Адаптированные программы
рабочая программа
Адаптированные программы по коррекционным курсам для обучающихся с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots-byt_8.3.docx | 38.84 КБ |
sensornoe_razvitie_8.4.docx | 41.77 КБ |
8.2_sots-byt.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрено. Руководитель ШМО НК МКОУ «ООШ № 9» _________ /Сахарова И.В. / Протокол № ___ от «31» августа 2021 г | Согласовано. Зам. директора по УР МКОУ «ООШ № 9» _________/И.Н.Бирючинских / «31» августа 2021 | Утверждено. Директор МКОУ «ООШ № 9» ________/Т.Н.Шмыглева/ «31» августа 2021 г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса
«Социально-бытовая ориентировка»
для обучающихся с РАС
(вариант 8.3)
1 класс (второй год обучения)
Составитель:
Жиляева О.И. – дефектолог РК
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика предмета.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
Основной целью является формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие задачи:
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально – бытовой деятельности;
- развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Место коррекционного курса в учебном плане: 33 занятия в год (1 занятие в неделю).
Личностные и предметные результаты изучения курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- иметь представления о назначении объектов изучения;
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
- владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)
- иметь представления об уходе за одеждой и обувью
- иметь представления об Улице и ее частях
- иметь представления о видах жилых помещений в городе
- применять элементарные практические навыки с помощью учителя
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- участвовать в практической деятельности,
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Описание места коррекционного курса
«Социально-бытовая ориентировка» в учебном плане:
На изучение курса отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Итого по учебному графику: ч
По плану: 1 четверть – 7 ч 2 четверть – 9 ч 3 четверть – 9 ч 4 четверть – 8 ч Итого:33часа | По графику: 1 четверть – ч 2 четверть – ч 3 четверть – ч 4 четверть – ч Итого: час |
№ | Разделы курса | Кол-во часов | Содержание | Из Программы воспитания |
1 | Культура поведения | 5 часов |
|
|
2 | Личная гигиена | 12 часов |
|
|
3 | Уход за одеждой и обувью | 8 часов |
|
|
4 | Улица и жилище | 8 часов |
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Социально-бытовая ориентировка» является создание развивающей предметно-пространственной среды.
Направления коррекционно-развивающей работы | Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация | Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой |
Мыслительные операции | Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память | Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты |
Пространственные представления | Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Временные представления | Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации |
Конструктивный праксис | Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами |
Развитие общей и ручной моторики | Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ п.п. | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт | Тип занятия | Виды деятельности | Средства обучения | ||||
1 раздел. Культура поведения | |||||||||||
1 | Школа хороших манер. | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||||||
2 | Приветственные жесты. | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||||||
3 | Поведение при встрече и расставании | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||||||
4 | Правила поведения на улице | 1 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||||||
5 | Поведение в гостях. | 1 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | |||||||
2 раздел. Личная гигиена | |||||||||||
6 | Чистюля – грязнуля | 1 | Урок - игра | Совместно с учителем разучивать правила поведения | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||||||
7 | Предметы личной гигиены | 1 | Урок методологической направленности | Совместно с учителем разучивать правила поведения | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||||||
8 | «Чистые руки» | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||||||
9 | Умывание с мылом и без мыла | 1 | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | |||||||
10 | Расчёсывание расчёской и щёткой для волос. | 1 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | |||||||
11 | Чтобы ногти были чистыми и красивыми | 1 | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | |||||||
12 | Средства ухода за зубами. Я умею чистить зубы | 1 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | |||||||
13 | Средства ухода за ушами. Я умею чистить уши | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||||||
14 | Бережём зрение. Гимнастика для глаз | 1 | Практическое занятие | Использование умений на практике | |||||||
15 | Я смотрю мультфильмы | 1 | Практическое занятие | Использование умений на практике | |||||||
16 | Обобщающий урок | 1 | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | |||||||
17 | «Путешествие в страну Гигиены» | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||||||
3 раздел. Уход за одеждой и обувью | |||||||||||
18 | Обувь и её значение. Подбор обуви. | 1 | Урок - игра | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||||||
19 | Надевание и застёгивание обуви | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||||||
20 | Уход за различного вида обувью | 1 | Урок общеметодологической направленности | Использование умений на практике | |||||||
21 | Одежда и её значение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||||||
22 | Способы расстегивания и застёгивания одежды | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||||||
23 | Складывание одежды | 1 | Инсценировка | Активное участие в ситуации | |||||||
24 | Подбор одежды и головных уборов | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||||||
25 | Повседневный уход за одеждой | 1 | Урок общеметодологической направленности | Использование умений на практике | |||||||
4 раздел. Улица и жилище | |||||||||||
26 | Транспорт. Виды транспорта | 1 | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||||||
27 | Поведение в транспорте | 1 | Урок смешанного типа | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |||||||
28 | Дидактическая игра «Пассажиры» | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||||||
29 | Дидактическая игра «Пассажиры» | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||||||
30 | Жилое помещение (различие комнат) | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||||||
31 | Обстановка. Мебель. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||||||
32 | Рабочий ученический уголок. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||||||
33 | Уборка помещения | 1 |
| Инсценировка | Использование умений на практике |
Формы текущего контроля
Контрольно-оценочная деятельность | ||
Дата | Достаточный уровень | Минимальный уровень |
1 четверть | ||
Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала | |
2 четверть | ||
Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала | |
3 четверть | ||
Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала | |
4 четверть | ||
Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
По окончании 1 класса обучающийся может:
- соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды;
- владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный, вежливый разговор с товарищами, взрослыми;
- знать правила уличного движения и поездки в городском транспорте;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образорввания обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
2. Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева «Социально бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
3. А.М.Щербакова. Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,
пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры, карточки с символами, коммуникативная доска
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрено. Руководитель ШМО НК МКОУ «ООШ № 9» _________ /Сахарова И.В. / Протокол № 1 от «___» августа 2021 г. | Согласовано. Зам. директора по УР МКОУ «ООШ № 9» _________/И.Н.Бирючинских / «__» августа 2021 г. | Утверждено. Директор МКОУ «ООШ № 9» ________/Т.Н.Шмыглева/ « » августа 2021 г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса
«Сенсорное развитие»
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4)
1 класс (второй год обучения)
Составитель:
Жиляева О.И. - дефектолог РК
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Сенсорное развитие» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) составлена для 1 дополнительного класса второго года обучения.
Цель: на основе создания оптимальных условия познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
- формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
- развитие слухового восприятия;
- исправление недостатков моторики;
- коррекция зрительно-моторной координации;
- обогащение словарного запаса детей;
Личностные планируемые результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
- Использование доступных жестов для передачи сообщения.
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный, невербальный и жестовый материал в коммуникативных ситуациях.
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
-умеет соотносить и знает цвета;
-имеет представление о величине и форме предметов;
-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;
-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;
-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.
Описание места коррекционного курса «Сенсорное развитие»
в учебном плане:
На изучение курса отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Итого по учебному графику: 31 ч (1 праздничный день в третьей четверти и 1 в четвёртой четверти)
По плану: 1 четверть – 7 ч 2 четверть – 9 ч 3 четверть – 8 ч 4 четверть – 9 ч Итого:33 часа | По графику: 1 четверть – 7 ч 2 четверть – 9 ч 3 четверть – 7 ч 4 четверть – 8 ч Итого:31час |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель: обогащение чувственного опыта.
Основные задачи:
- Обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов.
- Формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом.
- Формирование и расширение набора доступных бытовых навыков и произвольных практических действий.
- Формирование навыков предметно-практической и познавательной деятельности.
Содержание коррекционного курса представлено следующими обязательными
разделами:
1. «Развитие моторики» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.
2. «Развитие тактильно-двигательного восприятия» для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира.
3.«Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
4.Раздел «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять серийные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
5.Раздел «Развитие зрительного восприятия» предусматривает развитие своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.
6. Раздел «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
7.Раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти» предполагает комплексный подход к нарушениям слухового восприятия.
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Из программы воспитания |
1 | Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие. | 4 ч | В мире звуков (знакомство с окружающими звуками, звучанием различных предметов) Игры с прищепками (учимся прикреплять прищепки, прикреплять с их помощью недостающие детали к фигурам) | - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; |
2 | Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие. | 5ч | Цветик-семицветик (смешивание красок, игры с разноцветной водой) Игры с песком, фасолью, с мозаикой, кубиками | - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; |
3 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций | 6ч | Поиск волшебных предметов (в коробке с фасолью ищем разные по форме и размеру фигуры) Игры с кубиками (собираем кубики в ряд, колонну, строим пирамиду) | - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; |
4 | Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов | 10ч | Пуговка (застёгиваем и расстёгиваем пуговицы на тряпичных фигурах) Строим дом (выкладываем деревянные кубики, строим из них башни) Повторяй за мной движения (учимся повторять позу, держать тело в определённой позе) Представление о размере (выбираем из нескольких один наименьший предмет, затем наибольший) | - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; |
5 | Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия. | 4ч | Повторяй за мной (учимся держать позу, повторять движения) В мире звуков (учимся находить одинаковые по звуку предметы) | соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); |
6 | Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений | 4ч | Игры с прищепками (снимаем и прикрепляем прищепки) Шнуровочка (учимся выполнять шнуровку) Громкие и тихие звуки (определяем громкие и тихие звуки ) | - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; |
Всего часов: | 33 ч |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1 | Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие. | 5ч | 1ч | 2ч | 1ч | 1ч |
2 | Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие. | 5ч | 1ч | 2ч | 1ч | 1ч |
3 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций | 6ч | 1ч | 1ч | 2ч | 1ч |
4 | Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов | 10ч | 3ч | 2ч | 3ч | 2ч |
5 | Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия. | 4ч | 1ч | 1ч | 1ч | 1ч |
6 | Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений | 3ч | 1ч | 1ч | 1ч | |
Всего часов: | 33 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | |||
Личностные | Коррекционные (предметные) | Базовые учебные действия | ||||||
1 четверть (7 часов) | ||||||||
1 2 3 | Знакомство с миром звуков. Звук барабана и звук бубна. Звуки колокольчиков. | 7.09 14.09 21.09 | 3 | Проявляет собственные чувства. | Развитие представления о различных звуках | Способен реагировать на громкие звуки, фиксировать взгляд на источнике звука | ||
4 5 | Игры с прищепками «Стирка». Игры с прищепками «Конструктор» | 28.09 5.10 | 2 | Принимает участие в коллективных играх. | Развитие мелкой моторики, хватательных навыков. Развитие мышечного тонуса кистей рук | Умеет сжимать и разжимать прищепки, фиксировать их правильном положении. | ||
6 7 | Цветик-семицветик. Рисуем осень красками. | 12.10 19.10 | 2 | Способен совершать действия по инструкции | Развитие зрительного восприятия | Умеет различать цвета красок. | ||
2 четверть (9 часов) | ||||||||
8 9-10 | Рисование пальчиками. Игры с фасолью, мозаикой, кубиками | 2.11 9.11 16.11 | 1 2 | Способен слушать учителя, понимать инструкцию. | Развитие тактильных ощущений. | Умеет манипулировать с предметами, пользоваться дидактическими игрушками по назначению | ||
11-13 | Поиск волшебных предметов | 23.11 30.11 7.12 | 3 | Способен выполнять простую инструкцию, усидчив на уроке. | Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога | ||
14-16 | Игры с кубиками | 14.12 21.12 28.12 | 3 | Умеет манипулировать с предметами. Усидчив на уроке. | Развитие моторной сферы, тактильных ощущений | Захватывает предметы | ||
3 четверть (8 часов) | ||||||||
17-19 | Пуговка. Собери детали «лего». | 18.01 25.01 1.02 | 3 | Понимает инструкцию, выполняет действия с предметами. | Развитие мелкой моторики | Способен удерживать мелкие предметы в руках. | ||
20-22 | Строим дом из конструктора. | 8.02 22.02 1.03 | 3 | Умеет слушать инструкцию | Развитие моторной сферы | Умеет захватывать предмет и выполнять простые манипуляции в соответствии с инструкции | ||
23 24 | Представление о размере. Длинный и короткий. | 8.03 15.03 | 2 | Устанавливает и поддерживает контакт с учителем. | Развитие тактильных ощущений и зрительного восприятия | Различает размеры предметов. | ||
4 четверть (9 часов) | ||||||||
25. 26 27 | Маленький и большой. Повторяй за мной. Движения перед зеркалом. | 5.04 12.04 19.04 | 3 | Принимает участие в коллективных играх. | Укрепление мышечного тонуса, развитие концентрации внимания | Умеет повторять движения по примеру, удерживать позу | ||
28-29 | Звукоподражание – домашние животные. Звукоподражание – бытовые звуки. | 26.04 3.05 | 2 | Охотно участвует в совместной деятельности. | Развитие слухового внимания, моторной сферы | Умеет манипулировать со звучащими предметами | ||
30 | Игры с пинцетом. | 10.05 | 1 | Умеет аккуратно обращаться с предметами быта. | Развитие тактильного восприятия. Развитие мелкой моторики ,повышение мышечного тонуса кистей рук. | Умеет прикреплять прищепки и снимать их. | ||
31 | Шнуровка | 17.05 | 1 | Испытывает потребность в новых знаниях. | Развитие хватательных операций, мелкой моторики | Захватывать шнурок и вставляет в отверстие | ||
32 | Громкие и тихие звуки | 24.05 | 1 | Способен вступать в коллективную работу, принимать правила игры. | Развитие внимания, слухового восприятия. | Имеет представление о многообразии звуков | ||
33 | Итоговая диагностика | 24.05 | 1 | Выполнять пробы |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- компьютер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины), звучащие предметы, предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой̆ величины), крупные пазлы, разрезные картинки, дидактические игры, мозаика, кубики;
- продукты с различными вкусовыми качествами; стеклянные баночки с запахами.
- Вспомогательные средства невербальной коммуникации: специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы рисунков)
- презентации по темам.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрено. Руководитель ШМО НК МКОУ «ООШ № 9» _________ / Сахарова И.В. / Протокол № ___ от «31» августа 2021 г. | Согласовано. Зам. директора по УР МКОУ «ООШ № 9» _________/И.Н.Бирючинских / «31» августа 2021 г. | Утверждено. Директор МКОУ «ООШ № 9» ________/Т.Н.Шмыглева/ «31» августа 2021 г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса
«Социально-бытовая ориентировка»
для обучающихся с РАС
(вариант 8.2)
1 класс (второй год обучения)
Составитель:
Жиляева О.И. – дефектолог РК
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, , планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика предмета.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
Цель – формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
Задачи:
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально – бытовой деятельности;
- развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Место коррекционного курса в учебном плане: 33 занятия в год (1 занятие в неделю), всего 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты изучения курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- иметь представления о назначении объектов изучения;
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
- владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)
- иметь представления об уходе за одеждой и обувью
- иметь представления об Улице и ее частях
- иметь представления о видах жилых помещений в городе
- применять элементарные практические навыки с помощью учителя
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- участвовать в практической деятельности,
С учётом психофизических особенностей обучающихся
личностные результаты включают:
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Описание места коррекционного курса
«Социально-бытовая ориентировка» в учебном плане:
На изучение курса отведено 32 часа, 1 час в неделю, 33учебные недели.
Итого по учебному графику: 33 ч
По плану: 1 четверть – 8 ч 2 четверть – 8 ч 3 четверть – 9 ч 4 четверть – 8 ч Итого:33 часа | По графику: 1 четверть – 8 ч 2 четверть – 8 ч 3 четверть – 9 ч 4 четверть – 8 ч Итого: 33 часа |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ | Разделы курса | Кол-во часов | Содержание | Из Программы воспитания |
1 | Культура поведения | 5 часов |
|
|
2 | Личная гигиена | 12 часов |
|
|
3 | Уход за одеждой и обувью | 8 часов |
|
|
4 | Улица и жилище | 8 часов |
|
|
Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Формирование коммуникативного поведения» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы | Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация | Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой |
Мыслительные операции | Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память | Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты |
Пространственные представления | Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Временные представления | Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации |
Конструктивный праксис | Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами |
Развитие общей и ручной моторики | Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ п.п. | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт | Тип занятия | Виды деятельности | Средства обучения |
1 раздел. Культура поведения | |||||||
1 | Школа хороших манер. | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||
2 | Вежливые слова | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||
3 | Поведение при встрече и расставании | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||
4 | Правила поведения на улице | 1 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||
5 | Поведение в гостях. | 1 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | |||
2 раздел. Личная гигиена | |||||||
6 | Чистюля – грязнуля | 1 | Урок - игра | Совместно с учителем разучивать правила поведения | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||
7 | Предметы личной гигиены | 1 | Урок методологической направленности | Совместно с учителем разучивать правила поведения | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||
8 | «Чистые руки» | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||
9 | Умывание с мылом и без мыла | 1 | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | |||
10 | Расчёсывание расчёской и щёткой для волос. | 1 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | |||
11 | Чтобы ногти были чистыми и красивыми | 1 | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | |||
12 | Средства ухода за зубами. Я умею чистить зубы | 1 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | |||
13 | Средства ухода за ушами. Я умею чистить уши | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||
14 | Бережём зрение. Гигиена зрения | 1 | Практическое занятие | Использование умений на практике | |||
15 | Как смотреть мультфильмы «Уход за глазами» | 1 | Практическое занятие | Использование умений на практике | |||
16 | Обобщающий урок | 1 | Практическое занятие | Активное участие в ситуации. | |||
17 | «Путешествие в страну Гигиены» | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||
3 раздел. Уход за одеждой и обувью | |||||||
18 | Обувь и её значение. Подбор обуви. | 1 | Урок - игра | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||
19 | Надевание и зашнуровывание обуви | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||
20 | Уход за различного вида обувью | 1 | Урок общеметодологической направленности | Использование умений на практике | |||
21 | Одежда и её значение | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||
22 | Способы расстегивания и застёгивания одежды | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||
23 | Складывание одежды | 1 | Инсценировка | Активное участие в ситуации | |||
24 | Подбор одежды и головных уборов | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||
25 | Повседневный уход за одеждой | 1 | Урок общеметодологической направленности | Использование умений на практике | |||
4 раздел. Улица и жилище | |||||||
26 | Транспорт. Виды транспорта | 1 | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||
27 | Поведение в транспорте | 1 | Урок смешанного типа | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |||
28 | Дидактическая игра «Пассажиры» | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||
29 | Дидактическая игра «Пассажиры» | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |||
30 | Жилое помещение (квартира, комната) «Адрес моего места жительства». | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||
31 | Обстановка. Мебель. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | |||
32 | Рабочий ученический уголок. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | ||
33 | Уборка помещения | 1 |
| Инсценировка | Использование умений на практике |
Формы текущего контроля
Контрольно-оценочная деятельность | ||
Дата | Достаточный уровень | Минимальный уровень |
1 четверть | ||
Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала | |
2 четверть | ||
Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала | |
3 четверть | ||
Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала | |
4 четверть | ||
Использование умений на практике | Усвоение теоретического материала |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
По окончанию 1 класса обучающийся может:
- соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды;
- владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный, вежливый разговор с товарищами, взрослыми;
- знать правила уличного движения и поездки в городском транспорте;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образорввания обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
2. Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева «Социально бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
3. А.М.Щербакова. Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,
пальчиковый театр «Репка», плоскостные игрушки, настольные игры, карточки с символами, коммуникативная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы
Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММЕ КРО по математике для 5 класса
Предложенная рабочая программа рассчитана на учащихся, имеющих ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что, в свою очередь, ведет ...
Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...
рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида
рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...