для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по математике для обучающихся 10 - 12 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная Адаптированная программа по математике для 10-12 классов составленаВалах Е.В., разработана на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ...
Рабочая программа по письму и развитию речи 5 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа разработана на основе «Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида».«Письмо и развитие речи». А. К. Аксёнова, Москва, «Просвещение», 2010 г.Программа рас...
Рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа разработана на основе «Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Русский язык», А.К. Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Москва, «Просвещение» 2009....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс ( индивидуальное обучение, 2 ч. в неделю) учебник М.Ю.Колягина...
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год разработана с учетом уровня подготовки и индивидуальных особенносте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 8– х классов (индивидуальное обучение)
Программа по английскому языку ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметныхобразовательных результатов, что предполагает организацию ...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)...