Проект мыловарение с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Мыло ручной работы – частичка души в руках…»
проект
Психолого - педагогический подход к работе с детьми предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для развития и реабилитации ребенка. Занятия по формированию предметно-практической деятельности оказываются достаточно эффективным средством оптимизации развития.
Каждый ребенок, независимо от тяжести его проблем, является человеком, личностью. А для любого человека важно ощущение значимости, уважение других членов общества, реализация собственного творческого потенциала. И занятия педагога – психолога направлены именно на то, чтобы помочь ребенку реализовать эти потребности.
Каждый ребенок уникален и обладает творческим потенциалом, включающим множество возможностей. У каждого человека есть свои интересы, и он способен выразить себя через творчество, человек с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) – не исключение! Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребенка с ТМНР, и если это удается, ребенок совсем по-другому себя чувствует, что зачастую отражается на его поведении.
Занятия ручной деятельностью – это сложный, многогранный процесс, который позволяет в работе с детьми, имеющими нарушения развития, влиять на общую активность ребенка, на формирование и развитие его эмоциональной сферы, восприятия, внимания, памяти, мышления, двигательной и оптомоторной координации.
В последнее время стало распространенным такое хобби, как мыловарение. Это интересное и творческое занятие, которое поможет детям раскрыть свои творческие способности, позволяет фантазировать и экспериментировать. Мыловарение – это не просто продуктивная деятельность, целью которой является приобретение и развитие определенных навыков, это творческий процесс, в который вовлекается как взрослый, так и ребенок. Уникальность мыла, приготовленного своими руками, заключается не только в том, что оно состоит из натуральных и полезных компонентов, но и в том, что рецептура такого мыла очень гибкая. Здесь можно дать волю фантазии и вкусу, подобрать свой неповторимый букет составляющих и создать собственный рецепт мыла.
Основной принцип успешных занятий по мыловарению – «следование за ребенком, использование его мотивации».
«Следование за ребенком, использование его мотивации, учет его возможностей темперамента позволяют создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка с особым развитием». Важно подстроить многообразие методов обучения под каждого конкретного ребенка, адаптировать методы к реальным обстоятельствам и стараться, чтобы они соответствовали целостной программе.
Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mylo.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДТСЗН ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «НАШ ДОМ»
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
(ГБУ ЦССВ «НАШ ДОМ»)
Проект
мыловарение с детьми
с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
«Мыло ручной работы – частичка души в руках…»
Подготовили:
Герасимова Ю.А.
Дунцева Е.П.
2022 г.
- Пояснительная записка.
Актуальность написания проекта.
Психолого - педагогический подход к работе с детьми предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для развития и реабилитации ребенка. Занятия по формированию предметно-практической деятельности оказываются достаточно эффективным средством оптимизации развития.
Каждый ребенок, независимо от тяжести его проблем, является человеком, личностью. А для любого человека важно ощущение значимости, уважение других членов общества, реализация собственного творческого потенциала. И занятия педагога – психолога направлены именно на то, чтобы помочь ребенку реализовать эти потребности.
Каждый ребенок уникален и обладает творческим потенциалом, включающим множество возможностей. У каждого человека есть свои интересы, и он способен выразить себя через творчество, человек с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) – не исключение! Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребенка с ТМНР, и если это удается, ребенок совсем по-другому себя чувствует, что зачастую отражается на его поведении.
Занятия ручной деятельностью – это сложный, многогранный процесс, который позволяет в работе с детьми, имеющими нарушения развития, влиять на общую активность ребенка, на формирование и развитие его эмоциональной сферы, восприятия, внимания, памяти, мышления, двигательной и оптомоторной координации.
В последнее время стало распространенным такое хобби, как мыловарение. Это интересное и творческое занятие, которое поможет детям раскрыть свои творческие способности, позволяет фантазировать и экспериментировать. Мыловарение – это не просто продуктивная деятельность, целью которой является приобретение и развитие определенных навыков, это творческий процесс, в который вовлекается как взрослый, так и ребенок. Уникальность мыла, приготовленного своими руками, заключается не только в том, что оно состоит из натуральных и полезных компонентов, но и в том, что рецептура такого мыла очень гибкая. Здесь можно дать волю фантазии и вкусу, подобрать свой неповторимый букет составляющих и создать собственный рецепт мыла.
Основной принцип успешных занятий по мыловарению – «следование за ребенком, использование его мотивации».
«Следование за ребенком, использование его мотивации, учет его возможностей темперамента позволяют создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка с особым развитием». Важно подстроить многообразие методов обучения под каждого конкретного ребенка, адаптировать методы к реальным обстоятельствам и стараться, чтобы они соответствовали целостной программе.
Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
- Цели и задачи проекта
Цели:
- изучить процесс изготовления мыла;
- развивать положительное отношение ребенка к предметно-практической деятельности посредством следования за интересами ребенка и развитию собственной мотивации;
- освоение повторяющихся действий – наливать, переливать из одной ёмкости в другую;
- связать отдельные действия, получить последовательность из нескольких действий в смысловом контексте;
- получать удовольствие от процесса, результата и социально значимую реакцию.
Задачи:
- развивать волевые качества, самостоятельность, умение преодолевать трудности (через решение проблемных ситуаций);
- создание условий для творческого самовыражения ребенка, выявления его внутренних возможностей;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- развивать у воспитанников такие качества, как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, усидчивость, старательность в работе;
- учить работать вместе, в коллективе детей;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
- развивать устойчивый интерес к творчеству;
- создавать условия выбора для воспитанников;
- обогащать словарный запас воспитанников (у говорящих детей); развивать коммуникативные способности с использованием альтернативных и дополнительных средств коммуникации (у неговорящих детей);
- развивать умения следовать устным инструкциям;
- развивать и закреплять умение обращаться за помощью.
- Теоретическое обоснование
Одним из наиболее востребованных видов творчества является мыловарение. Сегодня мыло занимает прочные позиции в повседневной жизни, это необычное средство гигиены и не только средство гигиены. Создавая красивую вещь своими руками, видя результат своей работы, дети получают положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение.
Отличительной особенностью проекта является обогащение у детей с ТМНР сенсорного опыта, развитие зрительного внимания, развитие обоняния, развитие мелкой моторики рук, освоение различных манипуляций с предметами, направленные на установление связи «действие-результат», ароматерапевтическое воздействие, создание возможности для особого ребенка реализовать свой творческий потенциал.
Опыт совместного с детьми мыловарения показывает, что и дети и взрослые от этого творческого процесса получают огромное удовольствие и массу положительных эмоций. Это настоящее волшебство для ребенка, ведь только этим можно объяснить превращение бесформенной бесцветной массы в ароматные разноцветные фигурки, которыми потом можно мыть руки и мыться, а если очень жалко, то просто любоваться ими. Дети с большим интересом погружаются в новый, неизведанный ранее мир мыловарения. Занятия проходят в теплой атмосфере, с огромным удовольствием от изготовления уникального мыла. Процесс изготовления затягивает, а комната наполняется волшебными ароматами масел, живыми запахами трав, цветов и пряностей.
У ребенка с особенностями развития собственная активность снижена, в связи с чем требуется постоянная стимуляция и мотивация.
- Содержательные аспекты проекта
Проект мыловарение предназначен для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР).
Возраст воспитанников, которые будут принимать участие в занятиях по мыловарению – от 12 до 21 года.
Срок реализации проекта – 1 год. Количество занятий в неделю – 1. Наполняемость группы – до 3 человек. Форма занятий – практическая.
Отслеживание результатов / показатели самостоятельности воспитанников.
Показатели самостоятельности воспитанника (ПС) | Условные обозначения |
| ! |
| |
- со значительной помощью взрослого | п/п |
- с частичной помощью взрослого | п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
- по подражанию или по образцу | о |
- самостоятельно | с |
- Технологии изготовления мыла
Для изготовления мыла необходимо качественное сырье (мыльная основа, ароматизатор, косметическая отдушка, краситель).
Изделие должно иметь практическую значимость (для личной гигиены).
Чтобы желаемая работа выглядела эстетично, нам понадобилось:
• микроволновка;
• миски для смешивания ингредиентов;
• нож, ложки;
• разделочная доска;
• форма для заливки мыла;
• мыльная основа прозрачная или матовая (в состав матовой входит двуокись титана);
• пищевой краситель;
• ароматизатор;
• разные добавки (люфа, отруби, блестки);
• эфирные масла.
Общий рецепт для создания мыла:
1. Мыльную основу порезать на мелкие кусочки и растопить в микроволновой печи (около 1 минуты);
2. В расплавленную основу добавить ароматизатор, краситель и подготовленные добавки;
3. Тщательно перемешать;
4. Приготовленную форму обезжирить спиртом (сбрызнуть из пульверизатора);
5. Разлить приготовленную мыльную основу по формам;
6. Сбрызнуть поверхность мыла спиртом из распылителя;
5. Дать застыть. Примерное время от 15 до 40 минут;
6. Аккуратно достать мыло из формы.
Важно знать:
1. Нельзя допускать закипания основы;
2. Красителей должно быть в меру, иначе пена будет окрашиваться;
3. Нельзя смешивать эфирные масла с искусственными ароматизаторами;
4. Перед тем как залить мыльную основу в форму, форму необходимо обезжирить.
Увеличение самостоятельных действий особого ребенка расширяет круг его возможностей и необходимо для его творческого самовыражения.
- Заключительный этап
По итогам работы планируется проведение выставки работ в технике мыловарения и ярмарки.
Результаты любых видов творчества, доступных ребенку с особенностями, практически бессмысленны, если не имеют отклика у людей и им не находится места в окружающей ребенка жизни.
В процессе коррекционных и развивающих занятий необходимо поддерживать и стимулировать творческие проявления ребенка, развитие его самостоятельности, заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, способствующей его самовыражению и дающей красивый и достойный результат.
Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям.
Список литературы
- Водинская М.В., Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. – М., 1986.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.— М.: Академия, 2001.
- Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. Бессознательное/ Сборник.— Новочеркасск, 1994.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие — М.: Академия, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...
«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)...
Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью...
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...
«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»
В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...
Внеурочное занятие «Мыло ручной работы- частичка души в наших руках»
Тема: «Мыло ручной работы- частичка души в наших руках»Цель: Изготовление мыла ручной работы и оформление подарка.Задачи:Познакомить с историей возникновения, производством, составом мыла,...